Одноканатная подвесная дорога для кусковых грузов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к подвесным канатным дорогам, а именно к одноканатным дорогам для транспортирования крупнокусковых грузов, преимущественно вскрышных пород в отвал карьера. В одноканатной подвесной дороге для кусковых грузов каждое транспортное устройство выполнено в виде изогнутого в форме крюка грузонесущего элемента, который с наружной стороны снабжен ребрами жесткости. Подвеска выполнена дугообразной формы, в ее средней части расположен шарнир, ориентированный перпендикулярно тягово-несущему канату. В верхней части подвеска выполнена в виде опорного элемента с вкладышем. Грузонесущий элемент в нижней своей части снабжен роликом с возможностью его вращения в горизонтальной плоскости и взаимодействия с горизонтальной шиной, размещенной в зоне загрузочного устройства, и пространственной разгрузочной шиной, размещенной перед приводным блоком. Торцевые кромки каждого грузонесущего элемента выполнены сужающимися вверх, а в плане спрофилированы по дугам окружности. Транспортные устройства размещены на тягово-несущем канате вплотную друг к другу. Ориентированные в вертикальной плоскости поддерживающие блоки снабжены клиновыми желобами, стенки которых образуют с вертикалью угол меньше угла трения при взаимодействии с ними тягово-несущего каната и свободную зону под ним. Вдоль контура тягово-несущего каната и с возможностью взаимодействия с ним на опорах с возможностью вращения установлены дополнительные поддерживающие блоки, ориентированные в горизонтальной плоскости. Приводной, натяжной и горизонтально ориентированные поддерживающие блоки снабжены горизонтальными полками с возможностью опирания на них тягово-несущего каната. Технический результат - возможность транспортирования одноканатной подвесной дорогой крупнокускового груза при высокой производительности. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Реферат

Изобретение относится к подвесным канатным дорогам, а именно к одноканатным дорогам для транспортирования крупнокусковых грузов, преимущественно вскрышных пород в отвал карьера.

Известна одноканатная подвесная дорога (прототип), содержащая бесконечно замкнутый в горизонтальной плоскости на приводном и натяжном блоках тягово-несущий канат с возможностью опирания его грузонесущей и холостой ветвей на поддерживающие блоки, транспортные устройства в виде вагонеток, размещенных с одинаковым шагом на тягово-несущем канате и состоящих из грузонесущего элемента в виде кузова и подвески, снабженной горизонтальным шарниром, ориентированным перпендикулярно тягово-несущему канату, загрузочное и разгрузочное устройства (Бовский Г.Н., Купейда Г.Г., Леонтьев Ю.С. Подвесные канатные дороги. М., Машиностроение, 1984, с.107-109, рис.2.31).

Недостатком известной одноканатной подвесной дороги является ограничение крупности транспортируемого груза и массы груза, размещенной в отдельной вагонетке, незначительная производительность одноканатной подвесной дороги.

Техническим результатом изобретения является возможность транспортирования одноканатной подвесной дорогой крупнокускового груза при высокой производительности.

Технический результат изобретения достигается тем, что в одноканатной подвесной дороге для кусковых грузов, содержащей бесконечно замкнутый в горизонтальной плоскости на приводном и натяжном блоках тягово-несущий канат с возможностью опирания его грузонесущей и холостой ветвей на ориентированные в вертикальной плоскости поддерживающие блоки, транспортные устройства, размещенные с одинаковым шагом на тягово-несущем канате и состоящих из грузонесущего элемента и подвески, снабженной горизонтальным шарниром, ориентированным перпендикулярно тягово-несущему канату, загрузочное и разгрузочное устройства, согласно изобретению каждое транспортное устройство выполнено в виде изогнутого в форме крюка грузонесущего элемента, который с наружной стороны снабжен ребрами жесткости, при этом подвеска выполнена дугообразной формы и в своей средней части снабжена шарниром, ориентированным перпендикулярно тягово-несущему канату, а в верхней части подвеска выполнена в виде опорного элемента с вкладышем, при этом грузонесущий элемент в нижней своей части снабжен роликом с возможностью его вращения в горизонтальной плоскости и взаимодействия с горизонтальной шиной, размещенной в зоне загрузочного устройства, и пространственной разгрузочной шиной, размещенной перед приводным блоком, а торцевые кромки каждого грузонесущего элемента выполнены сужающимися вверх, а в плане спрофилированы по дугам окружности, причем транспортные устройства размещены на тягово-несущем канате вплотную друг к другу, при этом ориентированные в вертикальной плоскости поддерживающие блоки снабжены клиновыми желобами, стенки которых образуют с вертикалью угол меньше угла трения при взаимодействии с ними тягово-несущего каната и свободную зону под ним, а вдоль контура тягово-несущего каната и с возможностью взаимодействия с ним на опорах с возможностью вращения установлены дополнительные поддерживающие блоки, ориентированные в горизонтальной плоскости, а приводной, натяжной и горизонтально ориентированные поддерживающие блоки снабжены горизонтальными полками с возможностью опирания на них тягово-несущего каната. Вкладыш может быть изготовлен из постоянного магнита. Вкладыш может быть изготовлен из пластичного материала и приклеен к тягово-несущему канату.

Одноканатная подвесная дорога для кусковых грузов представлена на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - узел установки транспортного устройства на тягово-несущем канате в сочетании с загрузочным и разгрузочным устройствами, на фиг.3 - узел опирания тягово-несущего каната на приводной и натяжной блоки, на фиг.4 - вид А по фиг.2, на фиг.5 - разрез Б-Б по фиг.4, на фиг.6 - вертикальный разрез по тягово-несущему канату в зоне его взаимодействия с поддерживающим блоком, на фиг.7 - то же, в зоне его взаимодействия с горизонтальным поддерживающим блоком.

Одноканатная подвесная дорога содержит бесконечно замкнутый в горизонтальной плоскости на приводном 1 и натяжном 2 блоках тягово-несущий канат 3 с возможностью опирания его грузонесущей и холостой ветвей на поддерживающие блоки 4, ориентированные в вертикальной плоскости и на дополнительные горизонтально ориентированные блоки 5, которые установлены с возможностью их вращения по всему контуру тягово-несущего каната 3. Транспортные устройства 6 для кускового груза выполнены в виде изогнутого в форме крюка грузонесущего элемента 7, который с наружной стороны снабжен ребрами жесткости 8. При этом грузонесущий элемент 7 посредством шарнира 9 соединен с подвеской 10 дугообразной формы, которая в своей средней части снабжена шарниром 11, ориентированным перпендикулярно тягово-несущему канату 3. В верхней части подвеска 10 выполнена в виде опорного элемента 12 с вкладышем 13. Вкладыш 13 может быть изготовлен из постоянного магнита или пластичного материала и приклеен к тягово-несущему канату 3. В нижней своей части каждый грузонесущий элемент 7 снабжен роликом 14 с возможностью его вращения в горизонтальной плоскости и взаимодействия с горизонтальной шиной 15, размещенной в зоне загрузочного устройства 16, и пространственной разгрузочной шиной 17, размещенной перед приводным блоком 1. Торцевые кромки 18 каждого грузонесущего элемента 7 выполнены сужающимися вверх, а в плане спрофилированы по дугам окружности 19. При этом транспортные устройства 6 размещены на тягово-несущем канате 3 вплотную друг к другу. Приводной 1 и натяжной 2 блоки снабжены горизонтальными полками 20 с возможностью опирания на них тягово-несущего каната 3, а обод приводного блока 1, взаимодействующий с тягово-несущим канатом 3, может быть футерован пластинами 21 из фрикционного материала. Поддерживающие блоки 4 и 5 установлены с возможностью вращения на опорах 22, равномерно размещенных по контуру тягово-несущего каната 3. Ориентированные в вертикальной плоскости поддерживающие блоки 4 выполнены с клиновым желобом, стенки 23 которого с вертикалью 24 образуют угол α меньше угла трения при взаимодействии тягово-несущего каната 3 со стенками 23 и свободное пространство 25 под тягово-несущим канатом 3. Ориентированные в горизонтальной плоскости поддерживающие блоки 5 снабжены полками 26 с возможностью опирания на них тягово-несущего каната 3. 27 - положение смежного грузонесущего элемента 7 на наклонном участке трассы, 28 и 29 - направления движения тягово-несущего каната 3 на грузонесущей и холостой ветвях.

Одноканатная подвесная дорога действует следующим образом. При вращении приводного блока 1 за счет трения с его ободом тяговое усилие передается тягово-несущему канату 3. При его движении в направлении 24 вместе с ним перемещаются опирающиеся на тягово-несущий канат 3 транспортные устройства 6. На грузонесущие элементы 7 транспортных устройств 6, движущихся вплотную друг к другу, постоянно через загрузочное устройство 16 подается подлежащая транспортированию горная масса. Тягово-несущий канат 3 вместе с транспортными устройствами 6 перемещается как на грузонесущей, так и на холостой ветвях по ориентированным в вертикальной и горизонтальной плоскостях поддерживающим блокам 4 и 5. В зоне загрузочного устройства 16 транспортные устройства 6 фиксируются от раскачивания в поперечном направлении горизонтальной шиной 15, с которой взаимодействует ролик 14. В зоне разгрузки ролики 14, набегая на разгрузочную пространственную шину 17, обеспечивает поворот грузонесущих элементов 7 вокруг шарниров 9 подвески 10, в результате чего происходит разгрузка горной массы с грузонесущих элементов 7. Благодаря сужающимся вверх торцевым кромкам 18 грузонесущих элементов 7 обеспечивается перемещение транспортных устройств 6 на наклонных участках трассы. При огибании тягово-несущим канатом 3 приводного 1 и натяжного 2 блоков тягово-несущий канат 3 опирается на полки 20. При этом за счет того, что грузонесущие элементы 7 в плане спрофилированы по дугам окружности 19, обеспечивается их свободное прохождение через приводной 1 и натяжной 2 блоки. Выполнение опорных элементов 12 подвесок 10 с вкладышами 13 из постоянных магнитов или из пластичного материала с его фиксацией на тягово-несущем канате 3 посредством приклеивания к нему обеспечивает надежное удержание подвесок 10 с грузонесущими элементами 7 на тягово-несущем канате 3 и надежный контакт тягово-несущего каната 3 с ободами приводного 1 и натяжного 2 блоков. Выполнение ориентированных в вертикальной плоскости поддерживающих блоков 4 с клиновыми желобами (23, 25) и наличие ориентированных в горизонтальной плоскости дополнительных поддерживающих блоков 5 с полками 26 обеспечивает надежное поддержание тягово-несущего каната 3 с транспортными устройствами 6 при работе подвесной дороги. Это достигается за счет незначительного расклинивания тягово-несущего каната 3 между стенками 23 желоба поддерживающего блока 4 и необходимого упругого прогиба тягово-несущего каната 3 в свободную зону 25, а также дополнительного опирания и фиксации тягово-несущего каната 3 при его взаимодействии с ориентированными в горизонтальной плоскости поддерживающими блоками 5.

Отличительные признаки изобретения обеспечивают возможность надежного транспортирования одноканатной подвесной дорогой крупнокускового груза при высокой производительности за счет предложенной формы грузонесущего элемента транспортных устройств, их расположения вплотную друг к другу и технического решения опирания и связи транспортных устройств с тягово-несущим канатом.

1. Одноканатная подвесная дорога для кусковых грузов, содержащая бесконечно замкнутый в горизонтальной плоскости на приводном и натяжном блоках тягово-несущий канат с возможностью опирания его грузонесущей и холостой ветвей на ориентированные в вертикальной плоскости поддерживающие блоки, транспортные устройства, размещенные с одинаковым шагом на тягово-несущем канате и состоящие из грузонесущего элемента и подвески, снабженной горизонтальным шарниром, ориентированным перпендикулярно тягово-несущему канату, загрузочное и разгрузочное устройства, отличающаяся тем, что каждое транспортное устройство выполнено в виде изогнутого в форме крюка грузонесущего элемента, который с наружной стороны снабжен ребрами жесткости, при этом подвеска выполнена дугообразной формы, в ее средней части расположен упомянутый шарнир, ориентированный перпендикулярно тягово-несущему канату, а в верхней части подвеска выполнена в виде опорного элемента с вкладышем, при этом грузонесущий элемент в нижней своей части снабжен роликом с возможностью его вращения в горизонтальной плоскости и взаимодействия с горизонтальной шиной, размещенной в зоне загрузочного устройства, и пространственной разгрузочной шиной, размещенной перед приводным блоком, а торцевые кромки каждого грузонесущего элемента выполнены сужающимися вверх, а в плане спрофилированы по дугам окружности, при этом транспортные устройства размещены на тягово-несущем канате вплотную друг к другу, при этом ориентированные в вертикальной плоскости поддерживающие блоки снабжены клиновыми желобами, стенки которых образуют с вертикалью угол меньше угла трения при взаимодействии с ними тягово-несущего каната и свободную зону под ним, а вдоль контура тягово-несущего каната и с возможностью взаимодействия с ним на опорах с возможностью вращения установлены дополнительные поддерживающие блоки, ориентированные в горизонтальной плоскости, а приводной, натяжной и горизонтально ориентированные поддерживающие блоки снабжены горизонтальными полками с возможностью опирания на них тягово-несущего каната.

2. Одноканатная подвесная дорога по п.1, отличающаяся тем, что вкладыш изготовлен из постоянного магнита.

3. Одноканатная подвесная дорога по п.1, отличающаяся тем, что вкладыш изготовлен из пластичного материала и приклеен к тягово-несущему канату.