Траловое судно со шлюзовой камерой

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к траловому судну для использования с траловой сетью с целью ловли морских биоресурсов. Судно выполнено с траловым мешком, прикрепленным позади траловой сети для удерживания улова, при этом судно содержит тросы для буксирования и подъема сети и траловые барабаны для подъема траловой сети, и шлюзовой камерой в корме судна, при этом шлюзовая камера имеет основную часть своего объема, находящуюся ниже расчетной ватерлинии судна. Шлюзовая камера предназначена для подъема тралового мешка с уловом из моря через проход для шлюзования в корме. Кроме того, судно снабжено шахтным каналом, проходящим вверх от шлюзовой камеры и расположенным таким образом, что траловый мешок по существу в разгруженном состоянии может быть поднят через шахтный канал к палубе, оставляя при этом улов в шлюзовой камере. Технический результат заключается в снижении повреждения улова при подъеме его из моря на судно. 2 с. и 26 з.п. ф-лы, 11 ил.

Реферат

Изобретение относится к траулеру. Точнее, изобретение относится к подъему тралового мешка или так называемого "кутка" так, чтобы мешок и улов были плавно поданы на борт траулера.

Известный уровень техники

При обычном тралении траловая система содержит буксировочные тросы, траловые доски или "параваны" для того, чтобы рассредоточить передний конец траловой сети, траловые части и трал. Трал содержит воронкообразную сеть, заканчивающуюся траловым мешком или "кутком", который обеспечивает сбор рыбы. Траловую систему тянут до тех пор, пока индикаторы, прикрепленные к траловому мешку, не укажут, что в него зашло желаемое количество рыбы. Затем траловую систему поднимают путем вытягивания буксировочного троса до тех пор, пока траловые доски не займут свое положение в траловых дугах, расположенных с каждой стороны кормы судна. Траловые доски отсоединяют и траловую сеть, вытягивают вслед за тралящими частями посредством отдельных лебедок. Траловую сеть поднимают на палубу или на барабан, пока траловый мешок полностью не зайдет на траловый стапель, который расположен на корме судна для обеспечения подъема тяжелого тралового мешка из воды и на борт к палубе. Для того чтобы поднимать траловый мешок по стапелю и на палубу, к мешку крепят прочный трос из синтетического материала или стальной трос, после чего мешок поднимают на палубу, где его раскрывают и разгружают. Вышеизложенное представляет собой преобладающий повсюду способ траловой ловли рыбы.

Вследствие имеющихся кормового конца и верхней части тралового стапеля траловый мешок, содержащий улов рыбы, должен миновать соответственно край у кормы и край по направлению к палубе, при этом в обоих случаях траловый мешок последовательно изгибается поверх края, когда происходит его подъем. Одновременно килевая качка судна приводит к тому, что корма перемещается вверх и вниз, а это вызывает циклическое увеличение и снижение давления с нижней стороны тралового мешка. Такие силы натяжения и изгиба, действующие на траловый мешок, а также силы, обусловленные давлением и создаваемые собственным весом рыбы в направлении нижней части улова, особенно в случае большого улова, составляющего, например, более 40 тонн, могут привести к тому, что, в частности, нижележащая часть улова сжимается так, что внутренности рыбы выходят наружу, при этом клетки мышечной ткани рыбы и кровеносные сосуды также подвергаются раздавливанию и кровь выходит в мышечную ткань. Это снижает качество и ценность части улова и может привести к снижению сорта части улова, а также к значительной сортировочной работе. Сжатие рыбы и ее раздавливание, особенно ее внутренностей, требуют основательной очистки тралового мешка и палубы после каждого улова.

Существуют некоторые компоновки судов, которые позволяют уменьшить указанную проблему. Одно из решений, используемое при больших уловах, заключается в подведении тралового мешка близко к судну, так чтобы можно было подавать улов рыбы на борт посредством рыбного насоса. При этом требуется, чтобы судно оставалось неподвижным, когда происходит разгрузка тралового мешка, поскольку судно не может идти в море с новым тралом, пока траловый мешок, находящийся вблизи от кормы, не будет разгружен.

Одно из решений этой проблемы представлено в патенте Норвегии NO94493, 1959 г., выданном инженеру Nils Johannes Liaaen из Aalesund, Норвегия; согласно этому решению на кормовом конце тралового стапеля устанавливают раму или удлиненную часть, при этом рама образует отверстие над ватерлинией, так чтобы траловый мешок или кошель можно было удерживать в достаточно расширенном положении для того, чтобы каплер с крана мог быть опущен в сеть для выгрузки содержимого, которое представляет собой рыбу, в грузовой отсек траулера. Это решение приводит к довольно медленной выгрузке тралового мешка, а также к необходимости обеспечения неподвижности судна в течение выгрузки тралового мешка.

В патенте Норвегии 153212, выданном в 1986 г. на имя G.R. Delclifford на основе международной заявки на патент РСТ/AU80/00068, описано траловое судно, в котором небольшой трал протянут перед судном, а штыри образованы проходящими вперед наклонными стержнями. Задний конец траловой сети образует воронку, идущую в проходящий в продольном направлении непрерывный тоннель через судно, по которому проходят вода и рыба, но при этом рыбу подают из тоннеля вверх к палубе посредством подъемника, который обеспечивает возможность сквозного прохождения воды по горизонтали, но не позволяет пропускать рыбу выше определенной зоны и перемещать ее до палубы.

В патенте Германии DE 89769 на имя William Adam, Scotland, выданном Kaiserliches Patentamt в 1896 г., также описан траулер, в котором используют проходящую впереди него траловую сеть, идущую в носовую часть траулера. Траловую сеть тянут двумя отдельными вспомогательными судами (паровыми судами с приведением в движение посредством колес), которые проходят в нескольких сотнях метров перед траулером и тянут каждый удлиненный траловый трос. Рыба свободно заходит в камеру, имеющую наклоненную вверх фильтрующую плиту, которая обеспечивает возможность прохождения воды вниз через эту фильтрующую плиту и прохождения рыбы вдоль этой фильтрующей плиты, пока она не столкнется с лентой подъемника, который поднимает рыбу из воды и наверх к палубе. Решение, представленное в патенте Германии 89768, неизменно будет прекрасно работать в спокойной воде, но плохо при преобладающем состоянии моря, например, вдоль Ньюфаундленда, в Северной Атлантике или в Баренцевом море.

В выданном патенте Великобритании GB 1555437 под названием "Рыболовное судно, главным образом предназначенное для ловли рыбы в скованных льдами водах" описан траулер, имеющий узкое продольное углубление от кормы, проходящее в переднем направлении на желаемую длину вдоль центральной оси судна, так что на судне фактически образованы две параллельно проходящие узкие кормы. В переднем конце углубления, то есть между двумя кормовыми частями, расположен траловый стапель для подъема траловой сети и тралового мешка. Траловый стапель может быть жестко закреплен, либо может быть выполнен так, что будет наклоняться вокруг шарнира, находящегося у его переднего конца.

В рыболовной промышленности имеется потребность в траулере и в реальном способе траления, которые могут обеспечить подъем и предотвратить раздавливание улова, и которые также эффективны в сложных погодных условиях, например, в Норвежском море, в Баренцевом море, на Аляске и в других морях с тяжелыми погодными условиями. Уменьшение повреждения улова могло бы привести к снижению нежелательного излишнего вылова рыбных ресурсов, а также позволило бы улучшить качество улова. Некоторые из вышеупомянутых патентов фактически неработоспособны в обычных плохих погодных условиях с нерегулярными волнами при высоте Н волны, составляющей порядка 7 метров, и улове порядка 50-100 тонн.

Краткое изложение сущности изобретения

Изобретение представляет собой усовершенствование, касающееся упомянутых судов и способов, которыми они осуществляют траление рыбы, и представляет собой траловое судно для использования с траловой сетью с целью вылова морских биоресурсов, причем с траловым мешком, прикрепленным к задней части траловой сети для удерживания улова, при этом судно содержит тросы для буксирования и вытягивания траловой сети, а также траловые барабаны для подъема траловой сети. Новыми отличительными признаками изобретения являются:

шлюзовая камера в корме судна, при этом шлюзовая камера имеет основную часть своего объема ниже расчетной ватерлинии судна; шлюзовая камера предназначена для подъема из моря тралового мешка с уловом через проход для шлюзования, а также для выгрузки тралового мешка и временного хранения улова;

шахтный канал, проходящий вверх из шлюзовой камеры и расположенный таким образом, что траловый мешок, по существу, в разгруженном состоянии может быть поднят вверх по шахтному каналу к палубе, оставляя при этом улов в шлюзовой камере.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения имеется тяговый трос, предназначенный для крепления к переднему или к заднему концу тралового мешка и служащий для подъема тралового мешка в шлюзовую камеру.

Согласно еще одному предпочтительному варианту осуществления изобретения шлюзовая камера судна обеспечена передним шахтным каналом, идущим от переднего конца шлюзовой камеры и расположенным таким образом, что траловый мешок и, возможно, вся траловая сеть в разгруженном состоянии могут быть вытянуты вверх по переднему шахтному каналу предпочтительно к траловой палубе. Тяговый трос расположен так, чтобы он проходил от барабана для сети, находящегося на траловой палубе, предпочтительно через передний шахтный канал и через шлюзовую камеру.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения судно обеспечено дополнительной задней шахтой, также представляющей собой канал, но проходящей вверх с противоположного заднего конца шлюзовой камеры и расположенной таким образом, что весь траловый мешок или его заднюю часть, по существу, в разгруженном состоянии можно вытянуть через задний шахтный канал посредством заднего барабана для сети.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения тяговый трос расположен так, что проходит от барабана для сети вниз через передний шахтный канал и через шлюзовую камеру и выходит назад через проход для шлюзования. Согласно предпочтительному варианту осуществления конструкции установлена транспортерная лента для тягового троса, проходящая вдоль углубленного рельса между верхней горловиной переднего шахтного канала и через шлюзовую камеру, чтобы направлять тяговый трос от кормы для крепления к тралу перед подъемом трала через проход для шлюзования. Эта транспортерная лента может заканчиваться вблизи от соответствующей вертикальной транспортерной ленты для тягового троса на корме, чтобы подводить тяговый трос вверх к уровню палубы для крепления к тралу перед подъемом.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения судно имеет передний шахтный канал, проходящий вверх от переднего конца шлюзовой камеры и расположенный так, что траловый мешок, по существу, в разгруженном состоянии может быть поднят через передний шахтный канал к палубе, оставляя улов в шлюзовой камере.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения судно имеет траловые лебедки для тросов, предназначенные для буксирования и подъема траловой сети.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения тросы представляют собой левосторонние и правосторонние тросы, при этом тросы обеспечены левосторонними и правосторонними траловыми досками, установленными соответственно на левосторонних и правосторонних вспомогательных тросах для того, чтобы рассредоточить левосторонний и правосторонний концы траловой сети.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения упомянутая, главным образом заполненная водой, шлюзовая камера предназначена для подъема траловой сети дополнительно к траловому мешку с уловом из моря через проход для шлюзования к этой камере. Может быть обеспечена расширенная верхняя горловина шахтного канала для облегчения использования правосторонней или левосторонней траловых лебедок для подъема сети или тралового мешка.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения, по существу, всю шлюзовую камеру покрывает перекрытие, а передний шахтный канал проходит через перекрытие.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения упомянутый проход для шлюзования также расположен главным образом под расчетной ватерлинией судна в кормовой части. Для открывания и закрывания прохода для шлюзования могут быть установлены шлюзовые ворота.

Краткое описание чертежей

Изобретение представлено на прилагаемых чертежах, которые предназначены только для иллюстрации изобретения, и их не следует рассматривать как ограничение изобретения, которое должно быть ограничено прилагаемыми пунктами формулы изобретения.

На фиг.1а представлен вид судна согласно изобретению в вертикальном частичном торцевом сечении с частичным торцевым видом его кормовой части, при этом на нем показан контур прохода для шлюзования в транцевой плите траулера, причем проход для шлюзования ведет вперед к шлюзовому каналу и к шлюзовой камере.

На фиг.1b представлено вертикальное поперечное сечение, проходящее немного позади от линии В на продольном сечении, представленном на фиг.1е, через шлюзовой канал, идущий от прохода для шлюзования в транцевой корме к основному корпусу шлюзовой камеры.

На фиг.1с представлено вертикальное поперечное сечение по линии С на фиг.1е, иллюстрирующее увеличенное поперечное сечение шлюзовой камеры.

На фиг.1d представлено вертикальное поперечное сечение далее вперед по линии D, также включающее в себя передний шахтный канал.

На фиг.1е представлено продольное сечение шлюзовой камеры согласно изобретению.

На фиг.2 представлен боковой вид по высоте в вертикальном сечении по длине судна вдоль его центральной плоскости, а также частичное продольное сечение шлюзовой камеры, при этом на нем, в частности, также показаны траловые палубы или баковые палубы и навесная палуба с оборудованием, подобным траловым лебедкам и траловым барабанам.

На фиг.3 представлено сечение судна по вертикали, а также показан боковой вид по высоте кормы тралового судна согласно изобретению, с тралом, содержащим мешок, с удлинением тралового мешка и с траловой сетью с траловыми досками в рабочих положениях. Траловые доски обычно действуют на приблизительно равных глубинах погружения и представлены лишь в несколько искаженном, наклонном виде погружного оборудования, чтобы облегчить понимание устройства трала. Фактическое расположение всего трала значительно больше, чем это представлено. Трал и траловые доски также несколько наклонены в сторону и трал представлен в миниатюрном виде.

На фиг.4 представлен более увеличенный вид кормовой части судна, причем с вертикальным сечением и боковым видом судна согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения, в случае которого траловые тросы поднимают траловыми лебедками к палубе как раз перед тем, как траловая сеть и траловый мешок, предпочтительно с его удлинением, могут быть отсоединены от траловых тросов и прикреплены к тяговому тросу, перед тем как сбрасывают тяговый трос и траловая сеть, траловый мешок и его удлинение могут быть подняты через проход для шлюзования в шлюзовую камеру.

На фиг.5 представлено такое же вертикальное сечение кормы, что и на фиг.4, при этом на ней показано, как тяговый трос, прикрепленный к переднему концу траловой сети, сброшен с палубы и готов к входу в проход для шлюзования, при этом траловая сеть, удлинение тралового мешка и сам мешок могут быть подняты через проход для шлюзования. Как вариант, но что менее предпочтительно, сеть может быть поднята поверх рола на корме или по траловому стапелю, при этом только траловый мешок, возможно с его удлинением, тянут через проход для шлюзования к шлюзовой камере.

На фиг.6 представлено вертикальное сечение, такое же, что и на фиг.5, и на нем представлен задний конец тралового мешка после его полного втягивания в шлюзовую камеру, перед тем как траловый мешок согласно предпочтительному альтернативному варианту осуществления изобретения будет раскрыт, причем возможно, что удлинение тралового мешка будет отсоединено от него и переднюю часть тралового мешка или его удлинение стянут с улова, при этом траловый мешок будет подготовлен для вытягивания вверх через задний шахтный канал к находящейся на палубе лебедке для сети.

На фиг.7 представлено такое же вертикальное сечение судна, что и выше, и на нем показано, что траловый мешок расстегнут и раскрыт, причем в данном случае он показан раскрытым вдоль застежек-молний в его боковых сторонах, при этом удлинение тралового мешка поднято вверх через переднюю шахту. В заднем конце тралового мешка также может быть расположена задняя застежка-молния. Рыбу нагнетают из шлюзовой камеры посредством рыбного насоса, например, к помещению для хранения или для очистки на борту судна.

На фиг.8 представлено вертикальное сечение по центральной плоскости кормы в возможном варианте осуществления судна, в котором перекрытие шлюзовой камеры расположено над расчетной ватерлинией судна. Кроме того, показаны шлюзовые ворота и преграждающая плита для предотвращения удара воды о стенки.

На фиг.9 представлено сечение судна по вертикали, при этом перекрытие шлюзовой камеры, в общем, расположено ниже расчетной ватерлинии судна, чтобы предотвратить образование свободной поверхности на воде внутри шлюзовой камеры.

На фиг.10а-10f представлены горизонтальные сечения с компоновкой палуб на кормовом конце судна, все из которых можно видеть в продольном сечении на фиг.2.

На фиг.10а представлена верхняя баковая палуба с траловыми барабанами и с верхней частью поперечного козлового крана на корме.

На фиг.10b представлена нижняя баковая палуба с траловыми барабанами (также показанными на фиг.10а) и с траловыми лебедками, а также с верхними горловинами переднего шахтного канала, заднего шахтного канала и шахтного канала, служащего для осмотра, и с ролом на корме для сброса траловой сети. Следует обратить внимание на широкую верхнюю горловину переднего шахтного канала.

На фиг.10с представлена навесная палуба с проходящими по вертикали передним и задним шахтными каналами.

На фиг.10d представлена основная палуба с верхней частью шлюзовой камеры, со шлюзовым каналом и с проходом для шлюзования на кормовом конце, а также с нижними горловинами переднего и заднего шахтных каналов.

На фиг.10е представлена платформа с нижней частью прохода для шлюзования, со шлюзовым каналом и с расширенной нижней частью шлюзовой камеры, которая разделена по горизонтали большой решеткой для возможности прохождения улова вниз к нижней части шлюзовой камеры.

На фиг.11а и 11b представлены боковой вид по высоте и торцевой вид по высоте кормового козлового крана.

Подробное описание предпочтительного варианта осуществления изобретения

Ниже представлено более подробное описание судна согласно изобретению со ссылкой на прилагаемые чертежи. На фиг.1 представлено судно согласно изобретению с частичным вертикальным сечением и с частичным торцевым видом по высоте кормы судна. Судно обеспечено траловой сетью (5) для ловли морских биоресурсов с траловым мешком (3), также называемым "кутком", прикрепленным позади траловой сети (5) для удерживания улова. Судно оснащено траловыми лебедками (62) для траловых тросов или вспомогательных тросов (51sb, 61sb, 51p, 61p) с правого и с левого борта, предназначенных для буксирования и подъема траловой сети (5), причем предпочтительно с находящимися по левому борту и по правому борту траловыми досками (60sb, 60p), расположенными соответственно на находящихся с левого борта и с правого борта вспомогательных тросах (51sb, 61sb, 51p, 61p) для расхождения левого и правого передних концов (53, 54) траловой сети (5). Судно имеет большие траловые барабаны (6, 7) для сброса и подъема траловой сети (5). В предпочтительном варианте осуществления конструкции сила тяги, достигаемая траловыми барабанами, может составлять 50-70 тонн. В предпочтительном варианте осуществления конструкции судна траловые барабаны (6sb, 6p, 7sb, 7p) с правого борта и с левого борта предпочтительно расположены на верхней или на нижней баковой палубе (24u, 241) (см. фиг.2, 3). Наличие пары траловых барабанов обеспечивает возможность одновременного подъема одной траловой сети на один барабан и сброса другой сети с другого барабана. Траловые лебедки (62sb, 62p) с правого борта и с левого борта в предпочтительном варианте осуществления конструкции расположены на нижней баковой палубе (241). В предпочтительном варианте осуществления изобретения более нет острой необходимости в наличии тралового стапеля. При сбросе тралового мешка и траловой сети их направляют с тралового барабана (6, 7) назад под поперечную балку (20а) и поверх поперечного рола (20b) на уровне палубы в верхней части транцевой кормы (21). Поперечная балка (20а) препятствует выходу сети из "дансинга" выше палубы, когда происходит падение кормы вследствие килевой качки судна, а рол обеспечивает плавное прохождение сети.

На фиг.1b представлено вертикальное поперечное сечение, проходящее немного позади от линии В на виде в продольном сечении согласно фиг.1е, через шлюзовой канал (4), идущий от прохода (2) для шлюзования в транцевой корме (21) к основному корпусу шлюзовой камеры (1). Емкость шлюзовой камеры (1) может быть такой, чтобы она удерживала траловый мешок, вмещающий порядка 100 тонн рыбы.

На фиг.1с представлен вид в вертикальном поперечном сечении по линии С на фиг.1е, иллюстрирующий увеличенное поперечное сечение шлюзовой камеры в нижней отстойной части (1b) под решеткой (1с). Емкость этой нижней отстойной части в предпочтительном варианте осуществления изобретения составляет от 50 до 150 тонн и зависит от общего размера тралового мешка и судна.

На фиг.1d представлено вертикальное поперечное сечение далее вперед по линии D, также включающее в себя передний шахтный канал (16). Особенно следует отметить расширение в верхней горловой части шахтного канала, которое облегчает поочередное использование лебедок (6sb, 7sb, 6p, 7p) со стороны как правого, так и левого борта для подъема сети и тралового мешка.

На фиг.3 представлено судно с траловой сетью в море, например, при подъеме трала для подачи улова на судно. Трал тянут позади вспомогательных тросов (51, 61) и досок (60sb, 60p) со стороны правого борта и левого борта, расширяющих траловую сеть, с траловым мешком (3), прикрепленным к траловой сети (5) для удерживания улова. Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения между траловой сетью (5) и траловым мешком (3) расположено удлинение (35) тралового мешка для того, чтобы это удлинение воспринимало нагрузку на барабан (6) при подъеме улова. Согласно изобретению судно обеспечено, по меньшей мере, одной шлюзовой камерой (1) для тралового мешка (3), при этом шлюзовая камера имеет значительную часть объема своего водного содержимого, в общем, находящуюся ниже ватерлинии судна, для подъема и временного удерживания тралового мешка (3) с уловом. Между шлюзовой камерой (1) и морем расположен проход (2) для шлюзования, при этом проход (2) для шлюзования также расположен главным образом ниже ватерлинии судна. Перекрытие (18) шлюзовой камеры, в общем, покрывает всю шлюзовую камеру (1). В предпочтительном варианте осуществления изобретения шлюзовая камера (1) разделена приблизительно горизонтальной решеткой (1с), имеющей достаточно большие отверстия для возможности прохождения через них рыбы желательных размеров, но достаточно малые для задерживания акул и нежелательных крупных предметов, подобных камням, бревнам и тому подобному. Под решеткой (1с) находится расширенный промежуточный накопительный отстойник (1b) шлюзовой камеры, предназначенный для улова. Из накопительного отстойника (1b) шлюзовой камеры рыбу нагнетают посредством насоса.

На фиг.2 представлено вертикальное сечение по центральной плоскости, проходящей по длине судна, с показом при этом продольного сечения шлюзовой камеры. Предыдущее предпочтительное изобретение включало в себя стапель, в котором теперь нет необходимости. Баковые палубы несут на себе оборудование, подобное траловым лебедкам (62) и траловым барабанам (6, 7). Также имеется навесная палуба (24s), обозначенная пунктирной линией под баковыми палубами. Согласно предпочтительному варианту осуществления конструкции проход (2) для шлюзования расположен в транцевой плите (21) судна. В предпочтительном дополнительном варианте осуществления конструкции проход (2) для шлюзования расположен вблизи от центральной линии судна в транцевой плите (21), как показано на прилагаемых фигурах. Таким образом, судно может содержать узкую кормовую часть, которая обеспечивает возможность легкого прохождения морской воды вдоль нее и создаст незначительную кильватерную струю при движении по морю. Можно также представить себе альтернативные варианты конструкции судна, имеющие один или два прохода (2) для шлюзования, расположенные соответственно с правой или с левой стороны (23, 22) транцевой плиты (21) либо с обеих ее сторон.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения судно обеспечено шлюзовыми воротами (9), которые могут закрывать и открывать проход (2) для шлюзования. Согласно предпочтительному варианту конструкции проход для шлюзования может быть закруглен по направлению к транцевой корме, при этом край имеет радиус порядка 0,5 м. Шлюзовые ворота (9) защищают шлюзовую камеру от вторжения воды с кормового направления. В ином случае волны с кормового направления могли бы привести к прохождению воды вверх через отверстия (описанные ниже) между шлюзовой камерой и траловой палубой. Кроме того, предпочтительно, чтобы была обеспечена возможность закрытия прохода для шлюзования с целью защиты улова от действия волн, когда улов тянут в шлюзовую камеру. Диаметр тралового мешка может составлять, скажем, 2,8 м, а проход (2) для шлюзования, который может быть шестисторонним, как показано на фиг.1а, может иметь несколько бульшую ширину, составляющую примерно 3,4 м, что обеспечивает возможность вытекания воды из шлюзовой камеры с наружной стороны тралового мешка, когда выполняют его подъем.

В предпочтительном варианте осуществления конструкции судно оснащают перекрытием (18) шлюзовой камеры, которое, в общем, покрывает всю шлюзовую камеру (1), за исключением шахтных каналов, см. фиг.1-9. Перекрытие (18) шлюзовой камеры отличает ее от простого незащищенного дока для тралового мешка и усиливает кормовую часть судна. Перекрытие шлюзовой камеры также обеспечивает возможность получения непрерывной траловой палубы над шлюзовой камерой. Перекрытие (18) шлюзовой камеры и непрерывная траловая палуба (10) позволяют обойтись без ненужного разделения или дробления кормовой части судна, влекущего за собой снижение прочности, тем самым сохраняя механическую прочность палубной части кормовой части судна за счет того, что имеется металлическая оболочка, и она непрерывно проходит вокруг поперечного сечения судна по существу по всей его длине, включая и кормовую часть. В одном из возможных альтернативных вариантов осуществления изобретения часть перекрытия (18) шлюзовой камеры расположена так, чтобы она находилась ниже ватерлинии судна, см. фиг.9, поэтому никакой свободной поверхности какого-либо существенного размера не будет образовано на воде внутри шлюзовой камеры (1), в результате чего будет ослаблено воздействие волн в шлюзовой камере (1). В предыдущем варианте осуществления изобретения, имеющем затопленное перекрытие (18), свободной поверхности удается избежать в большей части шлюзовой камеры (1), причем волны, которые в ином случае могли бы быть образованы в массе воды внутри судна, имеют непредсказуемое поведение. Такие волны, имеющие свободную поверхность, будут находиться под воздействием волн на поверхности моря и перемещений судна, таких как килевая качка, бортовая качка, рыскание, либо они могут быть обусловлены влиянием такелажа и могут усилить и ухудшить эти перемещения. Резервуары часто обеспечивают продольными или поперечными преграждающими плитами, использование которых в предыдущем варианте конструкции согласно изобретению считалось невозможным, однако такая преграждающая плита (9b) теперь установлена в шлюзовой камере, см. приведенное ниже описание, а также фиг.1е.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения судно обеспечено тяговым тросом (8), предназначенным для крепления к переднему концу (53, 54) траловой сети (5), см. фиг.4, когда тросы (61sb, 61p) по правому и левому борту, а также траловые доски (60sb, 60p) вытягивают и поднимают из воды.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения тяговый трос (8) может быть установлен так, чтобы он проходил от барабана (6sb, 6p, 7sb, 7p) с сетью вниз через верхнюю горловину переднего шахтного канала (16) и через шлюзовую камеру (1). Согласно предпочтительному варианту конструкции установлена транспортерная лента (13а) для тягового троса вдоль углубленного рельса (13b) по перекрытию (18) шлюзовой камеры от верхней горловины переднего шахтного канала (16) и через шлюз (1) и проход (2) для шлюзования с целью направления тягового троса (8), крепящегося к тралу (5,3), перед подъемом трала через проход (2) для шлюзования, см. фиг.1е. Эта транспортерная лента (13а) может закончиться вблизи от соответствующей вертикальной транспортерной ленты (13с) тягового троса, проходящей от уровня палубы вниз к проходу (2) для шлюзования у транцевой кормы (21) для подведения тягового троса к уровню палубы с целью крепления к тралу (3, 5) перед подъемом, или углубленный рельс (13b, 13с) может быть непрерывным.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения траловую сеть (5) и удлинение тралового мешка (в котором нет острой необходимости) совместно с траловым мешком (3) располагают для подъема в шлюзовую камеру (1), см. фиг.4 и далее фиг.5. Тяговый трос (8) первоначально представлен на фиг.4. Канал, называемый передним шахтным каналом (16), см. фиг.1е, проходит вплоть до открытой палубы, например до нижней баковой палубы (241), см. фиг.2, от переднего конца шлюзовой камеры (1) и расположен таким образом, что траловая сеть и весь траловый мешок (3, 31) или его передняя часть, в общем, в разгруженном состоянии могут быть подняты через первый шахтный канал (16). Предпочтительно, чтобы траловая сеть (5) и траловый мешок (3) были подняты к барабану (6, 7) для сети на открытой палубе (24) - на верхней баковой палубе (24u) или на нижней баковой палубе (241). В наиболее предпочтительном варианте осуществления изобретения тяговый трос (8) расположен так, что проходит от одного из барабанов (6, 7) для сети, установленном на баковой палубе (24), предпочтительно через переднюю шахту (16) и через шлюзовую камеру (1).

Предпочтительный альтернативный вариант осуществления судна согласно изобретению обеспечен соответствующей задней шахтой (12), проходящей вверх вблизи от заднего конца шлюзовой камеры (1), предпочтительно от шлюзового канала (4). В предпочтительном варианте осуществления изобретения эта задняя шахта (12) играет меньшую роль и расположена главным образом над правой стороной шлюзовой камеры или шлюзового канала (4), как показано на фиг.10b, 10с и 10d. Задняя шахта (12) предназначена для вытягивания всего тралового мешка (3, 32) или его задней части в выгруженном (или в основном в выгруженном) состоянии вверх через эту заднюю шахту (12), предпочтительно посредством вспомогательной лебедки (71) для сетки, расположенной на нижней баковой палубе (241), где задняя часть тралового мешка навивается или предпочтительно направляется вперед к барабану для сети, когда вновь поворачивается назад и вперед. Этот предпочтительный альтернативный вариант конструкции судна и способ согласно изобретению представлены на фиг.6. В предыдущем наиболее предпочтительном варианте кормовой шахтный канал (12) был сконструирован так, что имел то же самое значение, что и передний шахтный канал, однако выполненные впоследствии эксперименты, касающиеся резервуаров, показали, что вся траловая сеть и траловый мешок могут быть подняты через шлюзовую камеру, при этом задний шахтный канал (12) более полезен в качестве вспомогательного шахтного канала для вытягивания, по меньшей мере, задней части (32) тралового мешка (3) в качестве обычного пути удаления тралового мешка из шлюзовой камеры (1) или для освобождения тралового мешка (3) в том случае, когда он залипает в шлюзовой камере (1).

В предпочтительном варианте осуществления изобретения тяговый трос (8) проходит от барабана (7) для сети, который поддерживается посредством верхней горловины переднего шахтного канала (16), и через шлюзовую камеру (1). В предыдущем варианте осуществления изобретения тяговый трос был направлен назад через задний шахтный канал (16), а между транцевой плитой (21) и задним шахтным каналом (12) был образован зазор 13 (не показан) для тягового троса. Этот зазор для тягового троса проходит вниз и имеет горловину в шлюзовом канале (4) и в проходе (2) для шлюзования для того, чтобы тяговый трос (8) после прохождения назад от барабана (7) для сети и крепления к переднему концу тралового мешка (3) или к удлинению (35) тралового мешка мог быть сброшен через зазор (13) так, что будет проходить через проход для шлюзования. Это решение более не является самым предпочтительным решением и в этой заявке на патент не представлено. На фиг.5 показано, что траловую сеть (5) совместно с траловым мешком (3) и с удлинением (35) тралового мешка тянут посредством тягового троса (8) и достигают при этом получения почти заостренной "формы карандаша", которая может облегчить подъем через проход (2) для шлюзования к шлюзовой камере (1). Модель резервуара показала, что траловый мешок, содержащий приблизительно 100 тонн рыбы, может быть полностью поднят менее чем за 60 секунд, прилагая к траловому барабану (6) силу тяги порядка 20 тонн.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения нежелательно, чтобы вся шлюзовая камера по ее полному поперечному сечению была расположена непосредственно вблизи от кормы. Решение заключается в расположении шлюзового канала (4) между проходом (2) для шлюзования и шлюзовой камерой (1), при этом шлюзовой канал (4) имеет вертикальное поперечное сечение, находящееся ниже вертикального поперечного сечения шлюзовой камеры (1), включающей в себя нижнюю часть (1b) под решеткой (1с), например так, как показано на фиг.1е и на фиг.2-9, что позволяет получить несколько более стройную конструкцию кормовой части судна. В предпочтительном варианте осуществления изобретения настил (19) шлюзовой камеры расположен глубже, чем нижняя часть прохода (2) для шлюзования и шлюзовой канал (4). Для предотвращения продольных ударов воды о стенки шлюзовой камеры (1) преграждающая плита (9b), представленная на фиг.1е, может быть расположена вблизи от места перехода от шлюзового канала (4) к шлюзовой камере (1), чтобы она была приподнята для предотвращения образования продольных волн в объединенных шлюзовой камере (1) и шлюзовом канале (4), и чтобы она была опущена перед захождением траловой сети/тралового мешка с уловом в шлюзовую камеру (1). Математическое моделирование поведения воды указывает на то, что эта преграждающая плита (9b) необходима, но эксперименты с физической моделью резервуара указывают на то, что преграждающая плита (9b) необязательна.

Обсуждая изобретение, следует заметить, что ранее отдавалось предпочтение подъему траловой сети (5) посредством тралового стапеля 20 (не показан), расположенного вблизи от прохода (2) для шлюзования. При этом траловый стапель был предназначен для подъема траловой сети (5) на палубу. Траловая сеть расположена так, что отделяется от тралового мешка (3), и в предыдущих вариантах осуществления изобретения траловая сеть была отделена от удлинения (35) тралового мешка, посредством чего удлинение тралового мешка и траловый мешок можно было поднимать через проход (2) для шлюзования. Предполагалось, что можно поднять траловую сеть через шлюзовую камеру без предпочтительного выполнения указанной операции, однако теперь пришли к решению, состоящему в том, что лучший способ согласно изобретению заключается в отказе от стапеля и в подъеме траловой сети (5), удлинения (35) тралового мешка и тралового мешка (3) в такой последовательности через проход (2) для шлюзования. Таким образом, не считается предпочтительным отделение траловой сети (5) от удлинения (35) тралового мешка и от тралового мешка (3) перед подъемом удлинения (35) тралового мешка и тралового мешка (3) через проход для шлюзования.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения имеют место разные площади поперечного сечения на расстоянии от кормового конца шлюзовой камеры (1), чтобы ослабить волны в шлюзовой камере. Это достигается за счет того, что настил (19) шлюзовой камеры проходит на большую глубину от шлюзового канала (4) и далее вперед, при этом он поднимается у переднего конца по направлению к переднему шахтному каналу (16), который далее резко поднимается