Комбинированное устройство для физиотерапии детского церебрального паралича
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к физиотерапии и может быть использовано, например, для обучения ходьбе и/или реабилитации пациентов с диагнозом детского церебрального паралича. Комбинированное устройство предназначено для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка на основе параллельных брусьев. На брусьях дополнительно закреплено сиденье для отдыха пациента между циклами физиотерапии на брусьях. В результате достигается расширение лечебных функциональных возможностей устройства, повышение эффективности, безопасности и комфортности, а также уменьшение трудоемкости и сложности физиотерапии детского церебрального паралича. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано, например, для обучения ходьбе и/или реабилитации пациентов с диагнозом детского церебрального паралича.
Известно устройство для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка с опорой на кисть руки, представляющее собой комбинированную складную трость-сиденье марки "ТО-3С" или костыль-сиденье [1]. Недостатком этого устройства-аналога является непригодность его использования пациентами без двигательных навыков самостоятельного хождения.
Известно устройство-аналог [2, рис.20.20 на с.273] для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка с опорой на кисти обеих рук, представляющее собой комбинированный ходунок-сиденье с колесами или без колес. Недостатком этого устройства-аналога является непригодность его использования пациентами без двигательных навыков самостоятельного хождения.
Известно устройство-прототип [3] для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка с опорой на плечевые части, предплечья и кисти обеих рук, представляющее собой параллельные брусья-опоры на лыжах или на колесах. В отличие от гимнастических брусьев, эти брусья-опоры не имеют настила для ног и перемещаются вместе с ребенком при его ходьбе. Это устройство используется физиотерапевтами на начальных этапах обучения ходьбе тех детей, которые не способны самостоятельно ходить. Недостатками устройства-прототипа являются сложность перехода ребенка от упражнений на брусьях к сиденью для отдыха: самостоятельно пройти от брусьев к сиденью для отдыха он не может и поэтому для ребенка приходится оказывать физическую помощь со стороны одного или двух физиотерапевтов (по его сопровождению или переносу на руках к сиденью для отдыха). Оказание такой помощи осложняется тем, что при этом физиотерапевты нередко должны подлазить под жерди брусьев и работать в согнутом состоянии, что иногда приводит к их падению на пол с ребенком-пациентом.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение лечебных функциональных возможностей устройства, повышение эффективности, безопасности и комфортности, а также уменьшение трудоемкости и сложности физиотерапии детского церебрального паралича.
Технический результат достигается тем, что согласно изобретению на перемещаемых параллельных брусьях-опорах дополнительно закреплено сиденье, предназначенное для отдыха пациента в перерывах между циклами физиотерапии на брусьях. Это позволяет пациенту самостоятельно, без помощи одного или более тренеров-терапевтов, многократно и безопасно чередовать циклы физиотерапии на брусьях с его отдыхом в сиденье, которым снабжены брусья-опоры.
Технический результат достигается также тем, что согласно изобретению указанное сиденье подвешено к жердям брусьев или закреплено за стойки брусьев, и снабжено регулятором высоты установки сиденья и страховочным ремнем.
Сравнение заявляемого устройства с прототипом позволило установить, что заявляемое устройство отличается тем, что у него на параллельных брусьях дополнительно закреплено сиденье, предназначенное для отдыха пациента в перерывах между циклами физиотерапии на брусьях, и сделать вывод, что изобретение соответствует критерию "новизна".
При изучении других известных решений в данной области техники признаки, идентичные признакам, отличающим заявляемое изобретение от прототипа, выявлены не были, и поэтому оно соответствует критерию "изобретательский уровень".
Применение заявляемого изобретения на практике для лечения детского церебрального паралича обеспечивает ему критерий "промышленная применимость".
Заявляемое изобретение поясняется на фиг.1 и 2, где: 1 - параллельные брусья-опоры; 2 - сиденье для отдыха пациента; 3 - колеса.
Устройство используют следующим способом.
Пациент начинает выполнять на параллельных брусьях заданные упражнения в ходьбе с поддержкой за брусья 1, при необходимости отдыха пациент перемещается внутри брусьев к сиденью 2, садится в него и пристегивается к нему страховочным ремнем (не показан).
Упражнения пациента в ходьбе с поддержкой за брусья (при его нахождении внутри брусьев) могут выполняться различными способами, например:
- с постоянным хватом руками за два бруса и передвижением пациента вместе с брусьями на колесах;
- с переменным хватом руками за два бруса и передвижением пациента вдоль брусьев без колес. В этом способе пациент поочередно переставляет руки на брусьях одновременно с шагом разноименной ноги;
- с переменным хватом руками за один брус перед собой (пациент стоит внутри брусьев, грудью к одному из брусьев) и перемещением пациента боковым шагом вдоль брусьев без колес.
В тех случаях, когда пациенту дается задание перемещаться вдоль брусьев, могут использоваться брусья без колес или же брусья с заторможенными колесами.
В отличие от известных устройств, предлагаемый способ позволяет намного облегчить переход пациента от упражнений на брусьях к сиденью для отдыха, сохранить больше сил на тренировочные упражнения в ходьбе, повысить эффективность, безопасность и комфортность, а также уменьшить трудоемкость и сложность физиотерапии детского церебрального паралича. Для проведения физиотерапевтических процедур с использованием предлагаемого устройства необходим лишь один тренер-терапевт, а не более, как в способах аналогах. При этом безопасность для пациента не возрастает, а уменьшается (при выполнении простой страховки со стороны терапевта-тренера исключены случаи падения и ударов пациента об пол или о брусья). Пациент чувствует себя не только более безопасно, но и более комфортно, эффективность обучения и/или реабилитации возрастает, т.е. они достигаются в более короткие сроки (обычно в несколько раз, в зависимости от тяжести заболевания). В отличие от обычных брусьев, пациент может чередовать упражнения на брусьях и отдых в кресле-сиденье самостоятельно, без помощи тренера-терапевта, под его наблюдением и страховкой.
Источники информации
1. Каталог Благотворительного фонда содействия инвалидам и лицам преклонного возраста «Надежда», Санкт-Петербург. 2003. www.nadezda.spb.ru
2. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие. Книга для родителей. /Пер. с англ./ - М.: Теревинф, 2001. - 336 с.
3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе /Л.: Медицина, 1980. Стр.146.
1. Комбинированное устройство для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка на основе параллельных брусьев, отличающееся тем, что на брусьях дополнительно закреплено сиденье для отдыха пациента в перерывах между циклами физиотерапии на брусьях.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сиденье подвешено к жердям брусьев.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сиденье закреплено за стойки брусьев.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сиденье снабжено регулятором высоты установки и страховочным ремнем.
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что имеет колеса.