Упругая торсионная муфта
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента между вращающимися деталями, в частности, в судостроении. Упругая торсионная муфта содержит две полумуфты, соединенные между собой торсионом. Ведомая полумуфта изготовлена из композитного материала и имеет вид катушки с двумя фланцами, один из которых выполнен в виде гофрированной мембраны с возможностью компенсации осевых смещений. Торсион выполнен в виде вала. Ведущая полумуфта выполнена в виде стальной пластины или мембраны с возможностью компенсации поперечных перемещений. Техническим результатом является повышение эффективности компенсации осевых и поперечных перемещений и поглощение акустической энергии. 1 ил.
Реферат
Предлагаемое техническое решение относится к машиностроению, в частности может быть использовано для передачи крутящего момента в судостроении.
Известны упругие муфты, например упругая муфта, содержащая две соосные полумуфты, связанные посредством упругого соединительного звена (патент США №3232076).
Также известна упругая торсионная муфта по пат. SU 1506196 А1, кл. F 16 D 3/56, выбранная за прототип, содержащая две полумуфты, соединенные пакетом плоских пластин.
Недостатками вышеуказанных технических решений являются невозможность компенсации осевых перемещений и отсутствие поглощения акустической энергии.
Цель изобретения - компенсация перемещений амортизированного редуктора и уменьшение передачи акустической энергии, возбуждаемой редуктором, по гребному валу за счет податливости полумуфт и поглощения энергии материалом композитной полумуфты.
Этот результат достигается тем, что упругая торсионная муфта содержит две полумуфты, соединенные между собой торсионом, причем ведомая полумуфта изготовлена из композитного материала и имеет вид катушки с двумя фланцами, один из которых выполнен в виде гофрированной мембраны с возможностью компенсации осевых смещений, торсион выполнен в виде вала, а ведущая полумуфта выполнена в виде стальной пластины или мембраны с возможностью компенсации поперечных перемещений.
Предлагаемая совокупность отличительных признаков с присущими ей положительными эффектами авторам из патентной и научно-технической литературы не известна.
Все перечисленные признаки являются существенными и достаточными для достижения технического результата, компенсации перемещений и поглощения акустической энергии, а именно ведомая полумуфта выполнена в виде катушки из композитного материала, имеющей гофрированный фланец, ведомая полумуфта выполнена в виде стальной пластины (мембраны), полумуфты соединены между собой торсионом, выполненным в виде вала, т.е. находятся с ним в причинно-следственной связи.
Предлагаемая конструкция поясняется чертежом, где представлена муфта в сборе.
Упругая торсионная муфта состоит из 2 полумуфт 1 (ведомой) и 2 (ведущей) и соединяющего их торсиона 3. Полумуфта 1 изготовлена из композитного материала в виде катушки, один из фланцев которой гофрирован. Полумуфта 2 представляет собой стальную мембрану. Торсион 3 выполнен в виде трубы.
Крутящий момент передается от полумуфты 2 к полумуфте 1. Компенсация поперечных перемещений происходит за счет перевода радиальной составляющей в угловое смещение рессоры и деформации мембраны 2 и гофрированного фланца полумуфты 1. Компенсация осевых смещений осуществляется за счет деформации гофрированного фланца полумуфты 1.
Технический результат от реализации предлагаемого изобретения заключается в компенсации осевых и поперечных перемещений и поглощении акустической энергии.
Упругая торсионная муфта, содержащая две полумуфты, соединенные между собой торсионом, отличающаяся тем, что ведомая полумуфта изготовлена из композитного материала и имеет вид катушки с двумя фланцами, один из которых выполнен в виде гофрированной мембраны с возможностью компенсации осевых смещений, торсион выполнен в виде вала, а ведущая полумуфта выполнена в виде стальной пластины или мембраны с возможностью компенсации поперечных перемещений.