Учебная противолодочная авиабомба
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к авиационным боеприпасам и, в частности, к учебным противолодочным авиабомбам малого калибра, имеющим индивидуальную подвеску. Авиабомба содержит корпус, взрыватель, головную и донную части, стабилизатор. Корпус авиабомбы разделен поперечным фланцем, имеющим центральное отверстие, на две камеры, переднюю камеру, в которой по продольной оси корпуса проходит труба, соединяющая головную часть бомбы с фланцем и имеющая в своей полости первый исполнительный механизм, и заднюю камеру, в которой расположены две трубы, в одной из которых, проходящей по продольной оси корпуса и связывающей фланец с донной частью бомбы, размещено факельное устройство. Другая труба соединяет шашку второго исполнительного механизма, расположенного за первым исполнительным механизмом в отверстии фланца, с хвостовой частью факельного устройства. Донная часть бомбы имеет центральное отверстие, в котором размещен герметизирующий узел с диафрагмой, диаметр отверстия которой меньше диаметра шашек факельного устройства. Технический результат состоит в получении хорошо видимого ориентира на водной поверхности в виде горящего светодымового факела, обеспечивающего авиации и кораблям флота обозначение места приводнения противолодочного оружия при боевой подготовке. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области авиационных боеприпасов и, в частности, к учебным противолодочным авиабомбам малого калибра, имеющим индивидуальную подвеску.
Такие бомбы сбрасываются с носителя и, достигая водной поверхности, служат для создания на воде хорошо видимого ориентира, обеспечивающего противолодочной авиации обозначение места приводнения противолодочного оружия при боевой подготовке частей и подразделений противолодочной обороны морской авиации и кораблей флота.
Известна учебная бомба по патенту Франции №2209450 от 1974 г. по классу МПК F 42 B 25/00 - прототип, включающая корпус, головную и донную части. Корпус бомбы состоит, по меньшей мере, из двух частей, соединенных между собой разборной связью. В корпусе размещены несколько инертных грузов, которые можно менять на другие грузы различного веса. На свободном конце донной части бомбы закреплен съемный кольцевой диск, увеличивающий ее лобовое сопротивление. Таким образом подбираются и имитируются массовые и габаритные характеристики реальных сухопутных авиабомб и проверяется их баллистика на воздушной траектории.
Недостатком рассмотренной конструкции выбранного прототипа является невозможность получения хорошо видимого ориентира на водной поверхности, обозначающего место приводнения имитируемого противолодочного оружия.
Задачей заявленного изобретения является повышение эффективности применения учебных авиабомб, обеспечение возможности их применения при боевой подготовке частей и подразделений противолодочной обороны морской авиации и кораблей флота.
Технический результат предлагаемого изобретения заключается в получении хорошо видимого ориентира на водной поверхности в виде горящего светодымового факела, обеспечивающего противолодочной авиации обозначение места приводнения противолодочного оружия при боевой подготовке.
Это достигается тем, что, учебная противолодочная авиабомба содержит корпус, взрыватель, головную и донную части и стабилизатор. Корпус авиабомбы разделен поперечным фланцем, имеющим центральное отверстие, на две камеры, переднюю, в которой по продольной оси корпуса проходит труба, соединяющая головную часть бомбы с фланцем и имеющая в своей полости первый исполнительный механизм, и заднюю камеру, в которой расположены две трубы. В одной трубе, проходящей по продольной оси корпуса и связывающей фланец с донной частью бомбы, размещено факельное устройство. Другая труба соединяет шашку второго исполнительного механизма, расположенного за первым исполнительным механизмом в отверстии фланца, с хвостовой частью факельного устройства. Донная часть бомбы имеет центральное отверстие, в котором размещен герметизирующий узел с диафрагмой, диаметр отверстия которой меньше диаметра шашек факельного устройства.
Соблюдение всех перечисленных признаков обеспечивает надежное функционирование всех элементов бомбы и создание хорошо видимого ориентира на водной поверхности в виде горящего светодымового факела.
Разделение корпуса бомбы поперечным фланцем с центральным отверстием на две камеры, переднюю, в которой проходит труба, соединяющая головную часть бомбы с фланцем, и заднюю - камеру плавучести, в которой размещены две трубы, позволит, во-первых, сформировать силовой каркас бомбы, необходимый для обеспечения сохранности и работоспособности ее элементов на всех стадиях функционирования бомбы, и, во-вторых, за счет наличия свободного объема внутри корпуса удерживать бомбу на поверхности воды при горении светодымового факела, обозначающего место приводнения бомбы.
Размещение исполнительных механизмов бомбы и факельного устройства в полости труб и фланца силового каркаса также способствует обеспечению их сохранности и работоспособности на всех стадиях функционирования бомбы.
Введение в конструкцию герметизирующего узла, предохраняющего камеру плавучести от забортной воды, позволит удерживать бомбу на поверхности воды при горении светодымового факела, обозначающего место приводнения бомбы.
Предусмотренные конструкцией предлагаемой учебной авиабомбы исполнительные механизмы, кроме своей основной функции - передачи детонационного импульса от взрывателя на шашку факельного устройства, одновременно обеспечивают отделение головной части бомбы от ее корпуса после приводнения и получение авиабомбой положительной плавучести, за счет которой бомба всплывает и удерживается на водной поверхности, воспламенение светодымового факела после всплытия бомбы на поверхность воды и занятия ею рабочего вертикального положения стабилизатором вверх.
Наличие трубы, соединяющей шашку второго исполнительного механизма с хвостовой частью факельного устройства, позволит передать детонационный импульс на хвостовую шашку факельного устройства, тем самым задействуя светодымовой состав его факела.
Выполнение диаметра отверстия диафрагмы меньшим диаметра шашек факельного устройства позволит поддерживать постоянное избыточное давление газов на выходе пламени, что обеспечивает надежное горение факела, обозначающего место приводнения авиабомбы, в условиях захлестывания его забортной водой.
В отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков. Например, первый исполнительный механизм может состоять из шашки, расположенной за детонатором взрывателя, втулки с бойком, пробки и диска, а второй исполнительный механизм располагаться за первым и состоять из втулки с накольным устройством, содержащим крышку, боек и конус, капсюля-воспламенителя, замедлителя и шашки. Факельное устройство может быть выполнено в виде последовательно расположенных шашек из светодымового состава, запрессованных в бумажную гильзу с металлической оболочкой и задействуемых, начиная с хвостовой шашки и кончая головной шашкой. Герметизирующий узел может содержать диафрагму в виде втулки с поджатой гайкой мембраной, имеющей отверстия и расположенной с заднего торца втулки, и другую, расположенную с переднего торца втулки, мембрану, имеющую закрытые, например, нитропленкой отверстия.
Кроме того, дополнительно обеспечивается равномерное воспламенение составных элементов факельного устройства. Это достигается наличием закрытых нитропленкой отверстий у целлулоидной мембраны, прорываемых при задействовании хвостовой шашки факельного устройства. При этом происходит плавный спад давления в факельной части устройства, чем и обеспечивается вышеуказанный результат.
В задней камере корпуса может быть размещено устройство самоликвидации бомбы, выполненное в виде клапана, содержащего саморазрушающуюся через заданное время мембрану, чашку и кольцо, поджатое гайкой. Этим достигается дополнительный технический результат - затопление авиабомбы после полного прогорания светодымового состава ее факельного устройства.
Таким образом, совокупность всех приведенных признаков позволяет обеспечить надежную работу бомбы на всех этапах ее функционирования, получить хорошо видимый ориентир на водной поверхности в виде горящего светодымового факела с последующим затоплением бомбы через заданное время.
На фиг.1 представлена конструкция предлагаемой учебной авиабомбы, на фиг.2 - основная часть первого исполнительного механизма, на фиг.3 - основная часть второго исполнительного механизма, на фиг.4 - устройство самоликвидации бомбы, на фиг.5 - герметизирующий камеру плавучести узел.
Учебная противолодочная авиабомба (см. фиг.1) состоит из корпуса 1, взрывателя 2, головной части 3, донной части 4 и стабилизатора 5. Корпус 1 разделен поперечным фланцем 6, имеющим отверстие 7, на две камеры. В передней камере 8 по продольной оси корпуса 1 проходит труба 9, соединяющая головную часть 3 с фланцем 6. В полости трубы 9 размещен первый исполнительный механизм. Задняя камера 10 корпуса 1 служит камерой плавучести. В камере 10 расположены устройство самоликвидации 11 бомбы и две трубы 12 и 13. Труба 12 проходит по продольной оси корпуса 1 и связывает фланец 6 с донной частью 4. В полости трубы 12 размещено факельное устройство 14. Труба 13 соединяет выходную шашку 15 второго исполнительного механизма, расположенного в отверстии фланца 6, с хвостовой частью факельного устройства 14. Донная часть 4 имеет отверстие 16, в котором размещен герметизирующий камеру плавучести 10 узел 17 с диафрагмой 18. Диаметр отверстия диафрагмы 18 меньше диаметра шашек 19 факельного устройства 14.
Первый исполнительный механизм (см. фиг.1 и 2) может, например, состоять из шашки 20, расположенной за детонатором 21 взрывателя 2, размещенного в головной части 3 бомбы, втулки 22 с бойком 23. пробки 24 и диска 25, служащего для предохранения исполнительного механизма от деформаций. Второй исполнительный механизм может располагаться за первым исполнительным механизмом и состоять, например, из (см, фиг.1 и 3) втулки 26 с накольным устройством, содержащим крышку 27, боек 28 и конус 29, и обеспечивающим накол капсюля-воспламенителя 30, замедлителя 31 и шашки 15.
Факельное устройство 14 может быть выполнено в виде последовательно расположенных шашек 19 из светодымового состава, запрессованных в бумажную гильзу 32 с металлической оболочкой 33.
Герметизирующий узел 17 (см. фиг.1 и 5) может, например, содержать диафрагму 18 в виде втулки с поджатой гайкой 34 мембраной 35, имеющей отверстия 36 и расположенной с заднего торца втулки, и мембрану 37, расположенную с переднего торца втулки. Мембрана 37 может быть выполнена, например, из целлулоида, и иметь закрытые, например, нитропленкой отверстия 38.
Устройство самоликвидации 11 бомбы (см. фиг.1 и 4) может выполняться, например, в виде клапана, содержащего саморазрушающуюся через заданное время мембрану 39, чашку 40 и кольцо 41, поджатое гайкой 42. Время действия устройства затопления бомбы может быть выбрано, например, в пределах 5-8 часов.
Действие учебной противолодочной авиабомбы происходит следующим образом. В момент приводнения авиабомбы срабатывает взрыватель 2, от которого задействуется первый исполнительный механизм, например, его шашка 20. Под действием давления образующихся от срабатывания шашки 20 газов труба 9 разрушается и головная часть 3 отбрасывается от корпуса 1, который гасит свою скорость на подводной траектории и, имея после отделения головной части 3 положительную плавучесть, всплывает на водную поверхность. Одновременно, под действием давления газов, образующихся от срабатывания шашки 20, детонационный импульс передается на выходную шашку 15 второго исполнительного механизма. При этом, в рассматриваемом варианте первого и второго исполнительных механизмов боек 23 продавливает пробку 24 и крышку 27 накольного устройства, а боек 28 накалывает капсюль-воспламенитель 30, от срабатывания которого воспламеняется состав замедлителя 31. За время выгорания состава замедлителя бомба всплывает на поверхность воды и занимает рабочее вертикальное положение стабилизатором 5 вверх. После этого воспламеняется шашка 15, и форс огня через трубу 13 воспламеняет светодымовой состав шашек 19 факельного устройства 14, одновременно прорывая закрытые нитропленкой отверстия 38 целлулоидной мембраны 37. Через прорванные отверстия 38 происходит плавный спад давления в камере 10, чем обеспечивается спокойное последовательное воспламенение состава шашек 19 факельного устройства 14, начиная с хвостовой шашки и кончая головной шашкой. За счет разности диаметров шашек 19 и отверстия в диафрагме 18 поддерживается постоянное избыточное давление газов на выходе пламени, чем обеспечивается надежное горение светодымового состава шашек 19 факельного устройства 14 в условиях захлестывания его забортной водой. По истечении прогорания всего состава шашек 19 факельного устройства 14 через заданное время разрушается мембрана 39, камера 10 заполняется водой, бомба теряет положительную плавучесть и тонет.
Совокупность признаков независимого пункта формулы изобретения позволит обеспечить надежную работу бомбы на всех этапах ее функционирования, получить хорошо видимый ориентир на водной поверхности в виде горящего светодымового факела.
В то же время в отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков. Это позволит при изготовлении бомбы подбирать для нее работоспособные легковыполнимые конструктивные элементы.
1. Учебная противолодочная авиабомба, содержащая корпус, взрыватель, головную и донную части и стабилизатор, при этом корпус разделен поперечным фланцем, имеющим центральное отверстие, на две камеры, переднюю, в которой по продольной оси корпуса проходит труба, соединяющая головную часть бомбы с фланцем и имеющая в своей полости первый исполнительный механизм, и заднюю, в которой расположены две трубы, в одной из которых, проходящей по продольной оси корпуса и связывающей фланец с донной частью бомбы, размещено факельное устройство, а другая труба соединяет шашку второго исполнительного механизма, расположенного за первым исполнительным механизмом в отверстии фланца, с хвостовой частью факельного устройства, причем донная часть бомбы имеет центральное отверстие, в котором размещен герметизирующий узел с диафрагмой, диаметр отверстия которой меньше диаметра шашек факельного устройства.
2. Учебная авиабомба по п.1, отличающаяся тем, что факельное устройство выполнено в виде последовательно расположенных шашек из светодымового состава, запрессованных в бумажную гильзу с металлической оболочкой.
3. Учебная авиабомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что герметизирующий узел содержит диафрагму в виде втулки с поджатой гайкой мембраной, имеющей отверстия и расположенной с заднего торца втулки, и другую, расположенную с переднего торца втулки, мембрану, имеющую закрытые отверстия.
4. Учебная авиабомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в задней камере корпуса размещено устройство самоликвидации бомбы, выполненное в виде клапана, содержащего саморазрушающуюся через заданное время мембрану, чашку и поджатое гайкой кольцо.
5. Учебная авиабомба по п.3, отличающаяся тем, что в задней камере корпуса размещено устройство самоликвидации бомбы, выполненное в виде клапана, содержащего саморазрушающуюся через заданное время мембрану, чашку и поджатое гайкой кольцо.