Блок электросоединителей
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к электромеханическим разъемным соединениям и может быть использовано для связи электрокоммуникаций летательного аппарата с наземным комплексом. Блок электросоединителей содержит скрепленные замком бортовую и отрывную платы, имеющие электросоединители с элементами, взаимодействующими между собой, механизм расфиксации замка, чехол, толкатели, взаимодействующие с бортовой платой и снабженные корпусами, размещенными на отрывной плате, уплотнение, перекрывающее межплатную полость и направляющие штыри, установленные в одной из плат. Блок электросоединителей снабжен обратным клапаном, втулками и переходниками. Замок установлен на отрывной плате и герметизирован относительно межплатной полости, выполненной с возможностью подачи нейтрального газа. Механизм расфиксации замка установлен на бортовой плате и снабжен демпфером. Чехол скреплен с отрывной платой с образованием герметичного объема и охватыванием замка, наружных соединений с отрывной платой электросоединителей и корпусов толкателей, сообщенных внутренними полостями упомянутых корпусов с межплатной полостью и герметичным объемом чехла и расположенных равномерно по окружности с центром по оси замка до зоны взаимодействия между собой элементов электросоединителей. Обратный клапан установлен на отрывной плате и сообщен с герметичным объемом чехла и окружающей средой. Уплотнение межплатной полости выполнено с возможностью разгерметизации последней после прекращения взаимодействия элементов электросоединителей между собой. Втулки и переходники выполнены с внутренними эксцентрическими отверстиями. Направляющие штыри выполнены взаимодействующими с внутренними эксцентрическими отверстиями втулок, установленных во внутренних эксцентрических отверстиях переходников, размещенных в плате, скрепленной с платой, имеющей направляющие штыри, а втулки и переходники размещены в упомянутой плате с возможностью вращения и последующей фиксации. Техническим результатом изобретения является повышение надежности конструкции. 6 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к электромеханическим разъемным соединениям и может быть использовано для связи электрокоммуникаций летательного аппарата с наземным комплексом.
Наиболее близким к заявленному является устройство разрывной кабельной связи ракеты, содержащее скрепленные замком бортовую и отрывную платы, имеющие электросоединители с элементами, взаимодействующими между собой, механизм расфиксации замка, чехол, толкатели, взаимодействующие с бортовой платой и снабженные корпусами, размещенными на отрывной плате, уплотнение, перекрывающее межплатную полость и направляющие штыри, установленные в одной из плат (патент Российской Федерации RU №2009440 С1, кл. Р 41 Р 3/055 от 05.07.91 г.).
Однако незащищенность взаимодействующих между собой элементов электросоединителей в процессе разъединения плат от взаимодействия с окружающей средой, возможность скопления в полостях устройства взрывоопасных смесей, взаимодействие замка с механизмом для отвода, снижающее быстродействие расстыковки, наличие дополнительных замков, соединяющих чехол с летательным аппаратом, снижают надежность конструкции.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции.
Указанный результат достигается тем, что блок электросоединителей, содержащий скрепленные замком бортовую и отрывную платы, имеющие электросоединители с элементами, взаимодействующими между собой, механизм расфиксации замка, чехол, толкатели, взаимодействующие с бортовой платой и снабженные корпусами, размещенными на отрывной плате, уплотнение, перекрывающее межплатную полость и направляющие штыри, установленные в одной из плат, в соответствии с предлагаемым изобретением снабжен обратным клапаном, втулками и переходниками, при этом замок установлен на отрывной плате и герметизирован относительно межплатной полости, выполненной с возможностью подачи нейтрального газа, механизм расфиксации замка установлен на бортовой плате и снабжен демпфером, чехол скреплен с отрывной платой с образованием герметичного объема и охватыванием замка, наружных соединений с отрывной платой электросоединителей и корпусов толкателей, сообщенных внутренними полостями упомянутых корпусов с межплатной полостью и герметичным объемом чехла и расположенных равномерно по окружности с центром по оси замка до зоны взаимодействия между собой элементов электросоединителей, обратный клапан установлен на отрывной плате и сообщен с герметичным объемом чехла и окружающей средой, уплотнение межплатной полости выполнено с возможностью разгерметизации последней после прекращения взаимодействия элементов электросоединителей между собой, втулки и переходники выполнены с внутренними эксцентрическими отверстиями, при этом направляющие штыри выполнены взаимодействующими с внутренними эксцентрическими отверстиями втулок, установленных во внутренних эксцентрических отверстиях переходников, размещенных в плате, скрепленной с платой, имеющей направляющие штыри, а втулки и переходники размещены в упомянутой плате с возможностью вращения и последующей фиксации.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид блока электросоединителей, на фиг.2, 3, 4, 5, 6 изображены соответственно разрезы А-А, Б-Б, В-В и выносные элементы Г, Д.
Блок электросоединителей содержит устанавливаемую на летательном аппарате 1 бортовую 2 и пристыковываемую к ней отрывную 3 платы, снабженные электросоединителями 4, 5, имеющими взаимодействующие между собой элементы, например, размещенные в колодках штыри и гнезда. Платы 2, 3 скреплены замком, включающим закрепленную на плате 3 опору 6, в которой с исключением проворачивания установлена цанга 7, на наружной поверхности пояска 8 которой навернута гайка 9, скрепленная с опорой 6 хомутом 10, состоящим из двух частей. С пояском 8 цанги 7 скреплена втулка 11, с внутренней поверхностью осевого отверстия которой взаимодействует кольцевой выступ 12 штока 13. Положение штока 13 зафиксировано стопором 14. Законцовка 15 штока 13 контактирует с лепестками цанги 7. На бортовой плате 2 со стороны летательного аппарата 1 размещен механизм расфиксации замка с пиросредствами (не показаны), включающий корпус 16, поршень 17 и демпфирующее кольцо 18. По периметру отрывной платы 3 и на втулке 11 закреплен имеющий возможность деформироваться герметичный чехол 19, исключающий взаимодействие с окружающей средой наружных соединений с отрывной платой 3 установленных на ней электросоединителей 5 и размещенных на упомянутой плате корпусов 20 с крышками 21. Внутри корпусов 20 установлены толкатели 22, каждый из которых снабжен пружиной 23 и тарелью 24, образующей с внутренней поверхностью корпуса 20 равномерный круговой зазор. Корпуса 20 толкателей 22 сообщены отверстиями 25, 26 соответственно с межплатной полостью и герметичным объемом чехла 19. Для беспрепятственного перемещения газа между отверстиями 25, 26 площадь кругового зазора между тарелью 24 и внутренней поверхностью корпуса 20 выполнена больше, а для исключения возможного попадания окружающей среды в межплатную полость со стороны штока замка площадь поперечного сечения зазора, образуемого внутренней поверхностью осевого отверстия втулки 11 и кольцевым выступом 12 штока 13, выполнена меньше площадей как отверстий 25, так и отверстий 26. Межплатная полость сообщена с системой подачи нейтрального газа через отверстие 27. Чехол 19 охватывает стойки 28, скрепленные с отрывной платой 3 и поддерживающие кабели 29. Для стравливания избыточного давления на отрывной плате 3 установлен обратный клапан 30, сообщенный с окружающей средой каналом 31. Толкатели 22 расположены равномерно по окружности с радиусом г и центром по оси замка до взаимодействующих между собой элементов электросоединителей 4, 5 для обеспечения равномерного усилия расстыковки. На отрывной плате 3 закреплено уплотнение, состоящее из гармоникообразносложенного герметичного материала 32, охватывающего эластичное кольцо 33, установленное в выемке, выполненной по периметру боковой поверхности бортовой платы 2. Между платами установлено уплотнение 34, дополнительно герметизирующее межплатную полость от возможного попадания окружающей среды со стороны штока 13. Отрывная плата 3 снабжена направляющими штырями 35, расположенными на диаметрально противоположных ее краях и входящими во втулки 36, установленные в переходниках 37, размещенных в бортовой плате 2. При этом втулки 36 и переходники 37 выполнены с внутренними эксцентрическими отверстиями.
Работает блок электросоединителей следующим образом.
Бортовая 2 и отрывная 3 платы стыкуются так, чтобы направляющие штыри 35 вошли во втулки 36, а взаимодействующие между собой элементы электросоединителей 4, 5 - друг в друга. Положение плат, необходимое для их надежного соединения и разъединения, достигается вращением втулок 36 и переходников 37, после чего они фиксируются. Эластичное кольцо 33 устанавливается в выемку бортовой платы 2. Лепестки цанги 7 входят в зацепление с бортовой платой 2 и фиксируются там законцовкой 15 штока 13. Гайка 9 наворачивается на поясок 8, обеспечивая необходимое сжатие плат и уплотнения 34, и скрепляется с опорой 6 хомутом 10. Устанавливается стопор 14 и чехол 19.
После подачи команды на расстыковку срабатывает одно из пиросредств. Прекращается подача нейтрального газа. Поршень 17 перемещается и взаимодействует с торцом законцовки 15 штока 13, приводя последний в движение. Шток 13, двигаясь в продольном направлении, срезает стопор 14 и выводит законцовку 15 из взаимодействия с лепестками цанги 7, расфиксируя ее. При этом среда, перемещаемая поршнем 17 - перетекает в сторону перемещаемого штока 13. Поршень 17 деформирует демпфирующее кольцо 18, исключая передачу ударной нагрузки на бортовую плату 2. Законцовка 15 взаимодействует с втулкой 11, сообщая начальный импульс расстыковке плат, которые расталкиваются толкателями 22. Нейтральный газ, находящийся в герметичном объеме чехла 19, беспрепятственно перетекает через отверстия 26, 25 в межплатную полость, что предохраняет расстыкуемые элементы от взаимодействия с окружающей средой и способствует перемещению толкателей. Взаимодействующие между собой элементы электросоединителей разъединяются, после чего направляющие штыри 35 выходят из втулок 36. Эластичное кольцо 33 с охватывающим его материалом 32 выходит из выемки бортовой платы 2, а отрывная плата отводится силами наземного комплекса.
Таким образом, защищенность всех элементов, находящихся в межплатной полости как до, так и после разъединения плат от взаимодействия с окружающей средой, исключение скопления в полостях взрывоопасных смесей, обеспечение быстродействия расстыковки повышает надежность конструкции.
Блок электросоединителей, содержащий скрепленные замком бортовую и отрывную платы, имеющие электросоединители с элементами, взаимодействующими между собой, механизм расфиксации замка, чехол, толкатели, взаимодействующие с бортовой платой и снабженные корпусами, размещенными на отрывной плате, уплотнение, перекрывающее межплатную полость и направляющие штыри, установленные в одной из плат, отличающийся тем, что он снабжен обратным клапаном, втулками и переходниками, при этом замок установлен на отрывной плате и герметизирован относительно межплатной полости, выполненной с возможностью подачи нейтрального газа, механизм расфиксации замка установлен на бортовой плате и снабжен демпфером, чехол скреплен с отрывной платой с образованием герметичного объема и охватыванием замка, наружных соединений с отрывной платой электросоединителей и корпусов толкателей, сообщенных внутренними полостями упомянутых корпусов с межплатной полостью и герметичным объемом чехла и расположенных равномерно по окружности с центром по оси замка до зоны взаимодействия между собой элементов электросоединителей, обратный клапан установлен на отрывной плате и сообщен с герметичным объемом чехла и окружающей средой, уплотнение межплатной полости выполнено с возможностью разгерметизации последней после прекращения взаимодействия элементов электросоединителей между собой, втулки и переходники выполнены с внутренними эксцентрическими отверстиями, при этом направляющие штыри выполнены взаимодействующими с внутренними эксцентрическими отверстиями втулок, установленных во внутренних эксцентрических отверстиях переходников, размещенных в плате, скрепленной с платой, имеющей направляющие штыри, а втулки и переходники размещены в упомянутой плате с возможностью вращения и последующей фиксации.