Вяжущее для дорожного покрытия
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов. Достигается улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего. Вяжущее для дорожного покрытия содержит битум, каучук и растворитель-пластификатор, причем в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15, при следующем содержании компонентов, мас.%: битум - 90,0-97,0, низкомолекулярные полиолефины - 1,0-4,0, отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - 2,0-6,0. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляции и герметичных швов.
Известно вяжущее для дорожных покрытий, получаемое смешением 85-98% мас. битума, 15-2 мас.% разветвленного или линейного стирольного блок сополимера при 200-250°С в течение 15-40 минут (ЕР №0458386, кл. С 08 L 95/00, 1972). Вяжущее имеет достаточно высокую прочность, эластичность, однако его получение требует применения высоких температур и при этом не достигается полная однородность структуры вяжущего.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (патент Российской Федерации №2038360, кл. С 08 L 95/00, 1995), содержащее битум, блок сополимеры алкадиена и стирола и индустриальное масло при следующем количественном соотношении, мас.%:
Битум | 44,4-98,0 |
Блок сополимеры алкадиена | |
и стирола | 0,1-22,3 |
Масло индустриальное | 1,9-33,3 |
Причем до введения в битум сополимер смешивают при 80-160°С с индустриальным маслом, после чего полученную смесь при перемешивании вводят при 110-160°С в битум.
Недостатком изобретения является низкая сцепляемость вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси. Кроме того, процесс получения вяжущего требует сравнительно высоких температур, что способствует выделению вредных веществ в окружающую среду и интенсифицирует процесс старения битумов. Кроме того, в качестве растворителя используют дорогостоящее товарное индустриальное масло.
Задачей изобретения является улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего.
Задача решается разработкой вяжущего для дорожного покрытия, содержащего битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающийся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15 при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум | 90,0-97,0 |
Низкомолекулярные полиолефины | 1,0-4,0 |
Отход производства тримеров и | |
тетрамеров пропилена | 2,0-6,0 |
Для приготовления вяжущего используют битумы марок БНД по ГОСТ 22245-90.
Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - продукт АО «Нижнекамскнефтехим», выпускается по ТУ 2411-020-05766801-94 и представляет собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15.
Низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000 получали термодеструкцией высокомолекулярного полиолефина эластомера каучука СКЭПТ - сополимера этилена с пропиленом и диеном. Термодеструкцию СКЭПТ осуществляли на лабораторной установке, снабженной устройством для загрузки и выгрузки каучука, поддержание вакуума и температуры - в заданных условиях. Условия проведения процесса деструкции меняли в зависимости от требуемой молекулярной массы получаемого полиолефина: температуру деструкции варьировали от 280°С до 380°С, остаточное давление - от 5 до 30 мм рт.ст., время контакта от 5 до 60 минут. У полученных образцов полиолефинов определяли молекулярную массу.
Приводим пример приготовления вяжущего.
Пример 1. 1 г низкомолекулярного полиолефина с молекулярной массой 5000 вводим при перемешивании в 4 г отхода производства тримеров и тетрамеров пропилена, нагретого до 70°С. Затем приготовленную смесь вводим в 95 г битума при интенсивном перемешивании и нагревании до 120°С.
Аналогично готовили вяжущие по примерам 2-7. Составы вяжущих по примерам 1-7 приведены в табл.1, а их характеристики - в табл.2. Как следует из табл.2, предлагаемое вяжущее превосходит известное вяжущее по показателю сцепляемости с поверхностью минерального материала, температуре хрупкости и показателям, характеризующим пластичность вяжущего: эластичности и растяжимости. При этом предлагаемое вяжущее сохраняет высокие значения остальных показателей, а процесс его приготовления протекает при более низких температурах (100°С против 160°С для известного способа), что значительно снижает миграцию вредных веществ в окружающую среду и замедляет процесс старения вяжущего.
Таблица 1 | |||||||||
№ образца | Состав % масс | ||||||||
Битум | Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена | Низкомолекулярный полиолефин с различными молекулярными весами | |||||||
500 | 800 | 1500 | 2000 | 2500 | 3500 | 5000 | |||
1 | 95 | 4 | - | - | - | - | - | - | 1 |
2 | 90 | 6 | - | - | - | - | - | 4 | - |
3 | 97 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - |
4 | 93 | 5 | - | - | - | - | 2 | - | - |
5 | 96 | 2 | - | - | 2 | - | - | - | - |
6 | 94 | 3 | - | 3 | - | - | - | - | - |
7 | 92 | 5 | - | - | - | 3 | - | - | - |
Таблица 2 | ||||||||
№№ образцов | ||||||||
Показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 (прототип) |
Температура размягчения по КиШ, °С. | 48 | 50 | 49 | 47 | 49 | 50 | 48 | 56 |
Температура хрупкости по Фраасу, °С. | -39 | -42 | -43 | -43 | -45 | -41 | -43 | (-17)-(-40)°С |
Глубина проникания иглы, 0,1 мм: | ||||||||
при 25°С | 120 | 125 | 126 | 120 | 130 | 127 | 129 | 129 |
при 0°С | 70 | 75 | 74 | 80 | 77 | 76 | 77 | 77 |
Сцепление с мрамором или песком по ГОСТ 11508-74 | Соответствует образцу №1 | Соответствует образцу №2 | ||||||
Растяжимость, см: | ||||||||
при 25°С | 75 | 70 | 69 | 75 | 70 | 69 | 74 | 45 |
при 0°С | 65 | 66 | 64 | 62 | 65 | 64 | 62 | 42 |
Эластичность, см: | ||||||||
при 25°С | 92 | 90 | 93 | 93 | 93 | 92 | 92 | 85 |
при 0°С | 84 | 82 | 83 | 84 | 84 | 84 | 85 | 80 |
Вяжущее для дорожного покрытия, содержащее битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающееся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена C15, при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум | 90,0-97,0 |
Низкомолекулярные полиолефины | 1,0-4,0 |
Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена | 2,0-6,0 |