Дождевальная машина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к технике для полива дождеванием сельскохозяйственных культур. Дождевальная машина смонтирована на раме трактора. Дождевальная машина снабжена насосной установкой, центральной стойкой, трубопроводами и механизмами изменения углов наклона трубопроводов к горизонту. Насосная установка снабжена водозаборным плавучим клапаном и посредством гибких элементов гидравлически соединена с трубопроводами. Трубопроводы подвешены на центральной стойке посредством тросовых растяжек. Трубопроводы имеют дальнеструйные аппараты на свободных концах и короткоструйные насадки по их длине. Механизмы изменения углов наклона трубопроводов к горизонту выполнены в виде силовых гидроцилиндров, смонтированных основаниями на центральной стойке, а их штоки кинематически связаны с концами тросовых растяжек. Дальнеструйные аппараты и короткоструйные насадки смонтированы на трубопроводах с возможностью сохранения вертикального положения корпусов посредством противовесов. Корпус противовеса размещен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на резьбовом сгоне. Один конец сгона зафиксирован контргайкой в резьбовой части горизонтально ориентированного на трубопроводе ниппеля. Полость сгона с другого конца закрыта резьбовой пробкой. Корпус размещен на внешней поверхности сгона между шайбами из антифрикционного материала. Шайбы на поверхности взаимно поджаты упругим элементом, например пружиной сжатия. Она размещена между фасонной шайбой и диском, смонтированным вместе с контргайкой на свободном резьбовом конце сгона. Корпус противовеса имеет полость. Донная часть противовеса закрыта пробкой. Полость корпуса противовеса предусмотрена для заполнения жидким балластом. Вода в качестве жидкого балласта поступает через радиальные отверстия ниппеля. Полость корпуса гидравлически соединена с резьбовым гнездом для установки резьбовой части или корпуса дальнеструйного аппарата, или корпуса короткоструйной насадки. Дождевальная машина обеспечит высокое качество дождя независимо от направления и скорости ветра при поливе сельскохозяйственных культур. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к технике для полива дождеванием сельскохозяйственных культур.

Известна дождевальная машина, смонтированная на раме трактора и снабженная насосной установкой с водозаборным клапаном, центральной стойкой и подвешенные на тросовых растяжках трубопроводами с дальнеструйными аппаратами и короткоструйными насадками, механизмами изменения углов наклона трубопроводов к горизонту в виде силовых гидроцилиндров, смонтированных основаниями на стойке, а штоками кинематически связанными с концами тросовых растяжек (GB, заявка Великобритании №1435999, А 01 G 25/09, 1976). Эта дождевальная машина нами принята в качестве прототипа.

К недостаткам описанной машины относятся ограниченные условия эксплуатации и низкое качество дождя.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, - возможность полива сельскохозяйственных культур дождевальными машинами при скорости ветра более 5 м/с.

Технический результат - повышение качества полива низкорослых и высокостебельных сельскохозяйственных культур при поливе в неблагоприятных климатических условиях.

Указанный технический результат достигается тем, что в известной дождевальной машине, смонтированной на раме трактора и снабженной насосной установкой с водозаборным клапаном, центральной стойкой и подвешенными на тросовых растяжках трубопроводами с дождевальными дальнеструйными аппаратами и короткоструйными насадками, механизмами изменения углов наклона трубопроводов к горизонту в виде силовых гидроцилиндров, смонтированных основаниями на стойке, а штоками кинематически связанных с концами тросовых растяжек, согласно изобретению дальнеструйные аппараты и короткоструйные насадки смонтированы на трубопроводах с возможностью сохранения вертикального положения корпусов посредством противовесов, каждый из которых имеет корпус, размещенный с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на резьбовом сгоне, один конец которого зафиксирован контргайкой в резьбовой части горизонтально ориентированного на трубопроводе ниппеля, полость сгона с другого конца закрыта резьбовой пробкой, а корпус размещен на внешней поверхности сгона между шайбами из антифрикционного материала, взаимно поджатыми упругим элементом в виде пружины сжатия, размещенной между фасонной шайбой и диском, смонтированным вместе с контргайкой на свободном резьбовом конце сгона, при этом корпус имеет полость, донная часть которого закрыта пробкой для заполнения жидким балластом, поступающим через радиальные отверстия ниппеля, а упомянутая полость корпуса гидравлически соединена с резьбовым гнездом для установки или аппарата, или насадки.

За счет того, что дальнеструйные аппараты и короткоструйные насадки на левом и правом трубопроводах смонтированы с возможностью поворота горизонтальных осей с сохранением вертикальных положений корпусов, достигается указанный выше технический результат.

Изобретение поясняется следующими фигурами.

На фиг.1 схематично представлена дождевальная машина при горизонтальном и наклонном положениях трубопровода, вид сзади.

На фиг.2 - то же, после перевода в транспортное положение, вид сзади.

На фиг.3 - то же, вид в плане.

На фиг.4 - сечение А-А на фиг.1, поперечный разрез трубопровода, корпуса противовеса и дальнеструйного аппарата.

На фиг 5 - сечение Б-Б на фиг.2, поперечный разрез трубопровода, корпуса противовеса и короткоструйной насадки.

Дождевальная машина смонтирована на раме трактора 1. Трактор 1 предпочтительно использовать класса тяги 3 гусеничной модификации. Дождевальная машина снабжена насосной установкой 2 с плавучим водозаборным клапаном 3. Водозаборный клапан 3 позволяет при движении трактора 1 засасывать воду из открытого оросителя. На раме трактора 1 смонтирована центральная стойка 5. На центральной стойке 5 посредством тросовых растяжек 6 подвешены левый трубопровод 7 и правый трубопровод 8. Трубопроводы 7 и 8 соединены шарнирно с центральной стойкой 5 и гидравлически связаны посредством рукавов 9 с нагнетательной полостью насосной установки 2. Центральная стойка 5 с тросовыми растяжками 6 и трубопроводами 7 и 8 снабжена возможностью поворота на угол 90° вокруг вертикальной оси. Левый трубопровод 7 и правый трубопровод 8 имеют на свободных концах дальнеструйные аппараты 10 (фиг.3), а по длине трубопроводов равномерно размещены короткоструйные насадки 11 (фиг.5). Трубопроводы 7 и 8 с центральной стойкой 5 дополнительно связаны механизмами 12 изменения углов наклона трубопроводов 7 и 8 к горизонту. Механизмы 12 выполнены в виде силовых гидроцилиндров, смонтированных основаниями на центральной стойке 5, а штоками кинематически связаны с концами тросовых растяжек 6.

Дальнеструйные аппараты 10 и короткоструйные насадки 11 на трубопроводах 7 и 8 смонтированы с возможностью сохранения вертикального положения корпусов 13 и 14 посредством противовесов 15 при изменении углов наклонов трубопроводов 7 и 8 к горизонту. Каждый из противовесов 15 имеет корпус. Корпус противовеса 15 размещен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на резьбовом сгоне 16. Сгон 16 снабжен резьбовыми участками на своих концах, как на внешней, так и внутренней поверхностях. Сгон 16 имеет группу радиальных отверстий 17. Один конец сгона 16 зафиксирован контргайкой 18 в резьбовой части горизонтально ориентированного на трубопроводе 7(8) ниппеля 19. С другого конуса (полость сгона 16) закрыта резьбовой пробкой 20. Корпус противовеса 15 размещен на внешней поверхности сгона 16 между шайбами 21 и 22 из антифрикционного материала. Сгон 16 выполнен из нержавеющей стали. Внешняя цилиндрическая поверхность сгона 16 подвергнута шлифовке. Шайбы 21, 22 и корпус противовеса 15 взаимно поджаты упругими элементами в виде пружины сжатия 23. Пружина сжатия 23 размещена между фасонной шайбой 24 и диском 25. Диск 25 вместе с контргайкой 26 смонтирован на свободном резьбовом конце сгона 16. Корпус противовеса 15 имеет полость для заполнения жидким балластом. Донная часть корпуса 15 закрыта пробкой 27. В полость корпуса 15 жидкий балласт (вода) поступает через радиальные отверстия 17 сгона 16 из ниппеля 19. Упомянутая полость корпуса противовеса 15 гидравлически соединена с резьбовым гнездом 28 для установки корпусов 13 и 14 или дальнеструйного дождевального аппарата 10 или короткоструйной насадки 11.

Дождевальная машина работает следующим образом.

При движении трактора 1 вдоль открытого оросителя 4 и работающей насосной установки 2 вода водозаборным клапаном 3 направляется в полость насосной установки 2 и под давлением поступает в рукава 9, а из них - в левый и правый трубопроводы 7 и 8. При поступлении воды под рабочим давлением в полости трубопроводов 7 и 8 через ниппели 19 она направляется в сгоны 16. Из сгонов 16 через радиальные отверстия 17 вода направляется в полости корпусов противовесов 15. Вода заполняет полости сгонов 16 и корпусов противовесов 15. За счет массы жидкого балласта каждый корпус противовеса 15 занимает вертикальное положение, поворачиваясь вокруг горизонтальной оси ниппеля 19 и сгона 16. Пружина сжатия 23 через фасонную шайбу 24 и шайбы 21 и 22 прижимает корпус противовеса 15 к контргайке 18, исключая этим течь воды между поверхностями ниппеля 16 и корпусом противовеса 15. Резьбовое гнездо 28 вместе с корпусом 13 (фиг.4) или с корпусом 14 (фиг.5) занимают вертикальное положение. Вода под давлением поступает на дефлекторную часть короткоструйной насадки 11 и разбивается на мелкие струи, а затем в виде капель дождя поступает на поверхность орошаемого участка.

При поливе сельскохозяйственных культур в тихую погоду (при скорости ветра менее 3 м/с) механизмами 12 трубопроводы 7 и 8 вместе с дальнеструйными аппаратами 10 и короткоструйными насадками 11 поднимают над поверхностью орошаемого участка. За счет большой высоты установки дальнеструйных аппаратов 10 на концевых участках трубопроводов 7 и 8 увеличивается дальность полета струи воды, которые, разбиваясь при встрече с воздушным потоком, в виде мелких капель омывают листостебельную массу сельскохозяйственных культур и орошают корнеобитаемый слой почвы, увеличивая нижний порог влагоемкости до оптимальных величин.

При работе в период засух (при скорости ветра больше 5 м/с и температуре окружающей среды больше +25...+28°С) оператор дождевальной машины механизмами 12 трубопроводы 7 и 8 приводит в горизонтальные положения (см. фиг.1). За счет противовесов 15 каждая короткоструйная насадка 11 и каждый дальнеструйный аппарат 10 занимают свои рабочие положения, обеспечивая заданное качество дождя и исключая снос ветром дождевого облака.

После завершения полива на данном участке трубопроводы 7 и 8 механизмами 12 на центральной стойке 5 приводят в транспортные положения (см. фиг.2 и 3) для перемещения дождевальной машины по технологической дороге вдоль оросителя 4.

Дождевальная машина, смонтированная на раме трактора и снабженная насосной установкой с водозаборным клапаном, центральной стойкой и подвешенными на тросовых растяжках трубопроводами с дальнеструйными аппаратами и короткоструйными насадками, механизмами изменения углов наклона трубопроводов к горизонту в виде силовых гидроцилиндров, смонтированных основаниями на центральной стойке, а штоками кинематически связанных с концами тросовых растяжек, отличающаяся тем, что дальнеструйные аппараты и короткоструйные насадки смонтированы на трубопроводах с возможностью сохранения вертикального положения корпусов аппаратов и насадок посредством противовесов, каждый из которых имеет корпус, размещенный с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на резьбовом сгоне, один конец которого зафиксирован контргайкой в резьбовой части горизонтально ориентированного на трубопроводе ниппеля, полость сгона с другого конца закрыта резьбовой пробкой, а корпус размещен на внешней поверхности сгона между шайбами из антифрикционного материала, взаимно поджатыми упругим элементом в виде пружины сжатия, размещенной между фасонной шайбой и диском, смонтированным вместе с контргайкой на свободном резьбовом конце сгона, при этом корпус имеет полость для заполнения жидким балластом, донная часть которого закрыта пробкой, поступающим через радиальные отверстия ниппеля, а упомянутая полость корпуса гидравлически соединена с резьбовым гнездом для установки или дальнеструйного аппарата, или короткоструйной насадки.