Способ дистанционной продажи товаров и система для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к сфере торговли и может быть использовано при дистанционной продаже товаров. Способ дистанционной продажи товаров заключается в том, что товары продают посредством торговой системы, содержащей магазины, распределительный центр и сеть торговых терминалов. При этом со средств связи покупателей на средства связи магазинов передают сигналы, содержащие информацию о заказываемых покупателями товарах, а со средств связи покупателей на средства связи магазинов и/или распределительного центра передают сигналы, содержащие информацию о выбираемых покупателями торговых терминалах. В магазинах подготавливают заказанные товары к отправке и отправляют их в распределительный центр, а затем из распределительного центра заказанные товары перенаправляют в выбранные покупателями торговые терминалы. Также со средств связи магазинов на средства связи торговых терминалов передают сигналы, содержащие информацию о заказах покупателей, и/или из магазинов в торговые терминалы передают информационные носители с информацией о заказах покупателей, при этом в торговых терминалах товары хранят и выдают покупателям. Предложенная система дистанционной продажи товаров раскрыта в приведенном выше способе. Способ и система дистанционной продажи товаров одновременно со снижением временных и финансовых затрат обеспечивают увеличение товарооборота при упрощении конструкции средств доставки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к сфере торговли, преимущественно к розничной и мелкооптовой торговле потребительскими товарами, и предназначено для дистанционной продажи товаров.

В настоящем изобретении под дистанционным понимается такой способ продажи товаров, в котором товары продаются магазинами на основании предварительных заказов покупателей и при этом, во-первых, заказы размещаются покупателями в магазинах дистанционно, т.е. посредством передачи с используемых покупателями средств связи на средства связи магазинов через соответствующие каналы связи (например, через сайты магазинов в сети Интернет, по телефону, путем отправки электронных писем в магазины и т.д.) сигналов, содержащих информацию о заказываемых товарах и, при необходимости, другую требуемую магазинами для оформления заказа информацию, и, во-вторых, покупатели принимают товар также вне помещения (торгового зала, офиса или склада) того магазина, который продал покупателю данный товар (например, приемка товара осуществляется по указанному покупателем адресу). На сегодняшний день в сфере розничной и мелкооптовой торговли потребительскими товарами дистанционный способ продажи товаров достаточно широко распространен. Типичная торговая сделка в рамках этого способа включает в себя следующую последовательность действий:

- дистанционный заказ товара покупателем;

- доставка этого товара покупателю по указанному (назначенному) последним адресу;

- приемка этого товара покупателем.

Рассматриваемая торговая сделка включает в себя также оплату заказанного товара, которая, в принципе, может производиться в любой момент сделки, от оформления заказа до приемки товара включительно. На практике для каждой конкретной реализации торговой сделки продавец устанавливает возможные способы оплаты товара и соответствующие им допустимые временные интервалы оплаты. Подробнее способы оплаты рассматриваются ниже.

Как было указано выше, в настоящее время применяются различные способы дистанционного размещения заказа. Наиболее известным из этих способов является способ, предусматривающий размещение заказа на Интернет-сайте магазина. Далее в настоящем изобретении способ дистанционной продажи товаров, использующий указанный способ размещения заказа, упоминается как первый дистанционный способ. Первый дистанционный способ осуществляется следующим образом.

Покупатель посредством компьютера, имеющего доступ в сеть Интернет и оснащенного программой визуализации страниц Интернет-сайтов (так называемым браузером), заходит на Интернет-сайт магазина, торгующего требуемым товаром, выбирает товар из размещенного на этом сайте электронного каталога (при необходимости покупатель использует систему поиска в этом каталоге) и «помещает» этот товар в так называемую корзину заказа. Сформировав корзину, покупатель заполняет электронную форму заказа, в которой указывает свои реквизиты, как правило: фамилию, имя, номер телефона, адрес электронной почты, адрес доставки товара. Здесь же покупатель выбирает один из предлагаемых магазином способов оплаты.

В настоящее время применяется как предварительная оплата товара (и его доставки), так и оплата по факту доставки. Предварительная оплата производится, как правило, либо в процессе оформления заказа (например, с помощью банковской карты через Интернет-сайт магазина), либо в течение оговоренного продавцом периода времени после оформления заказа (например, банковским переводом на основании выставленного продавцом счета). В случае оплаты товара после оформления заказа магазин, как правило, не осуществляет доставку до тех пор, пока требуемая сумма оплаты не поступит на банковский счет продавца. Оплата по факту доставки производится при передаче курьером товара покупателю по адресу, указанному в заказе, при этом оплата осуществляется наличными деньгами или с помощью банковской карты (поскольку, как указано выше, способ оплаты выбирается заранее, то для приема банковской карты к оплате курьер привозит с собой импринтер или мобильный терминал).

Завершив оформление заказа, покупатель средствами сайта подтверждает все введенные данные. Далее в магазине проверяют возможность выполнить этот заказ (например, проверяют наличие заказанного товара на складе). После этого по указанному в заказе адресу электронной почты направляют письмо, содержащее подтверждение приема заказа магазином, а также состав и уникальный идентификатор заказа. Несколько позже (возможно, даже на следующий день) сотрудник магазина связывается с покупателем по номеру телефона, указанному в заказе, и согласовывает с покупателем дату и время доставки товара.

Во многих современных Интернет-магазинах практикуют регистрацию своих клиентов, а именно: покупателю, оформляющему заказ на сайте магазина, предлагается (или покупатель даже обязывается к этому) выбрать себе идентификатор и пароль и занести их в определенную область этого сайта. После этого при каждой очередной авторизации покупателя (т.е. корректном введении им своих идентификатора и пароля) он попадает на свою персональную страницу, на которой он может проследить ход исполнения своих незавершенных заказов, просмотреть полную историю своих заказов в данном магазине, сделать новый заказ и т.д. Соответственно, всю информацию о заказах сохраняют в магазине, по возможности, неограниченное время.

В последние годы получает все большее распространение размещение заказов через специализированные Интернет-сайты - так называемые Интернет-порталы. Известны, в частности, Интернет-порталы, на которых предоставляют покупателям возможность в одном месте заказывать товары, предлагаемые множеством магазинов, при этом покупателям предоставляют электронный каталог, включающий всю совокупность товаров этих магазинов (см., например, Интернет-портал http://www.shopping.ru). Каждому товару в этом каталоге сопоставлена ссылка на соответствующий магазин, при этом часть товаров может быть представлена в каталоге более одного раза со ссылками на разные магазины. Указанные магазины могут предлагать свои товары через Интернет-портал вне зависимости от того, имеют ли эти магазины свои собственные сайты в сети Интернет или нет. Соответственно, если какой-либо из указанных магазинов имеет Интернет-сайт, то адрес этого сайта используется в качестве упомянутой ссылки в товарной позиции, и при желании покупатель вместо оформления заказа средствами данного портала переходит непосредственно на сайт магазина и оформляет заказ там. Если же у магазина Интернет-сайта нет, то в качестве соответствующей ссылки используется номер телефона такого магазина, и в этом случае покупатель связывается с магазином и оформляет заказ по телефону. Процедура оформления заказа на сайте Интернет-портала полностью аналогична вышеописанной процедуре оформления заказа на сайте Интернет-магазина, за исключением того, что после подтверждения покупателем своего заказа всю принятую порталом информацию об этом заказе автоматически направляют в электронную систему соответствующего магазина, который осуществляет последующее обслуживание этого заказа.

После принятия заказа покупателя одним из вышеописанных способов в магазине, реализующем первый дистанционный способ, проводят комплектование заказа, после чего доставляют товар покупателю. На сегодняшний день доставку чаще всего осуществляют грузовым автомобилем или курьером. Грузовой автомобиль используют в основном для доставки крупногабаритных товаров (крупная бытовая техника и электроника, предметы мебели и интерьера, запасные части к автомобилям и т.д.) или относительно крупных партий товаров. Экипаж грузового автомобиля, как правило, состоит из двух-трех человек. В свою очередь, курьер доставляет относительно мелкие товары (мелкая бытовая техника и электроника, запасные части к ним, аудио- и видеопродукция, книги, канцелярские товары, игрушки, косметика, продукты питания, лекарственные средства и другие недорогие товары, имеющие малый размер и вес). Количество товара, перевозимого курьером в течение одного рейса, ограничивается техническими возможностями используемого им транспортного средства (например, объемом багажника легкового автомобиля или мотоцикла), а также физическими силами курьера.

Комплектование заказа и доставку товара осуществляют следующим образом. Сотрудник магазина, принявший данный заказ к исполнению, сообщает подразделению комплектования заказов и диспетчеру службы доставки состав заказа, а также дату и время доставки. Диспетчеру, помимо этого, сообщается адрес доставки. Пока подразделение комплектования заказов комплектует данный заказ, диспетчер заранее (чаще всего накануне заказанного покупателем дня доставки), основываясь на информации обо всех заказах, которые предстоит доставить в указанный день, выбирает транспорт доставки (грузовым автомобилем или курьером) и планирует оптимальный маршрут доставки. Маршрут и время выезда транспортного средства доставки планируется таким образом, чтобы доставка по указанному покупателем адресу была осуществлена примерно в заказанное покупателем время. В день доставки экипаж доставки (или курьер) загружает укомплектованный товар в соответствующее транспортное средство, получает документы, предусмотренные установленными магазином правилами оформления данной торговой сделки (накладную, гарантийный талон и т.д.), оформленные на имя покупателя, и в соответствующее время выезда выезжает по выбранному диспетчером маршруту. Если на маршруте возникает непредвиденная ситуация, заметно меняющая запланированный график доставки (дорожная пробка, авария или поломка транспортного средства доставки и т.д.), экипаж доставки (курьер) оперативно (например, посредством мобильной связи) согласовывает с диспетчером изменение маршрута доставки. Если в результате доставка товара в приемлемый интервал времени относительно заказанного покупателем времени доставки осуществлена быть не может, диспетчер уведомляет об этом сотрудника, принявшего данный заказ, и тот согласовывает с покупателем новую дату и время доставки товара.

Доставив товар по указанному покупателем адресу, экипаж доставки (курьер) передает товар покупателю, предварительно убедившись (например, посмотрев паспорт покупателя), что покупатель является тем лицом, на чье имя был оформлен заказ. Покупатель проводит приемку полученного товара, т.е. проверяет идентичность доставленного товара заказанному и исправность товара. После успешного завершения приемки товара экипаж доставки (курьер) передает покупателю накладную и другие предусмотренные документы, при этом покупатель подписывает экземпляр накладной, возвращаемый продавцу. Если заказ предусматривал оплату товара по факту доставки, то экипаж доставки (курьер) принимает от покупателя оплату наличными или банковской картой.

Если приемка товара не была осуществлена (товар оказался неисправен или испорчен, был доставлен не тот товар и т.д.), то тогда экипаж доставки (курьер) немедленно забирает товар обратно. В этом случае сотрудник магазин согласовывает с покупателем параметры (дату, время и адрес) повторной доставки этого товара. Кроме того, если покупатель является физическим лицом, то по российскому законодательству он имеет право отказаться от приемки доставленного товара, и тогда магазин обязан предложить покупателю альтернативный товар либо вернуть ему стоимость товара (возможно, за вычетом стоимости его доставки). Психологически покупателю особенно легко отказаться от товара, если он по условиям заказа обязан оплатить товар не заранее, а по факту доставки.

Первому дистанционному способу присущи следующие недостатки. Современные мегаполисы, особенно такие крупные, как Москва, характеризуются большой протяженностью и быстро меняющейся дорожной ситуацией. При этом какая-либо корреляция между адресами доставки ближайших во времени заказов практически отсутствует, а сами адреса доставки распределяются по всей территории города и ближайшей пригородной зоны. В такой ситуации ввиду сложности и значительной вариации длин маршрутов доставки время нахождения транспорта доставки в пути становится в значительной степени непредсказуемым, при этом на практике количество заказов, доставляемых одним грузовым автомобилем в течение дня, в большинстве случаев составляет от одного до пяти (курьером - до десяти). В то же время поток заказов, ежедневно принимаемых соответствующим магазином, достаточно предсказуем и подвержен в основном недельным и сезонным колебаниям. Как следствие, количество требуемых этому магазину грузовых автомобилей и курьеров в течение нескольких подряд идущих дней также может варьироваться в несколько раз. В такой ситуации магазин, не желая задерживать доставку заметной части заказов (это неприемлемо по конкурентным соображениям), вынужден содержать штат диспетчеров и курьеров, а также комплект автотранспортных средств, рассчитанные на пиковую загрузку (в среднем же служба доставки будет недогружена), что увеличивает расходы на осуществление доставки. Таким образом, можно отметить сразу три недостатка первого дистанционного способа: сложность обеспечить доставку в заказанное покупателем время вследствие значительной неопределенности времени нахождения транспорта доставки в пути, сложность и трудоемкость диспетчеризации доставки, значительное недоиспользование мощностей службы доставки.

Четвертый недостаток первого дистанционного способа заключается в следующем. Персонал доставки (т.е. экипаж грузового автомобиля или курьер) в процессе доставки выполняет следующие функции: водитель, курьер, торговый консультант (а экипаж грузового автомобиля - еще и функции грузчиков). Если покупатель оплачивает товар по факту доставки, то персонал доставки, помимо этого, выполняет функции кассира, инкассатора и охранника. Как было отмечено выше, экипаж грузового автомобиля состоит из двух-трех человек, курьер же вообще доставляет товары в одиночку. Таким образом, персонал доставки должен состоять из квалифицированных, надежных и, следовательно, достаточно высокооплачиваемых сотрудников, в противном случае у продавца значительно возрастают риски возврата или потери товара. Выполнение указанного требования увеличивает расходы магазина на осуществление доставки.

Как правило, для повышения эффективности доставки за один рейс доставляются товары нескольким покупателям. В таком рейсе товары выгружают из кузова грузового автомобиля не все сразу, а по мере объезда этих покупателей. При этом как в начале рейса, так и после каждой выгрузки оставшиеся в кузове товары должны быть надежно закреплены во избежание их повреждения в процессе перевозки. Таким образом, к качеству и технологии закрепления товаров в кузове грузового автомобиля предъявляются повышенные требования, что является пятым недостатком первого дистанционного способа.

При подготовке грузового автомобиля к рейсу, в котором будут доставляться товары нескольким покупателям, товары загружают в кузов этого автомобиля в порядке, обратном запланированному порядку выгрузки (т.е. порядку объезда покупателей). Если вдруг покупатель отказывается от товара, то экипаж доставки вынужден либо один раз выгрузить все остальные товары, поместить возвращаемый товар в самый конец кузова и затем загрузить обратно остальные товары, либо при каждой очередной доставке выгружать возвращаемый товар и затем загружать его обратно. В результате на экипаж доставки ложится дополнительная физическая и психологическая нагрузка, при этом экипаж нередко выбивается из графика доставки. Таким образом, шестым недостатком первого дистанционного способа является нерациональная процедура возврата невостребованного товара.

Седьмой недостаток первого дистанционного способа заключается в том, что при заказе товара покупатель должен назначить время для приемки товара. В условиях современной жизни для многих покупателей это составляет проблему, тем более существенную, чем более занятым является покупатель.

В случае доставки товара на дом покупатель осуществляет приемку товара, т.е. проверку его качества и исправности, у себя в квартире в присутствии незнакомого ему человека. Зачастую для такой приемки покупателю необходимо пройти в комнату (подойти к окну или к электрической розетке), а значит, либо оставить курьера в прихожей одного, либо пригласить его в комнату с собой. У многих людей подобная ситуация может вызвать сильное чувство дискомфорта или даже опасности, что является восьмым недостатком первого дистанционного способа.

Наиболее близким по технической сути к настоящему изобретению является способ дистанционной продажи товаров, реализуемый рядом магазинов, торгующих в том числе и через Интернет (далее в настоящем изобретении данный способ именуется способом-прототипом). В способе-прототипе покупателю предлагают получить заказанный товар в торговом зале магазина, выбираемого покупателем из предложенного продавцом списка магазинов (см., например, магазины http://www.elfort.ru, www.janus.lv, www.compass.ua). В указанных источниках для обозначения места выдачи товаров покупателям используется слово «магазин». Далее в настоящем изобретении для исключения путаницы с магазином, дистанционно продающим товары, для обозначения места выдачи товаров будет использоваться словосочетание «торговый терминал» или, где это не приводит к потере ясности, слово «терминал».

Способ-прототип осуществляется следующим образом. Покупатель в процессе оформления заказа на сайте Интернет-магазина выбирает получить товар в торговом терминале. При этом покупателю предлагают список торговых терминалов с указанием их адресов. Покупатель выбирает наиболее удобный для себя терминал и указывает его в форме заказа. В остальном размещение заказа происходит аналогично первому дистанционному способу.

После принятия заказа Интернет-магазин доставляет заказанный товар в выбранный покупателем торговый терминал (или просто резервирует заказанный товар в этом терминале, если этот товар уже имеется там в наличии) и уведомляет покупателя по телефону и/или по адресу электронной почты, указанным в заказе, о готовности товара к выдаче покупателю. После этого покупатель приходит в этот терминал и получает товар (т.е. осуществляет приемку товара). При этом оплата заказа может производиться покупателем как предварительно, так и при получении товара в выбранном покупателем торговом терминале.

Способ-прототип, в принципе, свободен от всех вышеперечисленных недостатков первого дистанционного способа, за исключением третьего и пятого недостатков. Действительно, поскольку в Интернет-магазине определяют местоположение каждого торгового терминала еще на этапе добавления этого терминала к существующей сети продаж данного Интернет-магазина, после чего это местоположение не меняется, диспетчеры этого Интернет-магазина имеют возможность заранее подготовить для каждого торгового терминала как основной, так и альтернативные (на случай дорожных пробок и т.д.) маршруты движения автотранспортных средств доставки не только от места комплектования заказов до этого торгового терминала, но и от этого терминала до других торговых терминалов (на случай, если автотранспортное средство должно будет за один рейс доставить товары в несколько торговых терминалов), а также ознакомить с этими маршрутами персонал доставки, что устраняет сложность и трудоемкость диспетчеризации доставки. При доставке товаров в торговые терминалы экипажи автотранспортного средства выполняют только функции водителя и, возможно, грузчиков, чем устраняются повышенные требования к экипажам доставки (при этом остальные вышеупомянутые функции возлагаются на персонал торговых терминалов). Далее, поскольку доставка товара в торговый терминал и приемка этого товара покупателем в общем случае разнесены во времени, то в случае возврата товара нет необходимости его немедленно увозить из этого терминала (в этом случае, правда, проявляется другой недостаток, рассматриваемый ниже). Также покупателю нет необходимости назначать конкретное время доставки (а Интернет-магазину, соответственно, нет необходимости доставлять товар к конкретному времени), поскольку покупатель может получить заказанный товар в любое время после доставки этого товара в соответствующий торговый терминал, причем, как было указано выше, о факте доставки товара покупателя уведомляют. И, наконец, поскольку приемку товара покупатель осуществляет не дома, а в торговом терминале, то устраняются причины для возникновения у покупателя чувства дискомфорта.

Третий и пятый недостатки первого дистанционного способа проявляются и в способе-прототипе, хотя, возможно, и в меньшей степени. Поскольку продажу товаров через сеть торговых терминалов осуществляет в способе-прототипе всего один Интернет-магазин, к тому же торгующий довольно ограниченным ассортиментом товаров (см. вышеприведенные ссылки на конкретные магазины), то очевидно, что объем продаж через эту сеть не может быть значительным, при этом поток заказов, выдаваемых покупателям через каждый отдельный торговый терминал этой сети, сильно колеблется изо дня в день. В этой ситуации данный Интернет-магазин, желая уменьшить расходы на службу доставки, вынужден за один рейс автотранспортного средства доставки доставлять заказанные товары по очереди в несколько торговых терминалов (возможно, расположенных на значительном удалении друг от друга). Как следствие, время нахождения транспорта доставки в пути по-прежнему является достаточно непредсказуемым, и так же, как и в первом дистанционном способе, в способе-прототипе магазин вынужден содержать штат диспетчеров и курьеров, а также комплект автотранспортных средств, рассчитанные на пиковую загрузку, в среднем же служба доставки будет недогружена. Кроме того, аналогично первому дистанционному способу в течение рейса грузового автомобиля доставки товары выгружают из кузова этого автомобиля не все сразу, а по мере объезда торговых терминалов. При этом как в начале рейса, так и после каждой выгрузки оставшиеся в кузове товары должны быть надежно закреплены во избежание их повреждения в процессе перевозки. Таким образом, и в способе-прототипе к качеству и технологии закрепления товаров в кузове грузового автомобиля предъявляются повышенные требования.

Помимо вышеуказанных недостатков, способу-прототипу присущи и собственные недостатки.

Как было указано выше, товар, от которого отказался покупатель в торговом терминале, может оставаться какое-то время в этом магазине. Не исключено, что этот товар удастся продать другому покупателю, также выбравшему этот торговый терминал. Но, в общем случае целесообразнее всего доставить этот товар обратно в место комплектования заказов, откуда его (возможно, после перекомплектования заказа) можно будет доставить очередному покупателю в любой из торговых терминалов, входящих в данную сеть продаж. Вероятность того, что одно из ближайших автотранспортных средств полностью разгрузится в данном торговом терминале и сможет доставить этот товар в место комплектования заказов обратным рейсом, достаточно мала. Поэтому для осуществления этой обратной доставки потребуется либо направлять из места комплектования заказов автотранспортное средство специально за этим товаром, что является нерациональным использованием автотранспорта доставки (и, соответственно, недостатком данного способа), либо забирать этот товар автотранспортным средством, идущим транзитом через данный торговый терминал, что влечет за собой проблему нарушения запланированной последовательности выгрузки товара из кузова, описанную выше как шестой недостаток первого дистанционного способа.

Способ-прототип обладает также следующим недостатком. Каждый из магазинов, осуществляющих продажу данным способом, продает свой специфический, при этом достаточно узкий, ассортимент товаров через отдельную сеть специализированных торговых терминалов. В результате покупатели, в совокупности приобретающие товары чрезвычайно широкого ассортимента, в рамках способа-прототипа вынуждены для получения заказанных товаров тратить значительное время и, возможно, средства на посещение множества торговых терминалов, относящихся к разным торговым сетям.

Гораздо более привлекательной для покупателей представляется гипотетическая модификация способа-прототипа, в которой множество магазинов продает в совокупности чрезвычайно широкий ассортимент товаров через одно и то же множество (сеть) торговых терминалов. Действительно, в этом случае каждый покупатель мог бы при желании получать заказанные в разных магазинах товары в одном торговом терминале, наиболее удобном для него (например, в ближайшем к месту проживания данного покупателя). Тем не менее данная модификация способа-прототипа проявляет самый существенный в контексте настоящего изобретения недостаток, суть которого в следующем. В рассматриваемой модификации каждый магазин из указанного множества осуществляет доставку товаров в торговые терминалы из своего места комплектования заказов независимо от других магазинов из этого множества. В результате каждый такой магазин вынужден содержать штат диспетчеров и курьеров, а также комплект автотранспортных средств, необходимые для доставки своих товаров во все торговые терминалы, входящие в вышеупомянутую сеть, что значительно увеличивает совокупные расходы этих магазинов на осуществление доставки. В первом приближении справедлива следующая оценка: указанные совокупные расходы пропорциональны количеству маршрутов доставки товаров из магазинов в торговые терминалы, то есть фактически пропорциональны произведению количества магазинов на количество торговых терминалов (см. схему соответствующей системы продажи товаров на фиг.2 далее в описании настоящего изобретения). В дополнение к этому, совокупное количество юридических взаимоотношений между участниками данной системы продажи равно указанному произведению.

Еще один недостаток рассматриваемой модификации способа-прототипа заключается в том, что вместе с вышеописанным потоком товаров в каждый торговый терминал будет ежедневно поступать соответствующий поток товаросопроводительных документов, причем ввиду отсутствия единого для всех вышеуказанных магазинов порядка оформления и передачи указанных документов в торговые терминалы каждый из этих магазинов будет направлять в торговые терминалы товаросопроводительные документы в специфическом для данного магазина формате, что значительно усложняет обработку этих документов в торговых терминалах.

В настоящее время число магазинов, ежедневно посещаемых жителями типичного микрорайона в крупном городе для приобретения товаров массового спроса, может достигать нескольких десятков. Если рассмотреть эту ситуацию применительно к данной модификации, то становится очевидным, что через один или несколько торговых терминалов, расположенных в подобном микрорайоне, будет ежедневно проходить большой поток товаров, комплектуемых теми же самыми несколькими десятками магазинов. Поскольку в данной модификации, как было отмечено выше, каждый из этих магазинов доставляет свою часть товаров своим же автотранспортным средством, на каждом из указанных торговых терминалов автотранспортные средства от разных магазинов будут регулярно образовывать очереди на разгрузку, что также является недостатком рассматриваемой модификации способа-прототипа.

Таким образом, рассматриваемая гипотетическая модификация способа-прототипа, будучи чрезвычайно привлекательной для покупателей, до сих пор не применяется в сфере торговли из-за своей нерентабельности для магазинов.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение всех отмеченных выше недостатков способа-прототипа (а также его гипотетической модификации).

Указанная задача решается тем, что в способе дистанционной продажи товаров по настоящему изобретению товары продают посредством торговой системы, содержащей магазины, распределительный центр и сеть торговых терминалов, причем со средств связи покупателей на средства связи магазинов передают сигналы, содержащие информацию о заказываемых покупателями товарах, со средств связи покупателей на средства связи магазинов и/или распределительного центра передают сигналы, содержащие информацию о выбираемых покупателями торговых терминалах, при этом в магазинах подготавливают заказанные товары к отправке и отправляют их в распределительный центр, откуда их перенаправляют в выбранные покупателями торговые терминалы, также со средств связи магазинов на средства связи торговых терминалов передают сигналы, содержащие информацию о заказах покупателей, и/или из магазинов в торговые терминалы передают информационные носители с информацией о заказах покупателей, при этом в торговых терминалах товары хранят и выдают покупателям.

Особенностью способа по настоящему изобретению является то, что в распределительном центре товары хранят.

Вышеуказанная техническая задача также решается тем, что система дистанционной продажи товаров по настоящему изобретению содержит магазины, распределительный центр и сеть торговых терминалов, имеющие средства связи для передачи и приема сигналов, содержащих информацию о заказах покупателей, при этом магазины и/или распределительный центр выполнены с возможностью обеспечения доставки заказанных товаров из магазинов в распределительный центр, распределительный центр и/или торговые терминалы выполнены с возможностью обеспечения доставки товаров из распределительного центра в торговые терминалы, а торговые терминалы выполнены с возможностью хранения и выдачи товаров покупателям.

Особенность системы по настоящему изобретению заключается в том, что распределительный центр выполнен с возможностью хранения товаров.

Настоящее изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема системы дистанционной продажи товаров, выбранной в качестве прототипа системы по настоящему изобретению, на фиг.2 изображена схема системы дистанционной продажи товаров, в которой реализуется вышеописанная гипотетическая модификация способа-прототипа, на фиг.3 изображена схема системы дистанционной продажи товаров по настоящему изобретению.

В качестве прототипа системы по настоящему изобретению выбрана система дистанционной продажи товаров (фиг.1), включающая в себя:

- магазин 1;

- множество (сеть) торговых терминалов 3, состоящее, по меньшей мере, из двух торговых терминалов 3.

Также на фиг.1 изображены маршруты 13 доставки заказанных покупателями товаров из магазина 1 в торговые терминалы 3.

Вышеописанная гипотетическая модификация способа-прототипа реализуется в системе дистанционной продажи товаров (фиг.2), включающей в себя:

- множество магазинов 1, состоящее, по меньшей мере, из двух магазинов 1;

- множество (сеть) торговых терминалов 3, состоящее, по меньшей мере, из двух торговых терминалов 3.

Также на фиг.2 изображены маршруты 13 доставки заказанных покупателями товаров из магазинов 1 в торговые терминалы 3. Как видно из схемы на фиг.2, реализация дистанционной продажи товаров в данной системе проявляет вышеописанный недостаток, заключающийся в том, что каждый магазин 1 из указанного множества осуществляет доставку товаров в торговые терминалы 3 из своего места комплектования заказов независимо от других магазинов 1 из этого множества.

Способ дистанционной продажи товаров по настоящему изобретению реализуется в системе дистанционной продажи товаров (фиг.3), включающей в себя:

- множество магазинов 1, состоящее, по меньшей мере, из двух магазинов 1;

- распределительный центр (РЦ) 2;

- множество (сеть) торговых терминалов 3, состоящее, по меньшей мере, из двух торговых терминалов 3.

В процессе осуществления способа по настоящему изобретению вышеперечисленные участники системы по настоящему изобретению порождают и поддерживают следующие два типа потоков движения объектов: товарный поток, состоящий из актов перемещения (доставки) заказанных покупателями товаров, и информационный поток, состоящий из актов (сеансов) передачи-приема различной информации о заказах покупателей.

Для целей организации товарного потока магазины 1, входящие в систему по настоящему изобретению, выполнены с возможностью:

- комплектования товаров в соответствии с заказами покупателей;

- обеспечения доставки заказанных товаров в РЦ 2. Данная возможность является альтернативой аналогичной возможности распределительного центра 2 (см. далее). Если эта возможность реализована в РЦ 2, то в этом случае она может быть не реализована в некоторых или даже во всех магазинах 1, входящих в данную систему продажи товаров;

- обеспечения доставки (возврата) товаров из РЦ 2 в соответствующие магазины 1. Данная возможность является альтернативой аналогичной возможности распределительного центра 2 (см. далее). Если эта возможность реализована в РЦ 2, то в этом случае она может быть не реализована в некоторых или даже во всех магазинах 1, входящих в систему по настоящему изобретению, и тогда такие магазины 1 выполняют с возможностью только приема товаров, доставляемых (возвращаемых) из РЦ 2.

В зависимости от конкретной реализации системы по настоящему изобретению доставку укомплектованных товаров из магазинов 1 в РЦ 2 или возврат товаров из РЦ 2 в магазины 1 осуществляют техническими средствами соответствующих магазинов 1 и/или распределительного центра 2 (здесь и далее в настоящем изобретении под техническими средствами участника рассматриваемой системы понимаются как средства, принадлежащие самому участнику, так и средства сторонних организаций, арендуемые или иным образом привлекаемые этим участником для выполнения своих функций в рамках рассматриваемой системы). Если доставку товаров из каких-либо магазинов 1 в РЦ 2 (возврат товаров из РЦ 2 в магазины 1) осуществляют техническими средствами этих магазинов 1, то для обеспечения доставки каждый из указанных магазинов 1 располагает, по меньшей мере, одним грузовым автомобилем или, если этот магазин 1 торгует компактными товарами в небольших объемах, курьером.

Распределительный центр 2 представляет собой стационарное сооружение (здание, помещение), которое для целей организации товарного потока выполнено с возможностью:

- обеспечения доставки товаров, укомплектованных в соответствии с заказами покупателей, из магазинов 1 в РЦ 2. Как было указано выше, данная возможность является альтернативой аналогичной возможности магазинов 1. Если эта возможность реализована во всех магазинах 1, входящих в систему по настоящему изобретению, то в этом случае РЦ 2 может быть выполнен с возможностью только приема товаров из магазинов 1;

- обеспечения доставки товаров в торговые терминалы 3. Данная возможность является альтернативой аналогичной возможности торговых терминалов 3 (см. далее). Если эта возможность реализована во всех торговых терминалах 3, входящих в систему по настоящему изобретению, то в этом случае она может быть не реализована в РЦ 2;

- обеспечения доставки товаров, не востребованных или возвращенных покупателями, из торговых терминалов 3 в РЦ 2. Данная возможность является альтернативой аналогичной возможности торговых терминалов 3 (см. далее). Если эта возможность реализована во всех торговых терминалах 3, входящих в систему по настоящему изобретению, то в этом случае РЦ 2 может быть выполнен с возможностью только приема товаров, доставляемых из торговых терминалов 3;

- обеспечения доставки возвращенных товаров в соответствующие магазины 1. Данная возможность является альтернативой аналогичной возможности магазинов 1, однако эта возможность может отсутствовать в РЦ 2 только в том случае, если она реализована во всех магазинах 1, входящих в систему по настоящему изобретению.

Дополнительно распределительный центр 2 может быть выполнен с возможностью хранения товаров, принятых из магазинов 1 для доставки в торговые терминалы 3 или принятых из торговых терминалов 3 д