Устройство для подъема затонувшего объекта

Иллюстрации

Показать все

Устройство для подъема затонувшего объекта содержит размещенные на базовом судне грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, и барабан, установленный на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим рельсам, причем барабан кинематически связан с приводным двигателем. На подвижной обойме, объединяющей два сдвоенных кратных полиспаста, с противоположных сторон подвижной обоймы установлены высокоскоростные двигатели с закрепленными на их валах и ориентированными в вертикальной плоскости дисками с увеличенными моментами инерции. Несущая конструкция подвижной обоймы выполнена из параллельно расположенных друг относительно друга балок с вертикальными связями между ними, расположенными в шахматном порядке. Свободные концы канатов каждого сдвоенного полиспаста закреплены на своих барабанах с внешних сторон по их отношению друг к другу, при этом оси барабанов расположены параллельно рельсовым путям для тележек, а сами оси ориентированы в поперечном или продольном направлении относительно базового судна. Такое выполнение устройства предотвращает закручивание канатов под действием подводных течений и позволяет увеличить канатоемкость барабанов. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов.

Известно устройство для подъема затонувшего объекта, содержащее базовое судно - катамаран со штангой, выполненной из связанных между собой посредством разъемных замков секций с нулевой плавучестью, связанную со штангой траверсу, выполненную с грузозахватным приспособлением, а также установленные на базовом судне подъемный механизм и механизм фиксации для упомянутой штанги (авт. свид. СССР №885101, кл. В 63 С 7/02, 1977).

Недостатками известного устройства являются большие нагрузки, испытываемые приводом подъемного механизма.

Известен механизм подъема (прототип), который может быть использован для подъема затонувшего объекта, содержащий грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, и барабан, установленный на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим рельсам, при этом барабан кинематически связан с приводным двигателем (Александров М.П., Колобов Л.Н., Лобов Н.А. и др. Грузоподъемные машины. М., Машиностроение, с.33-35, рис.1.18, 1986).

Однако недостатками известного механизма подъема являются возможность закручивания канатной системы с подвижной обоймой под воздействием морских течений, а также большое смещение в горизонтальной плоскости ветвей канатов, набегающих на барабан механизма подъема, при значительной канатоемкости барабана, определяемой большой глубиной водоема в месте нахождения затонувшего объекта и большим значением кратности полиспастной системы, что делает невозможным использование традиционной схемы устройства для подъема затонувшего объекта.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности и повышение эффективности работы устройства для подъема затонувшего объекта, основанного на применении канатной полиспастной системы с барабанным приводом.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для подъема затонувшего объекта, содержащем размещенные на базовом судне грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, и барабан, установленный на тележке с возможностью его перемещения по направляющим рельсам, причем барабан кинематически связан с приводным двигателем согласно изобретению на подвижной обойме, объединяющей два сдвоенных кратных полиспаста, с противоположных сторон подвижной обоймы установлены высокоскоростные двигатели с закрепленными на их валах и ориентированными в вертикальной плоскости дисками с увеличенными моментами инерции, а несущая конструкция подвижной обоймы выполнена из параллельно расположенных друг относительно друга балок с вертикальными связями между ними, расположенными в шахматном порядке, причем свободные концы канатов каждого сдвоенного полиспаста закреплены на своих барабанах с внешних сторон по их отношению друг к другу, при этом оси барабанов расположены параллельно рельсовым путям для тележек, а сами оси ориентированы в поперечном или продольном направлении относительно базового судна. Оси барабанов каждого сдвоенного полиспаста могут быть расположены соосно. Оси барабанов каждого сдвоенного полиспаста могут быть расположены параллельно друг другу.

Устройство для подъема затонувшего объекта представлено на фиг.1 - вид сбоку при соосном расположении барабанов, на фиг.2 - план по фиг.1 при параллельном расположении барабанов каждого сдвоенного полиспаста, на фиг.3 - то же, при соосном расположении барабанов.

Устройство для подъема затонувшего объекта содержит размещенные на базовом судне 1 и связанные в единый комплекс грузозахватное приспособление 2 с возможностью его взаимодействия с затонувшим объектом 3, полиспастную систему, состоящую из двух сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами 4 отклоняющие блоки. Отклоняющие блоки 5 объединены в подвижную обойму 6, отклоняющие блоки 7 - в неподвижную обойму 8. Свободные концы 9, 10 и 11, 12 каждого сдвоенного полиспаста закреплены на барабанах 13, 14 и 15, 16, установленных на тележках 17, 18 и 19, 20 с возможностью ее перемещения по направляющим рельсам 21, 22 и 23, 24. Свободные концы канатов 4 закреплены с внешних сторон барабанов по отношению их друг к другу. Барабаны выполнены с винтовой нарезкой, они могут быть с однослойной или многослойной навивкой канатов 4. В последнем случае барабаны снабжены канатоукладчиками (не показаны). Каждый барабан кинематически связан с приводным двигателем (не показан). На подвижной обойме 6, объединяющей два сдвоенных кратных полиспаста, с противоположных сторон подвижной обоймы установлены высокоскоростные двигатели 25 и 26 с закрепленными на их валах и ориентированными в вертикальной плоскости дисками 27 и 28 с увеличенными моментами инерции. Несущая конструкция подвижной обоймы 6 выполнена из параллельно расположенных друг относительно друга балок 29 с вертикальными связями 30 между ними, расположенными в шахматном порядке. Оси всех четырех барабанов 13, 14 и 15, 16 расположены параллельно рельсовым путям 21, 22 и 23, 24 для тележек 17, 18 и 19, 20, а сами оси ориентированы в поперечном или продольном направлении относительно базового судна 1. Оси барабанов каждого сдвоенного полиспаста могут быть расположены соосно (фиг.3). Оси барабанов каждого сдвоенного полиспаста могут быть расположены параллельно друг другу (фиг.2), 31 и 32 - направления движения тележек с барабанами по рельсам. Кратность полиспастов выбирается в зависимости от веса затонувшего объекта 3.

Благодаря описанной схеме подвески канатов 4 к барабанам 13-16 барабаны могут быть выполнены достаточно большой длины, а значит - и большой канатоемкости, что существенно при подъеме затонувших объектов 3 значительного веса с большой глубины при увеличенной кратности полиспастов.

Устройство для подъема затонувшего объекта действует следующим образом. После размещения базового судна 1 над затонувшим объектом 3 с помощью барабанов 13-16 подвижная обойма 6 опускается к затонувшему объекту 3, а грузозахватное приспособление 2 соединяется с затонувшим объектом 3. Одновременно с включением барабанов 13-16 включаются высокоскоростные двигатели 25 и 26, приводящие во вращение диски 27 и 28 с увеличенными моментами инерции. Благодаря вращению с большой угловой скоростью дисков 27 и 28, обладающих увеличенными моментами инерции, опускающаяся вниз подвижная обойма 6 стабилизируется в плоскости своего первоначального положения, поэтому не происходит закручивания канатов 4 под действием подводных течений. После захвата затонувшего объекта 3 и реверса барабанов 13-16 при намотке на них канатов 4 подвижная обойма 6 с грузозахватным приспособлением 2 и затонувшим объектом 3 поднимается вверх. При этом при вращении барабанов 13 и 15 они с их тележками 17 и 19 смещаются по направляющим рельсам 21 и 23 в направлении 31, а при вращении барабанов 14 и 16 они с их тележками 18 и 20 смещаются в направлении 32. Причем положения набегающих на барабаны ветвей канатов 4 в плане не меняются и соответствуют исходным точкам 9, 10 и 11, 12 независимо от длины барабанов. Автоматические перемещения тележек с установленными на них барабанами происходит за счет межвиткового давления навиваемых на барабаны канатов 4.

При параллельном расположении барабанов 13, 14 и 15, 16 каждого сдвоенного полиспаста системы подъема (фиг.2) потребные размеры рабочей зоны базового судна (например, катамаранного типа) получаются меньше, чем при соосном расположении барабанов (фиг.3).

Конструкция подвижной обоймы 6 позволяет воспринимать значительные изгибающие нагрузки при подъеме затонувшего объекта 3.

Отличительные признаки изобретения позволяют эффективно использовать канатно-полиспастную систему с барабанным приводом для подъема затонувших объектов с большой глубины за счет стабилизации в заданной плоскости положения подвижной обоймы с грузозахватным приспособлением при ее опускании к затонувшему объекту, а также за счет значительного увеличения канатоемкости барабанов путем увеличения их длины.

1. Устройство для подъема затонувшего объекта, содержащее размещенные на базовом судне грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, и барабан, установленный на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим рельсам, причем барабан кинематически связан с приводным двигателем, отличающееся тем, что на подвижной обойме, объединяющей два сдвоенных кратных полиспаста, с противоположных сторон подвижной обоймы установлены высокоскоростные двигатели с закрепленными на их валах и ориентированными в вертикальной плоскости дисками с увеличенными моментами инерции, а несущая конструкция подвижной обоймы выполнена из параллельно расположенных друг относительно друга балок с вертикальными связями между ними, расположенными в шахматном порядке, причем свободные концы канатов каждого сдвоенного полиспаста закреплены на своих барабанах с внешних сторон по их отношению друг к другу, при этом оси барабанов расположены параллельно рельсовым путям для тележек, а сами оси ориентированы в поперечном или продольном направлении относительно базового судна.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оси барабанов каждого сдвоенного полиспаста расположены соосно.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оси барабанов каждого сдвоенного полиспаста расположены параллельно друг другу.