Способ освоения участков лесного фонда, примыкающих к охранным зонам линейных сооружений
Изобретение относится к лесозаготовительной промышленности, в частности к способам разработки участков лесного фонда, примыкающих к охранным зонам линейных сооружений. При организации освоения изучают материалы лесоустройства, схемы расположения просек охранных зон линейных сооружений (воздушных линий электропередачи (ВЛ), трубопроводного транспорта, линий связи и т.п.), таксационные характеристики лесонасаждений. Затем в соответствии с решаемыми задачами заготовки древесины и проведения лесовосстановительных работ, разрабатывают схему устройства магистральных трелевочных волоков, ориентируя их в направлении просек охранных зон линейных сооружений. По краям просек проектируют прокладку лесовозных дорог. В соответствии с разработанной схемой осуществляют освоение сформированных участков лесного фонда. Полотно лесовозных дорог и их обочины периодически (2-3 раза в летний сезон) очищают от поросли с помощью бульдозера или грейдера, поддерживая их в минерализованном состоянии. Предложенный способ освоения участков лесного фонда позволит сократить площадь вырубки леса, сохранив его экологическую составляющую, при этом обеспечит формирование противопожарных разрывов. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к лесозаготовительной промышленности, в частности к способам разработки участков лесного фонда.
Известен способ рубки и ухода в средневозрастных насаждениях (Ав. св. СССР №812232, А 01 G 23/00, БИ №10, 1981), включающий разбивку насаждений на участки, формирование технологических коридоров и выборочную рубку ухода по всем участкам.
Недостатком этого способа является большая площадь вырубки, связанная с увеличенной шириной технологических коридоров и прокладкой лесовозных дорог.
Наиболее близким по существу предлагаемого способа является «Способ освоения участков лесного фонда» (пат. РФ №2175830, А 01 G 23/00, БИ №32, 2001). Согласно данному способу квартал или группа кварталов разбиваются на участки леса, образованные путем объединения выделов для проведения рубки промежуточного и главного пользования.
Недостатком данного способа является необходимость прокладки по территории лесного фонда лесовозных дорог, что связано с большими затратами на вырубку леса и раскорчевку пней, а также возмещение ущерба экологии.
Целью изобретения является снижение затрат на освоение участков лесного фонда, а также уменьшение пожароопасности на формируемых участках.
Эта цель достигается тем, что в известном способе освоения участков лесного фонда, включающем формирование участков объединением выделов, согласно изобретению при формировании участков магистральные трелевочные волоки и/или технологические коридоры устраивают в направлении просек охранных зон линейных сооружений, например воздушных линий электропередачи, а лесовозные дороги прокладывают на нелесных землях охранных зон, при этом лесовозные дороги устраивают с обеих сторон просек поддерживают в минерализованном состоянии.
Положительный эффект от применения предлагаемого способа освоения участков лесного фонда и состоит в том, что устройство магистральных трелевочных волоков и технологических коридоров в направлении просек охранных зон линейных сооружений в сочетании с использованием этих просек, расположенных на нелесных землях для прокладки лесовозных дорог, позволяет сократить площадь вырубки леса под лесовозные дороги, исключив из стоимости освоения затраты на вырубку леса и раскорчевку пней, сохранить благодаря этому экологическую составляющую полезности леса, при этом поддержание лесовозных дорог в минерализованном состоянии в сочетании с расположением между ними просеки обеспечивает создание противопожарных разрывов в осваиваемых участках лесного фонда.
Реализация предложенного способа освоения участков лесного фонда производится в следующей последовательности.
При организации производства изучают материалы лесоустройства, схемы расположения просек охранных зон линейных сооружений (воздушных линий электропередачи, (ВЛ), трубопроводного транспорта, линий связи и т.п.), таксационные характеристики лесонасаждений. Затем в соответствии с решаемыми задачами заготовки древесины и проведения лесовосстановительных работ, разрабатывают схему устройства магистральных трелевочных волоков при лесозаготовительных работах или технологических коридоров при рубках ухода, ориентируя их в направлении просек охранных зон линейных сооружений. По краям просек проектируют прокладку лесовозных дорог. Лесопогрузочные площадки проектируют в местах сопряжения магистральных волоков с лесовозными дорогами.
В соответствии с разработанной схемой осуществляют освоение сформированных участков лесного фонда. При заготовке древесины срубленные деревья транспортируют к магистральным трелевочным волокам, по которым доставляют на лесопогрузочные площадки, примыкающие к лесовозным дорогам, проложенным по краям просек линейных сооружений. Здесь производится загрузка леса, подготовленного к транспортировке на лесовозный транспорт и вывозка по лесовозным дорогам на лесоперерабатывающие предприятия. Наличие двух параллельных дорог, проложенных по обеим сторонам просеки, повышает безопасность перевозок леса и производительность транспорта.
Полотно лесовозных дорог и их обочины периодически (2-3 раза в летний сезон) очищают от поросли с помощью бульдозера или грейдера, поддерживая их в минерализованном состоянии. Благодаря этому лесовозные дороги в сочетании с просеками выполняют функции противопожарных разрывов, ограничивая возможность распространения огня по территории осваиваемого участка.
Предложенный способ освоения участков лесного фонда позволяет сократить площадь вырубки леса, сохранив его экологическую составляющую, при этом обеспечивается формирование противопожарных разрывов и улучшаются условия эксплуатации линейных сооружений. Следует отметить особую актуальность данного способа освоения для лесов различной категории защищенности окружающих большие города, где имеется густая сеть линейных сооружений. Рубка в этих лесах строго ограничена. В то же время здесь существует острая необходимость в проведении рубок ухода.
1. Способ освоения участков лесного фонда, примыкающих к охранным зонам линейных сооружений, включающий формирование участков объединением выделов, отличающийся тем, что при формировании участков магистральные трелевочные волоки и/или технологические коридоры устраивают в направлении просек охранных зон линейных сооружений, например воздушных линий электропередачи, а лесовозные дороги прокладывают на нелесных землях охранных зон.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что лесовозные дороги прокладывают по обеим сторонам просек охранных зон линейных сооружений и поддерживают в минерализованном состоянии.