Устройство связи и отделения двух отсеков

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к средствам стыковки и расстыковки изделий ракетно-космической техники и их частей, работающих в условиях действия скоростного напора внешней среды. Предлагаемое устройство содержит соосные отсекам стыковочные плоские пилоны, соединенные замками. На пилонах отделяемого отсека установлены обтекатели, каждый из которых выполнен в виде двух створок, охватывающих замок с регламентированным зазором между створками и пилоном основного отсека. Благодаря зазору уменьшается внешнее избыточное давление на обтекатель. На основании створок выполнены выступающие за их срезы лапки, входящие в состыкованном состоянии в соответствующие им углубления пилона отделяемого отсека и прижимаемые пилоном основного отсека. При разделении отсеков лапки выходят из углублений, створки освобождаются и сбрасываются под действием набегающего потока. Технический результат изобретения состоит в уменьшении аэро- или гидродинамического сопротивления аппарата, снижении нагрузок на створки обтекателя и обеспечении безударного отделения створок. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке ракетно-космических и других аппаратов, работающих в условиях наружного скоростного напора и имеющих отделяемые части (отсеки).

Известно устройство связи и отделения (УСО), содержащее стыковочные шпангоуты, выполненные в виде плоских, расположенных соосно с отсеками пилонов и замки, соединяющие эти шпангоуты (патент на изобретение №2166465).

Недостатком этого устройства является повышенное аэродинамическое (гидродинамическое) сопротивление УСО из-за его выступания за границы пилонов.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание конструкции УСО, свободной от вышеуказанного недостатка.

Технический результат достигается тем, что на пилонах отделяемого отсека устанавливаются обтекатели в виде двух створок, охватывающих замок с регламентированным зазором между створками и пилонами, при этом на основании створок выполнены выступающие за их срезы лапки, входящие в соответствующие им углубления в пилонах отделяемого отсека в зоне контакта с пилоном основного отсека.

На фиг.1 представлено заявляемое устройство: замок 1, соединяющий пилоны основного 2 и отделяемого 3 отсеков, охвачен обтекателем в виде створок 4, прикрепленных к пилону отделяемого отсека 3. Каждая створка имеет лапки 5, входящие в соответствующие углубления пилона отделяемого отсека и прижимающиеся пилоном основного отсека в состыкованном состоянии. Между створками 4 и пилоном основного отсека 2 существует регламентированный зазор.

Устройство работает следующим образом: до процесса отделения за счет регламентированного зазора между створками 4 и пилоном основного отсека внутри обтекателя устанавливается повышенное давление, компенсирующее давление внешней среды и, как следствие, уменьшающее внешние (сжимающие) нагрузки на створки. После расфиксации замка под действием набегающего потока и (или) пиротолкателей отсеки начинают удаляться друг от друга и пилон основного отсека 2 освобождает лапки створок 5, после чего створки под действием набегающего потока безударно сбрасываются (фиг.2).

Таким образом, по сравнению с прототипом предлагаемое устройство позволяет уменьшить аэродинамическое (гидродинамическое) сопротивление аппарата (за счет установки на пилоне отделяемого отсека обтекателей в виде двух створок), уменьшить нагрузки на створки обтекателя (за счет регламентированного зазора между створками и пилоном основного отсека) и обеспечить безударное отделение створок (за счет лапок створок, прижимаемых пилоном основного отсека).

Устройство связи и отделения двух отсеков, содержащее расположенные соосно с отсеками стыковочные плоские пилоны, соединенные замками, отличающееся тем, что на пилонах отделяемого отсека установлены обтекатели, каждый из которых выполнен в виде двух створок, охватывающих замок с регламентированным зазором между створками и пилоном основного отсека, при этом на основании створок выполнены выступающие за их срезы лапки, входящие в состыкованном состоянии в соответствующие им углубления пилона отделяемого отсека в зоне контакта с пилоном основного отсека.