Способ прогнозирования риска возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине и предназначено для прогнозирования возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти. Определяют фазу лунного биоритма и расположение Луны в зодиакальных созвездиях на момент получения больным травмы. Полученные данные по опроснику Айзенка, дате рождения и дате травмы больного заносят в прогностический расчетный лист. Рассчитывают прогноз развития травматического остеомиелита нижней челюсти у больного, выраженный в баллах. Если сумма баллов, набранных больным, колеблется до 170 баллов, то прогнозируют минимальный риск развития остеомиелита нижней челюсти. Если сумма баллов, набранных больным, колеблется от 170 до 200, то прогнозируют средний риск, если сумма баллов, набранных больным, более 200, то прогнозируют высокий риск. Способ позволяет повысить эффективность прогнозирования риска возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти. 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно, к хирургической стоматологии.

Прогнозирование риска возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти необходимо для выявления в кратчайшие сроки больных с высоким риском предрасположенности к развитию травматического остеомиелита нижней челюсти и их целенаправленного избирательного лечения.

С этой целью использовались способы, заключающиеся в исследовании клинического анализа крови больного и электроодонтодиагностики (Семенченко Г.И., Швания Т.П., Швец А.Е., Деребалюк Л.Я. Прогноз и ранняя диагностика травматического остеомиелита при переломах нижней челюсти // Стоматология. Респ. межведомственный сб. - Киев, 1989. - С. 86-89), иммунологического статуса больного (Зуев В.П., Тихонова Г.Б. Прогнозирование, ранняя диагностика гнойно-воспалительных осложнений переломов лицевого скелета: Методические рекомендации. - М., 1988. - С.12-14), биохимического анализа крови и психологического статуса больного с помощью модифицированного личностного опросника Айзенка (EPI) (Швырков М.Б., Сумароков Д. Д. Шамсудинов А.Х. Прогнозирование, профилактика и лечение гнойных воспалительных осложнений при переломах челюстей // Профилактика, лечение и реабилитация воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. - М., 1988. - С.82-85), проведения электромиографии и реографии (Мирзакулова У.Р., Сагандыков Х.Л., Курмангалиев З.К., Нильдибаева М.Р. Прогнозирование течения и обоснование дифференцированного лечения больных с переломами нижней челюсти // Экспериментальные и клинические проблемы в стоматологии. - Алма-Ата, 1989. - С. 67-68).

Вышеперечисленные способы позволяют получить сведения, необходимые врачу, лишь через несколько часов, а то и дней, что не дает возможности составить индивидуальный план лечения с первых минут поступления больного в лечебное учреждение и соответственно теряется время, необходимое для применения профилактического лечения. Также в данных способах существует необходимость использования дополнительного сложного дорогостоящего оборудования и реагентов. В некоторых таких способах отсутствует надежное прогностическое качество, так как большинство из этих способов исходными параметрами считает те, которые могли быть изменены еще до поступления больного в клинику (иммунологический статус больного, биохимические параметры крови больного). Известно, что сразу же после перелома происходят иммунологические, биохимические, регенераторные и другие изменения как в ране, так и во всем организме больного. Следовательно, отсчет изменений в организме больного известными способами начинается с уже искаженных параметров и потому не может считаться убедительным и ценным для прогнозирования течения перелома нижней челюсти. К тому же у больного могут быть заболевания, которые еще до перелома серьезно изменили его обменные процессы и иммунный статус.

Известен способ прогнозирования риска возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти, заключающийся в определении даты рождения и возраста больного, даты травмы, фазы многолетнего биологического ритма больного, его индивидуального годового цикла, знака зодиака, знака по восточному гороскопу и психологического статуса по модифицированному личностному опроснику Айзенка (EPI). Далее больного относят к одной из 3-х групп риска и определяют % вероятности развития травматического остеомиелита. Каждому из параметров присваивают свой балл и по сумме баллов больного относят к той или иной группе. Балл соответствует % осложнений по соответствующему параметру (Шепель М.А., Швырков М.Б., Объедков Р.Г. Применение нетрадиционных методов для прогнозирования течения перелома нижней челюсти // Российский стоматологический журнал. - 2002. - №2. - С.15-19.). Этот способ выбран за прототип.

Недостатком данного способа, как показала практика, является его недостаточная достоверность и точность. Так, например, в группе с высоким риском возникновения травматического остеомиелита на основании статистических данных осложнения перелома нижней челюсти наблюдались у 60% больных, в группе среднего риска - у 20% больных и в группе минимального риска - у 10% больных.

Задачей изобретения является повышение точности прогнозирования возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти. Это достигается за счет того, что дополнительно определяют фазу лунного биоритма и расположение Луны в зодиакальных созвездиях в момент получения больным травмы.

Способ осуществляется следующим образом.

Анкетирование больных и получение прогноза риска развития у них травматического остеомиелита нижней челюсти производят по разработанной нами оригинальной методике с использованием специальных опросно-расчетных листов. Всего разработано два опросно-расчетных листа. Главный (титульный) опросный лист заполняется врачом вместе с больным. В этот лист заносятся данные по каждому из девяти параметров исследования больного. Также он включает в себя календари знаков зодиака и восточного гороскопа. Используя данные календари, вычисляют знак зодиака и знак восточного гороскопа больного. Зная дату рождения больного (паспортные данные или со слов больного) и дату травмы (со слов больного или его сопровождающих), имея под рукой годовой лунный календарь, производят расчет индивидуальных многолетних, годовых, месячных биоритмов каждого больного и лунного биоритма, сезона и месяца рождения больного. Фазы трехлетнего цикла у мужчин и двухлетнего у женщин вычисляют следующим образом. Полный возраст пациента (мужчины) на момент травмы делили на 3. Если при делении остатка нет, то получается I фаза, если остаток 1 год - II фаза и остаток 2 года - III фаза. У женщин фазы регистрируют как четный или нечетный возраст на момент травмы. Четный возраст женщины на момент травмы мы назвали фазой А, а нечетный - фазой Б. Расчет индивидуального годового цикла проводят путем определения месяцев индивидуального года больного. Вычисление месяца индивидуального года (М.И.Г.) ведется со дня рождения пациента (календарные число и месяц) до даты травмы (календарные число и месяц). Всего месяцев индивидуального года - двенадцать. Месяцем индивидуального года является по счету тот астрономический месяц со дня рождения пациента, когда произошла травма.

Ключ к ответам на EPI тест выполнен отдельно в виде шаблона. С помощью прогностического расчетного листа (второго) рассчитывают прогноз вероятности развития травматического остеомиелита нижней челюсти у больного.

Методика получения прогноза состоит в следующем. Производят определение вероятности возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти у больного по девяти параметрам. Каждому из параметров присвоен свой балл и по сумме баллов больного относят к той или иной группе риска. При сумме баллов до 170 больного включают в I группу с минимальным риском развития травматического остеомиелита. В этой группе процент больных, у которых развился травматический остеомиелит, составил всего 1,0%. Если сумма баллов, набранных больным, колеблется от 171 до 200, то это группа среднего риска развития травматического остеомиелита (группа риска II). За больными этой группы требуется повышенный контроль над течением репаративного процесса, так как травматический остеомиелит в этой группе развивался у 5% больных. При сумме баллов более 200 вероятность развития травматического остеомиелита крайне высока - у 77% больных, набравших более 200 баллов, развивался травматический остеомиелит нижней челюсти (группа риска III).

Таким образом, в группе с высоким риском (группа риска III) мы можем ожидать возникновения травматического остеомиелита на основании статистических данных у 77% больных, в группе среднего риска (группа риска II) - у 5% больных и в группе минимального риска (группа риска I) - у 1% больных. И, наоборот, в группе риска I мы можем ожидать благоприятный исход перелома нижней челюсти у 99% больных. В группе риска II - у 95% больных.

Титульный опросный и прогностический расчетный листы выглядят следующим образом.

Клинические примеры

Пример 1.

Больной Клюгин А.А. 30 лет поступил самотеком в приемное отделение ГКБ №1, где ему был поставлен предварительный диагноз: двусторонний перелом тела нижней челюсти. Затем больной был переведен в челюстно-лицевое отделение ГКБ №1, где ему впоследствии проводилось лечение перелома нижней челюсти, включая медикаментозное лечение по принятой в клинике схеме. Номер истории болезни - 33793. При поступлении больного в челюстно-лицевое отделение он был опрошен врачом, и при участии больного были заполнены два опросно-расчетных листа для определения риска развития у данного больного травматического остеомиелита нижней челюсти. Титульный опросный лист был заполнен с использованием паспортных данных больного, модифицированного личностного опросника Айзенка, годового отрывного календаря, содержащего лунный календарь, а также календаря знаков зодиака и знаков восточного гороскопа, которые уже были заранее включены в опросно-расчетные листы. Таким образом, мы определили, что данный пациент родился весной в апреле, под знаком зодиака «Телец», в год «Кабана» по восточному гороскопу, является по психотипу амбивертом стабильным, получил травму в 9 М.И.Г., в I фазу трехлетнего цикла, во 2 фазу лунного биоритма, когда Луна находилась в созвездии «Близнецы». Полученные нами данные заносим в титульный опросный лист, а по прогностическому расчетному листу, используя балльную шкалу оценки, определяем риск развития травматического остеомиелита у данного больного.

В итоге больной набрал 222,5 баллов по параметрам и был определен в группу высокого риска (группа III), где вероятность развития травматического остеомиелита нижней челюсти составляет 77%.

Больному было произведено шинирование отломков нижней челюсти и назначено стандартное медикаментозное лечение по принятой в клинике схеме. Однако по истечении трех недель от начала лечения клинически и рентгенологически был диагностирован травматический остеомиелит нижней челюсти, что и подтвердило сделанный ранее прогноз.

Пример 2.

Больной Каюмов М.М. 19 лет поступил самотеком в приемное отделение ГКБ №1, где ему был поставлен предварительный диагноз: перелом угла нижней челюсти справа. Затем больной был переведен в челюстно-лицевое отделение ГКБ №1, где ему впоследствии проводилось лечение перелома нижней челюсти, включая медикаментозное лечение по принятой в клинике схеме. Номер истории болезни - 721. При поступлении больного в челюстно-лицевое отделение он был опрошен врачом, и при участии больного были заполнены два опросно-расчетных листа для определения риска развития у данного больного травматического остеомиелита нижней челюсти. Титульный опросный лист был заполнен с использованием паспортных данных больного, модифицированного личностного опросника Айзенка, годового отрывного календаря, содержащего лунный календарь, а также календаря знаков зодиака и знаков восточного гороскопа, которые уже были заранее включены в опросно-расчетные листы. Мы определили, что данный пациент родился зимой в январе, под знаком зодиака «Водолей», в год «Собаки» по восточному гороскопу, является по психотипу экстравертом невротиком, получил травму в 12 М.И.Г., во II фазу трехлетнего цикла, в новолуние, когда Луна находилась в созвездии «Козерог». Полученные нами данные заносим в титульный опросный лист, а по прогностическому расчетному листу, используя балльную шкалу оценки, определяем риск развития травматического остеомиелита у данного больного.

В итоге больной набрал 172,5 баллов по параметрам и был определен в группу среднего риска (группа II), где вероятность развития травматического остеомиелита нижней челюсти составляет 5%.

Больному было произведено двучелюстное шинирование отломков нижней челюсти и назначено стандартное медикаментозное лечение по принятой в клинике схеме. Через четыре недели от начала лечения клинически и рентгенологически было подтверждено, что отломки нижней челюсти срослись в правильном положении, и шины были сняты, что и подтвердило сделанный ранее прогноз.

Пример 3.

Больной Беспалов М.А. 27 лет был доставлен бригадой скорой помощи в приемное отделение ГКБ №1, где ему был поставлен предварительный диагноз: перелом угла нижней челюсти справа. Затем больной был переведен в челюстно-лицевое отделение ГКБ №1, где ему впоследствии проводилось лечение перелома нижней челюсти, включая медикаментозное лечение по принятой в клинике схеме. Номер истории болезни - 2563. При поступлении больного в челюстно-лицевое отделение он был опрошен врачом, и при участии больного были заполнены два опросно-расчетных листа для определения риска развития у данного больного травматического остеомиелита нижней челюсти. Титульный опросный лист был заполнен с использованием паспортных данных больного, модифицированного личностного опросника Айзенка, годового отрывного календаря, содержащего лунный календарь, а также календаря знаков зодиака и знаков восточного гороскопа, которые уже были заранее включены в опросно-расчетные листы. Мы определили, что данный пациент родился осенью в ноябре, под знаком зодиака «Скорпион», в год «Тигра» по восточному гороскопу, является по психотипу амбивертом стабильным, получил травму в 5 М.И.Г., в I фазу трехлетнего цикла, в 4 фазу лунного биоритма, когда Луна находилась в созвездии «Рыбы». Полученные нами данные заносим в титульный опросный лист, а по прогностическому расчетному листу, используя балльную шкалу оценки, определяем риск развития травматического остеомиелита у данного больного.

В итоге больной набрал 164 балла по параметрам и был определен в группу минимального риска (группа I), где вероятность развития травматического остеомиелита нижней челюсти составляет 1%.

Больному было произведено двучелюстное шинирование отломков нижней челюсти и назначено стандартное медикаментозное лечение по принятой в клинике схеме. Через четыре недели от начала лечения клинически и рентгенологически было подтверждено, что отломки нижней челюсти срослись в правильном положении, шины были сняты, что и подтвердило сделанный ранее прогноз.

ТаблицаРаспределение больных с переломом нижней челюсти по группам риска и процент больных с развившемся травматическим остеомиелитом в каждой из групп риска.
N (число больных)=620% больных с переломом нижней челюсти% больных с травматическим остеомиелитом
Группы риска
I24%1%
II69%5%
III7%77%

Способ прогнозирования возникновения травматического остеомиелита нижней челюсти, включающий определение психологического статуса по модифицированному личностному опроснику Айзенка, а также хронобиологических ритмов по дате рождения и дате травмы больного, отличающийся тем, что дополнительно определяют фазу лунного биоритма и расположение Луны в зодиакальных созвездиях на момент получения больным травмы и полученные данные по опроснику Айзенка, дате рождения и дате травмы больного заносят в прогностический расчетный лист и рассчитывают прогноз развития травматического остеомиелита нижней челюсти у больного, выраженный в баллах, при этом если сумма баллов, набранных больным, колеблется до 170 баллов, то прогнозируют минимальный риск развития остеомиелита нижней челюсти, если сумма баллов, набранных больным, колеблется от 170 до 200, то прогнозируют средний риск, если сумма баллов, набранных больным, более 200, то прогнозируют высокий риск.