Способ индивидуализации антихеликобактерной терапии у детей с функциональной диспепсией
Изобретение относится к медицине, а именно - к педиатрической гастроэнтерологии, и касается способа отбора детей с функциональной диспепсией при хеликобактериозе для проведения антихеликобактерной терапии. Для этого у ребенка дополнительно выявляют наличие таких признаков, как: гипертрофическая гастропатия в антральном отделе желудка, рецидивирование симптомов диспепсии в течение 1 года и более, несмотря на лечение антацидами и антисекреторными средствами, наследственная отягощенность по язвенной болезни, ранее перенесенные эрозии гастродуоденальной зоны; и при наличии любого из этих признаков у ребенка проводят антихеликобактерную терапию, а при их отсутствии эту терапию не проводят. Способ обеспечивает дифференцированный подход к лечению, позволяет избежать необоснованной медикаментозной нагрузки на ребенка, уменьшить затраты на лечение.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрической гастроэнтерологии.
Известен способ отбора детей с гастропатологией, в т.ч. с функциональной диспепсией, для проведения им лечения по поводу хеликобактериоза, который заключается в том, что всем пациентам, независимо от характера патологии, при наличии Helicobacter pylori назначается антихеликобактерная терапия (Рекомендации по диагностике и лечению инфекции Helicobacter pylori у детей при хронических воспалительных заболеваниях верхних отделов пищеварительного тракта Российской группы по изучению Helicobacter pylori, 2001 г.; Drumm В., Koletzko S., Oderda G. Helicobacter pylori infection in children: a consensus statement. European Paediatric Task Force on Helicobacter pylori. J.Paediatr. Gastroenterol Nutr. 2000. V.30, N2, P.207-213; Stolte M., Wundlisch G. Helicobacter pylori: Auch fur die Paediatrie eine "Revolution". Paediatr. Prax. 1994. Bd.47. S.171-173; Helicobacter pylori: революция в гастроэнтерологии. Под ред. Ивашкина В.Т., Мегре Ф., Лапиной Т.Л. M., 1999; Malfertheiner P., Megraud F., О Morain С. et al. Current concepts in the management of H.pylori infection - Maastricht 2 - 2000 Consensus Report. Aliment Pharmacol Ther. 2002 Vol.16(2). P.167-180; Корсунский А.А., Щербаков П.Л., Исаков В.А. Хеликобактериоз и болезни органов пищеварения у детей. М.: ИД Медпрактика-М, 2002 г. и другие).
Существенными недостатками данного способа являются высокая вероятность неэффективного лечения, излишняя лекарственная нагрузка на организм ребенка, невозможность прогнозирования положительного результата, неэффективные финансовые затраты на медикаменты. Кроме этого, не учитываются индивидуальные особенности течения заболевания.
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и осуществление дифференцированного подхода в лечении инфекции Helicobacter pylori у детей при функциональной диспепсии, сокращение необоснованной медикаментозной нагрузки на ребенка, уменьшение затрат на лечение.
Технический результат достигается тем, что у детей с функциональной диспепсией и хеликобактериозом дополнительно определяется наличие гипертрофической гастропатии в антральном отделе желудка по данным эзофагогастродуоденоскопии, частота рецидивирования симптомов диспепсии в течение 1 года и более, несмотря на лечение антацидами и антисекреторными средствами, наследственная отягощенность по язвенной болезни, эрозий в анамнезе. При наличии любого из этих признаков назначается традиционная терапия, а при их отсутствии лечение не назначается.
Способ осуществляется следующим образом. У ребенка с симптомами функциональной диспепсии и хеликобактериозом изучается анамнез заболевания и выявляется наследственная отягощенность по язвенной болезни, наличие ранее перенесенных эрозий желудка и 12-перстной кишки, рецидивирование симптомов диспепсии в течение 1 года и более на фоне лечения антацидами и антисекреторными средствами, выполняется эзофагогастродуоденоскопия и выявляется наличие гипертрофической антральной гастропатии. Проводится оценка полученных данных и при наличии любого из этих признаков назначается антихеликобактерное лечение, а при отсутствии этих признаков антихеликобактерное лечение не назначается, т.к. оно малоэффективно.
Пример 1. Больной Дмитрий Д., 12 лет, история болезни №2328, поступил в ГУЗ «Детская клиническая больница на ст. Воронеж-1 Ю-В жд» 31.10.2001 г. с жалобами на кратковременные боли в эпигастрии средней интенсивности без связи с приемом пищи, эпизодическую отрыжку воздухом. Из анамнеза известно, что болен в течение 1 года, не лечился, наследственность по гастропатологии не отягощена. Анамнез жизни без особенностей.
При поступлении состояние расценено как среднетяжелое. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастрии, околопупочной области, печень не увеличена. Проведено обследование, при котором в общеклинических анализах, при эхографии органов брюшной полости патологии не выявлено. При ЭГДС диагностирована эритематозная гастропатия, дуоденопатия. Уреазный тест на H. Pylori положительный. Цитологически в мазках-отпечатках выявлена гиперплазия покровно-ямочного эпителия, Н.Pylori (+).
Ребенку установлен диагноз: функциональная диспепсия, неспецифический вариант, Н. Pylori (+). Назначено лечение омепразолом с положительным клиническим эффектом в виде ликвидации болей, отрыжки, болезненности при пальпации. Антибактериальное лечение для ликвидации хеликобактерий не назначалось, учитывая отсутствие наследственной отягощенности по язвенной болезни, ранее перенесенных эрозий желудка и ДПК, умеренно выраженные симптомы и эритематозный характер гастропатии.
Ребенок обследован там же через 3 года в возрасте 15 лет, история болезни №25 Д/С. Дата поступления в стационар 1.02.2005 г. Выявлено, что жалобы редкие в виде незначительных болей в эпигастрии перед едой, иногда отрыжки. При ЭГДС диагностирована эритематозная гастропатия, дуоденопатия. Уреазный тест на Н. Pylori положительный. При цитологии мазков-отпечатков также выявлены хеликобактерии, гиперплазия клеток покровно-ямочного эпителия. Подтвержден диагноз неспецифического варианта функциональной диспепсии, Н. Pylori (+). Оценка течения заболевания через 3 года показала, что отказ от проведения антихеликобактерной терапии по предложенному способу не сопровождался прогрессированнем заболевания, ухудшением его течения.
Пример 2. Больной Александр Ж., 11 лет. История болезни №496. Поступил в ГУЗ «Детская клиническая больница на ст. Воронеж-1 Ю-В жд» 5.03.2001 г. с жалобами на эпизодические боли в эпигастрии приступообразного характера без связи с приемом пищи, отрыжку, редко тошноту. Ухудшение состояния в течение последних 2 недель. Из анамнеза известно, что указанные жалобы беспокоят в течение 1,5 лет, не обследовался, из препаратов принимал фосфалюгель. Наследственность по гастропатологии не отягощена. Анамнез жизни без особенностей.
При поступлении состояние средней тяжести. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, печень не увеличена. В анализах крови, мочи, кала, при эхографии органов брюшной полости патологии не выявлено. При ЭГДС диагностирована антральная гипертрофическая гастропатия, недостаточность кардии. Уреазный тест на Н. Pylori положительный. В биоптате обнаружены Н. Pylori, слабоактивный хронический гастрит средней степени с лимфоидными фолликулами, без атрофии. Ребенку установлен диагноз: хронический гастрит, ассоциированный с Н. Pylori, гипертрофический, обострение. На основании выявления, наряду с хеликобактериями, гипертрофической антральной гастропатии, рецидивирование заболевания в течение года при применении фосфалюгеля назначено антихеликобактерное лечение (омепразол+амоксициллин+фуразолидон) с положительным клиническим эффектом (быстрая ликвидация жалоб).
Мальчик обследован в том же стационаре через 3 года 10 месяцев в возрасте 14 лет, история болезни №25. Дата поступления в стационар 12.01.2005 г. Выявлено, что после лечения жалобы отсутствовали в течение 1 года, затем стали беспокоить кратковременные слабые боли в животе, за мед. помощью не обращался. При ЭГДС определялась эритематозная гастропатия, дуоденопатия, недостаточность кардии. Уреазный тест на Н.Pylori положительный. В биоптате выявлялись хеликобактерии, хронический гастрит слабой степени. Установлен диагноз хронического ассоциированного с Н.Pylori эритематозного гастрита в периоде неполной ремиссии. Обследование больного с интервалом в 4 года показало, что предлагаемый нами способ позволил целенаправленно провести антихеликобактерное лечение с положительным эффектом в виде полной клинической ремиссии в течение года, а затем неполной ремиссии, уменьшения выраженности эндоскопических и гистологических признаков хронического гастрита, несмотря на его сохранение.
Пример 3. Алексей Ж., 8 лет. История болезни №2409. Поступил в ГУЗ «Детская клиническая больница на ст. Воронеж-1 Ю-В жд» 8.11.2001 г. по поводу эпигастральных болей после еды средней интенсивности, отрыжку, тошноту, периодическую рвоту. В анамнезе: длительность заболевания 3 года, обследовался в возрасте 5 лет, когда были обнаружены эрозии в 12-перстной кишке. Наследственность по гастропатологии отягощена (у мамы язвенная болезнь). Анамнез жизни без особенностей.
При поступлении состояние средней тяжести. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, околопупочной области, печень+1 см. В анализах крови, мочи, кала патологии не выявлено, при эхографии органов брюшной полости гепатомегалия. При ЭГДС диагностирована эритематозная гастропатия, застойная дуоденопатия. Уреазный тест на Н. Pylori положительный. В мазках-отпечатках гастробиоптатов цитологически обнаружена слабая степень обсемененности Н. Pylori, гиперплазия клеток покровно-ямочного эпителия. Установлен диагноз: Функциональная диспепсия, неспецифический вариант, Н. Pylori (+), обострение. На основании выявления, наряду с хеликобактериями, наследственной отягощенности по язвенной болезни и ранее перенесенных эрозий по анамнестическим данным назначено антихеликобактерное лечение (омепразол+амоксициллин+фуразолидон+денол). Мальчик выписан после лечения с достигнутой ремиссией.
Повторное обследование там же через 3 года. История болезни №185, дата поступления 3.02.2005 г. за прошедшие 3 года заболевание протекало следующим образом: в течение 6 мес после лечения жалоб не было, затем стали беспокоить эпизодические боли, иногда отрыжка, периодически принимал альмагель, за мед. помощью не обращался. При обследовании в общеклинических анализах патологии не выявлено. ЭГДС: эритематозная антральная гастропатия. Уреазный тест отрицательный. При гистологическом исследовании биоптатов выявлен слабовыраженный гастрит, хеликобактерии не обнаружены. Обследование данного больного в динамике показало, что предложенный способ позволил на основании дифференцированного подхода эффективно провести антихеликобактерную терапию.
В последнем примере продемонстрирована неэффективность лечения, связанная с недооценкой предлагаемого способа.
Пример 4. Больной Виталий Ж., 11 лет. История болезни №491. Поступил в ГУЗ «Детская клиническая больница на ст. Воронеж-1 Ю-В жд» 3.03.2001 г. по поводу болей в эпигастрии и левом подреберье до и после еды средней интенсивности, изжогу, отрыжку воздухом. Болен 3 года, не обследовался, редко применяли но-шпу, лечение антацидными и антисекреторными средствами не получал. Наследственность по гастропатологии не отягощена. Анамнез жизни без особенностей.
При поступлении состояние средней тяжести. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, левой подреберной области. В анализах крови, мочи, кала патологии не выявлено, эхографии органов брюшной полости в норме. При ЭГДС диагностирована эритематозная гастропатия, недостаточность кардии. Уреазный тест на Н. Pylori положительный. В гастробиоптатах обнаружена слабая степень обсемененности Н.Pylori, слабоактивный хронический гастрит слабой степени. Установлен диагноз: хронический гастрит с функциональной диспепсией, неспецифический вариант, Н.Pylori (+), обострение. На основании выявления хеликобактерий проведено антихеликобактерная терапия (фамотидин+амоксициллин+фуразолидон), хотя по разработанному нами способу лечение не показано, т.к. нет наследственной отягощенности по язвенной болезни и ранее перенесенных эрозий по анамнестическим, не было проведено ранее лечение антацидами и антисекреторными препаратами, а также не выявлена гипертрофическая игральная гастропатия при ЭГДС. Мальчик выписан после лечения с достигнутой ремиссией, достигнута эрадикация (ликвидация) хеликобактерий.
Повторное обследование там же через 3 года 10 месяцев. История болезни №18 Д/С, дата поступления 27.01.2005 г. За истекшее время светлого промежутка не было, жалобы на периодические боли в эпигастрии с частотой 5-6 раз в год, весной и осенью чувствует себя хуже. При обследовании в общеклинических анализах патологии не выявлено. ЭГДС: эритематозная антральная гастропатия. Уреазный тест положительный. При гистологии биоптатов выявлен хрон. гастрит средней степени, хеликобактерий (+). Таким образом, наблюдение за больным в динамике показало неэффективность проведенного лечения, что сопровождалось излишней антибактериальной нагрузкой на ребенка, дополнительными финансовыми затратами, что можно было избежать на основе предложенного способа.
Способ отбора детей с функциональной диспепсией при хеликобактериозе для проведения антихеликобактерной терапии, отличающийся тем, что дополнительно выявляют наличие таких признаков, как: гипертрофическая гастропатия в антральном отделе желудка, рецидивирование симптомов диспепсии в течение 1 года и более, несмотря на лечение антацидами и антисекреторными средствами, наследственная отягощенность по язвенной болезни, ранее перенесенные эрозии гастродуоденальной зоны; и при наличии любого из этих признаков у ребенка проводят антихеликобактерную терапию, а при их отсутствии эту терапию не проводят.