Двухосная тележка железнодорожного грузового вагона
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции двухосных тележек грузового вагона, оборудованных упруго-катковыми скользунами 6, крепящимися к надрессорным балкам 3 тележек железнодорожного грузового вагона. Отверстия под установку крепежных болтов 17 скользуна выполнены с зазорами, позволяющими устанавливать скользуны по заданным параметрам, для восприятия перерезывающих усилий установлены штифты. Цилиндрический каток 15 в скользуне оборудован отверстием облегчения, внутрь которого входит ввинченный в стенку 8 коробчатого корпуса 7 скользуна стопор - ограничитель 16, диаметр которого меньше диаметра отверстия облегчения в катке на величину, превышающую величину прокатки его во вкладыше 14 скользуна. Технический результат - работа болтов крепления только на растяжение, фиксирование цилиндрического катка в скользуне. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции двухосных тележек грузового вагона, оборудованных жесткими или упруго-катковыми скользунами, крепящимися к надрессорным балкам тележек железнодорожного грузового вагона.
Известен узел опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства, содержащий боковой скользун, выполненный в виде корпуса с размещенным в нем износоустойчивым элементом, отличающийся тем, что скользун снабжен роликовым элементом, корпус которого выполнен секционным с размещением износостойкого и роликового элементов в индивидуальных секциях, при этом поверхность износостойкого элемента размещена выше роликового элемента, который выполнен в виде цилиндрического тела вращения, а сам износостойкий элемент опирается на корпус через упругий элемент и выполнен в виде обратной треугольной призмы, установленной с возможностью опоры кузова на ее основание (см. патент РФ, описание полезной модели, RU N 34917 U1, 7 В 61 F 5/16, заявка N 2003129392/20 от 09.10.2003 г.).
Крепление опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства осуществляется болтовым соединением, при этом болты ввинчиваются в нарезное основание.
К недостаткам аналога следует отнести то, что корпус выполнен секционным, нарезной постамент трудоемкий и не обеспечивает качество выставки опоры, а отсутствие фиксации ролика не позволяет использовать опору на вагонах, разгружаемых опрокидыванием.
Ближайшим прототипом предлагаемого изобретения является упруго-катковый скользун тележек грузовых вагонов, защищенный патентом на полезную модель Российской Федерации RU N 29019 U1, 7 В 61 F 5/14 по заявке N 2002124395/20 от 19.09.2002 г.
Упруго-катковый скользун для двухосных тележек грузовых железнодорожных вагонов имеет штампованный коробчатый корпус, закрепленный болтами к надрессорной балке тележки, со сплошными бортами и торцевыми проемами, которые частично перекрыты упорами, служащими продолжением бортов, съемную задвижку, навешенную на упоры одного из торцев корпуса, две одинаковые упругие опоры из полимерного материала, которые установлены в корпусе со стороны задвижки и имеют скошенные верхние торцы с углублениями, металлический колпачок, который имеет близкий к равнобедренному треугольнику профиль, выступы на скошенных боковинах, введенные в углубления упругих опор, и плоскую износостойкую площадку в верхней части, съемный вкладыш с ограничивающими поверхность катания разновысокими отсеками, причем высокая стойка служит упором для одной из упругих опор, а нижняя стенка расположена встык с внутренней поверхностью второго торца корпуса, и цилиндрический каток, который расположен на поверхности катания во вкладыше так, что его геометрическая ось практически перпендикулярна бортам корпуса, а боковая поверхность в исходном положении выступает над вкладышами, оставаясь ниже плоской износостойкой площадки колпачка.
Крепление скользунов болтами исключает возможность их регулировки при установке на тележку, что можно отнести к недостаткам прототипа. К ним следует отнести то, что болты работают на растяжение, но плохо воспринимают нагрузки на срез, которые являются основными при эксплуатации тележек.
В процессе разгрузки вагонов опрокидыванием нередки случаи выпадения цилиндрических катков, что приводит к потери катковых свойств скользунов. Ненадежным является и стопорение болтов. Ослабление их прижимных свойств обеспечивается съемными неприжимными элементами упруго-каткового скользуна, что способствует быстрому выходу из строя упруго-катковых скользунов.
Целью изобретения является, во-первых, обеспечить выставку скользунов на надрессорной балке тележки, обеспечив при этом работу крепежных болтов на растяжение, во-вторых, исключить возможное выпадение цилиндрического катка при разгрузке вагона опрокидыванием.
Сущность изобретения состоит в том, что в крепление скользунов к надрессорной балке вводятся штифты, работающие на срез, при этом используются самоконтрящие гайки, оборудованные ребровыми колодцами, а цилиндрический опорный каток оборудован отверстием облегчения, внутрь которого входит ввинченный в стенку коробчатого корпуса стопор-ограничитель, при этом диаметр его меньше диаметра облегчения цилиндрического катка на величину, превышающую величину прокатки его во вкладыше.
Вместо отверстия облегчения допускается глухая засверловка отверстий, желательно с двух торцев.
Технический результат, получаемый при использовании изобретения, состоит в том, что обеспечивается вставка скользунов по заказанным размерам, работа крепежных элементов по назначению (болт - растяжение, штифт - срез), при этом исключается потеря цилиндрического катка в процессе эксплуатации вагона, особенно при его разгрузке способом опрокидывания.
Сущность технического решения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображена боковая проекция двухосной тележки железнодорожного грузового вагона;
на фиг.2 - установка крепежных элементов упруго-каткового скользуна;
на фиг.3 - установка и фиксация цилиндрического катка;
на фиг.4 - установка крепежных элементов жесткого скользуна;
на фиг.5 - самоконтрящая гайка.
Двухосная тележка железнодорожного грузового вагона содержит колесные пары 1 (фиг.1) с буксовыми узлами 2, воспринимающими нагрузку от рамы тележки. Рама тележки состоит из надрессорной балки 3, опирающейся на рессорные комплекты 4, расположенные в центральных проемах боковых рам 5. На надрессорной балке 3 закреплены упруго-катковые скользуны 6.
Упруго-катковый скользун 6 для тележек грузовых железнодорожных вагонов, имеющий штампованный коробчатый корпус 7 (фиг.2) со сплошными бортами 8 и торцевыми проемами 9, которые частично перекрыты упорами, служащими продолжением бортов 8, съемную задвижку 10, навешенную на упоры одного из торцев корпуса 7, две одинаковые упругие опоры 11 из полимерного материала, которые устанавливаются в корпусе со стороны задвижки и имеют обращенные навстречу скошенные верхние торцы с углублениями, металлический колпачок 12, который имеет близкий к равнобедренному треугольнику профиль, выступы на скошенных боковинах, введенные в углубления упругих опор 11, и плоскую износоустойчивую площадку 13 в верхней части, съемный вкладыш с ограничивающими поверхность катания разновысокими стенками, причем высокая стенка служит упором для одной из упругих опор 11, а нижняя стенка расположена встык с внутренней поверхностью второго торца корпуса 7, и цилиндрический каток 15, который оборудован отверстием облегчения, внутрь которого входит ввинченный в стенку 8 коробчатого корпуса 7 стопор-ограничитель 16, при этом диаметр его меньше диаметра отверстия облегчения цилиндрического катка 15 на величину, прерывающую величину прокатки его во вкладыши 14.
Крепление упруго-каткового скользуна 6 осуществляется болтами 17, проходящими через увеличенные отверстия в днище коробчатого корпуса и основании надрессорной балки с самоконтрящими гайками 18, оборудованными фибровыми кольцами 19 и штифтами 20. Такое крепление обеспечивает работу болтов только на растяжение, а срезывающие нагрузки воспринимаются штифтами 20, соединяющими днище коробчатого корпуса с основанием надрессорной балки.
Стопорение цилиндрического катка 15 изображено на фиг.3
Установка фибровых колец 19 в самоконтрящей гайке 18 изображена на фиг.4.
Крепление обеспечивает взаимозаменяемость упруго-катковых скользунов 6 и жестких скользунов 21 (фиг.5), крепление их осуществляется болтами 17, гайками 18 и штифтами 20, как изображено на фиг.1.
Описанное изобретение включено в техническую документацию, разработанную ОАО "КВСЗ" для создания двухосной тележки железнодорожного грузового вагона мод.18-7020.
1. Двухосная тележка железнодорожного грузового вагона, содержащая упруго-катковый скользун, имеющий коробчатый корпус, закрепленный болтами к надрессорной балке тележки, внутри которого размещен цилиндрический каток, который расположен на поверхности катания во вкладыше так, что его геометрическая ось практически перпендикулярна бортам корпуса, а боковая поверхность в исходном положении выступает над вкладышем, оставаясь ниже износостойкой площадки колпачка, отличающаяся тем, что болты крепления коробчатого корпуса к надрессорной балке проходят через увеличенное отверстие в днище коробчатого корпуса и основании надрессорной балки, обеспечивая их работу на растяжение, а срезывающие нагрузки воспринимаются штифтами, соединяющими днище коробчатого корпуса с основанием надрессорной балки.
2. Двухосная тележка железнодорожного грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что количество штифтов должно быть не менее двух штук.
3. Двухосная тележка железнодорожного грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что болты крепления упруго-каткового скользуна крепятся самоконтрящимися гайками, оборудованными фибровыми кольцами.
4. Двухосная тележка железнодорожного грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что цилиндрический каток оборудован отверстием облегчения, внутрь которого входит ввинченный в стенку коробчатого корпуса стопор-ограничитель его выпадения из корпуса, при этом диаметр его меньше диаметра отверстия облегчения цилиндрического катка на величину, превышающую величину прокатки его во вкладыше.