Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего многофункциональную добавку
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу многофункциональной добавки для получения автомобильных бензинов и топлива, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания. Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина содержит 6-86% алифатических С1-С5 спиртов, нормальных или разветвленных, или их смесей, и/или простые эфиры, или их смеси, 0,02-0,2% антиокислителя, 0,02-1% металлоорганического соединения, 0,05-0,45% анилина и 0,1-5% полифункциональной присадки, выбранной из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор. В качестве металлорганического соединения добавка содержит соединения предпочтительно марганца или железа. Описано также топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего вышеуказанную добавку в количестве 0,05-12,0 мас.%. Технический эффект - повышение моющих, антидетонационных, антикоррозионных, эксплуатационных свойств топлива. 2 табл. 2 н. и 3 з. п.ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу многофункциональной добавки для получения автомобильных бензинов и топлива, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания.
Известна многофункциональная добавка к жидким топливам, содержащая гексакарбонилмолибден, циклопентадиенилтрикарбонил марганца, олеиновую кислоту, монометиланилин и толуол, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
гексакарбонилмолибден | 0,2-0,3 |
циклопентадиенилтрикарбонил марганца | 2,5-5,0 |
олеиновая кислота | 0,3-0,5 |
монометиланилин | 75,3-80,6 |
толуол | остальное |
[Ru 2009176 C1, 15.03.1994].
К недостаткам известной добавки следует отнести необходимость использования дефицитных гексакарбонилмолибдена и олеиновой кислоты, а топливо, содержащее эту добавку, обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами.
Известна также добавка к топливам на основе N-монометиланилина [N-MMA], содержащая следующие компоненты, мас.%: продукт конденсации полиамина и синтетических жирных кислот С7-С20 - 0,1-1,0, алифатический спирт С3-С5 - 0,5-5,0, моноалкиловый эфир полиэтиленгликоля - 0,3-5,0, N, N-диметиланилин 0,5-2,0, 4-метил-2,6-дитретбутилфенол - 0,01-0,2, N-монометиланилин - остальное, и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензинов, содержащее эту добавку в количестве 0,05-5,0 мас.%
[Ru 2119939 C1, 10.10.1998].
Недостатком этих топливных композиций является то, что содержащаяся в них добавка обладает невысокой эффективностью и не обеспечивает необходимых антикоррозионных свойств.
Ближайшим известным решением аналогичной задачи является многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина, содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлорганическое соединение железа - ферроцен, анилин и полифункциональную присадку Автомаг, при следующем содержании компонентов, мас.%:
алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и / или простые эфиры, или их смеси | не более 95 |
антиокислитель | 0,1-0,2 |
ферроцен | 0,05-3,0 |
анилин | 0,1-10,0 |
присадка Автомаг | не более 6,0 |
N-монометиланилин | 4,0-98,0 |
и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее эту добавку в количестве 0,2-20,0 мас.%
[Ru2132359C1.27.09.1999].
Известная многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов повышает эксплуатационные свойства, снижает содержание токсичных составляющих в отработавших газах.
Требования, предъявляемые к многофункциональным добавкам и к топливам, их содержащим, постоянно возрастают, и хотя известные добавки и топлива уже работают на высоком техническом уровне, однако все еще не удовлетворяют растущим требованиям.
Так, полифункциональная присадка Автомаг (ТУ 38.401-867), входящая в состав известной многофункциональной добавки, обладает моющими свойствами только в устаревших карбюраторных двигателях и практически не устраняет смолистые отложения на впускных клапанах и форсунках инжекторов современных двигателей с непосредственным впрыском топлива.
Кроме того, антикоррозионные свойства присадки Автомаг реализуются лишь в бензинах, не содержащих оксигенаты, и при определении антикоррозионных свойств по общепринятой в зарубежных странах методике ASTM D665 для оксигенатных топлив присадка Автомаг антикоррозионные свойства не проявляет. Соответственно при вовлечении в состав автобензинов оксигенатов (метилтретбутиловый эфир [МТБЭ], низкомолекулярных спиртов и т.п.) наличие в их составе эффективных ингибиторов коррозии является обязательным.
Кроме того, производство присадки Автомаг прекращено в конце 90-х годов из-за закрытия установок по производству основного сырья - синтетических жирных кислот, выработка которых едва ли будет восстановлена.
Поэтому стояла задача создания многофункциональной добавки, позволяющей повысить октановое число жидких топлив, поддерживая его на требуемом уровне в процессе эксплуатации топлива, увеличить стабильность топлива, а также снизить концентрацию высокотоксичных компонентов, выделяющихся в окружающую среду при сгорании жидких топлив.
Для решения поставленной задачи предлагается многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина (N-MMA), содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлоорганическое соединение, анилин и полифункциональную присадку, выбранную из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор, взятых в массовом соотношении 1:50-60, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси | 6,0-86,0 |
антиокислитель | 0,02-0,20 |
металлоорганическое соединение | 0,02-1,00 |
анилин | 0,05-0,45 |
полифункциональная присадка | 0,1-5,0 |
N-монометиланилин | остальное. |
Предлагаемая многофункциональная добавка содержит в качестве металлорганического соединения предпочтительно соединение марганца или соединение железа. В качестве соединения марганца добавка содержит алкил (C1-С3) циклопентадиенилтрикарбонил марганца - МЦТМ («Hitec-3000» или «Hitec-3062»), а в качестве соединения железа - предпочтительно ферроцен или алкил (С2-С4)- ферроцен.
Предлагается также топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее многофункциональную добавку вышеуказанного состава в количестве 0,05-12,0 мас.%.
Введение в состав многофункциональной добавки полифункциональной присадки, выбранной из группы, включающей Адибис 5007 («Adibis 5007» компании «Lubrizol», представляет собой амин-полиизобутилены в растворителе), Хайтек 6430 («Hitec 6430» компании «Ethyl», представляет собой полиолефин-алкилфенолалкиламин в растворителе), или пакета присадок, содержащего ингибитор коррозии ДиСиАй-11 («DCI-11» компании «Octel», основу этого ингибитора составляют органические кислоты, метанол, ксилол) и моющую присадку Аминкор (ТУ 2415-003-11159873-99, представляет собой раствор продукта конденсации аминов с жирными кислотами фракции С10-С20), взятых в массовом соотношении 1:50-60, в сочетании с указанными выше компонентами, входящими в состав предлагаемой добавки, взятыми в указанном соотношении, позволили решить поставленную задачу.
В качестве антиокислителей в предлагаемом составе используются экранированные алкилфенолы, например 4-метил-2,6-дитретбутилфенол, выпускаемый под товарными названиями Агидол-1, ионол и Агидол-12 по ТУ 38.302-16-371, или феноламины, например пара-оксидифениламин, имеющий товарное название «Антиокислитель ПОДФА».
Предлагаемая многофункциональная добавка может содержать алифатические С1-С5-спирты нормальные или разветвленные, или их смеси, или простые эфиры или их смеси, или смеси спиртов и эфиров. В качестве спиртов могут быть использованы, например, метиловый, этиловый, изопропиловый, вторичный амиловый, изо- и трет-бутиловые спирты.
В качестве простых эфиров предпочтительны: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ), метил-трет-амиловый (МТАЭ), диизопропиловый эфир (ДИПЭ). В качестве смеси спиртов и эфиров может быть использована, например, смесь МТБЭ с трет-бутиловым спиртом, выпускаемом по ТУ 2421-009-04749189.
Многофункциональную добавку согласно изобретению готовят путем последовательного смешения составляющих его компонентов.
Было приготовлено 7 образцов по изобретению и 1 по прототипу для сравнения. Содержание компонентов в них приведено в табл. 1.
Испытания моющих свойств указанных образцов проведены на одноцилиндровой установке по методу квалификационной оценки. Моющая эффективность определена по коэффициенту смывания (Ксм) и коэффициенту предотвращения (Кпр).
В табл. 2 представлены данные по моющей эффективности и приросту октанового числа, химической и низкотемпературной стабильности и антикоррозионным свойствам.
Прирост октанового числа определяли на установке УИТ-86 по ГОСТ 511 по моторному методу. В качестве базового топлива использовалась эталонная смесь-70, состоящая из 70 мас.% изооктана и 30 мас.% н-гептана, октановое число которой 70 ед.
Как видно из табл. 2, заявленная композиция многофункциональной добавки позволяет увеличить октановое число исходного жидкого топлива при сохранении стабильности топлива, обладает высокими моющими свойствами и превосходит прототип по эффективности антидетонационного действия и антикоррозионным свойствам.
Оценка токсичности отработавших газов при работе на бензине А-76 с добавлением 11,5 мас.% образца 4 предлагаемой многофункциональной добавки проведена на двигателе ЗМЗ-53 (ГАЗ) по ездовому циклу. Согласно полученным результатам отмечено снижение выбросов:
- оксида углерода (СО) - на 35%;
- оксидов азота (NOx) - на 15%;
- углеводородов (СН) - на 25%.
Антикоррозионные свойства автобензина с введенными образцами предлагаемой добавки определялись по общепринятому в зарубежных странах методу ASTM D665. Методика определения заключается в контакте стального стержня (Ст.3) с топливом, содержащим 10% МТБЭ, и «морской» водой специального состава при 38°С в течение 4-х часов. Коррозия стержня оценивается в баллах от «0» - отсутствие коррозии, до 3 - сильная коррозия.
Результаты испытаний приведены на фотографии (См. чертеж)
Таблица 1. | ||||||||
Компоненты добавки, мас.% | Содержание компонентов, мас.% в образцах | |||||||
обр.1 | обр.2 | обр.3 | обр.4 | обр.5 | обр.6 | обр.7 | обр.8 прототип | |
МТБЭ | 7,32 | - | 60,00 | 60,00 | 20,00 | 60,00 | 60,0 | 75 |
Метанол | - | - | 26,51 | 26,5 | - | 26,5 | 26,5 | 20 тр.амило-вый спирт |
МТБЭ+третС4Н9OH | - | 42,02 | - | - | - | - | - | - |
Adibis-5007 | 2,1 | - | - | 0,2 | - | 0,3 | - | - |
Hitec-6430 | - | 1,0 | - | - | - | - | - | - |
Аминкор | - | - | 0,3 | - | 1,6 | - | 0,3 | 0,3 Автомаг |
DCI-11 | - | - | 0,02 | - | 0,03 | - | 0,03 | - |
Агидол-1 | 0,18 | 0,1 | 0,02 | 0,02 | 0,15 | 0,02 | 0,04 | 0,1 |
Анилин | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,04 | 0,3 | 0,04 | 0,04 | 0,1 |
МЦТМ (Hitec 3000) | 0,6 | 0.4 | 0,05 | 0,1 | 0,5 | - | 0,1 | - |
Ферроцен | - | - | - | - | - | 0,05 | - | 0,05 |
N-MMA | до 100 | до 100 | до 100 | до 100 | до 100 | до 100 | до 100 | до 100% |
Таблица 2. | ||||||||
ОбразцыСвойства добавки и содержащих ее бензинов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Моющие свойства по методу квалификационной оценки при концентрации добавки, мас.% | 0,15 | 0,25 | 12,0 | 12,0 | 1,7 | 12,0 | 7,0 | 20 |
Кпр,% | 3,0 | 4,5 | 8,2 | 8,8 | 6,9 | 8,8 | 8,8 | 8,6 |
Ксм,% | 83,0 | 87,0 | 90,0 | 90,0 | 82,0 | 90,0 | 89,0 | 82,0 |
Прирост октанового числа смеси-70 при концентрации добавки, мас.% | ||||||||
0,5 | - | 3,2 | - | - | - | 2,0 | - | - |
1,5 | 7,0 | - | - | - | 6,2 | - | - | - |
2,0 | - | 7,0 | 9,1 | - | - | - | - | - |
11,5 | - | - | 12,5 | 12,1 | - | 11,5 | 9,5 | 9,2 |
Химическая стабильность по ГОСТ 220 | Стабильны | |||||||
Низкотемпературные свойства - стабильность при минус 50°С | Стабильны | |||||||
Коррозия стального стержня, баллы по ASTM D665 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 |
1. Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина, содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлоорганическое соединение, анилин и полифункциональную присадку, отличающаяся тем, что в качестве полифункциональной присадки она содержит присадки, выбранные из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор, взятых в массовом соотношении 1:50-60, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Алифатические С1-С5-спирты, | |
нормальные или разветвленные, | |
или их смеси, и/или простые | |
эфиры, или их смеси | 6,0-86,0 |
Антиокислитель | 0,02-0,20 |
Металлоорганическое соединение | 0,02-1,00 |
Анилин | 0,05-0,45 |
Полифункциональная присадка | 0,1-5,0 |
N-монометиланилин | Остальное |
2. Многофункциональная добавка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве металлоорганического соединения содержит предпочтительно соединение марганца.
3. Многофункциональная присадка по п.2, отличающаяся тем, что в качестве соединения марганца она содержит алкил (C1-С3)-циклопентадиенилтрикарбонил марганца.
4. Многофункциональная присадка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве металлоорганического соединения содержит соединение железа, предпочтительно ферроцен или алкил (C2-C4) ферроцен.
5. Топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего многофункциональную добавку, отличающееся тем, что в качестве добавки оно содержит добавку по любому из пп.1-4 в количестве 0,05-12,0 мас.%.