Порошковая проволока для наплавки открытой дугой деталей железнодорожного транспорта
Изобретение относится к сварочному производству, а именно к материалам для механизированной наплавки открытой дугой износостойкого слоя при восстановлении изделий и деталей железнодорожного транспорта, например колес, сцепок подвижного состава. Для обеспечения твердости наплавленного металла, низкой чешуйчатости наплавленного металла, отсутствия дефектов и хорошего сплавления с основным материалом, а также высокой производительности и низкой себестоимости в проволоке, состоящей из стальной оболочки и порошкообразной шихты, содержащей рутиловый концентрат, ферромарганец, ферротитан, согласно изобретению в состав шихты дополнительно введены мрамор, плавиковый шпат, алюминиевый порошок, ферросилиций и кремнефтористый натрий при следующем соотношении компонентов в ней, мас. %: мрамор - 1-3; рутиловый концентрат - 3-5; плавиковый шпат - 3-5; ферромарганец - 0,3-1,0; ферротитан - 3-5; ферросилиций -0,1-1,0; алюминиевый порошок - 0,1-0,8; кремнефтористый натрий - 0,3-1,0; стальная оболочка - остальное. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к сварочному производству, в частности к составу порошковой проволоки, предназначенной для механизированной наплавки открытой дугой износостойкого слоя при восстановлении изделий и деталей железнодорожного транспорта, например колес, сцепок подвижного состава.
Известна порошковая проволока (А.с. СССР №288527, В 23 К 35/368, 1969 г.) с содержанием компонентов в следующем соотношении, мас.%:
мрамор - 1,7-2,4;
рутил - 4,8-6,4;
плавиковый шпат - 5,0-6,8;
ферромарганец - 0,9-1,2;
ферротитан - 1,4-2,0;
кремний - 0,4-0,6;
алюминиевый порошок - 1,8-2,2;
железный порошок - 16,0-21,0
лента - остальное
Известна порошковая проволока (А.с. СССР №505546, В 23 К 35/368, 1974 г.) с содержанием компонентов в следующем соотношении, мас.%:
мрамор - 1,5-2,5;
рутил - 4,8-7,5;
плавиковый шпат - 5,0-8,0;
ферромарганец - 1,0-1,5;
ферротитан - 1,5-2,5;
кремний - 0,4-0,7;
алюминиевый порошок - 1,6-2,4;
железный порошок - 15,0-20,0
лента - остальное
Наиболее близкой по назначению и достигаемому результату к заявляемой является порошковая проволока для наплавки открытой дугой слоя стали средней или повышенной твердости с составом шихты, содержащим компоненты в следующем соотношении, мас.%:
- флюоритовый концентрат | - 18,0-26,0; |
- рутиловый концентрат | - 10,0-28,0; |
- порошок молибденовый | - 2,0-3,5; |
- ферротитан | - 8,0-12,0; |
- феррохром | - 1,0-2,8; |
- ферромарганец | - 7,0-12,0; |
- сода кальцинированная | - 1,5-8,0; |
- силикат кальция | - 2,0-4,8; |
- железный порошок | остальное. |
(патент №2225286, МПК В 23 К 35/368, опубл. 10.03.04).
Основными недостатками указанных составов порошковых проволок являются повышенная твердость наплавленного металла и склонность к порообразованию. Введение в состав порошковых проволок железного порошка способствовало возможности появления порообразования, увеличивало вес замеса шихты при производстве и стоимость порошковых проволок.
Технической задачей настоящего изобретения является создание самозащитной порошковой проволоки, обеспечивающей высокую производительность и низкую себестоимость при изготовлении, хорошие сварочно-технологические характеристики при наплавке, твердость наплавленного металла 220-280 HB, химсоставом наплавленного металла: углерод - не более 0,15%, марганец, кремний - 0,3-0,8%, титан - 0,2-0,6%, сера, фосфор - менее 0,04%.
Требуемые свойства порошковой проволоки получаются введением в состав шихты помимо рутилового концентрата, ферромарганца и ферротитана дополнительно мрамора, плавикового шпата, алюминиевого порошка, ферросилиция и кремнефтористого натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:
мрамор | - 1-3; |
рутиловый концентрат | - 3-5; |
плавиковый шпат | - 3-5; |
ферромарганец | - 0,3-1,0; |
ферротитан | - 3-5; |
ферросилиций | - 0,1-1,0; |
алюминиевый порошок | - 0,1-0,8; |
кремнефтористый натрий | - 0,3-1,0 |
стальная оболочка | - остальное |
Технический результат достигается также за счет отказа от введение в состав шихты железного порошка, что позволяет в 1,5-2,0 раза снизить номинальный коэффициент заполнения, сократить вероятность появления порообразования в наплавленном металле. Снижение номинального коэффициента заполнения сокращает количество замесов шихты, необходимых для изготовления 1 т порошковой проволоки, увеличивает время беспрерывного волочения и обеспечивает снижение себестоимости продукции за счет разницы в цене железного порошка и ленты металлической марки 08пс, используемой в качестве оболочки. Сокращение числа замесов, необходимых для изготовления 1 т порошковой проволоки, позволяет снизить трудоемкость изготовления порошковой проволоки, что в конечном итоге также приводит к снижению себестоимости продукции.
Для изготовления порошковой проволоки диаметром 3,0 мм применяется лента из стали 08пс размером 0,8×15 мм, коэффициент заполнения проволоки 15-19%, конструкция однослойная.
Введение в состав мрамора в пределах 1-3%, рутилового концентрата и плавикового шпата в пределах 3-5% обеспечивает стабильную защиту дуги и ванны жидкого металла от атмосферного воздуха, введение в состав ферромарганца в пределах 0,3-1,0%, ферротитана в пределах 3-5% и ферросилиция в пределах 0,1-1,0% обеспечивает высокую износостойкость наплавленного металла в условиях трения металл-металл, обеспечивает требуемый его необходимый химсостав и твердость. Кремнефтористый натрий в пределах 0,3-1,0% резко сокращает вероятность порообразования в наплавленном металле.
Введение в состав шихты алюминия в количестве 0,1-0,8 позволяет обеспечить высокие сварочно-технологические свойства, хорошую растекаемость и отсутствие чешуйчатости наплавленного металла.
Примеры составов опытных проволок приведены в таблице.
Таблица | ||||||
№ п/п | Состав шихты, % в проволоке | Состав №1 | Состав №2 | Состав №3 | Состав №4 | Состав №5 |
1. | Мрамор | 1,2 | 3,0 | 1,0 | 1,0 | 2,5 |
2. | Рутиловый концентрат | 4,0 | 3,4 | 4,5 | 4,0 | 4,5 |
3. | Флюорит | 5,0 | 5,0 | 4,0 | 3,5 | 4,0 |
4. | Ферромарганец | 0,5 | 0,4 | 0,8 | 0,5 | 0,4 |
5. | Ферротитан | 3,5 | 4,0 | 5,0 | 4,5 | 4,0 |
6. | Ферросилиций | 1,0 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
7. | Алюминиевый порошок | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,4 | 0,6 |
8. | Кремнефтористый натрий | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,4 |
9. | Коэффициент заполнения, % | 17,0 | 18,0 | 18,0 | 15,0 | 17,0 |
10. | Твердость наплавленного металла, НВ | 207 | 262 | 285 | 241 | 248 |
Химсостав наплавленного металла, % | ||||||
1. | Углерод | 0,10 | 0,09 | 0,11 | 0,10 | 0,11 |
2. | Марганец | 0,48 | 0,42 | 0,83 | 0,44 | 0,43 |
3. | Кремний | 0,76 | 0,65 | 0,57 | 0,41 | 0,39 |
4. | Титан | 0,18 | 0,33 | 0,62 | 0,38 | 0,36 |
5. | Сера | 0,020 | 0,021 | 0,018 | 0,019 | 0,020 |
6. | Фосфор | 0,028 | 0,026 | 0,025 | 0,027 | 0,026 |
Все приведенные в таблице составы наплавлялись полуавтоматом без применения дополнительной защиты.
В наплавленном металле приведенных составов дефекты отсутствовали. Наилучшим составом, принятым в производство, является состав №5. Проволока с шихтой предлагаемого состава обеспечивает хорошую твердость наплавленного металла, отсутствие дефектов, низкую чешуйчатость наплавленного металла, с хорошим сплавлением с основным материалом.
Промышленное изготовление порошковой проволоки предложенного состава подтвердило снижение трудоемкости по сравнению с аналогичными проволоками подобного диаметра, что значительно сократило себестоимость изготовления продукции. При этом замечания от потребителя по сварочно-технологическим свойствам и стойкости наплавленного металла отсутствуют.
Порошковая проволока для наплавки открытой дугой деталей железнодорожного транспорта, состоящая из стальной оболочки и порошкообразной шихты, содержащей рутиловый концентрат, ферромарганец, ферротитан, отличающаяся тем, что в состав шихты дополнительно введены мрамор, плавиковый шпат, алюминиевый порошок, ферросилиций и кремнефтористый натрий при следующем соотношении компонентов в ней, мас.%:
Мрамор | 1-3 |
Рутиловый концентрат | 3-5 |
Плавиковый шпат | 3-5 |
Ферромарганец | 0,3-1,0 |
Ферротитан | 3-5 |
Ферросилиций | 0,1-1,0 |
Алюминиевый порошок | 0,1-0,8 |
Кремнефтористый натрий | 0,3-1,0 |
Стальная оболочка | Остальное |