Добавка к бензину
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и автомобильной промышленности, конкретно, к составу добавки к бензину, используемому в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Добавка к бензину содержит 15-30% N-метиланилина, 0,5-5,0% уксусного альдегида, 0,01-1,0% металлорганического соединения, 1,0-1,5% углеводородной фракции, выкипающей в интервале 60-200°C, и до 100 этилового спирта. В качестве металлорганического соединения добавка может содержать дициклопентадиенилжелеза, ферроцен и/или альфагидроксиизопропилферроцен, циклопентадиенилтрикарбонилмарганца или его метилпроизводное, гексакарбонилмолибден. Добавка также может содержать антиокислитель в количестве 1,0-1,5 мас.% и/или до 6 мас.% моющей присадки. Использование предлагаемой добавки позволит увеличить выпуск высококачественных товарных бензинов для автомобильных двигателей, которые обеспечат чистоту топливной системы и экономию. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и автомобильной промышленности, конкретно, к составу добавки к бензину, используемому в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.
Известно, что эффективными добавками к бензинам, повышающими октановое число и понижающими содержание вредных веществ в отработавших газах, являются соединения (оксигенаты).
Большой практический интерес представляют добавки на основе этилового спирта. Для повышения антидетонационных свойств топливных композиций, содержащих спирты, в том числе и этиловый, в их состав вводят амины, например N-метиланилин.
Известна беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам, содержащая в мас.%: N-метиланилин 6,5-70; N,N-диметиланилин 0,5-5,0; третичный бутиловый спирт 0,5-27,0; метанол 0,5-30; моющая присадка не более 6; метил-трет-бутиловый эфир - до 100 (Патент РФ №2139914, С 10 L 1/18, 1/22, 1999).
Однако при использовании этой добавки в автомобильных бензинах она не обеспечивает им требуемой стабильности при хранении и высоких антикоррозионных свойств. Повышение коррозионной обусловлено накоплением продуктов кислотного характера, образующихся в результате окислительных процессов, инициируемых оксигенатами.
Для устранения этих недостатков в состав антидетонационных добавок вводят моющие, антикоррозионные и стабилизирующие компоненты, например альдегиды.
Известна добавка к бензину, содержащая в мас.%: N-метиланилина до 16; кротоновый альдегид 0,1-1,6; уксусный альдегид 0,3-1,5; этиловый эфир 0,1-0,8 и этиловый спирт - до 100 (Патент РФ №2148077, С 10 L 1/18, 2006).
Однако топливные композиции, содержащие эту добавку, не обладают достаточной стабильностью при хранении ввиду низких стабилизирующих свойств этилового эфира и альдегидов.
Одним из путей улучшения эксплуатационных свойств добавок к бензинам является совместное содержание в составе добавок азот-, и кислород-содержащих соединений, а также металлорганических соединений: железа, марганца, молибдена и других металлов.
Известна, например, добавка к топливу, содержащая метил-трет-бутиловый эфир, N-метиланилин, смесь спиртов С3-С8, метиловый спирт и металлорганическое соединение, выбранное из группы: нафтенат железа или нафтенат марганца, ферроцен или их смесь (Патент ПНР №108252, С 10 11/30, 1981 г.).
Однако эффективность этой добавки невысока и при использовании в топливных композициях требуется ее повышенный расход.
Известна также добавка, включающая в мас.%: N-метиланилин 5-10; ферроцен и/или альфагидроксиизопропилферроцен 6,05-6,15; и этиловый спирт, стабилизированный альдегидоэфироспиртовой фракцией, полученной из отходов производства этилового спирта из древесного сырья (Патент РФ №2129141, С 10 L 1/18, 1/22, 1999).
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является добавка к бензину, содержащая в мас.%: N-метиланилин 6-20; кротоновый альдегид 0,1-1,5; уксусный альдегид 0,2-2,0; вода 0,5-1,5; органическое соединение железа или марганца 0,1-4,0; этиловый спирт - до 100 (Патент РФ №2161639, С 10 L 1/18).
Общим недостатком известных добавок является низкая стабильность при хранении и недостаточно высокие антидетонационные и эксплуатационные свойства.
Задачей настоящего изобретения является разработка добавки к бензину на основе недефицитных продуктов промышленного производства, обладающей высокими антидетонационными свойствами и обеспечивающей улучшенную стабильность при длительном хранении бензинов, содержащих эту добавку.
Для решения поставленной задачи предлагается добавка к бензину, содержащая в мас.%:
N-метиланилин | 15-30 |
Уксусный альдегид | 0,5-5,0 |
Металлорганическое соединение | 0,01-1,0 |
Углеводородная фракция, выкипающая | |
в интервале 60-200°С | 1,0-1 |
Этиловый спирт | до 100 |
Причем, в качестве металлорганического соединения добавка может содержать дициклопентадиенилжелеза, ферроцен и/или альфагидроксиизопропилферроцен, циклопентадиенилтрикарбонилмарганца или его метил-производное, гексакарбонилмолибден.
Добавка может также содержать антиокислитель в количестве 1,0-1,5 мас.% и/или до 6 мас.% моющей присадки.
Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что добавка дополнительно содержит углеводородную фракцию, выкипающую в интервале 60-200°С, а также в подобранном соотношении компонентов.
Введение в состав добавки совместно с уксусным альдегидом углеводородной фракции, выкипающей в интервале 60-200°С, а также подобранное соотношение компонентов позволило получить высокооктановую добавку с улучшенными стабилизирующими свойствами.
Введение в состав добавки антиокислителя и моющей присадки обеспечит улучшенные эксплуатационные и экологические характеристики бензинов, содержащих эту добавку.
В качестве антиокислителя предпочтительно использовать экранированные фенолы или бис-фенолы. В качестве; моющей присадки может быть использован диэтилфталат, присадки типа АМДОР, АВТОМАГ и другие.
Предлагаемую добавку готовят по безотходной технологии с использованием недефицитных продуктов промышленного производства.
Для иллюстрации существа заявленного технического решения было приготовлено 8 образцов добавки. Приготовленные образцы были испытаны в составе базового бензина, представляющем собой прямогонную фракцию, выкипающую в интервале 40-180°С и в эталонном топливе (смесь 70% изо-октана и 30% нормального гептана) по комплексу методов квалификационной оценки. Химическая стабильность оценивалась по ГОСТ 2205; коррозионная агрессивность по ГОСТ 1855597; антидетонационные свойства по ГОСТ 511-82 (моторный метод) на установке УИТ-85; моющие свойства оценивались на установке ИТ по коэффициенту смывания (Ксм) - чем выше значение коэффициента, тем эффективнее добавка.
Состав образцов и результаты испытаний представлены в таблице.
Результаты испытаний подтверждают, что только совместное содержание в составе добавки уксусного альдегида, углеводородной фракций и заявленное соотношение компонентов (образцы 1, 2, 6, 7, 8) обеспечивают ей высокие антидетонационные свойства, улучшенную стабильность и высокие эксплуатационные характеристики.
Использование предлагаемой добавки позволит увеличить выпуск высококачественных товарных бензинов для автомобильных двигателей, которые обеспечат чистоту топливной системы и экономию топлива.
ТаблицаСостав образцов предлагаемой добавки и результаты испытаний | ||||||||
Наименование компонентов | Содержание компонентов в образцах, мас.% | |||||||
Показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
N-метиланилин | 20,0 | 20,0 | 25,0 | 25,0 | 70,0 | 20 | 20 | 20 |
Уксусный альдегид | 5,0 | 3,0 | 4,0 | - | 3,0 | 5 | 3 | 5 |
Углеводородная фракция 60-200°С | 1,0 | 1,0 | - | 1,5 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Альфагидроксиизопропилферроцен | 0,01 | - | - | 1,0 | - | 0,01 | - | 0,01 |
Циклопентадиенилтрикарбонил-марганца | - | 0,5 | - | - | 0,5 | - | 0,5 | - |
Гексакарбонилмолибден | - | - | 0,5 | - | - | - | - | - |
Диэтилфталат | - | - | - | - | - | 4,0 | 3,0 | - |
АМДОР | 3,0 | 3,0 | - | - | - | - | - | 5,0 |
2,6-дитретбутил4-метилфенол (ионол) | - | - | - | - | - | - | 1,5 | 1,5 |
Этиловый спирт | Остальное до 100 | |||||||
Концентрация добавки, мас.% | 2,0 | 3,5 | 2,0 | 3,5 | 3,0 | 4,0 | 3,0 | 3,0 |
Химическая стабильность | 31,8 | 33,6 | 35,4 | 36,2 | 37,4 | 33,7 | 34,2 | 32,6 |
Коррозионная агрессивность, Ст-10, г/м2 | 0,5 | 0,5 | 2,0 | 1,5 | 0,8 | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
Моющие свойства, Ксм | 84 | 86 | 78 | 75 | 73 | 86 | 85 | 88 |
Прирост октанового числа (эталонное топливо) моторный метод | 9,7 | 10,8 | 8,9 | 10,0 | 9,6 | 11,8 | 9,8 | 9,5 |
Прирост октанового числа (бензин прямой перегонки) моторный метод | 12,0 | 12,2 | 10,2 | 12,3 | 11,4 | 13,2 | 12,2 | 11,8 |
1. Добавка к бензину на основе этилового спирта, содержащая N-метиланилин, уксусный альдегид, металлорганическое соединение, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит углеводородную фракцию, выкипающую в интервале 60-200°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:
N-метиланилин | 15-30 |
Уксусный альдегид | 0,5-5,0 |
Металлорганическое соединение | 0,01-1,0 |
Углеводородная фракция | 1,0-1,5 |
Этиловый спирт | До 100 |
2. Добавка по п.1, отличающаяся тем, что металлорганическое соединение выбрано из группы: дициклопентадиенилжелеза, ферроцен и/или альфагидроксиизопропилферроцен, циклопентадиенилтрикарбонилмарганца или его метил-производное, гексакарбонилмолибден.
3. Добавка по пп.1 и 2 отличающаяся тем, что она дополнительно содержит антиокислитель в количестве 1,0-1,5 мас.% и/или до 6 мас.% моющей присадки.