Устройство для заземления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к заземляющим устройствам передвижных электротехнических установок, предназначенным для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током. В состав устройства входят металлический заостренный стержень с зажимом и молот для забивания, имеющий две ручки и вертикальное отверстие для скольжения по стержню. На стержне дополнительно имеются два буртика, удаленные друг от друга на расстояние хода молота, при этом один из буртиков расположен в верхней части стержня вблизи зажима, а молот состоит из двух половинок с плоскостью разреза вдоль оси вертикального отверстия, имеющих входящие друг в друга направляющие штифты и гнезда, а также петлевое соединение и защелку. Технический результат, достигаемый в результате использования изобретения, состоит в повышении надежности и сохранности устройства для заземления ввиду исключения съемных элементов. 5 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к электроэнергетике, а именно к заземляющим устройствам передвижных электротехнических установок, предназначенным для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током.

Известно устройство для заземления подвижного объекта [1], содержащее заостренный металлический стержень, соединенный с корпусом объекта гибким тросом, и груз, перемещающийся по стержню в осевом направлении, осуществляя при этом вертикальную установку стержня в начальный момент времени. Недостатком этого устройства является то, что оно не обеспечивает достаточной надежности заземления объекта, поскольку стержень вводится в грунт усилием руки человека.

Известно устройство для забивания заземлителя в грунт [2], выполненное в виде приваренной шайбы на поверхности заземлителя, а для выбивания заземлителя наверху навернута гайка.

Недостатками данного устройства являются незначительная механическая прочность конструкции в виде приваренной к штырю шайбы, а также наличие съемного элемента в виде гайки.

Известны стержневые заземлители для передвижных электроустановок [3], представляющие собой стержень той или иной длины, зажим для подключения к стержню контактного провода, и устройство для забивки стержня в грунт и извлечения его из грунта, состоящее из разъемного замка с запирающей ручкой и молота. Отличительной особенностью молота является наличие двух ручек и вертикального отверстия, посредством которого молот надевается на стержень для последующего забивания его в грунт или извлечения из грунта.

Одним из недостатков этого устройства является наличие весьма сложного по конструкции, а следовательно, и в изготовлении разъемного замка с запирающей ручкой. Кроме того, указанный замок характеризуется недостаточной надежностью - имеются случаи его самораскрывания, что может привести к травмам обслуживающего персонала при забивании.

В качестве других недостатков этого устройства следует отметить наличие съемных элементов - зажима и разъемного замка, требующих в полевых условиях повышенного к ним внимания с целью обеспечения их сохранности.

Известен замок для забивания заземлителей в грунт [4], отличающийся по сравнению с [3] большей надежностью. Однако он характеризуется еще более сложной конструкцией.

Наиболее близким к изобретению устройством, принятым за прототип, является устройство для заземления [5], содержащее как минимум два элемента стержня - забиваемый и направляющий, замок и молот. При этом замок выполнен в виде втулки с торцевыми отверстиями, расположенными по продольной оси втулки и предназначенными для размещения в них с зазором забиваемого элемента стержня, и элемента стержня, служащего направляющей для молота, причем каждый из элементов стержня выполнен с возможностью разъемного соединения в его торцевой части с замком-втулкой посредством шпильки.

Основным недостатком устройства-прототипа является наличие съемного элемента - замка в виде втулки со шпилькой, который при нахождении устройства для заземления в рабочем состоянии должен находиться вне заземлителя, вследствие чего может быть легко утерян.

Целью изобретения является исключение наличия съемных элементов устройства для заземления.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что предлагается устройство для заземления, содержащее заостренный металлический стержень с зажимом на противоположном конце для подключения контактного провода, и молот, имеющий две ручки и вертикальное отверстие для перемещения по стержню, отличающееся от устройства-прототипа тем, что на стержне дополнительно имеются два буртика, удаленные друг от друга на расстояние хода молота, при этом один буртик расположен в верхней части стержня вблизи зажима, а молот выполнен в виде двух половинок с плоскостью разреза вдоль оси вертикального отверстия, имеющих входящие друг в друга направляющие штифты и гнезда, а также петлевое соединение между собой и защелку.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается наличием дополнительных элементов при соответствующем конструктивном исполнении. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения «новизна».

Сравнение заявляемого устройства с другими аналогичными техническими решениями показывает, что создание подобных устройств в виде заостренного металлического стержня с зажимом для подключения контактного провода и молота, характеризующегося наличием вертикального отверстия для скольжения по стержню, известно. Однако благодаря тому, что на стержне дополнительно размещены два буртика, разнесенные друг от друга на расстояние хода молота, а сам молот выполнен в виде двух складывающихся с последующим фиксированием половинок, появляются новые свойства заявляемого устройства, заключающиеся в отсутствии съемных элементов. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «существенные отличия».

На фиг.1 изображен стержень 1 с двумя буртиками 2.

Возможно несколько вариантов выполнения буртиков 2 на стержне 1. Один из вариантов изображен на фиг.2 - буртики 2 на стержне выполнены в виде вставленных в просверленные в стержне 1 поперечные отверстия штифтов 3 с последующим их привариванием электро- или газовой сваркой.

Другой вариант выполнения буртиков 2 приведен на фиг.3 - буртики 2 на стержне 1 выполнены в виде полувтулок 4, заложенных в проточки 5 стержня, и сваренных между собой.

Возможны два варианта конструктивного выполнения молота в виде двух половинок 6. По первому варианту, изображенному на фиг.4, плоскость разреза проходит так, что каждой половинке 6 молота принадлежит своя ручка 7. По второму варианту, изображенному на фиг.5, плоскость разреза молота проходит через его ручки, разрезая тем самым каждую ручку на две половинки. В обоих вариантах конструкции молота в его состав входят петлевое соединение 8 и защелка 9 соответствующего конструктивного исполнения, а также направляющие штифты 10 и гнезда 11.

Для приведения устройства для заземления в рабочее состояние стержень 1 помещается между двумя половинками 6 молота так, чтобы сам молот находился между буртиками 2, после чего половинки 6 молота соединяются между собой, при этом направляющие штифты 10 заходят в соответствующие им гнезда 11, а сами половинки 6 скрепляются защелкой 9.

Посредством ударов опускаемого вниз молота по нижнему буртику 2 производится забивка стержня 1 в грунт. После забивки стержня 1 защелка 9 открывается, половинки 6 молота разъединяются, сам молот отводится от стержня 1 и может использоваться аналогичным образом для забивки очередного стержня 1.

Подключение к стержню 1 контактного (заземляющего) провода может осуществляться либо с помощью специального зажима как в устройстве-аналоге [3], либо с помощью вворачиваемого в торец стержня контактного винта, как в устройстве-прототипе [5], либо посредством гайки, наворачиваемой на резьбу, нарезаемую на конце стержня 1, - в двух последних вариантах как винт, так и гайка могут быть типа «Барашек».

Для извлечения стержня из грунта стержень 1 аналогично описанному выше процессу заключается между двумя половинками 6 молота, после чего ударами молота о верхний буртик 2 производится извлечение стержня из грунта.

Из приведенного описания построения и использования предложенного устройства для заземления видно, что в нем отсутствуют съемные элементы.

Следовательно, можно сделать вывод, что цель, поставленная перед предлагаемым изобретением - исключение наличия съемных элементов устройства для заземления - достигнута.

Предложенное устройство может найти широкое применение в качестве заземляющих устройств передвижных электропитающих установок с целью защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током.

Технико-экономический эффект, обусловленный применением предложенного устройства, заключается в повышении надежности и сохранности элементов заземляющих устройств передвижных электроустановок в полевых условиях, а, следовательно, и в повышении боевой готовности соответствующих систем электропитания.

Количественная величина ожидаемого технико-экономического эффекта от использования предложенного устройства зависит в первую очередь от масштабов и условий его применения, - ее определение возможно только после внедрения предложенного устройства на конкретных объектах.

Источники информации

1. А.с. СССР №458068, Устройство для заземления подвижного объекта, МКИ Н 01 R 3/06, А.В.Михалков и В.В.Жаров. 1975 г., БИ №3;

2. Патент США №2270325, кл. 174-7, 1942 г.;

3. ГОСТ 16556-81. Заземлители для передвижных электроустановок. Общие технические требования.

4. А.с. СССР №1008826, Замок для забивания заземлителей в грунт, МКИ Н 01 R 4/66, В.А.Сизов, В.И.Титов и др. 1983 г., БИ №12;

5. А.с. СССР №991535, Устройство для заземления, Н 01 R 4/66, И.И.Черный и П.А.Щеголев. 1983 г., БИ №3 (прототип).

Устройство для заземления, содержащее заостренный металлический стержень с зажимом и молот, имеющий две ручки и вертикальное отверстие для скольжения по стержню, отличающееся тем, что на стержне имеются два буртика, удаленные друг от друга на расстояние хода молота, при этом один буртик расположен в верхней части стержня вблизи зажима, а молот состоит из двух половинок с плоскостью разреза вдоль оси вертикального отверстия, имеющих входящие друг в друга направляющие штифты и гнезда, а также петлевое соединение между собой и защелку.