Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин. В качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм, из материала с низкой адгезией. Технический результат состоит в повышении точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией. 3 ил., 1 табл.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ определения шероховатости дорожного покрытия методом "песчаного пятна", включающим засыпку контролируемой площади определенным объемом природного песка, измерение площади контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90].
Однако недостатками известного способа является то, что он не обеспечивает достаточную точность контроля параметров шероховатости ввиду того, что используемый в качестве заполняющего материала природный песок имеет неоднородную структуру, различную геометрическую форму и размеры частиц, а также высокую способность к адгезии (прилипанию), что способствует уменьшению плотности заполнения впадин контролируемой поверхности.
Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией.
Решение технической задачи обеспечивается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, заключающемся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, при этом в качестве заполняющего материала используются стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.
Используемые в качестве заполняющего материала стандартные стеклянные микрошарики имеют строго заданную сферическую форму с идеально гладкой поверхностью и изготовленные из материала, практически сводящем к нулю адгезию, что позволяет с большей точностью осуществлять контроль поверхности дорожного покрытия, что и обеспечивает новый технический результат заявляемого изобретения.
Способ контроля шероховатости осуществляется с помощью устройства, представленного на фиг. 1, 2, 3.
Способ осуществляется следующим образом.
На контролируемую поверхность устанавливают рамку 1, выполненную в виде прямоугольника и закрепленную на регулируемых опорах 2. Внутрь рамки 1 засыпают 250 см3 стандартных стеклянных микрошариков диаметром 0,01 мм и разравнивают рейкой 3, закрепленной на рамке с возможностью перемещения ее в горизонтальной плоскости, вровень до появления первого выступа. С помощью масштабных линеек 4, размещенных на внешних горизонтальных плоскостях рамки, определяют площадь контролируемой поверхности. Затем по известной методике определяют среднюю глубину впадин:
где Нср - средняя глубина впадин;
Vn - объем песка;
Sз - площадь контролируемой поверхности.
Пример конкретного исполнения
На трех участках асфальтобетонного покрытия с различной шероховатостью был проведен ряд испытаний по контролю шероховатости. В качестве заполняющего материала использовали стандартные стеклянные микрошарики диаметром 0,01 и 0,05 мм, объемом 250 см3. Для сравнения с прототипом в качестве заполняющего материала использовали природный песок. Результаты испытаний приведены в таблице.
Таблица мм | |||||||
Примеры | Прототип (песок) | Hcp. | "Микрошарики" | ||||
Участки | d=0,01 | Пер. | d=0,05 | Нср. | |||
I | 1 | 3,24 | 3,07 | 3,18 | 3,13 | 3,22 | 3,09 |
2 | 2,87 | 3,07 | 3,02 | ||||
3 | 3,11 | 3,15 | 3,04 | ||||
II | 1 | 6,45 | 6,13 | 6,25 | 6,19 | 5,97 | 6,17 |
2 | 6,1 | 6,13 | 6,29. | ||||
3 | 5,84 | 6,19 | 6,25 | ||||
III | 1 | 4,85 | 4,58 | 4,51 | 4,45 | 4,79 | 4,59 |
2 | 4,27 | 4,35 | 4,4 | ||||
3 | 4,64 | 4,48 | 4,58 |
Из приведенных в таблице данных видно, что наиболее точные результаты определения средней глубины впадин дорожного покрытия показали испытания при использовании в качестве заполняющего материала микрошариков с диаметром 0,01 мм, что в сравнении с использованием природного песка по прототипу позволяет повысить точность контроля определения шероховатости на 8%.
Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, отличающийся тем, что в качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.