Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего многофункциональную добавку

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу многофункциональной добавки для получения автомобильных бензинов и топлива, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания. Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина содержит 6-86% алифатических С15 спиртов, нормальных или разветвленных, или их смесей, и/или простые эфиры, или их смеси, 0,02-0,2% антиокислителя, 0,02-1% металлоорганического соединения, 0,05-0,45% анилина и 0,1-5% полифункциональной присадки, выбранной из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор. В качестве металлорганического соединения добавка содержит соединения предпочтительно марганца или железа. Описано также топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего вышеуказанную добавку в количестве 0,05-12,0 мас.%. Технический эффект - повышение моющих, антидетонационных, антикоррозионных, эксплуатационных свойств топлива. 2 табл. 2 н. и 3 з. п.ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу многофункциональной добавки для получения автомобильных бензинов и топлива, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания.

Известна многофункциональная добавка к жидким топливам, содержащая гексакарбонилмолибден, циклопентадиенилтрикарбонил марганца, олеиновую кислоту, монометиланилин и толуол, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

гексакарбонилмолибден 0,2-0,3
циклопентадиенилтрикарбонил марганца 2,5-5,0
олеиновая кислота 0,3-0,5
монометиланилин 75,3-80,6
толуол остальное

[Ru 2009176 C1, 15.03.1994].

К недостаткам известной добавки следует отнести необходимость использования дефицитных гексакарбонилмолибдена и олеиновой кислоты, а топливо, содержащее эту добавку, обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами.

Известна также добавка к топливам на основе N-монометиланилина [N-MMA], содержащая следующие компоненты, мас.%: продукт конденсации полиамина и синтетических жирных кислот С720 - 0,1-1,0, алифатический спирт С35 - 0,5-5,0, моноалкиловый эфир полиэтиленгликоля - 0,3-5,0, N, N-диметиланилин 0,5-2,0, 4-метил-2,6-дитретбутилфенол - 0,01-0,2, N-монометиланилин - остальное, и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензинов, содержащее эту добавку в количестве 0,05-5,0 мас.%

[Ru 2119939 C1, 10.10.1998].

Недостатком этих топливных композиций является то, что содержащаяся в них добавка обладает невысокой эффективностью и не обеспечивает необходимых антикоррозионных свойств.

Ближайшим известным решением аналогичной задачи является многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина, содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлорганическое соединение железа - ферроцен, анилин и полифункциональную присадку Автомаг, при следующем содержании компонентов, мас.%:

алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и / или простые эфиры, или их смеси не более 95
антиокислитель 0,1-0,2
ферроцен 0,05-3,0
анилин 0,1-10,0
присадка Автомаг не более 6,0
N-монометиланилин 4,0-98,0

и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее эту добавку в количестве 0,2-20,0 мас.%

[Ru2132359C1.27.09.1999].

Известная многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов повышает эксплуатационные свойства, снижает содержание токсичных составляющих в отработавших газах.

Требования, предъявляемые к многофункциональным добавкам и к топливам, их содержащим, постоянно возрастают, и хотя известные добавки и топлива уже работают на высоком техническом уровне, однако все еще не удовлетворяют растущим требованиям.

Так, полифункциональная присадка Автомаг (ТУ 38.401-867), входящая в состав известной многофункциональной добавки, обладает моющими свойствами только в устаревших карбюраторных двигателях и практически не устраняет смолистые отложения на впускных клапанах и форсунках инжекторов современных двигателей с непосредственным впрыском топлива.

Кроме того, антикоррозионные свойства присадки Автомаг реализуются лишь в бензинах, не содержащих оксигенаты, и при определении антикоррозионных свойств по общепринятой в зарубежных странах методике ASTM D665 для оксигенатных топлив присадка Автомаг антикоррозионные свойства не проявляет. Соответственно при вовлечении в состав автобензинов оксигенатов (метилтретбутиловый эфир [МТБЭ], низкомолекулярных спиртов и т.п.) наличие в их составе эффективных ингибиторов коррозии является обязательным.

Кроме того, производство присадки Автомаг прекращено в конце 90-х годов из-за закрытия установок по производству основного сырья - синтетических жирных кислот, выработка которых едва ли будет восстановлена.

Поэтому стояла задача создания многофункциональной добавки, позволяющей повысить октановое число жидких топлив, поддерживая его на требуемом уровне в процессе эксплуатации топлива, увеличить стабильность топлива, а также снизить концентрацию высокотоксичных компонентов, выделяющихся в окружающую среду при сгорании жидких топлив.

Для решения поставленной задачи предлагается многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина (N-MMA), содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлоорганическое соединение, анилин и полифункциональную присадку, выбранную из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор, взятых в массовом соотношении 1:50-60, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси 6,0-86,0
антиокислитель 0,02-0,20
металлоорганическое соединение 0,02-1,00
анилин 0,05-0,45
полифункциональная присадка 0,1-5,0
N-монометиланилин остальное.

Предлагаемая многофункциональная добавка содержит в качестве металлорганического соединения предпочтительно соединение марганца или соединение железа. В качестве соединения марганца добавка содержит алкил (C13) циклопентадиенилтрикарбонил марганца - МЦТМ («Hitec-3000» или «Hitec-3062»), а в качестве соединения железа - предпочтительно ферроцен или алкил (С24)- ферроцен.

Предлагается также топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее многофункциональную добавку вышеуказанного состава в количестве 0,05-12,0 мас.%.

Введение в состав многофункциональной добавки полифункциональной присадки, выбранной из группы, включающей Адибис 5007 («Adibis 5007» компании «Lubrizol», представляет собой амин-полиизобутилены в растворителе), Хайтек 6430 («Hitec 6430» компании «Ethyl», представляет собой полиолефин-алкилфенолалкиламин в растворителе), или пакета присадок, содержащего ингибитор коррозии ДиСиАй-11 («DCI-11» компании «Octel», основу этого ингибитора составляют органические кислоты, метанол, ксилол) и моющую присадку Аминкор (ТУ 2415-003-11159873-99, представляет собой раствор продукта конденсации аминов с жирными кислотами фракции С1020), взятых в массовом соотношении 1:50-60, в сочетании с указанными выше компонентами, входящими в состав предлагаемой добавки, взятыми в указанном соотношении, позволили решить поставленную задачу.

В качестве антиокислителей в предлагаемом составе используются экранированные алкилфенолы, например 4-метил-2,6-дитретбутилфенол, выпускаемый под товарными названиями Агидол-1, ионол и Агидол-12 по ТУ 38.302-16-371, или феноламины, например пара-оксидифениламин, имеющий товарное название «Антиокислитель ПОДФА».

Предлагаемая многофункциональная добавка может содержать алифатические С15-спирты нормальные или разветвленные, или их смеси, или простые эфиры или их смеси, или смеси спиртов и эфиров. В качестве спиртов могут быть использованы, например, метиловый, этиловый, изопропиловый, вторичный амиловый, изо- и трет-бутиловые спирты.

В качестве простых эфиров предпочтительны: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ), метил-трет-амиловый (МТАЭ), диизопропиловый эфир (ДИПЭ). В качестве смеси спиртов и эфиров может быть использована, например, смесь МТБЭ с трет-бутиловым спиртом, выпускаемом по ТУ 2421-009-04749189.

Многофункциональную добавку согласно изобретению готовят путем последовательного смешения составляющих его компонентов.

Было приготовлено 7 образцов по изобретению и 1 по прототипу для сравнения. Содержание компонентов в них приведено в табл. 1.

Испытания моющих свойств указанных образцов проведены на одноцилиндровой установке по методу квалификационной оценки. Моющая эффективность определена по коэффициенту смывания (Ксм) и коэффициенту предотвращения (Кпр).

В табл. 2 представлены данные по моющей эффективности и приросту октанового числа, химической и низкотемпературной стабильности и антикоррозионным свойствам.

Прирост октанового числа определяли на установке УИТ-86 по ГОСТ 511 по моторному методу. В качестве базового топлива использовалась эталонная смесь-70, состоящая из 70 мас.% изооктана и 30 мас.% н-гептана, октановое число которой 70 ед.

Как видно из табл. 2, заявленная композиция многофункциональной добавки позволяет увеличить октановое число исходного жидкого топлива при сохранении стабильности топлива, обладает высокими моющими свойствами и превосходит прототип по эффективности антидетонационного действия и антикоррозионным свойствам.

Оценка токсичности отработавших газов при работе на бензине А-76 с добавлением 11,5 мас.% образца 4 предлагаемой многофункциональной добавки проведена на двигателе ЗМЗ-53 (ГАЗ) по ездовому циклу. Согласно полученным результатам отмечено снижение выбросов:

- оксида углерода (СО) - на 35%;

- оксидов азота (NOx) - на 15%;

- углеводородов (СН) - на 25%.

Антикоррозионные свойства автобензина с введенными образцами предлагаемой добавки определялись по общепринятому в зарубежных странах методу ASTM D665. Методика определения заключается в контакте стального стержня (Ст.3) с топливом, содержащим 10% МТБЭ, и «морской» водой специального состава при 38°С в течение 4-х часов. Коррозия стержня оценивается в баллах от «0» - отсутствие коррозии, до 3 - сильная коррозия.

Результаты испытаний приведены на фотографии (См. чертеж)

Таблица 1.
Компоненты добавки, мас.%Содержание компонентов, мас.% в образцах
обр.1обр.2обр.3обр.4обр.5обр.6обр.7обр.8 прототип
МТБЭ7,32-60,0060,0020,0060,0060,075
Метанол--26,5126,5-26,526,520 тр.амило-вый спирт
МТБЭ+третС4Н9OH-42,02------
Adibis-50072,1--0,2-0,3--
Hitec-6430-1,0------
Аминкор--0,3-1,6-0,30,3 Автомаг
DCI-11--0,02-0,03-0,03-
Агидол-10,180,10,020,020,150,020,040,1
Анилин0,30,20,10,040,30,040,040,1
МЦТМ (Hitec 3000)0,60.40,050,10,5-0,1-
Ферроцен-----0,05-0,05
N-MMAдо 100до 100до 100до 100до 100до 100до 100до 100%

Таблица 2.
ОбразцыСвойства добавки и содержащих ее бензинов12345678
Моющие свойства по методу квалификационной оценки при концентрации добавки, мас.%0,150,2512,012,01,712,07,020
Кпр,%3,04,58,28,86,98,88,88,6
Ксм,%83,087,090,090,082,090,089,082,0
Прирост октанового числа смеси-70 при концентрации добавки, мас.%
0,5-3,2---2,0--
1,57,0---6,2---
2,0-7,09,1-----
11,5--12,512,1-11,59,59,2
Химическая стабильность по ГОСТ 220Стабильны
Низкотемпературные свойства - стабильность при минус 50°ССтабильны
Коррозия стального стержня, баллы по ASTM D66511010103

1. Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина, содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлоорганическое соединение, анилин и полифункциональную присадку, отличающаяся тем, что в качестве полифункциональной присадки она содержит присадки, выбранные из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор, взятых в массовом соотношении 1:50-60, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алифатические С15-спирты,
нормальные или разветвленные,
или их смеси, и/или простые
эфиры, или их смеси6,0-86,0
Антиокислитель0,02-0,20
Металлоорганическое соединение0,02-1,00
Анилин0,05-0,45
Полифункциональная присадка0,1-5,0
N-монометиланилинОстальное

2. Многофункциональная добавка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве металлоорганического соединения содержит предпочтительно соединение марганца.

3. Многофункциональная присадка по п.2, отличающаяся тем, что в качестве соединения марганца она содержит алкил (C13)-циклопентадиенилтрикарбонил марганца.

4. Многофункциональная присадка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве металлоорганического соединения содержит соединение железа, предпочтительно ферроцен или алкил (C2-C4) ферроцен.

5. Топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего многофункциональную добавку, отличающееся тем, что в качестве добавки оно содержит добавку по любому из пп.1-4 в количестве 0,05-12,0 мас.%.