Шумозащитная конструкция

Иллюстрации

Показать все

Шумозащитная конструкция предназначена для использования при сооружении шумозащитных конструкций для защиты персонала от шума мощных водухонагнетательных агрегатов, расположенных внутри производственных помещений. Шумозащитная конструкция коробчатой формы содержит верхнюю и боковые звукоизолирующие стенки, выполненные из профилированных металлических листов, на которые нанесено шумопоглощающее покрытие. Профиль металлического листа представляет собой совокупность впадин и выпуклостей трапецеидальной формы, расстояние между основаниями соседних выпуклостей составляет 110-130 мм, наклон стенок 25-30°, высота профиля 80-120 мм, а наименьшая толщина слоя шумопоглощающего покрытия от ближнего к внутреннему объему конструкции основания трапеции составляет 70-80 мм. Шумозащитная конструкция выполнена с возможностью установки на фундаменте так, что звукоизолирующие стенки окружают воздухонагнетательный агрегат. Средство для подачи воздуха внутрь шумозащитной конструкции выполнено в виде технического воздуховода, соединенного с технологическим воздуховодом и сообщающегося с внутренним пространством шумозащитной конструкции. Отношение диаметров технологического и технического воздуховодов составляет (8...10):1, их оси в месте соединения пересекаются под углом 30-40°. Средство для выпуска воздуха из конструкции выполнено в виде вентиляционного короба, установленного на верхней стенке шумозащитной конструкции, и имеющего входное и выходное отверстия. Длина L короба равна ширине шумозащитной конструкции, его ширина и высота составляют (0,08-0,1)L. Внутри короба на противоположных его стенках установлены напротив друг друга в шахматном порядке и наклонены в сторону движения воздушного потока, перегородки на расстоянии 0,05-0,1 L друг от друга. Высота перегородок равна высоте короба, а длина составляет от 0,5 до 0,6 поперечного размера короба. Перегородки и внутренняя поверхность короба имеют шумопоглощающее покрытие. Технический результат: ослабление шума в рабочей зоне в диапазоне частот 1-3 кГц при обеспечении тепло- и воздухообмена внутри конструкции, обеспечение мобильности конструкции. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к строительству, в частности к звукоизоляции при эксплуатации установок с повышенным шумом, и предназначена для использования при сооружении шумозащитных конструкций для защиты персонала от источников шумоизлучений воздухонагнетательных агрегатов (ВНА), воздуховодов, электродвигателей, редукторов, подшипников и другого оборудования.

Техническим результатом является снижение шума от работы ВНА, улучшение условий эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.

Известен глушитель шума вентилятора (пат. РФ №2032363), предназначенный для установки в канале для рабочей среды. Глушитель шума содержит корпус с размещенными в нем перфорированными концентрично расположенными обечайками. Обечайки снабжены козырьками, расположенными над отверстиями по потоку, и образуют канал для рабочей среды.

Глушитель работает следующим образом: воздух из атмосферы или подводящего воздуховода поступает в канал для рабочей среды, где возникает разрежение воздуха, равное депрессии, создаваемой вентилятором. Через отверстия в перфорированных обечайках разрежение распространяется во все кольцевые полости, образованные этими обечайками и стенками корпуса, образуя кольцевые вакуумные шумологлощающие промежутки. Козырьки увеличивают степень разрежения за счет эжекции воздуха.

Таким образом, в глушителе происходит шумопоглощение многослойными резонансными конструкциями, разделенными вакуумными промежутками.

Этот глушитель позволяет снизить шум на 20-30%.

Работа глушителя начинается автоматически с включением (работой) вентилятора. Конструкция глушителя обеспечивает длительное и надежное шумоглушение при работе в шахтных условиях.

Такой глушитель шума может быть использован для снижения шума в канале при прохождении рабочей среды, что может с успехом применяться в таких сооружениях, как вентиляционные каналы большой протяженности, например в метро.

Для ВНА, устанавливаемых, например, в цехах, такой глушитель шума является недостаточно эффективным, поскольку в этом случае имеется несколько источников шума помимо воздуховодов: собственно вентиляторы, редукторы и пр.

Кроме того, в цехах, как правило, устанавливают несколько ВНА, причем работают они по очереди, а такой глушитель устанавливается в канале воздуховода, его перемещение, например, при необходимости обеспечить звукоизоляцию работающего в данный момент ВНА, весьма сложно технически.

Проблема снижения шума от ВНА обуславливается сложностью частотного спектра шума, излучаемого агрегатом, с несколькими максимумами, и усугубляется сложностью фронта звуковой волны из-за нескольких источников шума. Эти обстоятельства делают расчет звукозащитных конструкций очень сложным и на практике получение эффективной защиты от шума таких сложных источников шумоизлучения, как ВНА, возможно только в результате проведения экспериментов.

Для защиты от шума помимо глушителей, устанавливаемых в воздуховодах, часто используют защитные сооружения (экраны или кожухи), разделяющие источник шума и шумозащищаемое пространство. Эти сооружения обычно представляют собой жесткую многослойную конструкцию, имеющих несущие звукоизолирующие и звукопоглощающие слои.

Известная акустическая строительная конструкция (патент РФ №2222673), выполненная по типу изоляции "массив - эластичная прослойка - массив", в которой каждый из двух массивов системы "массив - эластичная прослойка - массив" содержит как минимум один жесткий элемент и отделен от другого массива как минимум одним минераловатным слоем (плитой) в сочетании с по меньшей мере одной воздушной прослойкой. В акустической строительной конструкции жесткие элементы выполнены в виде поддонов U-образного сечения и заполнены внутри U-образной полости по меньшей мере одним слоем минеральной ваты.

Конструкция обладает хорошими шумозащитными свойствами в широком диапазоне частот, однако монтируется непосредственно на месте эксплуатации и предполагает закрепление на несущей конструкции, например, каркасе здания и не предназначена для перемещения в собранном виде на другое место.

Для использования такой конструкции для шумоизоляции ВНА необходимы дополнительные технические проработки. Эти проработки должны быть также связаны с обеспечением заданного для работы ВНА температурного режима. В результате шумозаглушающая конструкция с использованием известного описанного технического решения может оказаться сложной, дорогой и малопригодной для ВНА.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению является "Кабина теплозвукозащитная" (а.с. СССР №1188282) для защиты оператора от шума и пыли в производственных условиях, представляющая собой коробчатую конструкцию в виде кабины, содержащая верхнюю, нижнюю и боковые звукоизолирующие стенки с приточным отверстием, расположенным в верхней стенке кабины и являющимся составной частью средства для подачи воздуха, и одним выпускным отверстием, расположенным в нижней стенке кабины. На некотором расстоянии от верхней и нижней стенок кабины установлены решетки, приточная и вытяжная, образующие с соответствующими стенками приточную и вытяжную камеры. Приточная камера является частью средства для подачи воздуха и снабжена звукопоглощающей облицовкой, с увеличивающейся от приточного отверстия к противоположной стенке толщиной, а вытяжная камера является частью средства для глушения шума, которое образовано стенками вытяжной камеры, облицованными звукопоглощающим материалом.

Верхняя, нижняя и боковые теплозвукоизолирующие стенки кабины выполнены в виде многослойных панелей типа "сэндвич" постоянной толщины, размеры которых кратны принятому модулю. Боковые стенки могут быть выполнены глухими или с проемами.

В проемах боковых стенок с помощью уплотнительных элементов и петель укреплено остекление и навешена дверь. Стенки соединены между собой с помощью унифицированных фасонных крепежных элементов, позволяющих создавать звукоизолированные объемы любой длины и ширины, кратных размерам модуля. Сборка кабины может быть осуществлена непосредственно на месте применения. Наружные слои панелей выполнены из конструкционного материала, например алюминиевого сплава. Внутренняя полость панелей заполнена теплозвукоизоляционным материалом, например пенополистиролом.

В верхней и нижней стенках выполнены приточная и вытяжная вентиляционные камеры. К приточному отверстию в верхней стенке подсоединен воздуховод от внешнего воздухонагнетательного устройства. Звукопоглощающая облицовка приточной камеры выполнена переменной толщины, постепенно увеличивающейся от приточного отверстия к противоположной стенке. Приточная решетка расположена горизонтально под верхней стенкой на некотором расстоянии от нее параллельно оси приточного отверстия.

Вытяжная камера сообщается с атмосферой выпускным отверстием, выполненным в нижней стенке. Вытяжная решетка, которая служит и полом кабины, расположена горизонтально на некоторой высоте над нижней стенкой. Вытяжная камера облицована звукопоглощающим материалом.

Нижняя стенка (пол) может быть снабжена вертикальными полками, на которых лежит вытяжная решетка.

В многомодульной кабине, которая имеет большие габариты, можно разместить, например, рабочую смену операторов с пультом дистанционного управления технологическим процессом.

При работе оператор размещается внутри кабины. Кондиционированный воздух от внешнего воздухонагнетательного устройства подают по воздуховоду через приточное отверстие в приточную камеру. Переменная толщина облицовки ослабляет шум с широким спектром, проникающим по воздуховоду от внешнего воздухонагнетательного, камера не препятствует выходу воздуха через выпускные отверстия в атмосферу. Наличие облицовки значительно увеличивает звукоизоляцию кабины, ослабляя проникновение шума из цеха через выпускные отверстия.

Таким образом, эта конструкция позволяет защитить оператора, находящегося внутри кабины, от шума, и обеспечить кондиционирование воздуха внутри кабины.

Такая конструкция удобна в тех случаях, когда возможно осуществлять рабочий процесс с помощью пульта управления изнутри кабины. В том случае, если работники должны производить рабочие операции на всей площади цеха, необходимо обеспечить нормальные условия труда путем изоляции самого источника шума.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создать такую шумозащитную конструкцию для снижения шума воздухонагнетательного агрегата, которая обеспечивала бы удовлетворительное с точки зрения санитарных требований ослабление шума в рабочей зоне производственного помещения в диапазоне частот 1-3 кГц, являющимся наиболее критичным при воздействии шума на человека, обеспечивала тепло- и воздухообмен внутри шумозащитной конструкции, обеспечивала техническое обслуживание ВНА, а также возможность перемещения конструкции с неработающего ВНА на работающий.

Поставленная задача решается тем, что шумозащитная конструкция коробчатой формы, содержащая верхнюю и боковые звукоизолирующие стенки, средство для подачи воздуха внутрь конструкции и средство для выпуска воздуха из конструкции, в соответствии с изобретением выполнена с возможностью установки на фундаменте так, что звукоизолирующие стенки окружают ВНА, выполнены из профилированных металлических листов, на которые нанесено шумопоглощающее покрытие, при этом профиль металлического листа представляет собой совокупность впадин и выпуклостей трапецеидальной формы, расстояние между основаниями соседних выпуклостей составляет 110-130 мм, наклон стенок 25-30°, высота профиля 80-120 мм, а наименьшая толщина слоя шумопоглощающего покрытия от ближнего к внутреннему объему конструкции основания трапеции составляет 70-80 мм, указанное средство для подачи воздуха внутрь шумозащитной конструкции выполнено в виде технического воздуховода, соединенного с технологическим воздуховодом и сообщающегося с внутренним пространством шумозащитной конструкции, причем отношение диаметров технологического и технического воздуховодов составляет (8...10):1, их оси в месте соединения пересекаются под углом 30-40°, а указанное средство для выпуска воздуха из конструкции выполнено в виде вентиляционного короба, установленного на верхней стенке шумозащитной конструкции, и имеющего входное и выходное отверстия, длина L короба равна ширине шумозащитной конструкции, его ширина и высота составляют (0,08-0,1)L, причем внутри короба на противоположных его стенках установлены напротив друг друга в шахматном порядке и наклонены в сторону движения воздушного потока, перегородки на расстоянии 0,05-0,1 L друг от друга, высота которых равна высоте короба, а длина составляет от 0,5 до 0,6 поперечного размера короба, указанные перегородки и внутренняя поверхность короба имеют шумопоглощающее покрытие.

Отличительными признаками от прототипа заявленной "Шумозащитной конструкции" являются следующие.

1. Выполнение звукоизолирующих стенок окружающих ВНА из профилированных металлических листов, на которые нанесено шумопоглощающее покрытие, при этом профиль металлического листа представляет собой совокупность впадин и выпуклостей трапецеидальной формы, расстояние между основаниями соседних выпуклостей составляет 110-130 мм, наклон стенок 25-30°, высота профиля 80-120 мм, а наименьшая толщина слоя шумопоглощающего покрытия от ближнего к внутреннему объему конструкции основания трапеции составляет 70-80 мм.

Проведенные эксперименты показали, что наиболее эффективным является использование двухслойной структуры "металл-звукопоглощающий слой" переменной толщины. Использование металлического профиля с указанными параметрами оказалось эффективным.

При уменьшении расстояния между выпуклостями и уменьшении углов наклона стенок ниже указанных пределов происходит снижение шума в более высокочастотной области спектра, но недостаточное снижение в области 1-3 кГц, а при увеличении этих параметров выше указанных значений - наоборот, происходит более эффективность снижение шума низкочастотной составляющей, и также недостаточно эффективное - в области 1-3 кГц.

При толщине звукопоглощающего слоя менее 70 мм поглощение шума до приемлемого уровня происходит только вблизи отдаленных от основных источников шума (редукторов, вентиляторов) частях сооружения, а при увеличении этого слоя свыше указанного значения увеличивается расход шумопоглощающего материала без существенного улучшения шумозащитных характеристик шумозащитной конструкции.

2. Выполнение средства для подачи воздуха внутрь конструкции в виде технического воздуховода, соединенного с технологическим воздуховодом ВНА и сообщающегося с внутренним пространством конструкции, при этом диаметр технологического воздуховода ВНА составляет 8-10 диаметров технического воздуховода, а их оси в месте соединения пересекаются под углом 30-40°.

Соотношение диаметров определяется необходимостью обеспечить как работу ВНА, так и вентилирование и охлаждение внутреннего пространства шумозащитной конструкции. При уменьшении указанного соотношения менее восьми увеличивается доля подаваемого для вентилирования воздуха сверх необходимого, что ведет к ухудшению экономичности работы ВНА, при увеличении до больших десяти значений подаваемого для вентилирования внутреннего пространства конструкции воздуха оказывается недостаточно. Точная регулировка подачи воздуха в конструкцию может осуществляться, например, с помощью шибера, установленного в воздуховоде конструкции.

Выбор указанного угла пересечения осей обусловлен необходимостью обеспечения минимального сопротивления воздуха в месте соединения технологического и технического воздуховодов. Изменение угла как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения ведет к повышению воздушного сопротивления этого узла. Вследствие этого вентиляция конструкции оказывается недостаточной.

3. Создание средства для удаления воздуха из внутреннего объема конструкции и обеспечение этим требуемого температурного режима работы ВНА. Кроме того, благодаря выполнению средства для вывода воздуха в соответствии с изобретением, оно обеспечивает снижение шума от ВНА, излучаемого через отверстие для выхода воздуха.

Выбранные размеры короба (длина L, равная ширине шумозаглушающей конструкции, ширина и высота, равные (0,08...0,1)L, и расстояние между перегородками, составляющее (0,05...0,1)L, определяют максимальные уровни снижения шума, излучаемого из выходного отверстия короба, минимальный расход материалов и оптимальный воздухообмен в шумозаглушающей конструкции. При уменьшении размеров короба и расстояния между перегородками не обеспечивается заданный воздухообмен, а при увеличении - повышается уровень шума, излучаемого через выходное отверстие короба и расход материала на изготовление короба.

В том случае, если поперечный размер перегородок превышает значение 0,6 поперечного размера короба, существенно замедляется скорость воздушного потока, что ведет к ухудшению режимов вентиляции устройства. Если же этот размер менее 0,5, перегородки не перекрывают друг друга, часть звукового сигнала не поглощается ни перегородками, ни стенками короба, что ухудшает шумопоглощающие характеристики устройства.

4. Выполнение конструкции переносной, для чего используется несущий каркас для крепления звукопоглощающих стенок.

Этим обеспечивается также возможность более простой разборки части стенок при необходимости технического обслуживания ВНА.

По сведениям, имеющимся у авторов, отличительный признак 4 в технической литературе известен, а остальные - нет.

Совместное применение признаков 1-4 в заявленном изобретении позволяет получить технический результат, а именно снизить шум от работы ВНА, улучшить условия его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.

Новым эффектом является то, обеспечивается снижение шума и одновременно обеспечивается тепло- и воздухообмен внутри шумозащитной конструкции, тем самым улучшаются условия эксплуатации.

Положительным эффектом является возможность перемещения конструкции с неработающего ВНА на работающий.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На Фиг.1 показана шумозащитная конструкция, выполненная в соответствии с изобретением, установленная в рабочее положение, в поперечном разрезе.

На Фиг.2 показана звукопоглощающая стенка шумозащитной конструкции, выполненной в соответствии с изобретением, в поперечном разрезе.

На Фиг.3 схематически показан узел соединения технологического воздуховода и технического воздуховода, вентилирующего внутреннее пространство шумозащитной конструкции, выполненной в соответствии с изобретением.

На Фиг.4 показан вентиляционный короб шумозащитной конструкции, выполненный в соответствии с изобретением, в поперечном разрезе.

На Фиг.3 показаны спектральные характеристики шумоизлучения ВНА без шумозащитной конструкции и с шумозащитной конструкций, выполненной в соответствии с изобретением, по сравнению с допустимым шумовым излучением в соответствии с санитарными нормами.

Как показано на Фиг.1, шумозащитная конструкция 1 коробчатой формы (далее "конструкция") установлена на фундаменте 2 так, что воздухонагнетательный агрегат (ВНА) 3 оказывается окружен стенками 4 конструкции 1. Конструкция 1 включает верхнюю 4а и боковые 4б звукоизолирующие стенки, закрепленные на несущем каркасе 5. В одной из боковых стенок 4б установлена дверь 6, которую можно использовать при необходимости технического обслуживания ВНА внутри конструкции 1, а на другой стенке выполнено технологическое отверстие для силовых кабелей 7 и пр.

Стенки 4 выполнены из профилированных металлических листов 8, на которые нанесено шумопоглощающее покрытие 9 (Фиг.2). Профиль металлического листа представляет собой совокупность впадин и выпуклостей трапецеидальной формы. Расстояние между выпуклостями в основании, обозначенное на чертеже b1, составляет 110-130 мм, высота профиля (обозначена на чертеже h1) составляет 80-120 мм, наклон стенок β - от 30 до 40°. Толщина слоя h2 шумопоглощающего покрытия от ближнего к внутреннему объему конструкции 1 основания трапеции составляет не менее 70-80 мм.

При меньшей 70 мм толщине слоя поглощение звукового сигнала оказывается недостаточным, а при увеличении более 80 мм - ведет к лишнему расходу этого материала без существенного повышения шумопоглощения.

Шумопоглощающее покрытие может быть выполнено из обычных микроволоконных материалов, например, звукопоглощающих матов на основе базальтового супертонкого волокна, которые закрепляют на металлических стенках любым приемлемым способом, например с помощью клея, обеспечивая полное заполнение профиля. Шумопоглощающее покрытие может быть выполнено и иным, например из микропористого материала.

Показанная на Фиг.1 конструкция предполагает монтаж путем крепления стенок 4 к каркасу 5. Благодаря использованию каркаса, который может быть выполнен из уголка, обеспечивает простой монтаж и демонтаж стенок, что дает возможность доступа операторов к отдельным узлам и механизмам ВНА для их технического обслуживания и ремонта.

Рамы для такелажных тросов, укрепленные на каркасе, позволяют, в случае необходимости, переносить конструкцию с неработающего ВНА на работающий, обеспечивая разумную организацию эксплуатации ВНА и рациональное количество необходимых конструкций. В итоге обеспечивается удобство и рациональная организация эксплуатации технического обслуживания и ремонта ВНА.

Монтаж конструкции может осуществляться иным способом, например соединением стенок непосредственно друг с другом с помощью обычных разъемных соединений.

Для подачи воздуха в ВНА используют технологический воздуховод 10 (Фиг.1), для отвода воздуха из ВНА - технологический воздуховод 11. Последний за пределами конструкции 1 соединен, например с помощью сварки и фланцев 12, с техническим воздуховодом 13 (Фиг.3). Конечная часть воздуховода 13 с выпускными отверстиями расположена внутри конструкции 1. Отношение диаметра d1 воздуховода 11 и диаметра d2 воздуховода 13 составляет d1:d2=(8...10):1. Для снижения шума воздуховоды 10, 11 и 13 покрыты слоем звукопоглощающего материала.

Для настройки и регулировки воздушного потока в техническом воздуховоде 11 установлен шибер 14.

Продольные оси воздуховодов 11 и 13 в месте их соединения (по ходу воздушного потока) пересекаются под углом α=30-40°.

Средство для выпуска воздуха из конструкции выполнено в виде вентиляционного короба 15 (Фиг.4), установленного на верхней стенке 4а конструкции. Внутреннее пространство короба 15 сообщается с внутренним пространством устройства 1 через отверстие 16 и с внешней средой - через выпускное отверстие 17.

Внутри короба 15 на его противоположных стенках установлены напротив друг друга в шахматном порядке перегородки 18, которые наклонены в сторону движения воздушного потока. Высота этих перегородок 18 равна высоте короба 15, а длина составляет от 0,5 до 0,6 поперечного размера короба 15. Эти перегородки 18 и внутренняя поверхность короба 15 имеют шумопоглощающее покрытие. Шумозащитная конструкция работает следующим образом.

Перед началом работы ВНА конструкцию 1, застропив троса за рамы 19, установленные по углам каркаса 5 (Фиг.1), например с помощью подъемного крана, устанавливают на подготовленное на фундаменте 2 место, обычно через виброизоляторы 20 (Фиг.1) так, что ВНА 3 оказывается окружен стенками конструкции 1, и подключают ВНА к источнику питания.

При работе воздух через воздуховод 10 поступает в ВНА 3 и затем отводится через технологический воздуховод 11. При этом часть воздуха попадает в технический воздуховод 13, поступает внутрь конструкции и служит для охлаждения и вентилирования внутреннего пространства конструкции. Благодаря указанному соотношению диаметров воздуховодов 11 и 13 обеспечивается поступление достаточного для эффективного вентилирования количества воздуха внутрь конструкции 1, и в то же время достаточное количество воздуха через воздуховод 11 поступает в технологическую систему предприятия. При увеличении отношения диаметра воздуховода 11 к диаметру воздуховода 13 более 11, количества воздуха, поступающего внутрь конструкции 1, оказывается недостаточным для эффективного вентилирования и охлаждения узлов ВНА, что ухудшает температурный режим, сокращает срок работы систем и узлов ВНА, ведет к увеличению простоев и пр. В противном случае, при уменьшении этого соотношения, количество воздуха, поступающего внутрь устройства, оказывается избыточным, а работа технологического воздуховода - менее эффективной. Более точное регулирование количества воздуха, поступающего внутрь конструкции, осуществляется с помощью шибера 14.

Благодаря тому, что оси воздуховодов 11 и 13 в месте соединения этих воздуховодов пересекаются под углом 30-40°, обеспечивается эффективное наполнение воздуховода 13, и, следовательно, эффективное вентилирование устройства 1. Эксперименты показали, что при обычно используемых режимах (давление, скорость воздушного потока) при уменьшении указанного угла до значений менее 30° происходит торможение воздушного потока, ухудшается режим работы технологического воздуховода 13. Кроме того, при таких малых углах появляются трудности при изготовлении узла соединения воздуховодов и их технического обслуживания. В том случае, если угол составляет более 40°, происходит срыв воздушного потока, воздуховод 13 не заполняется воздухом, соответственно, ухудшаются режимы вентилирования.

При использовании воздуховода 13 в соответствии с изобретением обеспечивается эффективный тепло- и воздухообмен внутри шумозащитной конструкции, повышающий надежность работы узлов и агрегатов ВНА. Это достигается тем, что для вентиляции конструкции используется часть воздуха, отбираемого из технологической системы ВНА. Преимущество такой системы вентиляции заключается в том, что исключаются затраты на покупку, установку и эксплуатацию специального вентилятора, а также не требуется место для его размещения.

Избыток поступившего внутрь устройства воздуха отводится через отверстия 16, 17 вентиляционного короба 15.

Звуковой сигнал (шум) от работающего ВНА распространяется во все стороны и падает на внутреннюю поверхность звукопоглощающей конструкции. Часть звукового сигнала поглощается звукопоглощающим материалом, часть падает под некоторым углом на металлический лист, отражается от стенок и вновь частично поглощается звукопоглощающим материалом. Отражение и поглощение звукового сигнала происходит многократно, причем из-за наличия профиля отражение и поглощение сигнала происходит по-разному в разных точках, что сглаживает максимумы спектральной характеристики шума. В результате этого за пределами устройства шум значительно уменьшается.

В результате проведенных экспериментов было установлено, что оптимальные результаты поглощения шума обеспечиваются при указанных геометрических размерах металлического профиля. Прежде всего, обеспечивается повышенная жесткость профилированного листа, что ведет к увеличению резонансной частоты и соответственно звукоизолирующих свойств конструкции. В том случае, если высота трапеции оказывается больше указанной, повышается расход звукопоглощающего материала без существенного улучшения звукоизолирующих свойств, а при уменьшении этой высоты - снижается жесткость, резонансная частота и, следовательно, звукопоглощающие свойства конструкции. При увеличении расстояния между выпуклостями звукопоглощающие свойства также снижаются.

Звуковой сигнал, выходящий за пределы конструкции через отверстия вентиляционного короба, также ослабляется. Ослаблению способствует звукопоглощающий слой на внутренней поверхности вентиляционного короба и перегородок. Выбранные размеры перегородок со звукопоглощающим покрытием позволяют существенно ослабить звуковой сигнал. В том случае, если поперечный размер перегородок превышает 0,6 поперечного размера короба, существенно замедляется скорость воздушного потока, что ведет к ухудшению режимов вентиляции устройства. Если же этот размер менее 0,5 - перегородки не перекрывают друг друга, часть звукового сигнала не поглощается ни перегородками, ни стенками короба, что ухудшает шумопоглощающие характеристики устройства.

Как показали проведенные эксперименты, использование конструкции из профилированного листа со звукопоглощающим слоем и вентиляционного короба описанной конструкции позволяют снизить шум за пределами устройства до приемлемых величин.

На Фиг.5 показаны уровни шума от ВНА при отсутствии шумозащитного устройства (кривая 1), при наличии устройства (кривая 2) и уровень шума, отвечающий требованиям санитарных норм (кривая 3). Из приведенных графиков видно, что предлагаемая конструкция обеспечивает снижение звукового сигнала от работающего ВНА ниже пределов, требуемых санитарной нормой.

Предлагаемая конструкция может быть выполнена из стандартных материалов на обычном оборудовании.

1. Шумозащитная конструкция коробчатой формы, содержащая верхнюю и боковые звукоизолирующие стенки, средство для подачи воздуха внутрь конструкции и средство для выпуска воздуха из конструкции, отличающаяся тем, что указанная шумозащитная конструкция выполнена с возможностью установки на фундаменте так, что звукоизолирующие стенки окружают воздухонагнетательный агрегат, выполнены из профилированных металлических листов, на которые нанесено шумопоглощающее покрытие, при этом профиль металлического листа представляет собой совокупность впадин и выпуклостей трапецеидальной формы, расстояние между основаниями соседних выпуклостей составляет 110-130 мм, наклон стенок 25-30°, высота профиля 80-120 мм, а наименьшая толщина слоя шумопоглощающего покрытия от ближнего к внутреннему объему конструкции основания трапеции составляет 70-80 мм, указанное средство для подачи воздуха внутрь шумозащитной конструкции выполнено в виде технического воздуховода, соединенного с технологическим воздуховодом и сообщающегося с внутренним пространством шумозащитной конструкции, причем соотношение диаметров технологического и технического воздуховодов составляет (8...10):1, их оси в месте соединения пересекаются под углом 30-40°, а указанное средство для выпуска воздуха из конструкции выполнено в виде вентиляционного короба, установленного на верхней стенке шумозащитной конструкции и имеющего входное и выходное отверстия, длина L короба равна ширине шумозащитной конструкции, его ширина и высота составляют (0,08-0,1)L, причем внутри короба на противоположных его стенках установлены напротив друг друга в шахматном порядке и наклонены в сторону движения воздушного потока, перегородки на расстоянии (0,05-0,1) L друг от друга, высота которых равна высоте короба, а длина составляет от 0,5 до 0,6 поперечного размера короба, указанные перегородки и внутренняя поверхность короба имеют шумопоглощающее покрытие.

2. Шумопоглощающая конструкция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит несущий каркас для закрепления указанных звукоизолирующих стенок, при этом каркас снабжен рымами для закрепления такелажных тросов.