Лесоудерживающая запань
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к устройствам для сбора аварийной древесины в условиях крупных водохранилищ. Запань связана посредством несущих канатов с береговыми и донными опорами и содержит секции, последовательно соединенные между собой. Каждая секция включает в себя цилиндрический понтон с валом, на концах которого установлены отключаемые храповые механизмы и шарнирно закреплены гидроцилиндры и боковые поперечины. Посредством последних секции соединены с силовым агрегатом. В средней части запани размещена вставка, имеющая разъединяемые стыки для образования пространства, обеспечивающего проход судна. Изобретение позволяет обеспечить расширение технологических возможностей. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к лесозаготовительной промышленности, в частности к лесосплаву, а также может использоваться для сбора аварийной древесины на водохранилищах.
Известны технические решения (№2013341, №1253917, №572416, №962159), содержащие поперечные и продольные наплавные части запани, опоры, шеймы.
Основными их недостатком является невозможность беспрепятственного прохода судов через запань после ее установки и высокая трудоемкость при монтаже.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является а.с. №1244070, выбранного автором в качестве прототипа и содержащее последовательно соединенные между собой секции, лежень и опоры.
Основным недостатком данного технического решения высокая трудоемкость при установке запани на водохранилище и невозможность беспрепятственного прохода судов через нее.
Задача, решаемая заявителем, - расширение технологических возможностей и снижение трудоемкости работ при монтаже запани.
Указанная задача решается за счет того, что в лесозадерживающей запани, которая связана посредством несущих канатов с береговыми и донными опорами и содержащей секции, последовательно соединенные между собой, каждая секция включает в себя цилиндрический понтон с валом, на концах которого установлены отключаемые храповые механизмы и шарнирно закреплены гидроцилиндры и боковые поперечины, посредством последних из которых секции соединены с силовым агрегатом, а в средней части запани размещена вставка, имеющая разъединяемые стыки для образования пространства, обеспечивающего проход судна.
Сущность изобретения заключается в возможности за счет конструктивных элементов предлагаемой запани осуществлять ее монтаж на водохранилище без применения вспомогательных плавучих средств, а также пропускать суда через саму запань. В аналогах и прототипе лежень запани поддерживается на понтонах и предназначен для остановки лесоматериалов, плывущих вниз по течению реки, при этом его свободные концы закреплены на противоположных берегах. Тем самым перегораживается проход не только лесоматериалам, но и судам, а последним это создает определенные неудобства в работе. При монтаже запани задействовано большое количество вспомогательного оборудования и людей.
За счет работы гидроцилиндров происходит изменение длины всей запани, а также перемещение ее по суше посредством цилиндрических понтонов и храповых механизмов.
За счет этого может осуществляться монтаж запани на акватории водохранилища, а в процессе эксплуатации и разъем запани, дающий возможность пропуска судов через саму запань. Кроме этого отпадает необходимость в канатах большой длины и сечения, а также вспомогательном оборудовании для выполнения монтажных работ.
Такое решение предполагается использовать для крупных водохранилищ с небольшими скоростями течения для сбора аварийной древесины в небольших объемах.
Совокупность признаков, изложенных в техническом решении, позволяет расширить технологические возможности запани и снизить трудозатраты на ее эксплуатацию. Эти признаки обладают существенной новизной и аналогов, порочащих существо изобретения, нами не выявлено.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид запани в сложенном состоянии, на фиг.2 - развернутое состояние, на фиг.3 - общий вид смонтированной запани на акватории водохранилища, на фиг.4 - общий вид запани с проходом для судов.
Предлагаемое изобретение содержит сборные секции, каждая из которых состоит из плавающего цилиндрического понтона 1 с храповыми механизмами 2, при этом храповые колеса, установленные на валу 3, а собачки в корпусе храпового механизма, к которому шарнирно закреплены гидроцилиндры 4 и боковые поперечины 5, а секции, последовательно соединенные между собой посредством боковых поперечен с силовой установкой 6, образуют конструкцию запани, связанную посредством канатов 7 с береговыми 8 и донными опорами 9, в средней части всей конструкции смонтированы вставки 10, выполненные в виде разъемных шарниров.
Устройство работает следующим образом. Металлические понтоны 1 с помощью боковых поперечин 5 и гидроцилиндров 4 объединяются в сборную конструкцию запани и соединяются с силовым агрегатом 6 (см., например, одноосный тягач «А.А.Васильев Дорожно-строительные машины. - М.: Машиностроение, 1987, стр.30», при этом используется одноосный тягач, гидронасос для гидропривода).
С помощью силового агрегата 6 вся конструкция перемещается к водной акватории, при этом храповые механизмы 2 отключены. Сам силовой агрегат 6 остается на берегу, а конструкция начинает раскладываться за счет работы гидроцилиндров 4. После достижения понтонов противоположного берега вся конструкция посредством канатов 7 крепится к береговым 8 и донным опорам 9. Запань установлена (фиг.3). Для того чтобы осуществить пропуск судна через запань, для этого в средней ее части имеется вставка 10.
Разъединяя стыки вставки 10 и сложив несколько секций за счет работы гидроцилиндров, получается пространство для прохода судна (фиг.4). После прохождения судна секции соединяют.
Для того чтобы демонтировать запань, необходимо отсоединить канаты 7 береговых 8 и донных опор 9. Насколько позволяет мощность силового агрегата 6, конструкция запани на вращающихся понтонах 1 вытаскивается на берег. После чего необходимо включить в работу храповые механизмы 2, при этом должно допускаться вращение цилиндрических понтонов лишь по часовой стрелке, т.е. по ходу движения.
В первый момент времени посредством гидроцилиндров 4 подтягивание всей конструкции будет осуществляться к силовому агрегату 6 за счет его сцепления и первой секции с грунтом. Затем, когда первая секция с силовым агрегатом окажутся на берегу, он с помощью гидроцилиндров отодвигается от второй секции, при этом она не откатывается назад, так как срабатывает храповой механизм. Поочередно отодвигая и подтягивая секции, будет осуществляться перемещение всей конструкции на берег.
Данная запань, в отличие от прототипа, предназначена для сбора лесоматериалов на крупных водохранилищах, где лесоматериалы и аварийная древесина поступают в нее не регулярно и в меньших объемах и поэтому в данном случае не требуется их длительное хранение. Кроме этого конструкция запани позволяет открывать окна и допускает возможность перемещения плавающих судов через саму запань беспрепятственно, а это расширяет технологические возможности запани.
Лесозадерживающая запань, связанная посредством несущих канатов с береговыми и донными опорами, содержащая секции, последовательно соединенные между собой, отличающаяся тем, что каждая секция включает в себя цилиндрический понтон с валом, на концах которого установлены отключаемые храповые механизмы и шарнирно закреплены гидроцилиндры и боковые поперечины, посредством последних из которых секции соединены с силовым агрегатом, в средней части запани размещена вставка, имеющая разъединяемые стыки для образования пространства, обеспечивающего проход судна.