Учебная авиационная бомба с лазерным информационным прибором

Изобретение относится к учебным авиационным бомбам и может быть использовано при тренировочных полетах в простых и ограниченно сложных метеоусловиях для обучения летчиков (штурманов) методике применения корректируемых авиационных бомб с лазерными головками самонаведения. В учебной авиационной бомбе, в носовом информационном отсеке, размещен информационный преобразователь «излучение-сигнал», установленный на гиростабилизаторе и включающий лазерный информационный канал. Использование изобретения обеспечивает проверку работоспособности штатных серийных корректируемых авиабомб калибра 500 кг и 1500 кг с лазерными головками самонаведения в условиях подсвета цели с самолетов и с земли лазерными излучателями, отличающимися мощностью импульса подсвета, его длительностью, частотой повторения. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к учебным авиационным бомбам (АБ) и может быть использовано при тренировочных полетах в простых и ограниченно сложных метеоусловиях для обучения летчиков (штурманов) методике применения корректируемых авиационных бомб с лазерными головками самонаведения.

Известны учебные авиационные бомбы, предназначенные для тренировок летчика (штурмана) при применении корректируемых авиационных бомб (КАБ), состоящие из головки самонаведения, корпусно-механической части, приборного отсека и хвостового обтекателя, причем на корпусно-механической части авиабомбы установлены передние и задние узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем стыковки авиабомбы и самолета-носителя. (См. Н.А.Брусенцов, Военно-морская авиация. Воениздат 1976 г., стр.251).

Известны учебные авиабомбы, предназначенные для обучения летчиков (штурманов) и состоящие из головной части, корпусно-механической части, хвостового отсека, подвесной системы (см. патенты Франциии, патент N 2209450, кл. F 42 В 25/00, опубликовано 02.08.74 г., патент №2196065, кл. F 41 Н 11/00, опубликовано 12.04.74 г.).

Известна учебная авиабомба с телевизионной головкой самонаведения, содержащая последовательно состыкованные телевизионную головку самонаведения (ТГСН), приборный отсек, хвостовой отсек, балку с передним узлом подвески, задним узлом подвески, электрическим разъемом стыковки КАБ к самолету-носителю, носовым стяжным хомутом, хвостовым стяжным хомутом (см. патент РФ № RU 2093780 от 20.10.97 г., бюл. №29, заявка 95103530/02 от 14.03.95 г.).

При этом ТГСН закреплена не консольно на значительном удалении от узлов подвески, как в штатной КАБ, а с помощью хомутов непосредственно под узлами подвески учебной АБ. При этом центр тяжести ТГСН расположен на оси симметрии переднего и заднего узлов подвески АБ, что позволяет улучшить эксплуатационные характеристики учебной авиабомбы, существенно увеличив количество взлетов/посадок учебной АБ (до нескольких сотен) по сравнению с 10 взлетами/посадками штатной КАБ.

Данная учебная авиационная бомба, выполненная в соответствии с патентом РФ № RU 2093780, выбрана в качестве прототипа.

Учебная авиабомба-прототип, обеспечивая количество взлетов/посадок до нескольких сотен, позволяет осуществлять тренировку летчиков (штурманов) только по применению КАБ с телевизионными головками самонаведения.

Данная учебная АБ не позволяет обеспечить тренировку летчиков/штурманов по применению КАБ с лазерными ГСН.

Предлагаемым изобретением решается создание учебной авиабомбы для тренировочных полетов по применению лазерных КАБ в простых и ограниченно сложных метеорологических условиях.

Для достижения этого технического результата в учебной АБ - прототипе размещен лазерный информационный прибор, включающий матричный приемник отраженного лазерного излучения, установленный на гиростабилизаторе, и электронный блок обработки сигналов. При этом учебная авиационная бомба содержит последовательно состыкованные между собой носовой информационный отсек с оптически прозрачным обтекателем, выполненным в форме полусферической оболочки, приборный отсек, включающий блок бортовой автоматики, хвостовой обтекатель, подвесную балку, на которой размещены передний и задние узлы подвески к самолету-носителю, электрический разъем, носовой и хвостовой хомуты, охватывающие учебную авиационную бомбу. Подвесная балка выполнена длиной 3,85-3,9 калибра авиабомбы. Носовой информационный отсек содержит объектив и матричный приемник отраженного лазерного излучения, установленные на гиростабилизаторе, и электронный блок обработки сигналов, и выполнен в виде двух сопрягающихся усеченных конусов с основаниями 0,643 и 1,0 калибра авиабомбы и высотой 0,286 и 1,0 калибра авиабомбы соответственно. Полусферическая оболочка выполнена с радиусом 0,23 и высотой 0,17 калибра авиабомбы. Приборный отсек снабжен бортовым регистрирующим запоминающим устройством и выполнен в виде цилиндра с диаметром, равным калибру авиабомбы, и длиной, равной 1,82...1,83 калибра авиабомбы. Хвостовой обтекатель выполнен в виде конуса с основаниями, равными 1,0 и 0,457 калибра авиабомбы и высотой 1,147...1,149 калибра авиабомбы, сопряженного со сферической оболочкой, радиус и высота которой равны 0,257 и 0,3 калибра авиабомбы соответственно.

На чертеже изображен общий вид предлагаемой учебной авиабомбы с лазерным информационным прибором.

Телевизионная ГСН входит в состав учебной авиабомбы-прототипа в виде отдельного функционального блока, представляющего собой штатную ТГСН КАБ. Приборный отсек предназначен для размещения блока бортовой автоматики учебной АБ (ББА) и кабельной сети АБ. Приборный отсек последовательно состыкован с хвостовым обтекателем учебной АБ. Балка предназначена для подвески последовательно состыкованных ТГСН, приборного отсека и хвостового обтекателя на держатель самолета-носителя. На балке установлены передний и задний узлы подвески. На балке установлен также электрический разъем, обеспечивающий электрическую связь АБ с самолетом-носителем. На балке крепятся два стяжных хомута (носовой и хвостовой). С их помощью к балке крепятся последовательно соединенные ТГСН, приборный отсек и хвостовой обтекатель. При этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85...0,87 калибра учебной авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности учебной авиабомбы на расстоянии 0,21...0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78...0,82 калибра учебной авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2...0,24 калибра учебной авиабомбы, подвесная балка выполнена длиной 3,85...3,9 калибра, а длина подвешенной части 4,45...4,8 калибра учебной авиабомбы.

Предлагаемая учебная авиационная бомба, содержит последовательно состыкованные между собой носовой информационный отсек 10, 11 с оптически прозрачным обтекателем, выполненным в форме полусферической оболочки 9, приборный отсек 1, включающий блок бортовой автоматики и хвостовой обтекатель 2, подвесную балку 3, на которой размещены передний и задние узлы подвески к самолету-носителю (4, 5), электрический разъем 6 носовой и хвостовой хомуты (7, 8), охватывающие учебную авиационную бомбу. При этом подвесная балка 3 выполнена длиной 3,85-3,9 калибра авиабомбы. Носовой информационный отсек, содержащий объектив и матричный приемник отраженного лазерного излучения, установленные на гиростабилизаторе, а также электронный блок обработки сигналов, выполнен в виде двух сопрягающихся усеченных конусов (10, 11) с основаниями 0,643 и 1,0 калибра авиабомбы и высотой 0,286 и 1,0 калибра соответственно. Полусферическая оболочка обтекателя 9 выполнена с радиусом 0,23 и высотой 0,17 калибра авиабомбы. Приборный отсек 1 снабжен бортовым регистрирующим запоминающим устройством и выполнен в виде цилиндра с диаметром, равным калибру авиабомбы и длиной, равной 1,82...1,83 калибра авиабомбы. Хвостовой обтекатель 2 выполнен в виде конуса с основаниями, равными 1,0 и 0,457 калибра авиабомбы, и высотой 1,147...1,149 калибра авиабомбы, сопряженного со сферической оболочкой, радиус и высота которой равны 0,257 и 0,3 калибра авиабомбы соответственно. Процесс обучения экипажа боевому применению КАБ с лазерными ГСН заключается в отработке следующей последовательности действий: включение электропитания от самолета-носителя (+27В; 36В 1000 Гц, фазы АВС), разгон гиромоторов гиростабилизатора;

- постановка гиростабилизатора на арретир, при этом тангажная рамка устанавливается под углом - 6°;

- полет самолета-носителя и вывод его в зону цели;

- включение команды «Атака» при входе в зону цели;

- захват цели прицельно навигационным комплексом самолета (ПРНК) и подсвет цели лазерным излучателем (подсветчиком);

- попадание в поле зрения (±17°) лазерного информационного прибора отраженного лазерного излучения, разарретирование гиростабилизатора лазерного информационного прибора и разворот оптической оси лазерного приемника на центр пятна подсвета; формирование сигнала «захват цели»;

- совмещение оптической оси лазерного приемника с центром пятна подсвета и формирование сигнала «совмещение ГСН»;

- автосопровождение лазерным информационным прибором центра пятна подсвета;

- отображение телевизионного изображения цели и отображение сигнала от лазерного информационного прибора на экране штатного телевизионного индикатора (ИТ) самолета-носителя;

- регистрация всего процесса прицеливания, захвата и автосопровождения цели на бортовом регистраторе АБ, размещенном в приборном отсеке 2;

- снятие команды «Атака», установка гиростабилизатора на арретир;

- повторение цикла атаки цели.

Предложенная учебная АБ позволяет обеспечить тренировку летного состава фронтовой авиации по применению лазерных КАБ в простых и ограниченно сложных метеоусловиях.

Данная учебная АБ позволяет также обеспечить тренировку летчика (штурмана) при лазерном подсвете цели наземным подсветчиком.

Кроме того, предлагаемая учебная АБ позволяет выполнить проверку работоспособности штатных лазерных КАБ в условиях подсвета цели с различными типами излучателей, отличающихся мощностью импульса подсвета цели, его длительностью и частотой, что актуально, имея в виду быстрое развитие лазерной техники в условиях длительного срока эксплуатации штатных лазерных КАБ (более 12 лет).

Данная учебная АБ с лазерным информационным прибором экономична, так как она обеспечивает несколько сотен взлетов-посадок.

Предложенная АБ обладает массой примерно 100 кг и не сбрасывается даже при аварийной посадке самолета-носителя.

Изобретение позволит существенно сократить расходы на обучение летного состава ВВС по применению высокоточных управляемых корректируемых авиабомб с лазерными ГСН.

Изобретение позволит в натурных условиях летного эксперимента проверить работоспособность серийных штатных КАБ (например, калибра 500 кг, калибра 1500 кг с лазерными ГСН) при подсвете цели лазерными излучателями с самолетов-носителей и с земли, отличающимися мощностью зондирующего импульса, его длительностью и частотой повторения, в том числе при работе лазерных излучателей стран НАТО.

Учебная авиационная бомба, содержащая последовательно состыкованные между собой носовой информационный отсек с оптически прозрачным обтекателем в форме полусферической оболочки, приборный отсек, включающий блок автоматики и хвостовой обтекатель, подвесную балку, на которой размещены передний и задние узлы подвески к самолету-носителю, электрический разъем, носовой и хвостовой хомуты, охватывающие учебную авиационную бомбу, при этом подвесная балка выполнена длиной 3,85-3,9 калибра авиабомбы, отличающаяся тем, что носовой информационный отсек содержит объектив и матричный приемник отраженного лазерного излучения, установленные на гиростабилизаторе, и электронный блок обработки сигналов и выполнен в виде двух сопрягающихся усеченных конусов с основаниями 0,643 и 1,0 калибра авиабомбы и высотой 0,286 и 1,0 калибра соответственно, а полусферическая оболочка обтекателя выполнена с радиусом 0,23 и высотой 0,17 калибра авиабомбы, приборный отсек снабжен бортовым регистрирующим запоминающим устройством и выполнен в виде цилиндра с диаметром, равным калибру авиабомбы, и длиной, равной 1,82...1,83 калибра авиабомбы, а хвостовой обтекатель выполнен в виде конуса с основаниями, равными 1,0 и 0,457 калибра авиабомбы, и высотой 1,147...1,149 калибра авиабомбы, сопряженного со сферической оболочкой, радиус и высота которой равны 0,257 и 0,3 калибра авиабомбы соответственно.