Электроцентробежный очиститель жидкости

Изобретение относится к устройствам очистки жидких сред от твердой более плотной дисперсной фазы с частичным удалением воды и может быть использовано в машиностроении в системах очистки масла, нефти и тяжелого топлива транспортных двигателей внутреннего сгорания. Очиститель жидкости содержит корпус с неподвижной пустотелой осью, на которую надет ротор с подшипниками, имеющий сопла. Для повышения эффективности процесса очистки жидкости, увеличения срока службы и повышения надежности очистителя, уменьшения стоимости его изготовления, массы, габаритов и требуемой для привода ротора электрической энергии в очиститель встроен торцевой электродвигатель, состоящий из статора с осевым подшипником, который установлен на конец неподвижной оси очистителя и закреплен на защитной обечайке, соединяющейся с корпусом, а также из дискового ротора, закрепленного на торце ротора очистителя. Статор и ротор электродвигателя разделены гидрофобной защитной перегородкой и осевым зазором. 1 ил.

Реферат

Электроцентробежный очиститель жидкости относится к устройствам очистки жидких сред от твердой более плотной дисперсной фазы с частичным удалением воды и может быть использован в машиностроении в системах очистки масла, нефти и тяжелого топлива транспортных двигателей внутреннего сгорания.

Известен центробежный маслоочиститель (SU 1321853 А1, F 01 М 11/03, 1/10 от 17.04.1985), содержащий корпус, крышку и ротор, установленный в корпусе на подшипниках и снабженный в нижней части соплами. Ротор снабжен электроприводом, выполненным в виде электродвигателя с редуктором и размещенным на крышке.

Недостатком этого центробежного маслоочистителя является низкая эффективность процесса очистки масла, механические потери в редукторе, большая масса и габариты, высокая стоимость изготовления, а также меньший срок службы маслоочистителя и увеличенный расход электроэнергии.

Задачей изобретения является повышение эффективности процесса очистки жидкости, увеличение срока службы и повышение надежности очистителя, уменьшение стоимости его изготовления, массы, габаритов и требуемой для привода ротора электрической энергии.

Задача решается установкой торцевого электродвигателя в реактивный центробежный очиститель, статор которого закреплен на торце защитного кожуха очистителя, соединенного с корпусом. При подводе к статору электрической энергии он создает вращающееся магнитное поле, которое непосредственно передает крутящий момент дисковому ротору, закрепленному на торцевой части ротора очистителя, и тем самым повышает его скорость вращения при пониженном давлении жидкости, поступающей на очиститель.

На чертеже показан электроцентробежный очиститель жидкости. Он содержит корпус 1 и закрепленную в нем неподвижную пустотелую ось 2. На эту ось надет ротор 3 очистителя, в котором установлены подшипники 4 и 5. Ротор 3 имеет сопла 6, а на его торце закреплен дисковый ротор 7 торцевого электродвигателя. На ротор 3 надет защитный кожух, состоящий из обечайки 8, закрепленной одним торцом к корпусу 1. На другой торец обечайки 8 установлен и закреплен статор торцевого электродвигателя 9. В статор торцевого электродвигателя 9 встроен осевой подшипник 10. Он надевается на конец неподвижной оси 2 и обеспечивает необходимый для данного торцевого электродвигателя осевой зазор S между статором торцевого электродвигателя 9 с гидрофобной защитной перегородкой 11 и дисковым ротором 7.

Устройство работает следующим образом.

После запуска транспортного двигателя очищаемое масло из магистрали под давлением подается в ротор 3 через пустотелую ось 2. Ротор 3 раскручивается на оси 2 в подшипниках 4 и 5 с помощью гидропривода, т.е. реактивным моментом, создаваемым струями очищенного масла, вытекающего из сопел 6. Через несколько секунд после запуска транспортного двигателя включается торцевой электродвигатель, т.е. на статор 9 торцевого электродвигателя подается электрическая энергия. Вращающееся магнитное поле, создаваемое статором 9, через осевой зазор S передает крутящий момент дисковому ротору 7, закрепленному на торце ротора 3 очистителя. При этом скорость вращения ротора 3 повышается за счет подвода дополнительной энергии от торцевого электродвигателя. Очищаемое масло во вращающемся роторе 3 раскручивается до некоторой угловой скорости, близкой к скорости ротора 3. При этом грязевые частицы с большей плотностью, чем масло отбрасываются под действием центробежной силы к стенке ротора 3 и осаждаются на ней. Очищенное масло, выходящее из сопловых отверстий 6 далее через корпус 1, сливается самотеком в поддон транспортного двигателя или другую масляную емкость. Гидрофобная защитная перегородка 11 предохраняет статор 9 от брызг масла, протекающего из верхнего подшипника 5.

Предлагаемый электроцентробежный очиститель жидкости может быть использован не только для очистки жидких сред от твердой диспергирующей фазы с частичной дегазацией жидкости, но и для частичного удаления воды, например, из топлива или масла, если внутреннюю поверхность ротора частично разделить гидрофобной цилиндрической перегородкой.

Электроцентробежный очиститель жидкости, содержащий корпус с неподвижной пустотелой осью, на которую надет ротор с подшипниками, имеющий сопла, отличающийся тем, что содержит встроенный торцевой электродвигатель, состоящий из статора с осевым подшипником, который установлен на конец неподвижной оси очистителя и закреплен на защитной обечайке, соединяющейся с корпусом, а также из дискового ротора, закрепленного на торце ротора очистителя, причем статор и ротор торцевого электродвигателя разделены гидрофобной защитной перегородкой и осевым зазором.