Способ борьбы с уплотнением почвы движителями сельскохозяйственных тракторов
Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для борьбы с уплотнением почвы при выполнении агротехнических процессов по возделыванию сельскохозяйственных культур. При движении сельскохозяйственного трактора рыхлители, установленные на раме трактора перед движителями, образуют перед последними полосы разрыхленной почвы. Такое рыхление уменьшает глубину проникновения уплотнения почвы движителями сельскохозяйственного трактора. Следующие за движителями рыхлители разрыхляют и выравнивают почву за ними. Такая технология позволит уменьшить глубину уплотнения почвы движителями трактора. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к способам борьбы с уплотнением почвы движителями сельскохозяйственных тракторов.
Известны способы /1/, /2/ борьбы с уплотнением почвы, уплотняемой движителями сельскохозяйственных тракторов, содержащие разрыхление почвы рыхлителями, установленными на раме трактора позади движителей.
Недостатком известных способов является существенная разность между глубиной уплотненной движителями тракторов почвы и глубиной ее разрыхления, что ухудшает рост возделываемых культурных растений, в особенности с глубокой корневой системой, вынужденной развиваться в уплотненном движителями слое почвы. Кроме того, уплотненный движителями слой почвы с годами эксплуатации угодья оседает и вызывает, в качестве уплотненной подушки, еще большее уплотнение расположенной над ней почвы при последующих проходах движителей тракторов. В результате с годами необратимо снижаются агротехнические свойства почвы. Снижение же разности между глубиной уплотнения почвы и глубиной рыхления путем чрезмерного загубления рыхлителей в известных способах вызывает прогрессивное (нелинейное) возрастание нагрузки на рыхлители и элементы их соединения с рамой машины. Что, соответственно, ведет к чрезмерной массивности элементов конструкции и может вызвать практически неприемлемые энергетические затраты при таком использовании известных способов. А снижение суммарной нагрузки на рыхлители за счет более редкой их установки друг относительно друга ведет к образованию крупных комков неразуплотненной почвы.
Известен способ рыхления и заделывания следов колес тракторов /3/, содержащий подрезание и отваливание почвы заглубленными в нее отвалами с лемехами, установленными перед движителями, и частичное рыхление отваленной почвы и сваливание ее обратно брусьями с зубьями, установленными сзади движителей, смещенными относительно последних к внешним боковым сторонам.
Недостаток известного способа /3/ тот же, что и у вышеприведенных способов /1/, /2/, а количественно еще более существенен, т.к. колеса трактора идут по уплотненной подошве, с которой отвалы с лемехами отвалили почву, поэтому слой уплотненной почвы образуется до еще более низкого уровня.
Известен способ /4/ разрыхления почвы рыхлителями, установленными на раме трактора позади движителей, и ножами, установленными впереди рыхлителей и тоже позади движителей.
Известный способ /4/ снижает глыбистоть разрыхленной почвы, но не уменьшает глубину уплотнения почвы движителями сельскохозяйственного трактора.
Задача изобретения - уменьшить глубину уплотнения почвы движителями сельскохозяйственного трактора.
Решение задачи достигается следующей совокупностью признаков предлагаемого способа. Предлагаемый способ, как и известный, содержит разрыхление уплотненной почвы в следах рыхлителями, установленными на раме трактора позади движителей.
В отличие от известного, в предлагаемом способе почву разрыхляют также и разрыхлителями, установленными на раме трактора перед движителями.
Признаки предлагаемого способа и достигаемый технический результат причинно связаны следующим образом.
При движении сельскохозяйственного трактора рыхлители, установленные на раме трактора перед движителями, образуют перед движителями полосы разрыхленной почвы. Затем движители трактора уплотняют эти полосы, но уплотнение почвы, расположенной под разрыхленной полосой, будет проникать на меньшую глубину, чем при проходе движителей по неразрыхленной полосе, т.к. часть работы силы веса трактора, передаваемой через движители, израсходуется на сжатие разрыхленной полосы. Затем установленные позади движителей рыхлители разрыхляют почву в следах трактора.
При этом степень крошения уплотненной движителями почвы повышается за счет нарушения связей в почве рыхлителями, установленными перед движителями, что является дополнительным техническим результатом изобретения.
На чертеже схематично показана установка на сельскохозяйственном тракторе рыхлителей, используемых для осуществления способа.
Перед движителями 2 трактора 3 безотвальные рыхлители 4 устанавливают посредством навесного устройства 6.
Позади движителей 2 трактора 3 безотвальные рыхлители 1 устанавливают посредством навесного устройства 5. Навесные устройства 5 и 6 с рамой трактора 3 соединены шарнирно и оборудованы гидроцилиндрами 7 для подъема навесных устройств.
На навесные устройства 5 и 6 установлены опорные колеса 8, оснащенные регулировочными гайками 9, навернутыми на стойки 10 колес.
Способ осуществляется следующим образом. При движении трактора 3 рыхлители 4 образуют перед движителями 2 трактора полосы разрыхленной почвы. Движители 2 уплотняют эти полосы, но уплотнение почвы, расположенной под разрыхленной полосой, будет проникать на меньшую глубину, чем при проходе движителей по неразрыхленной почве, т.к. часть работы силы веса трактора, передаваемой через движители, израсходуется на сжатие почвы разрыхленной полосы. Затем расположенные за движителями 2 рыхлители 1 разрыхляют уплотненные движителями полосы. При этом рыхлители 4, нарушая связи в почве, повышают степень крошения почвы рыхлителями 1.
Глубину рыхления рыхлителями 1 и рыхлителями 4 устанавливают посредством регулировочных гаек 9 опорных колес 8. Способ снижает глубину проникновения уплотненного движителями машины слоя почвы, повышает степень ее крошения, применим при бороновании, культивации, прикатывании, посеве.
Библиографические данные
1. Авторское свидетельство СССР №1029842, кл. А 01 В 37/00, 1983.
2. Авторское свидетельство СССР №1093271, кл. А 01 В 37/00, 1984.
3. Авторское свидетельство СССР №545277, кл. А 01 В 37/00, 1977.
4. Патент РФ №2142681, кл. А 01 В 37/00, 1999 (прототип).
Способ борьбы с уплотнением почвы движителями сельскохозяйственных тракторов, содержащий разрыхление почвы рыхлителями, установленными на раме трактора позади движителей, отличающийся тем, что почву также разрыхляют рыхлителями, установленными на раме трактора перед движителями.