Резиносодержащий полимерный модификатор битума
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. Сущность изобретения: резиносодержащий полимерный модификатор битума включает битум, полиэтилен, резиновую крошку, в качестве пластифицирующей добавки используют мазут, а в качестве девулканизирующего неорганического соединения - известь строительная, при этом полиэтилен вводят вторичный как низкого, так и высокого давления. Модификатор содержит, мас.%: битум БНД 60/90 47-62, мазут марки 100 2-5, резиновая крошка 30-35, вторичный полиэтилен (ПЭ) 3-7, известь строительная 3,0-6,0. Технический результат: повышение температуры размягчения, снижение температуры хрупкости. 8 табл.
Реферат
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд.
Верхние слои покрытия должны обеспечивать высокие эксплуатационные качества дорог особенно на современных скоростных автомагистралях, расчетные скорости и безопасность автомобильного движения, защищать нижележащие конструктивные слои от доступа влаги и старения, что является непременным условием долговечности автомобильных дорог. Одним из путей создания таких слоев может являться использование резино-битумных и полимерно-битумных вяжущих.
Изобретение относится к составам резиносодержащих полимерных модификаторов битума, которые могут быть использованы для получения резино-полимерно-битумных вяжущих, применяемых в дорожном строительстве для устройства верхних слоев покрытий дорог, строительстве аэродромов, покрытия спортивных площадок и др.
Основным компонентом используемых различных органоминеральных смесей являются вязкие дорожные битумы, удовлетворяющие требованиям (см. ГОСТ 22245 - 90). Однако зачастую используемые в дорожном строительстве битумы не соответствуют необходимым требованиям, что особенно относится к таким показателям вяжущего, как устойчивость при повышенных и пониженных температурах, адгезионным свойствам и т.п. В этих целях в последнее время широко используют битумы, модифицированные различными добавками органического и неорганического происхождения, что позволяет обеспечивать высокие эксплуатационные качества дорог.
Известны полимерные композиции, пригодные для применения в качестве модификатора битумного вяжущего [US 4829109, 09.05. 1989], состоящего из 20-50% этиленпропиленового эластомера с содержанием этилена 60-75%, 0-25% изотактического пропилена, 0-25% полиэтилена (плотностью 0,96-0,98) и 0-25% этиленвинилацетатного сополимера с содержанием этилена 60-95%. Битумная композиция содержит 70-90% битума и 30-10% указанного выше модификатора. В битумную композицию добавляются также инертные наполнители: кремнезем, каолин, смола, карбонат кальция и т.д. [патент US 4829109, С 08 L 95/00, 31/04, 23/12, 23/16, 1989]. Недостатком получаемой битумной композиции является высокая температура хрупкости, равная от -6 до -15°С.
Известен модификатор битума [патент РСТ WO/08866, A1, 17.11.1988] и применение его в битумных композициях (патент РСТ (WO) 88/08866, C 08 L 95/00, 23/02 (1988). Модификатор содержит 1-85% смазочных масел, 1-70% полимеров и 1-90% добавок. Достоинством модификатора является возможность вторичного использования масел, даже уже не пригодных к обычной эксплуатации. Недостатком указанной добавки является использование больших (до 30-50%) количеств дорогих синтетических полимеров и значительная липкость модификатора за счет большого содержания в нем жидких масел, что создает сложности при работе с ним и при транспортировке.
Наиболее близким по технической сущности является полимерный модификатор битума, получаемый в удобной форме для транспортировки и прямого введения в битумную массу на месте ее использования в дорожном строительстве с низкой температурой хрупкости и повышенной температурой размягчения (патент RU 2158742, С1 2000.11.10), содержащий:
Дорожный битум БНД 60/90 или 90/130 | 50-80 |
Резиновая крошка | 10-25 |
Каучук синтетический полиизопреновый СКИ-3 | 1-5 |
Сополимер этилена с пропиленом или | |
полиэтилен высокого давления ПВЭД | 1-10 |
Масло минеральное (соляровое, | |
индустриальное масло И-8А, нафтапласт) | 1-15 |
Существенным недостатком указанного полимерного модификатора является то, что поставленная задача решается тем, что в качестве модифицирующей добавки модификатор битума содержит предварительно деструктурированную в битуме резиновую крошку. Однако известно, что при деструкции каучуков происходит старение и потеря их качества. Резиновая крошка, подвергнутая деструктуризации, теряет ряд ценных свойств, присущих каучукам. Кроме того, в процессе деструктуризации резиновой крошки в разогретом до 250°С битуме (в течение 30 минут) в битумном вяжущем будет интенсивно протекать его старение, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на долговечности покрытия, в котором было использовано такое вяжущее.
Задача изобретения - разработка полимерного модификатора битума, позволяющего получать на базе дешевых компонентов битумное вяжущее с более высокой температурой размягчения и более низкой температурой хрупкости путем девулканизации резиновой крошки, без ее деструктуризации при повышенных температурах в битуме.
Сущность изобретения заключается в том, что резиносодержащий полимерный модификатор битума, включающий битум, полиэтилен, резиновую крошку, в качестве пластифицирующей добавки используется мазут, а в качестве девулканизирующего неорганического соединения - известь строительная, при этом полиэтилен вводится вторичный как низкого, так и высокого давления при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Битум (БНД 60/90 или БНД 90/130) | 47-62 |
Мазут марки 100 | 2-5 |
Резиновая крошка | 30-35 |
Вторичный полиэтилен (ПЭ) | 3-7 |
Известь строительная | 3,0-6,0 |
При приготовлении полимерного модификатора битума использовали битум БНД 60/90 (наиболее часто применяемый в условиях средней полосы и южных регионах России); резиновую крошку с диаметром частиц до 0,5-0,9 мм (отход производства резинотехнических изделий); вторичный полиэтилен (ПЭ) как низкой, так и высокой степени плотности, мазут марки 100 и неорганическое основание Са(ОН)2 - известь строительную.
Модификатор готовят следующим образом. В разогретый до 160°С битум добавляют мазут, перемешивают 3-5 мин, затем вводят резиновую крошку, смешанную с известью строительной, продолжают нагревать (в течение 3-4 часов для набухания крошки при этой же температуре (160°С).
Вторичный полиэтилен (ПЭ) совмещают в отдельной порции с битумом в соотношении 1:1 при температуре 150-160°С. При этом битум подается постепенно при перемешивании в разогретый ПЭ. Количество введенного битума учитывается в общем его содержании.
Приготовленная смесь полиэтилена в битуме перемешивается при 150-160°C с ранее описанной смесью (битум+мазут+резиновая крошка+известь строительная), затем все вместе подается в экструдер и гранулируется. Предлагаемый модификатор битума получают в виде твердых нелипнувших гранул, размером в диаметре 0,5-0,6 мм, он пластичен, легко режется ножом и может быть легко введен в заданном соотношении в разогретый битум непосредственно на месте проведения дорожно-строительных работ. Это исключает проведение сложных операций приготовления полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) на основе дорогостоящих полимерных устройств, например коллоидных мельниц, и применение в этих целях пластифицирующих добавок типа индустриальных масел (до 8-10%), как правило, отрицательно влияющих на эксплуатационные свойства вяжущего. Кроме того, использование предложенного модификатора исключает необходимость перевозки приготовленного ПБВ в обогреваемых битумовозах.
Предлагаемый модификатор битума содержит предварительно девулканизированную в битуме резиновую крошку диаметром частиц 0,5-0,9 мм, являющейся отходом производства резинотехнических изделий. Крошка - вторично перерабатываемый полимер, использование ее позволяет утилизировать отходы резинотехнических изделий, в частности, скопившиеся в больших количествах отходы использованных шин и покрышек. Введение резиновой крошки в состав битумного вяжущего позволяет уменьшить расход дорогостоящих полимерных материалов и значительно удешевить модификатор битумного вяжущего.
Процессы девулканизации крошки, протекающие при перемешивании ее с битумным вяжущим в присутствии пластифицирующей добавки - мазута и неорганического основания (извести строительной), приводят к частичному распаду вулканизационной сетки в резине, способствуя более гомогенному смешиванию ее с битумом, с образованием вязкой пастообразной массы.
Введение в состав модификатора 3-7% полимерной добавки - вторичного полиэтилена (ПЭ) - способствует при смешении в экструдере с набухшей крошкой образованию твердых нелипнувших гранул с повышенными температурами размягчения и интервалом пластичности.
Использование в составе модификатора мазута в количестве 3-5% в сочетании с 1-3% неорганического основания - гашенной известью - способствует ускорению процесса девулканизации резиновой крошки, сокращая длительность процесса набухания полимерных цепей добавляемой резины.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Битум
Использовался битум нефтяной дорожный БНД 60/90. В табл. 1 представлены его физико-механические показатели. По показателям свойств исходный битум удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90.
2. Мазут
Использовался мазут, соответствующий марке 100 по ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут". В табл. 2 приведены его физико-химические показатели.
3. Известь строительная
Известь строительная применялась воздушная, гидратная (гашеная), соответствующая требованиям ГОСТ 9179-77. В табл. 3 приведены показатели свойств извести.
4. Вторичный полиэтилен (ПЭ)
Использован вторичный полиэтилен, отход полиэтилена высокой плотности (упаковочный материал и тара). В табл. 4 приведены его основные физико-механические характеристики.
5. Резиновая крошка
Использовалась резиновая крошка диаметром 0,5-0,9 мм (отход производства резинотехнических изделий).
Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были приготовлены 5 вариантов составов резиносодержащего полимерного модификатора. В качестве используемых материалов использовались вышеописанные компоненты (битум, мазут, известь строительная, вторичный полиэтилен (ПЭ) и резиновая крошка).
За основные характеристики резиносодержащего полимерного модификатора приняты: температуры размягчения и хрупкости.
Образцы модификатора изготавливались следующим образом. Предварительно совмещали в соотношении 1:1 полиэтилен с битумом путем подачи в нагретый до 150-160°С вторичный полиэтилен расплавленного битума, при перемешивании до образования однородной массы.
В другой порции в разогретый до 160°С битум добавляли мазут, перемешивали 3-5 мин, вводили резиновую крошку, предварительно смешанную с известью, все вновь перемешивали и нагревали в течение 3-4 часов, после чего совмещали (также при перемешивании) с ранее приготовленным составом: вторичный полиэтилен - битум. Далее приготовленная композиция пропускалась через экструдер с последующим гранулированием. В табл. 5 представлен состав и свойства полученного модификатора в сравнении с прототипом.
Из данных табл. 5 следует, что резиносодержащий полимерный модификатор битума предлагаемого состава обеспечивает повышение температуры размягчения и температуры хрупкости, значения которых превосходят параметры известных, например, по патенту RU 2158742 C1 (при применении полиэтилена высокого давления).
Разработанный модификатор используют для приготовления резино-полимерно-битумных вяжущих (РПБВ) путем добавления его в дорожный битум в соотношении 10-20 мас.% модификатора на 90-80 мас.% битума. Состав и свойства РПБВ, получаемых с применением предлагаемого модификатора, приведены в табл. 6-8. Содержание компонентов дано в мас.%.
Как видно из данных табл. 6-8, вяжущее содержит большее количество (почти в 2,5 раза) резиновой крошки по сравнению с известным. Введение в модификатор большего количества крошки (более 3,5%) нецелесообразно, т.к. в процессе перемешивания при приготовлении образуется очень вязкая, трудноперемешиваемая масса.
Предложенный модификатор позволил получить РПБВ с более низкой температурой хрупкости на 15-25% и более высокой температурой размягчения на 20-45% по сравнению с исходным битумом, что обеспечивает их эффективное применение для дорожных покрытий, работающих в условиях больших перепадов температур. Модификатор лишен липкости, может транспортироваться в удобной форме в виде гранул, пригоден для прямого введения в разогретый битум на месте его использования.
Использование в составе битумного вяжущего разработанного модификатора позволяет повысить сроки эксплуатации покрытий в 1,5 и более раза, устойчивость к образованию трещин, замедлять старение покрытий, снижать уровень шума, слепимость водителей транспортных средств, делает возможным избегать применение противогололедных средства и др.
Таблица 1 | ||
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОБЫ БИТУМА БНД 60/90, ДОСТАВЛЕННОЙ В ДОРТРАНСНИИ 8.04.04 ОАО "ДРСУ" | ||
№ п/п | Наименование показателей | Показатели битума |
1. | Глубина проникания иглы, 0,1 мм,при 25°Спри 0°С | 8725 |
2. | Растяжимость битума, см, | |
при 25°С | 100 | |
при 0°С | 4,1 | |
3. | Температура размягчения битума, °С | 47 |
4. | Изменение температуры размягчения после прогрева, °С | 4 |
5. | Температура хрупкости, °С | -18 |
6. | Температура вспышки, °С | 233 |
7. | Индекс пенетрации | -0,59 |
8. | Сцепление вяжущего с минеральными материалами основных пород | Удовл. |
Таблица 2 | ||
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЗУТА МАРКИ 100 | ||
№ п/п | Наименование показателя | Значения |
1. | Вязкость при 80°С, условная, градусы ВУ | 14,9 |
2. | Вязкость при 80°С, кинетическая, м2/с (сСТ) | 116,7·10-6 |
3. | Вязкость при 100°С, условная, градусы ВУ | 5,9 |
4. | Вязкость при 100°С, кинетическая, м2/с (сСТ) | 48,7·10-6 |
5. | Зольность, % | 0,14 |
6. | Массовая доля механических примесей, % | 0,97 |
7. | Массовая доля воды, % | 0,05 |
8. | Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствуют |
9. | Массовая доля серы, % | 1,2 |
10. | Температура вспышки, °С в открытом тигле | 190 |
Таблица 3 | |
ПОКАЗАТЕЛИ СВОЙСТВ ИЗВЕСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ | |
Наименование показателя | Норма для извести гидратной, % по массе |
5. Активные СаО+MgO | 60 |
6. Содержание СО2 | 5 |
7. Непокасившиеся зерна | 16 |
Таблица 4 | |
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИСПОЛЬЗОВАННОГО В РАБОТЕ ВТОРИЧНОГО ПОЛИЭТИЛЕНА (ПЭ) | |
Показатель | Значение |
1. Предел прочности при растяжении, МПа | 15,5 |
2. Относительное удлинение при разрыве, % | 165 |
3. Морозостойкость, °С | 45 |
Таблица 5 | |||||||||
СОСТАВ И СВОЙСТВА РЕЗИНОСОДЕРЖАЩИХ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ | |||||||||
№ п/п | Содержание компонентов, мас.% | Свойства | |||||||
Битум БНД 60/90 | Мазут марки 100 | Резиновая крошка | ПЭ | Известь Са(ОН)2 | Масло | Каучук СКИ | Температура, °С | ||
Размягчения | Хрупкости | ||||||||
1 | 58,0 | 1 | 38 | 2 | 1 | - | - | 70 | -23 |
2 | 62,0 | 2 | 30 | 3 | 3 | - | - | 78 | -26 |
3 | 53,0 | 4 | 34 | 5 | 4 | - | - | 89 | -27 |
4 | 47,0 | 5 | 35 | 7 | 6 | - | - | 92 | -26 |
5 | 55,0 | 3 | 36 | 4 | 2 | - | - | 75 | -24 |
Известный | |||||||||
6 | 80,0 | - | 10 | 5 | - | 2,5 | 2,5 | 53 | -20 |
7 | 85,0 | - | 10 | 1 | - | 2,0 | 2,0 | 52 | -23 |
Таблица 6 | |||||||||
СОСТАВ И СВОЙСТВА РЕЗИНОСОДЕРЖАЩИХ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ (содержание модификатора 10%) | |||||||||
№ п/п | Содержание компонентов, мас.% | Свойства | |||||||
Битум БНД 60/90 | Мазут марки 100 | Резиновая крошка | ПЭ | Известь Са(ОН)2 | Масло | Каучук СКИ | Температура, °С | ||
Размягчения | Хрупкости | ||||||||
1 | 96,2 | 0,2 | 3,0 | 0,3 | 0,3 | - | - | 57 | 21,0 |
2 | 95,3 | 0,4 | 3,4 | 0,5 | 0,4 | - | - | 60 | 21,2 |
3 | 94,7 | 0,5 | 3,5 | 0,7 | 0,6 | - | - | 64 | 22,0 |
Известный | |||||||||
4 | 96,5 | - | 1,5 | 1,0 | - | 0,5 | 0,5 | 48 | -19 |
5 | 98,0 | - | 1,0 | 0,5 | - | 0,25 | 0,25 | 47 | -17 |
Таблица 7 | |||||||||
СОСТАВ И СВОЙСТВА РЕЗИНОСОДЕРЖАЩИХ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ (содержание модификатора 15%) | |||||||||
№ п/п | Содержание компонентов, мас.% | Свойства | |||||||
Битум БНД 60/90 | Мазут марки 100 | Резиновая крошка | ПЭ | Известь Са(ОН)2 | Масло | Каучук СКИ | Температура, °С | ||
Размягчения | Хрупкости | ||||||||
1 | 94,3 | 0,30 | 4,5 | 0,45 | 0,45 | - | - | 62 | -21,4 |
2 | 92,95 | 0,60 | 5,1 | 0,75 | 0,60 | - | - | 64 | -21,9 |
3 | 92,05 | 0,75 | 5,25 | 1,05 | 0,9 | - | - | 67 | -22,6 |
Известный | |||||||||
4 | 94,75 | - | 2,25 | 1,5 | - | 0,75 | 0,38 | 50 | -20 |
5 | 97,00 | - | 1,5 | 0,75 | - | 0,38 | 0,38 | 48 | -18 |
Таблица 8 | |||||||||
СОСТАВ И СВОЙСТВА РЕЗИНОСОДЕРЖАЩИХ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ (содержание модификатора 20%) | |||||||||
№ п/п | Содержание компонентов, мас.% | Свойства | |||||||
Битум БНД 60/90 | Мазут марки 100 | Резиновая крошка | ПЭ | Известь Са(ОН)2 | Масло | Каучук СКИ | Температура, °С | ||
Размягчения | Хрупкости | ||||||||
1 | 92,4 | 0,4 | 6,0 | 0,6 | 0,6 | - | - | 63 | 22,6 |
2 | 90,6 | 0,8 | 6,8 | 1,0 | 0,8 | - | - | 66 | -22,9 |
3 | 89,4 | 1,0 | 7,0 | 1,4 | 1,2 | - | - | 69 | -23,1 |
Известный | |||||||||
6 | 93,0 | - | 3,0 | 2,0 | - | 1,0 | 1,0 | 51 | -19 |
7 | 96,0 | - | 2,0 | 1,0 | - | 0,5 | 0,5 | 49 | -17 |
Резиносодержащий полимерный модификатор битума, включающий битум, полиэтилен, резиновую крошку, отличающийся тем, что в качестве пластифицирующей добавки используется мазут, а в качестве девулканизирующего неорганического соединения - известь строительная, при этом полиэтилен вводится вторичный как низкого, так и высокого давления при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум БНД 60/90 | 47-62 |
Мазут, марки 100 | 2-5 |
Резиновая крошка | 30-35 |
Вторичный полиэтилен (ПЭ) | 3-7 |
Известь строительная | 3,0-6,0 |