Башня бронированной военной машины

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к конструкциям башен военных бронированных машин. Сущность изобретения заключается в том, что посадочная поверхность с упором для установки оружия, воспринимающим усилие отдачи, или опоры с блоком оружия выполнена в кормовой части крыши, что позволяет выполнить лобовой броневой узел без амбразурных вырезов. Опора блока оружия выполнена съемной. Реализация изобретения позволяет повысить бронестойкость башни, а значит, и живучесть военной машины в целом, а также улучшить ремонтопригодность башни. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области военной техники и, в частности, к конструкциям башен военных бронированных машин, имеющих противоснарядное бронирование, ракетно-пушечное вооружение, и к которым предъявляются требования по живучести конструкции, надежной защите экипажа и ремонтопригодности.

Известна башня военной бронированной машины (см. Патент РФ №2112914), выбранная в качестве прототипа, содержащая донный лист, лобовой броневой узел с амбразурными вырезами, сложные посадочные поверхности для установки и крепления пушки с помощью цапфенных узлов, бортовые, кормовые листы и крышу.

Указанная башня имеет следующие недостатки:

1. Низкую противоснарядную стойкость лобового броневого узла при наличии ослабленных зон в его центральной части, из-за которых не обеспечивается эквивалентная противоснарядная защита всей лобовой проекции башни военной бронированной машины. Каждое попадание в эти зоны бронебойно-подкалиберными снарядами, противотанковыми гранатами и противотанковыми управляемыми реактивными снарядами сопровождается пробитием брони, поражением экипажа.

2. Низкую ремонтопригодность башни при боевых повреждениях. При попадании средств поражения, в том числе осколочно-фугасных снарядов, в лобовой броневой узел башни происходит повреждение цапфенных узлов оружия, что делает невозможным демонтаж оружия, вследствие чего снижается ремонтопригодность.

3. Большой момент неуравновешенности башни, так как лобовой броневой узел башни имеет массу большую, чем суммарная масса бортовых и кормовых листов, вследствие чего снижается скорость вращения башни и возникает большая нагрузка на механизмы привода поворота башни.

Техническими результатами изобретения являются повышение противоснарядной стойкости лобового броневого узла башни, снижение трудоемкости замены оружия при повреждениях или при модернизации военной бронированной машины, увеличение скорости вращения башни.

Указанные технические результаты достигаются тем, что в предлагаемой башне лобовой броневой узел выполнен без амбразурных вырезов, а в кормовой части крыши, с противоположной стороны от лобового броневого узла, выполнена посадочная поверхность параллельно или под углом к плоскости донного листа для возможности установки на нее съемной опоры с блоком оружия. Для восприятия усилия отдачи и сохранения стабильного положения опоры с блоком оружия посадочная поверхность снабжена упором и крепежными элементами.

Размещение съемной опоры блока оружия на посадочной поверхности в кормовой части крыши башни позволяет выполнять лобовой броневой узел без амбразур под установку артиллерийского и стрелкового оружия, что приводит к повышению противоснарядной стойкости башни, а также сводит к минимуму момент ее неуравновешенности.

При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое устройство, не были выявлены. Это позволяет сделать вывод о том, что заявляемое устройство обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена башня бронированной военной машины, вид сверху; на фиг.2 изображено сеч. А-А фиг.1; на фиг.3 изображен выносной элемент Б фиг.2; на фиг.4 изображен вид В фиг.1 с установленной на башне опорой блока оружия.

Башня бронированной военной машины представляет собой сварную конструкцию, содержащую донный лист 1 с посадочной поверхностью Г, лобовой броневой узел 2, бортовые листы 3, кормовой лист 4 и крышу 5. На крыше 5 для установки и крепления опоры 6 блока оружия выполнены посадочная поверхность Д, упор Е и отверстия Ж. Лобовой броневой узел 2 и опора 6 блока оружия разнесены по разные стороны от оси вращения башни.

Опора 6 блока оружия имеет основание 7 толщиной h, которое снабжено резьбовыми отверстиями, расположенными соосно отверстиям Ж. Опора 6 блока оружия размещена тыльной стороной основания 7 контактно с упором Е посадочной поверхности Д крыши 5, при этом элементы крепления опоры 6 блока оружия, например, болты, установлены в отверстиях Ж крыши 5 с зазором. При выстреле усилие отдачи Р воспринимается упором Е, при этом элементы крепления, например, болты, остаются разгруженными от срезающей нагрузки и работают только на растяжение.

Уплотнение между опорой 6 блока оружия и посадочной поверхностью Д башни осуществлено посредством резинового кольца, установленного в канавку И, выполненную по периметру посадочной поверхности Д.

Для обеспечения требуемой прочности упора Е его размеры определяются из соотношений:

H=k·h;

М≥2Н;

L>P/k·M·[σ],

где Н-высота упора; М- ширина упора; k=0,3...1,0- коэффициент; h- толщина основания опоры 6 блока оружия; L - длина упора; Р - максимальное усилие отдачи оружия; [σ]- допустимое напряжение материала крыши при циклической нагрузке. По длине упор Е может быть выполнен цельным или состоять из нескольких частей.

Наличие посадочной поверхности с упором, воспринимающим усилие отдачи, на крыше башни дает возможность выполнить лобовой броневой узел башни без амбразурных отверстий, ослабляющих башню и, тем самым, повысить бронестойкость башни, а значит, и живучесть военной машины в целом. Возможность применения съемной опоры для блока оружия позволяет улучшить ремонтопригодгость башни, так как отпадает необходимость наличия в ней сложных посадочных поверхностей для установки пушки, которые являются трудновосстанавливаемыми при боевых повреждениях, а зачастую, и не подлежат ремонту.

Появившаяся возможность размещения опоры с блоком оружия в кормовой части башни выгодна также тем, что позволяет уравновесить тяжелый лобовой броневой узел башни, то есть снизить момент неуравновешенности башни и, тем самым, при равной мощности механизмов привода поворота башни повысить скорость вращения башни.

Предлагаемая конструкция башни обеспечивает надежную броневую защиту, высокую скорость наблюдения за местностью и целеуказания, а также снижение количества боевых повреждений, приводящих к невосполнимым потерям башен, простоту и удобство ремонтно-восстановительных работ.

Башня бронированной военной машины, включающая в себя донный лист с выполненной на нем посадочной поверхностью, лобовой броневой узел, обладающий противоснарядной стойкостью на уровне защиты башни основного боевого танка, броневые бортовые, кормовой или кормовые листы, крышу и оружие, отличающаяся тем, что в кормовой части крыши параллельно или под углом к посадочной поверхности донного листа выполнена посадочная поверхность для установки съемной опоры с блоком оружия, а лобовой броневой узел выполнен без амбразур под оружие, при этом посадочная поверхность снабжена упором, воспринимающим усилие отдачи и сохраняющим стабильное положение установленного блока оружия, взаимодействующим с основанием опоры блока и имеющим высоту Н, ширину М и длину L, которые отвечают условиям:

H=k·h;

М≥2Н;

L>P/k·M·[σ],

где Н - высота упора; М - ширина упора; k=0,3-1,0 - коэффициент; h - толщина основания опоры блока оружия; L - длина упора; Р - максимальное усилие отдачи оружия; [σ] - допустимое напряжение материала крыши при циклической нагрузке.