Механизм поворота колеса
Предлагаемое изобретение относится к области гидромеханических приводов в системе управления самолета и предназначено для управления передним колесом в режиме руления и для гашения колебаний свободно ориентированного переднего колеса в режиме демпфирования. Механизм поворота колеса содержит исполнительный механизм в виде гидродвигателя, распределительное устройство, гидрокомпенсатор, двухпозиционный клапан, сообщенный с распределительным устройством, исполнительным механизмом, гидрокомпенсатором и напорной гидролинией. Распределительное устройство выполнено в виде поворотных управляющего и обратной связи золотников. Механизм также содержит два предохранительных клапана, соединяющих полостные гидролинии, ведущие к гидродвигателю, и два регулируемых дросселя, встроенных в полостные гидролинии, сообщенные с двухпозиционным клапаном. Двухпозиционный клапан выполнен с внутренним каналом, сообщающим полостные гидролинии, ведущие к гидродвигателю. Техническим результатом изобретения является повышение надежности температурной компенсации объема рабочей жидкости в полостях гидродвигателя и подпитки полостей гидродвигателя рабочей жидкостью непосредственно из гидрокомпенсатора при ее утечке, одновременно обеспечивается режим гашения колебаний свободно ориентированного колеса при рабочих скоростях движения основного изделия по земле. 1 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области гидромеханических приводов в системе управления самолета и предназначено для управления передним колесом в режиме руления и для гашения колебаний свободно ориентированного переднего колеса в режиме демпфирования.
Известен "предохранительно-демпфирующий механизм для следящих систем управления поворотом переднего колеса шасси самолетов", обеспечивающий управление поворотом колеса шасси самолета на разбеге, пробеге и рулении, демпфирование его при управлении и свободной ориентации.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению является механизм разворота колеса МРК-20Л, обеспечивающий управление передним колесом при рулении основного изделия при наличии давления управления в напорной гидролинии и гашение колебаний свободно-ориентированного переднего колеса основного изделия при взлете и посадке в режиме демпфирования при отсутствии или падении давления в напорной гидролинии.
Недостатками известных механизмов являются: запертые полости гидродвигателя при отсутствии давления напора, когда двухпозиционный клапан кольцует их между собой в режиме демпфирования, что может привести к значительному повышению давления в полостях гидродвигателя при малых перетоках рабочей жидкости по буртам двухпозиционного клапана, при повышении температуры рабочей жидкости, связанном с особенностями работы при колебаниях свободно-ориентированного колеса, а значит повышению вероятности разрушения деталей и узлов гидродвигателя и отказа механизма, а также наличие дополнительных элементов, снижающих надежность механизма и усложняющих его конструкцию.
Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков.
Поставленная задача решается тем, что в заявленном механизме поворота колеса, содержащем исполнительный механизм в виде гидродвигателя, распределительное устройство в виде поворотных управлющего и обратной связи золотников, гидрокомпенсатор, двухпозиционный клапан, сообщенный с распределительным устройством, исполнительным механизмом, гидрокомпенсатором и напорной гидролинией, а также два предохранительных клапана, соединяющих полостные гидролинии, ведущие к гидродвигателю, и регулируемый дроссель в одной из полостных гидролиний, сообщенной с двухпозиционным клапаном, двухпозиционный клапан выполнен с внутренним каналом, сообщающим полостные гидролинии, ведущие к гидродвигателю, при отсутствии или падении давления в напорной гидролинии, и одновременно соединенным с внутренним каналом, сообщенным со сливной гидролинией, ведущей к гидрокомпенсатору, а также тем, что во второй полостной гидролинии, сообщенной с двухпозиционным клапаном, встроен еще один регулируемый дроссель.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где показана общая схема механизма поворота колеса.
Механизм поворота колеса (механизм поворота) содержит корпус 1 с установленным в нем фильтром 2, расположенным на входе напорной гидролинии 3, сообщенной с управляющей полостью 4 двухпозиционного клапана (клапана) 5. Клапан 5 содержит внутренний канал 6, соединяющий канавку 7 с межбуртовой полостью 8 и одновременно соединенный с внутренним каналом 9 клапана 5, соединенным со сливной гидролинией 10, сообщенной с полостью 11 гидрокомпенсатора 12 с запорным клапаном 13, перекрывающего слив, а через гидролинию 14 сообщенной с распределительным устройством (распределителем) 15, содержащим золотник 16, золотник-гильзу 17, управляющий поводок 18, жестко связанный с золотником 16, силовой рычаг 19, связанный с гидродвигателем 20 и гильзой-золотником 17. Клапан 5 сообщен через гидролинию 21 со сливными гидролиниями 22 и 23 распределителя 15, через гидролинию 24 с напорным входом распределителя 15, через регулируемый дроссель (дроссель) 25, гидролинию 26 с полостью 27 гидродвигателя 20, через дроссель 25, гидролинии 26 и 28 с одним из полостных входов распределителя 15, своей межбуртовой полостью 8 через регулируемый дроссель (дроссель) 29, гидролинию 30 с полостью 31 гидродвигателя 20, а через дроссель 29, гидролинии 30 и 32 со вторым полостным входом распределителя 15. Полость 27 гидродвигателя 20 сообщена через гидролинии 33 и 34 с предохранительным клапаном (клапаном) 35, а через гидролинии 33 и 36 - с предохранительным клапаном (клапаном) 37. Полость 31 гидродвигателя 20 сообщена через гидролинии 38 и 39 с клапаном 35, а через гидролинии 38 и 40 - с клапаном 37.
Механизм поворота работает следующим образом
При наличии давления в напорной гидролинии 3 (режим управления) клапан 5 перемещается в крайнее левое (по чертежу) положение, при котором разобщает полости 27 и 31 гидродвигателя 20, отсекая буртами гидролинии 26 и 30, и одновременно сообщает между собой сливную гидролинию 10 и гидролинию 21, а также напорную гидролинию 3 с гидролинией 24. При повороте управляющего поводка 18, например, от себя жестко связанный с ним золотник 16 сообщает напорную гидролинию 3 через фильтр 2, клапан 5, гидролинию 24 с гидролинией 32, ведущей к полости 31 гидродвигателя 20, а сливную гидролинию 10, ведущую к полости 11 гидрокомпенсатора 12, сообщает через клапан 5, гидролинию 21, сливную гидролинию 22 распределителя 15 с гидролинией 28, ведущей к полости 27 гидродвигателя 20. Поршень гидродвигателя 20 перемещается вверх (по чертежу), вытесняя рабочую жидкость из полости 27 гидродвигателя 20, заряжая гидрокомпенсатор 12. Поршень с запорным клапаном 13 гидрокомпенсатора 12 при этом перемещается вверх (по чертежу), открывая слив, и обеспечивает постоянное давление в сливных гидролиниях механизма поворота. Поршень гидродвигателя 20 перемещает силовой рычаг 19 и связанную с ним золотник-гильзу 17 от себя (по чертежу) и возвращает ее в нейтральное по отношению к золотнику 16 положение, при котором движение силового рычага 19 прекращается. При повороте управляющего поводка 18 в противоположную сторону, к себе (по чертежу), распределитель 15 сообщает полость 31 гидродвигателя 20 со сливной гидролинией 10 через гидролинию 32, сливную гидролинию 23 распределителя 15, гидролинию 21 и клапан 5, а полость 27 гидродвигателя 20 через гидролинии 28 и 24, клапан 5 с напорной гидролинией 3. Поршень гидродвигателя 20 перемещает силовой рычаг 19 и связанную с ним золотник-гильзу 17 к себе (по чертежу), возвращая ее в нейтральное по отношению к золотнику 16 положение, при котором движение силового рычага 19 прекращается. При повышении давления в полостях гидродвигателя 20 при боковых ударах в колесо клапаны 35 и 37 перепускают рабочую жидкость из полости повышенного давления в полость с пониженным давлением.
При отсутствии или падении давления в напорной гидролинии 3 (режим демпфирования) клапан 5 перемещается в крайнее правое (по чертежу) положение, отключая при этом распределитель 15 от напорной и сливной гидролиний, а именно, разобщая буртами гидролинии 21 и 24 от сливной гидролиниии 10 и напорной гидролинии 3 соответственно, одновременно сообщая полости 27 и 31 гидродвигателя 20 между собой через гидролинию 26, дроссель 25, канавку 7, внутренний канал 6 и межбуртовую полость 8 клапана 5, дроссель 29 и гидролинию 30, а также сообщая полости 27 и 31 гидродвигателя 20 через внутренние каналы 6 и 9 клапана 5 со сливной гидролинией 10, ведущей в полость 11 гидрокомпенсатора 12. Давление на входе в гидрокомпенсатор 12 падает и его поршень с запорным клапаном 13 под действием пружин перемещается вниз (по чертежу), перекрывая слив рабочей жидкости из механизма поворота. При поворотах свободно-ориентированного колеса рабочая жидкость перетекает из полости в полость гидродвигателя 20 через дросселя 25 и 29. Гидрокомпенсатор 12 и дросселя 25,29 обеспечивают гашение колебаний колеса при рабочих скоростях движения основного изделия по земле. Одновременно с этим гидрокомпенсатор 12 через сливную гидролинию 10, внутренние каналы 9 и 6 клапана 5, гидролинии 26 и 30 подпитывает полости 27 и 31 гидродвигателя 20, возмещая ее потери на утечки и температурные изменения объема.
Механизм поворота колеса, содержащий исполнительный механизм в виде гидродвигателя, распределительное устройство в виде поворотных управляющего и обратной связи золотников, гидрокомпенсатор, двухпозиционный клапан, сообщенный с распределительным устройством, исполнительным механизмом, гидрокомпенсатором и напорной гидролинией, а также два предохранительных клапана, соединяющих полостные гидролинии, ведущие к гидродвигателю, и регулируемый дроссель в одной из полостных гидролиний, сообщенной с двухпозиционным клапаном, отличающийся тем, что двухпозиционный клапан выполнен с внутренним каналом, сообщающим полостные гидролинии, ведущие к гидродвигателю, при отсутствии или падении давления в напорной гидролинии, и одновременно соединенным с внутренним каналом, сообщенным со сливной гидролинией, ведущей к гидрокомпенсатору, а также тем, что во второй полостной гидролинии, сообщенной с двухпозиционным клапаном, встроен еще один регулируемый дроссель.