Способ обработки земли и агромашина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для обработки земли. Способ включает обработку земли рабочими органами. Доработку почвы после вспашки осуществляют путем крошения комков для сохранения влаги и продуцирования биомассы колесами агромашины, установленными за рабочими органами. При обработке регулируют глубину вспашки и нагрузку двигателя. Землю обрабатывают дисками, ромбиками, зубьями, предплужниками, плугами, заплужниками, крыльями. При обработке почвы снижают уплотнение, шаг и угол установки рабочих органов. Колеса переводят в режим рабочего органа и/или рабочий орган переводят в режим опоры. Рабочие органы могут быть выполнены в виде самоповоротных остроугольных реверсивных зубьев. Мощность двигателя агромашины делят между колесами и рабочими органами с возможностью переключения и поочередной работы, изменения числа и схемы соединения потребителей мощности для регулирования скорости движения. Агромашина может поворачиваться нулевым радиусом движущей силой одного колеса. При обработке формируют борозду, которую используют в качестве террасы или дорожки, канала на поливном поле, базовой линии для движения, причем камни и технологический сдвиг почвы используют для их строительства. Состояние поверхности земли изменяют путем регулирования скорости движения. При снижении скорости углубляют обработку, а при повышении скорости выглубляют рабочие органы и формируют борозды, каналы, террасы, дороги. Почву обрабатывают в режиме саморегулирования угла установки рабочего органа и нагрузки двигателя. Агромашина содержит двигатель для привода ходовой части и рабочих органов. Машина снабжена гидромашиной. На оси ведущего колеса смонтированы с возможностью перемещения механические рычаги с шарнирами секций, имеющих колеса, рабочие органы и фиксаторы настройки движения и положения рабочих органов и колес. Гидромашина имеет ротор, статор с линиями питания, утопители поршней-замыкателей рабочих полостей симметричного нагружения ротора с двух сторон при вращении и гидроподжиме поверхностей без мертвых зон. Ведущее колесо и колеса секций имеют гидромоторы, выполненные с возможностью их включения, отключения, последовательного или параллельного соединения для регулирования скорости движения. Рабочие органы выполнены в виде катков, дисков, зубьев, граблин, лопат, ромбиков и крыльев. Агромашина содержит рабочий орган в виде сегмента, смонтированного на оси самоповорота, и/или рабочие органы на двух осях самоустановки, или плуг реверсивного хода. Машина имеет оборотный рабочий орган с крыльями на рабочей поверхности или на тыльной стороне или диск на кривошипе для перестановки вправо и влево. Машина имеет рабочие органы-заменители колес и колеса-заменители рабочих органов. Двигатель и колеса выполнены из авиационного утиля. Ротор гидромашины установлен на эксцентриках для регулирования расхода жидкости без мертвых зон и распределителей. Такие технология и конструкция позволят повысить уровень механизации, энерго- и ресурсосбережения. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 15 ил.

Реферат

Изобретение относится к способам обработки земли и экологически безопасным машинам для земляных, очистных, дорожных работ, может быть использовано в металлургии при прокате стали, в машиностроении, земледелии в качестве высоких технологий и техники, нового принципа механизации и роботизации всех /и горной/ зон без сложных тракторов, склоноходов и мостов.

Известен способ обработки земли тракторами, и оборотными рабочими органами для ровной вспашки, и реверсивными рабочими органами, и приводом для их перемещения относительно энергетического модуля /пат. 2170497, А 01 В 9/00 от 03.09.96 г./.

Недостатками известного объекта являются сложность и высокая стоимость ходовой части, опасность, низкие эксплутационные качества и ущербность для производства /экономики/, экологии и общества во всех /и горной/ зонах земледелия.

Цель изобретения - устранение недостатков.

Основной и новым путем является замещение функций тракторов и склоноходов, применение малонапряженных технологий производства техники и продукции земледелия - нового принципа энерго-, материало-, время-, ресурсосбережения - концепции повышения уровня механизации и роботизации всех /и горной/ зон.

Поставленная цель достигается тем, что землю обрабатывают малонапряженно до желаемого состояния, поддерживая целевое положение машины без сложных тракторов и склоноходов, более широко совмещая функции колес и рабочих органов, или преобразуя колесо в рабочий орган, или/и в средство поворота нулевым радиусом, и поперечного хода, улучшают эксплуатационные качества.

Уплотнение почвы колесом до вспашки преобразуют в дообработку ее после вспашки, колесо используют в качестве заплужного реверсивного катка для крошения комков, укатки, сохранения влаги для продуцирования биомассы, регулирования глубины вспашки и нагрузки двигателя. Землю обрабатывают до желаемого состояния путем воздействия в выборочной очередности дисков, ромбиков, зубьев, предплужников, плугов, заплужников, крыльев в малонапряженном состоянии.

Землю обрабатывают до желаемого состояния, снижая уплотнение и резание, шаг и угол установки рабочих органов, повышая изгиб и разрыв тонкого пласта, снижают напряжения и энергозатраты.

Колесо переводят в режим рабочего органа или/и рабочий орган переводят в режим опоры и средства передвижения в заданном направлении, или/и средство управления нагрузкой-глубиной обработки земли до выглубления рабочего органа при встрече с камнем, противодействие колес и рабочих органов преобразуют в их содействие достижению желаемого состояния почвы и формированию нагрузки и траектории в режиме полуробота применительно к внешним условиям. Сочетая и преобразуя опорные, силовые, управляющие, регулирующие, приводные и технологические режимы и функции колеса и сопутствующие технологические, тягово-динамические, защитно-регулирующие, опорно-управляющие, эколого-экономические режимы и/или функции рабочих органов, расширяют диапазон функций в малоэнергозатратном режиме. Функции ходовой системы и рабочих органов расширяют и сочетают с возможностью работы на склонах, в зоне наводнения, защиты человека, техники и среды. Вспашку сочетают с крошением комков, уравновешивают силы заглубления и выглубления и суммируют действия и их повторения. Землю обрабатывают самоповоротными остроугольными реверсивными зубьями при малой напряженности взлома и изгиба, прочесывая убирают камни, стоят грядки, дороги, террасы и другие сооружения.

Мощность двигателя делят между колесами и рабочими органами с возможностью переключения и поочередной работы, изменения числа и схемы соединения потребителей для регулирования скорости движения. Машину поворачивают нулевым радиусом движущей силой даже одного колеса без дифференциала, сложных механизмов поворота трансмиссии. Борозду используют в качестве террасы или дорожки, канала на поливном поле, базовой линии для движения, при этом камни и технологический сдвиг почвы используют для их строительства. Состояние поверхности изменяют, регулируя скорость движения, при снижении скорости углубляют обработку, при повышении скорости выглубляют и формируют борозды, каналы, террасы, дороги и др. сооружения. Почву обрабатывают в режиме саморегулирования угла установки рабочего органа и нагрузки двигателя.

Агромашина содержит секции взаимодействующих рабочих органов резания и качения для малонапряженной обработки земли до желаемого состояния за один проход или выборочные рабочие органы резания и качения на конце механической руки привода. Привод рабочих органов выполнен в виде складывающихся "рук"-рычагов - носителей рабочего оборудования и колес в режимах самоустановки, ведущего, ведомого нейтрального, продольного и поперечного хода рабочих органов.

Плуг содержит выборочные рабочие органы в виде катков, дисков, зубьев, граблин, лопат, ромбиков и крылья для обработки почвы с возможностью уравновешивания без полевых досок. Агромашина содержит рабочий орган в виде сегмента на оси самоповорота и рабочие органы на двух осях самоустановки. Оборотный рабочий орган содержит крылья на рабочей поверхности или на тыльной стороне, или диск на кривошипе для перестановки вправо и влево. Агромашина содержит рабочие органы - заменители ходовой части и колеса - заменители рабочих органов, фиксаторы режимов. Агромашина содержит агрегаты из авиационного утиля для использования послеполетного ресурса на земле в виде двигателя, колес, гидроагрегатов. Приводы колес и рабочих органов соединены с возможностью переключения энергии и изменения схемы соединения и числа потребителей при регулировании скорости движения. Агромашина содержит регулятор активности колес - колесной формулы от 3×3 до 3×1 в тяговом режиме до 3к0 или 1К0 при обработке земли с возможностью изменения схемы соединения для расширения диапазонов скоростей и сил. Гидромашина для привода колес и рабочих органов содержит утопители поршней-замыкателей рабочих полостей. Гидромашина содержит рабочие полости симметричного нагружения ротора с двух сторон, в одном варианте ротор установлен на эксцентриках для регулирования расхода без мертвых зон и распределителей.

Агромашина содержит рабочие органы и привод из проката высокой готовности деталей с возможностью повышения уровня самообработкой, ресурсо-, энергосберегаемости. Рабочие органы имеют упругие ограничители.

Рабочие органы резания передают силы тяжести и заглубления рабочим органам качения. Поэтому рабочие органы установлены с возможностью взаимодействия, перестановки по высоте - адаптации к глубине. Маятниковые и дисковые крылья плуга установлены с возможностью самоперестановки вокруг горизонтальной оси сопротивлением почвы. Рабочие органы собраны в секцию с возможностью изменения шага /ширины пласта/ и/или высоты /глубины/ для настройки на малоэнергозатратную, малонапряженную обработку, изменения числа и очередности установки с учетом цели обработки земли.

На фиг.1 изображена схема агромашины, на фиг.2 - схема положений, на фиг.3 - график изменения ведущего Мв, поворачивающего Мп моментов по радиусу R и углу α поворота колеса, на фиг. 4а - схема цевочного привода рейки, на фиг. 4б - схема привода двух реек, на фиг.4в - схема рычажного привода с дисками-опорами, на фиг.4г - схема трех вариантов ширины I, II, III, на фиг.4д - схема привода колеса и отбора мощности, на фиг.4е - схема изменения скоростей работы рычагами Ур, рейкой Ур, подачи У, повторения Уп в зависимости от хода Р, на фиг.4ж - схема потоков мощности хода и подачи N, на фиг.5а - схема крутоповоротного колеса, вид сверху, на фиг.5б - схема управления диска и колеса, на фиг.5в - схема колеса и диска с регулятором высоты, на фиг.5г - схема колеса и диска-датчика, на фиг.5д - схема колеса из шин-утиля, на фиг.5е - схема колеса - рабочего органа, на фиг.6а - схема высокомоментного гидромотора, на фиг.6б - схема выреза сбоку, на фиг.6в - схема шибера, на фиг.6г - схема шибера с роликом, на фиг.7а - варианта гидромотора с роликами или шестернями - шиберами копирования статора гладкого или зубчатого, на фиг.7б - схема сечения по ролику, на фиг.7в - график показателей: момента М, давления Р, хода шибера Х в зависимости от угла поворота ротора α, на фиг.8а - схема плуга с подвесным крылом, на фиг.8б - то же с лущильником, бороной, вид сбоку, на фиг.8в - схема подвесного ромбовидного плуга, рыхлителя, лущильника, бороны, на фиг.8г - то же с дисками для дообработки, на фиг.8д - схема плуга с крыльями, на фиг.8е - то же при обратном ходе, на фиг.8ж - схема плуга с двумя отвалами реверсивного хода, на фиг.8з - то же, вид сбоку, на фиг.8и - схема самоустановки лап культиватора и плоскореза, на фиг.9а - схема почворазрывного реверсивного рыхлителя, на фиг.9б - схема реверсивной бульдозерной лопаты, грейдера, планировщика, на фиг.9в - схема сил в тормозном Т, нейтральном Н и ведущем В режимах, на фиг.9г - схема плуга из секторов диска, на фиг.9д - схема этого же рабочего органа для выполнения различных работ со схемой передачи сил резания рабочему органу качения, на фиг.9е - схема подвешенного поворотного на двух осях рабочего органа, на фиг.9ж - его схема при работе, на фиг.9з - схема работы и действия сил при ходе вправо и влево, на фиг.9и - схема ножа уборочной машины с приводом от колеса или рабочих органов для обработки земли с передачей от колеса поворота передаточным числом около 3, на фиг.9к - схемы настройки режимов и функций дисковых рабочих органов, на фиг.9л - схема ножа и граблин уборочной машины, на фиг.10а - схема плуга с поворотным отвалом - крылом на груди, на фиг.10б - то же, вид сбоку, на фиг.10в - то же с маятниковым отвалом - крылом из трех роликов, вид спереди. На фиг.10г - то же с дополнительными рабочими органами /дисками/ с двух сторон, вид сбоку, на фиг.10д - схема плуга с дисковым отвалом, заплужником, роликами и катком для дообработки, вид сбоку; на фиг.10е - то же, вид спереди с изображением диска в двух рабочих положениях для оборота пласта вправо и влево, на фиг.10ж - схема плуга с дисковым маятниковым отвалом и дисками для обработки почвы до и после вспашки, вид сверху, на фиг.10з - схема плуга с предплужниками и заплужниками зубьями ромбами, вид сбоку, на фиг.11 - схемы вариантов исполнения и действия сил заглубления секции и выглубления, на фиг.11а - схема секции плуга из трапеции и ромбов рыхлителей в ведущем режиме с избытком движущих сил Р3 и оборотом пласта, на фиг.11б - схема секции ведущего плуга и ромбиков торможения для уравновешивания сил и дистанционной работы с сохранением стерни /противоэрозионная настройка/, на фиг.11в - схема уравновешивания секции силами заглубления РЗ и выглубления РВ ромбиками и катком, на фиг.11г - схема ромбика-почвоклина, на фиг.1д - схема носка ромбика в выглубляющем режиме, на фиг.11е - схема носка в режиме заглубления, на фиг.11ж - схема секции уравновешенных дисковых рабочих органов в реверсивном собирающем, разгибающем режимах дистанционной работы в сочетании I, IV, II, III, остроклиновых и I, III - II, IV ведущих режимах, на фиг.11з - схема плуга с дисками в ведущей I и тормозном II режимах уравновешивания боковых /движущих/ сил, на фиг.11и - схема изменения угла самоустановки зуба, на фиг.11к - схема действия самозаглубляющих Р3 и самовыглубляющих сил при реверсивном ходе остроклинового прямозубового рабочего органа, на фиг.12а - схема секции плуга с отвалом на груди, на фиг.12б - схема комбинированного рабочего органа из дисков, ромбиков и плуга для обработки трех ярусов, на фиг.12в - схема плуга с заплужником, на фиг.12г - схема секции из секций самоповоротных рабочих органов-подсекций, на фиг.12д - схема секции из секций самоповоротных рабочих органов, на фиг.12е - схема секции из секций рабочих органов с дисками, зубьями и плугами, на фиг.12ж - схема секции рабочих органов с вибратором-подъемником вид сбоку, на фиг.12з - схема секции рабочих органов с дисками и плугами, сечение отвала в виде фигурной скобки и смещение /С/ бруса привода от центра сопротивления, на фиг.12и - схема связи бруса с рабочими органами с защитой от камня фиксатором, на фиг.12к - схема фиксатора соединения бруса с рабочими органами для каменистого поля. На схемах указаны сечения крыльев, оси и зуб самоперестановки вокруг двух осей, на фиг.13а - схема проката высокой готовности отвалов, на фиг.13б - схема проката и рабочих органов с чередующим носком и крылом и треугольников-крошителей почвы, на фиг.13в - схема проката дисков, крошителей и секторов, на фиг.13г - схема проката лемехов реверсивного хода и поворотного типа, на фиг.13д - схема проката лап, плоскорезов и лемехов двухотвальных плугов, на фиг.13е - схема проката симметричных отвалов, на фиг.14а - схема - полос-лап, конусов-роликов, на фиг.14б - схема проката полос с двумя лезвиями лап, ножей, на фиг.14в - схема проката крыльев, отвалов и подвесных рабочих органов, на фиг.14г - схема проката реек, стенок бункеров, на фиг.14д - схема боковин рейки, на фиг.14е - схема стоек рабочих органов, на фиг.14ж - схема корпусов рабочих органов, на фиг.14з - схема проката шиберов, на фиг.14и - схема проката роликов или/и шестерен, на фиг.14к - схема проката шиберов, на фиг.14л - схема проката статорной трубы гидромашин, на фиг.14м - схема проката пазов ротора гидромашины, на фиг.15а - схема граблин проката, на фиг.15б - схема проката волновой и гребневой рейки, на фиг.15в - то же, вид сбоку, на фиг.15г - схема проката для роликов, на фиг.15д - то же в сечении, на фиг.15е - схема ролика из прокатной полоски, на фиг.15ж - схема проката роликов, шкивов, цилиндров, на фиг.15з - схема цилиндра из проката, на фиг.15и - схема проката ножа/пилы, ножовки с одной и двух сторон зубьями, на фиг.15л - схема проката для стрелы, руки, рычаги с выходом и ромбических отвалов, ножей.

Агромашина может реализовать много способов обработки земли и других материалов выборочными рабочими органами и секциями выборочных рабочих органов малонапряженным и энергосберегающим методом до достижения целевого состояния за один проход с возможностью изменения режимов. Дальнейшее расширение функций ходовых систем и рабочих органов создает условия для повышения уровня управления при работе в поле и готовности проката деталей.

Способ реализуют преобразованием функций колес и выборочных рабочих органов энергосберегающей, малонапряженной обработки земли, плугами резания и качения /с дисковыми рабочими органами/.

Агромашина /фиг.1-5/ содержит одно ведущее крутоповоротное колесо 1 (или 5) на оси 2, относительно которой перемещаются руки /рейки, штанги/ 3 с шарнирами 4 секций с колесами 5, фиксаторами 6 настройки движения и положения рабочих органов 7 реверсивного хода на ширину, задаваемую регулятором 8 хода /фиг.4/, рулевое колесо 9 /фиг.5/ для поворота подвески 10 колеса или диска. Гидромашина имеет статор 11 с линиями 12, 14 питания, ролик 13 или шестерню, замыкатели линий для утопания в роторе 15, взаимодействующих с рабочим материалом в замкнутых рабочих полостях 16 шиберов-поршней 17 и боковые крышки 18. Шиберы 19, их ролики 20 на осях 21 составляют варианты исполнения. Гидромотор /фиг.7/ с шестернями 22, кольцами 23 уплотнения установлены с возможностью самоподжима шиберов, реверсивной работы, непрерывного /без мертвых зон/ вращения и получения высокого момента для привода колеса и рабочего органа без редукторов и мостов. Гидромашины содержат ролики, подъем которых на 2-3 мм может отключить их, управлять скоростью и моментом. В каждом варианте статор и ротор воспринимают давления жидкости и деталей с двух сторон одинаково. Ролики-реакторы 13 могут заглубить поршни-шиберы 17, 19, 20, 21 в роторе 15 для перехода из одной рабочей полости 16 в другую, чтобы воспринимать давление сзади и вытеснять спереди, по ходу непрерывно прижимая шиберы к статору 11, т.е. компенсируя износ гидроподжимом, притирая поверхности трения и обеспечивая повышение ресурса деталей малой точности изготовления в период обкатки.

Рабочие органы 24 имеют оси 25, рабочие поверхности 26, крыло-маятник 27 /фиг.8/, дополнительные рабочие органы 28 в виде дисков, катков, зубьев на оси 29 или ромбики 30. На поворотной оси 31 установлены крылья 32, 33 для оборота пласта вправо и влево при вспашке одним или двумя лемехами 34. Эти крылья лапы-лемехи 35 на осях-стойках 36 составляют культиватор. На оси 29 или 37 с ограничителями 38 установлены 2 остроклиновых зубьев реверсивного рыхлителя 39 или и лопата 40 бульдозера, грейдера, планировщика, плуга 41, части диска с возможностью реверсивной работы в ведущем режиме. Уборка ножом 42 возможна с приводом колеса 51. Ножи, диски 43 установлены на поворотной оси для задания режима. Ножи 44, граблины 45 составляют уборочную секцию. Дисковый плуг имеет много режимов.

Крылья 32, 33, фиг.10, имеют загибы 46, 47 оборота почвы в обе стороны и для отгибки 48, 49 или ролики 50 малого и большого диаметра. Для выполнения дополнительных операций секция включает рабочие органы для лущения до вспашки /диски-предплужники 51 на оси 52 и диски-заплужники 53 на оси 54 / и диски с крыльями.

Вариант плужной секции содержит кривошип 55 с диском 56/отвалом /фиг.10д/ и ромбики для рыхления почвы до и после вспашки, т.е. в нижней и верхней частей пласта. Предплужники 57 /фиг.12/, фиксатор 58, вибратор-подъемник 59, кронштейн 60 колес установлены с возможностью снижения сечения пласта, сообщения вибрации и защиты от камней путем выглубления от перегрузки.

Прокат высокой готовности /фиг.13/ отвалов 32, 35 ромбиков, 30, треугольников 26, 27, 46, дисков 28, крыльев 27, 41, лемехов 34, 35, крыльев трапеций 7, 32, 33 отвалов граблин 6. Волновой рейки 47, 62, боковин, 63, стоек 36 - корпусов, шиберов 17, роликов 13 и шестерен, статора 11 и ротора 15, граблин 45, 46 /фиг.15/ рейки 65, роликов 66 с зубьями /фиг.15е/, цилиндров 67, ножей 68, стрелы 69.

Установка дисков между корпусами плуга с возможностью передачи заглубляющих сил дискам для их догрузки, выполнения функций предплужника, лущильника ограничителя глубины - укладчика сорняков.

Дисковый плуг самозащищается лучше, обходит камни.

Функции полевой доски плуга преобразуют в обработку почвы дисками 28 до и после вспашки. При этом трение и потери энергии заменяются качением и полезной технологической работой во всех /тормозном, нейтральном и ведущем/ режимах.

Крыло отвала на рабочей поверхности или за ней поворачивается сопротивлением, затем оборачивает почву. Здесь трение скольжения заменяют качением, крощением, изгибом и оборотом пласта роликами-крылом 32, 33 (фиг.20) на поворотных осях 55 или на качающейся оси /кривошипе/ 55 диском 56 - крылом отвала с возможностью самоперестановки, реверсивной работы /оборота почвы назад/ при ходе вправо и влево относительно энергосредства или в режиме оборотного плуга /с оборотом пласта в одну сторону/ при движении машины вперед или назад /в тягово-тормозном режиме/.

Диск-каток-отвал-крыло 56 дополняет плужный рабочий орган резания, снижает рабочую поверхность трения, заменяя ее поверхностью вращения сопротивлением пласта или дна борозды при принудительном подъеме диском пласта. На диске-крыле-катке-отвале неровности /зубья, выступы почвозацепы/ активизируют крошение и оборот, а плужную подошву разрушает круговые вырезы.

На кривошипе 55 диск 56 крыло-отвал трением пласта поднимается вверх, массой опускается, воздействует на почву частью круга. Это вращает со скоростью, пропорциональной радиусу площади контакта: пласт ближе имеет малую скорость, а к периферии скорость возрастает, создается различие скоростей, трений, крошения и усиливается оборот с радиусом. В случае жесткой посадки диска на кривошипе /исключения вращения качения и крошения пласта заменяется трением и оборотом пласта. В каждом случае диск-крыло выполняет функции почвоуглубителя разрушителя плужной подошвы. При установке диска с вырезом его качение по дну борозды создает вибрацию и снижает сопротивление плуга.

Крыло на рабочей поверхности или на тыльной стороне установлено с возможностью оборота тонкого пласта. Поэтому расстояние между плугами /шаг/ снижают. Это заменяет широкозахватных рабочих органов узкозахватными, а тонкий пласт крошится и оборачивается плугом, а также дообрабатывается дисками, зубьями-ромбиками, сошниками-катками до финишного состояния без тяжелого трактора и ущерба от его ходовой системы.

Предплужная обработка дисками/лущение заплужником 57, предплужником 28, 281 (фиг.10) на тыльной стороне плужного корпуса оставляет борозду с верхним слоем почвы, сорняками, удобрениями, снегом, поливной водой и др. материалами и при обратном ходе укрывает пластом чистой почвы. Возможна вспашка без заплужника с частичной запашной стрени отвала или крыла отвала в зависимости от производственной потребности.

Замена предплужника и заплужника дисками совмещает их функции с функциями колеса, т.е. диски с пользой используют заглубляющую силу и массу плуга для обработки верхнего слоя и укладки в борозду. Диски 28, 281 зубья, ромбики 30, катки-сошники для дообработки почвы после плуга, посева и частичного уплотнения доводят почву до финишного состояния за один проход /снижает число проходов пропорционально ширине захвата и числу операций/, крошат комки, уплотняют почву и сохраняет влагу в почве.

Фиксаторы 58, вибратор-подъемник 59, кронштейн 60 колеса 1,5 для защиты от камней и тяжелых почв повышают ресурс и экономичность.

В засушливом земледелии обработка почвы с запашкой снега или верхнего влажного слоя и работа в течение всего года повышают культуру земледелия: сближает периоды обработки посева высокой влажности, использует энергию солнца не для осушения верхнего слоя, а для подогрева более черного слоя и семян без опасности выхода в поле до схода влаги без сложных дорогостоящих и опасных для почвы ходовых систем тракторов, преобразуя их в катки для уплотнения почвы после вспашки и сохранения влаги.

В любой зоне возможна обработка почвы плугом и без него, дисками, лапами, катками, сошниками в зависимости от требований культуры и потребности в сохранении продуктивной влаги.

Крыло 32, 33 маятниковое автоматически изменяет угол установки: при снижении глубины опускается, при повышении глубины поднимается почвой и подъемная сила пласта уравновешивается силой тяжести при движении в любую сторону /вправо и влево/ в нетормозных режимах, а также право- и левооборачивающего корпуса при движении вперед и назад в режиме оборотного тормозного плуга.

В каждом случае крыло скольжения или ролики оборачивают пласт, прижимаются к корпусу. Дисковое крыло-отвал на тыльной стороне отжимается, вращается, отгибает, крошит и оборачивает пласт.

Способ обработки земли и управления реализуют путем расширения совмещения преобразования функции колес - источников сил и рабочих органов источников сопротивлений в малонапряженное и энергосберегающее воздействие на землю.

Малонапряженная обработка земли машиной включает снижение вредных напряжений, деформаций, уплотнения, затертости, резания, затвердевания от осушения, сжатия, снятия, сдвига, трения, сил, масс, работы органов резания и качения и повышения деформаций изгиба, крошения и остроклиновое рыхление, уравновешивание сил при малой нагрузке колес с возможностью преобразования функций колес и рабочих органов.

Агромашина работает следующим образом. Колесо 1 вращается от двигателя любого типа, поворачивается рулем 9, заменяется дисками - рабочими органами и само становится рабочим органом 5 /фиг.1-5/. Перемещаются или поворачиваются руки 3 с рабочими органами 7, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 и т.д. при выполнении различных работ. Работа рабочих органов включает самоповорот вокруг осей 24, 25, 27 между ограничителями 38 под действием сопротивления почвы или иного материала, поочередное резание, подъем, крошение и оборот почвы, передачу реакции приводу в зависимости от режима настройки, определяя положение аналогично двойному маятнику с отличием сил и сопротивлений в зависимости от ширины и глубины. Рабочие органы резания, излома, крошения 27, 30, 34, 35, 39 передают вертикальную реакцию почвы рабочим органам качения 5, 43, 28, как это показано на фиг.9д, и в зависимости от режима тормозят Т, толкают Рт при перемещении со скоростью V хода и подачи /фиг.4е, 4ж, 9в, 9з/ при выполнении соответствующих работ.

Сталепрокат высокой готовности отвала 35 /фиг.13-15/, ромбов с лезвиями с 4-х сторон 7, 30, трапециевидных трехлезвийных лемехов 34, отвалов 32, лап, крыльев, ножей 35, 41, 61, полос 62, 63, стоек 36, шиберов 17, статора 11 и ротора 15 гидромотора, граблин 49, полос 65 для роликов 66, 67, ножей 68, полос 69 для механической руки и другие детали высокой готовности проката или штамповки без дополнительного нагрева доводят много конструктивных элементов до уровня, пригодного для сборки при очень малой обработке.

Рабочее и транспортное положение фиксируются фиксаторами. Рабочие органы самоустанавливаются на осях 24, 25, 29, 31, 36, 38 около ограничителей 42, положение которых можно настроить и определить режим работы: нагрузки, ширины захвата, глубины хода по принципу силового саморегулирования.

Колеса 1,5 являются опорами и средствами передвижения в нужном направлении со скоростью, соответствующей нагрузке на транспорте и кратности повторения работ при обработке земли. Колеса заменяют рабочие органы качения /диски, катки/ с возможностью самоуравновешивания сил заглубления и выглубления без дополнительных рабочих органов. При этом силовое регулирование стабилизирует нагрузку двигателя без колес, диски пашут самозащищаясь.

Механический привод колеса или рабочих органов передает основную мощность двигателя потребителю без двойного преобразования. Отбор мощности от муфты-насоса для гидропривода колеса 1 /фиг.4д/ или иного потребителя обеспечивает регулирование скорости движения в тяговом режиме изменением числа ведущих колес: с числом ведущих колес снижается скорость и наоборот скорость возрастает отключением гидропривода колес 5. Скорость движения регулируется изменением числа ведущих колес и схемы их соединения. Последовательное соединение гидромоторов привода колес 1 и 5 повышает скорость, а параллельное соединение снижает скорость. Комбинирование числа и схем соединения расширяет диапазон регулирования скоростей и сил тяги на транспорте. Гидропривод колес в сочетании с механическим приводом одного потребителя облегчает переключение скоростей механической трансмиссии в период передачи мощности гидроприводом, т.е. обеспечивает регулирование скорости механического привода гидроприводом. Совмещение функций гидропривода, гидросинхронизатора механической коробки, гидрокорректора скорости и без переключения шестерен выгодно для передачи основной мощности /до 90%/ рабочим органом /фиг.4д/ и привода колеса для гибкого регулирования скорости и повторности выполнения работ. Такая потребность возникает при сооружении и ремонте дамб, дорог, каналов, русл рек без множества проходов тяжелого трактора, а также при дистанционной работе рабочих органов на конце механической руки на неудобицах.

Самоустанавливающиеся колеса рук допускают поворот вокруг ведущего колеса.

Избыток или недостаток поворачивающего момента /управления/ изменяется блокировкой шарнира /ограничением самоповорота/ колес, их торможением, установкой впереди и сзади ведущего направляющего колеса, а также поворотом рук.

Установка ведущего направляющего колеса на поворотном рычаге дает поворот без вращения /фиг.1-4/.

Одно многорежимное/ведущее тормозное самоустанавливающееся, самоустраняющее ошибки, саморегулирующее глубину и чувствующее землю и ошибку траектории направляющее, догружающее или разгружающее до отрыва от земли в поле при установке опор-рабочих органов - заменителей колес с шиной-утилем и рессорой между осями поворота и вращения, фиксируемое на транспорте от самоустановки колесо заменяет рабочие органы /катков и дисков/ в режиме крошения комков и дообработки почвы до достижения желаемого финишного состояния, повторяют работу снижением подачи вперед и расширяет функции.

Приложение движущей силы впереди центра сопротивления повышает устойчивость смещением его назад /в толкающем режиме/, снижает курсовую устойчивость.

Установка колеса, толкателя и ведущих рабочих органов впереди тормозных рабочих органов повышает курсовую устойчивость. Смещение опор рук в сторону и вперед повышает устойчивость против опрокидывания. В любом случае одно направляющее ведущее колесо обеспечивает высокую поворачиваемость.

Направляющее колесо и диск поворачиваются органом управления с усилителем или без него на 150° вправо и влево. Это достаточно для поворота нулевым радиусом и управления продольным и поперечным движением без сложных мостов /настроек углов установки колес и шкворней, тормозов бортов, дифференциалов различных конструкций, механизмов их блокировки и управления, балластных грузов, догружателей колес и механизмов управления, затрудняющих автовождение.

Колеса-заменители рабочих органов или рабочие органы-заменители сложной ходовой части с механизмом поворота одного ведущего колеса снижают площадь поворота, массу и стоимость машин, потери энергии, напряжения почвы, избыток и недостаток управляемости, поворачиваемость, изменения радиуса поворота, ошибки вождения и автовождения.

Эти вопросы эффективно решаются различными многофункциональными, многорежимными рабочими органами реверсивного хода с возможностью настройки режима перемещения вперед и поперек оси или бокового хода /вправо и влево/, поворота на малой площади, защиты окружающей среды, реализации энерго-, влаго-, и времясберегающих процессов, минимизации количества движения /массы скорости/, а также числа колес и осей, стоимости производства техники и продукции земледелия и нагрузки человека.

Многоцелевой рабочий орган в зависимости от настройки работает в режимах движителя - частичного реактора, тормоза, толкателя, саморегулятора глубины, датчика курса, направителя в заданном направлении, разгружателя и догружателя колес, опоры, "якоря", регулятора нагрузки двигателя и колес в различных условиях, преобразователя и повторителя операции - технологических процессов с возможностью самоочистки, самоповорота, самоподачи вперед, самоподъема от перегрузки, самозащиты от камней, самоуравновешивания, самоторможения агрегата, саморегулирования движущей силы для технологического, рабочего, вспомогательного движения.

Гидромашина в статоре 11 между роликами 13 около ротора 15 имеет рабочие полости 16, в которых лопасти-поршни 17 совершают рабочие процессы мотора, прижимают трущиеся поверхности /компенсируют износ/, предотвращая утечку масла, повышают КПД.

Если линию 12 и 14 питания рабочих полостей 16 соединить с линиями напора Р и слива С гидросистемы посредством переключателей-распределителей типа "ИЛИ" /две позиции/, то диапазон регулирования скорости, крутящего момента и нагрузки регулируется переключением линий 12 и 14, а также объемов 16 с последовательного питания /одной скорости/ на другую /низкую/ при параллельном соединении. Правило соединения линий на двух скоростях таково: Н-14-12-С на низкой скорости, Н-14-12-14-12-С на высокой скорости.

Аналогичное переключение гидромоторов колес с последовательного питания на параллельное, а также включение и отключение гидромоторов, т.е. изменение числа ведущих колес, создает условия для сверхпотребного диапазона машинного регулирования скорости без сложных малоресурсных гидроагрегатов.

Широта регулирования крутящего момента высокоресурсного, высокомоментного гидромотора, обратимость, реверсивность, большая единичная мощность, компактность, самоподжим трущихся деталей, самовосстанавливаемость ресурса притиркой деталей, очень низкая потребность в точности, возможность совмещения обкатки, обработки деталей высокой готовности после грубой обработки или без него после проката многократно повышает уровень технологии производства и эксплуатации. Свойство самопритираемости и самоустраняемости зазоров по всему периметру контакта рабочих поверхностей устраняет потребность в высоком качестве материалов /металлов и масла/, тонкой очистке мала, сродстве и устранении высокой защиты от коррозии /она сама удаляется в первые минуты пуска/.

Взаимозаменяемость замыкателей рабочих полостей: роликов 13 и шиберов 17, их установка с возможностью гидроподжима путем соединения с напорной линией обеспечивает самоуплотняемость трущихся поверхностей.

Скорость движения регулируется изменением числа гидромоторов /числа ведущих колес/, переключением гидромоторов с последовательного на параллельное и наоборот, а также переключением рабочих полостей гидромоторов. Отключение одного или двух гидромоторов от насоса соответственно увеличивает поток /подачу/ в гидромотор остающегося ведущим колеса. Скорость снижается с увеличением числа ведущих колес и повышается скорость при снижении числа гидромоторов - потребителей энергии. Отключение рабочих органов повышает скорость транспортного движения. В каждом случае скорость определяют делением потока мощности между потребителями. Переключение потребителей и рабочих полостей гидромоторов - изменение схемы питания расширяет возможности регулирования скорости.

Ход, число и ширина захвата рабочих органов, скорость, шаг подачи вперед, перекрытие проходов и другие показатели определяют с учетом условий и правил: 1/ большой ход повышает массу привода и ширину захвата агрегата независимо от мощности двигателя, 2/ увеличение ширины захвата секций рабочих органов, повторности обработки и совместимости операций повышает эффективность использования энергии, минимизирует избыток или недостаток силы, массу, уплотнение почвы и буксование, 3/ ведущее направляющее колесо поворачивается для поперечного хода и управления более 135° в одну сторону, 4/ компактное транспортное сложение облегчает движение вдоль и поперек оси на ровном поле и на склонах, 5/ периодическая подача рабочих органов вперед при однократной обработке в конце и в начале хода тягачом, толкателем, переключателем мощности роботизирована. Поворотное маятниковое крыло самоприспосабливается к глубине и плуг совмещает функции лущильника, тяжелой и легкой бороны. Если поворот на 2-х осях силой тяжести и сопротивлением почвы недостаточен, то пружины или наклон поверхностей крыльев корректируют. Рыхлители перед плугом прочесывают землю, собирают валок из камней, защищают плуг от поломки. После очистки каменистого поля зубья устанавливаются за плугом и замещают функции борон, лущильников с возможностью изменения наклона и глубины хода.

Глубину хода и нагрузку на дисковые рабочие органы около плуга можно регулировать смещением их вверх и вниз на плуге перестановкой по отверстиям /фиг.12б, 11в/ или кривошипом. Такая настройка глубины стабилизирует уравновешенность и процессы самозаглубления и самовыглубления, блокирования осей, самоуравновешивания сил, самоповорота вокруг двух осей; тонко- и толстопластовой обработки в зависимости от шага установки рабочих органов; взлома и изгиба пласта, резания и качения в ведущем, нейтрильном и тормозном режимах. Самоповорот /самонаклон/ допускает адаптивную работу в качестве плуга, лущильника, тяжелой и легкой бороны с возможностью коррекции силы тяжести грузом или пружиной.

Самоуравновешивание секций сменных рабочих органов позволяет работать в режимах дистанционного и эстафетного действия широкозахватного агрегата; преобразования функций опор и рабочих органов; балансировки сил и масс: сочетания рабочих органов разрыва и резания почвы, качения; совмещения технологических защитных, кибернетических и эргономических функций; качения рабочих органов по почве или пласта по роликам, каткам и крошителям комков - отделителям клубнеплодов; самовыглубления и самозаглубления до стабилизации нагрузки двигателя; самоповорота и изменения ширины пласта и нагрузки без изменения глубины.

Самозаглубление одного рабочего органа сочетать с самовыглублением другого, т.е. самоуравновешивать силы независимо от массы при вспашке, планировке, нарезке гряд, рыхлении и на других операциях, можно с большой технологической и экономической эффективностью. Защита и силовое регулирование при этом облегчаются, а переключение энергопотока привода и управления ускоряет действие подъема без изменения глубины и ширины хода, стабилизировать наг