Способ аварийного всплытия подводной лодки при взрыве или пожаре, приводящем к потере плавучести

Изобретение относится к подводному кораблестроению и касается технологии аварийного всплытия подводной лодки при пожаре или взрыве, приводящем к потере ее плавучести. Способ аварийного всплытия подводной лодки при взрыве или пожаре, приводящем к потере плавучести и разрушениям в носовом или центральном отсеке подводной лодки, заключается в аварийном наполнении дополнительных надувных гибких емкостей. Дополнительные надувные гибкие емкости устанавливают в районе кормового отсека с наружной стороны корпуса. Аварийное продувание группы кормовых балластных цистерн вместе с аварийным наполнением дополнительных надувных гибких емкостей осуществляют автоматически по сигналу датчиков, рассчитанных на превышение допустимых ударных нагрузок на корпус или оборудование, или датчиков, срабатывающих при повышении температуры выше предельно допустимой. При таком способе количество дополнительных надувных гибких емкостей и их объем целесообразно определять расчетным путем таким образом, чтобы суммарная подъемная сила указанных емкостей и группы кормовых балластных цистерн превышала величину водоизмещения всей подводной лодки. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении надежности системы аварийного всплытия подводной лодки и в обеспечении спасения экипажа при потере плавучести подводной лодки. 1 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к области подводного кораблестроения.

Способ аварийного всплытия при потере плавучести подводной лодки предусматривает расположение дополнительных надувных гибких емкостей, прикрепляемых к наружной стороны корпуса в районе кормового отсека.

Известны устройства, системы и способы повышения надежности всплытия подлодок в критических ситуациях и регулирования их плавучести, например, с применением полых цилиндров с поршнями, прикрепляемыми с помощью крепежных шин к наружной поверхности корпуса подлодки. Также известны устройства, обеспечивающие аварийное всплытие подводных аппаратов за счет использования надувных гибких емкостей, которые заполняются воздухом или газом под высоким давлением (Патент России №1761588 А1 от 15.09.92, Бюл. №34).

Существующие способы и системы аварийного всплытия подлодок путем продувания цистерн главного балласта (ЦГБ), например, с помощью парогазовой смеси (Патент России №2131212 от 25.08.98, Бюл. №22), в исключительных случаях не срабатывают, так как оборудование выходит из строя из-за больших разрушений и ударных нагрузок в районе носового или центрального отсека, поэтому необходимо установить дополнительное оборудование в районе кормового отсека, чтобы оно срабатывало автоматически по сигналу датчиков, рассчитанных на превышение допустимых ударных нагрузок на корпус или оборудование, или датчиков, срабатывающих при превышении температуры выше предельно допустимой.

Количество и объем дополнительных кормовых гибких надувных емкостей определяется расчетным путем таким образом, чтобы суммарная подъемная сила указанных емкостей и группы кормовых балластных цистерн превышала величину водоизмещения всей подводной лодки.

К наиболее близким из известных технических решений для поднятия подводных аппаратов с больших глубин (кроме перечисленных выше патентов России) относится аварийное продувание балластных цистерн с помощью твердотопливных ракетных двигателей, однако, при внезапных разрушениях в носовом отсеке корпуса подлодки или пожаре, когда управление плавучестью нарушено, подводная лодка тонет даже в шельфовой акватории моря на глубинах, сопоставимых с длиной корпуса самой подлодки, например АПЛ "Курск".

Цель изобретения заключается в повышении надежности способа аварийного всплытия подводной лодки и обеспечении спасения экипажа при потере плавучести.

1. Способ аварийного всплытия подводной лодки при взрыве или пожаре, приводящем к потере плавучести и разрушениям в носовом или центральном отсеке подводной лодки, заключающийся в аварийном наполнении дополнительных надувных гибких емкостей, отличающийся тем, что дополнительные надувные гибкие емкости устанавливают в районе кормового отсека с наружной стороны корпуса и аварийное продувание группы кормовых балластных цистерн вместе с аварийным наполнением дополнительных надувных гибких емкостей осуществляют автоматически по сигналу датчиков, рассчитанных на превышение допустимых ударных нагрузок на корпус или оборудование, или датчиков, срабатывающих при повышении температуры выше предельно допустимой.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество дополнительных надувных гибких емкостей и их объем определяют расчетным путем таким образом, чтобы суммарная подъемная сила указанных емкостей и группы кормовых балластных цистерн превышала величину водоизмещения всей подводной лодки.