Способ оценки гигроскопичности авиационных синтетических масел
Изобретение относится к области испытаний нефтепродуктов, преимущественно к оценке гигроскопичности авиационных синтетических масел, и может быть использовано в организациях, занимающихся разработкой и применением масел для авиационной техники, и для оценки изменения качественного состояния авиационных синтетических масел по склонности к обводнению в условиях применения. В способе оценки гигроскопичности авиационных синтетических масел по количеству поглощенной воды, включающий взятие навески масла, ее выдерживание при заданной относительной влажности и температуре в присутствие дистиллированной воды и последующий расчет количества поглощенной воды по зависимости, дополнительно определяют содержание воды в исходной навеске (С0) задают время выдерживания (t) навески масла при заданной относительной влажности и температуре, а количество поглощенной воды (Ct) в навеске масла рассчитывают по математической зависимости с учетом экспериментальных максимальной постоянной растворимости воды (Сmax) и постоянного коэффициента (ka) для конкретных марок авиационных синтетических масел. Достигается сокращение времени определения, снижение трудоемкости испытания, повышение чувствительности метода в оценке склонности к обводнению авиационных синтетических масел в условиях применения без снижения требований к точности и достоверности метода. 1 ил., 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к области испытаний нефтепродуктов, преимущественно к оценке гидролитической стабильности авиационных синтетических масел, и может быть использовано в организациях, занимающихся разработкой и применением масел для авиационной техники, и для оценки изменения качественного состояния авиационных синтетических масел по склонности к обводнению в условиях применения.
Обводнение авиационных синтетических масел является одним из факторов, влияющих на состояние и износ двигателей в процессе эксплуатации и на качество масла в процессе хранения и применения.
Авиационные синтетические масла представляют собой многокомпонентные системы. Наличие присадок, механических загрязнений и воды изменяет механизм и интенсивность гидролиза сложных эфиров, входящих в их состав. При попадании воды в маслосистемы двигателей или в резервуары масла на основе сложных эфиров, обладающие высокой гигроскопичностью, интенсивно поглощают воду, подвергаясь при этом обратной реакции гидролиза, что приводит к значительному понижению термостабильности и защитных свойств масел. Следствием этого является значительное уменьшение периода эксплуатации эфирных масел в маслосистемах авиационных двигателей и сроков их хранения.
В России для применения в авиации разработаны и допущены к применению синтетические масла на основе [Чулков П.В., Чулков И.П. Смазочные масла для транспортной техники. М.: Воениздат, 2001 г. - 383 с.]:
- диэфиров: ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у;
- пентаэритритовых эфиров: Б-3В;
- смешанных сложных эфиров: 36/1 КУ-А.
Для определения гигроскопичности синтетических масел известен способ, включающий взятие и выдерживание 350 г навески масла в условиях 100% относительной влажности при комнатной температуре в течение 150 ч. Содержание воды определяется гидридкальциевым методом по ГОСТ 1822 [Чернова К.С., Шивина Р.К., Козлова Н.Н., Каверина Н.И. Исследование водопоглощения и гидролитической устойчивости авиационных масел для ГТД. - Химия и технология топлив и масел, 1969, №10, с.50-53].
В известном методе следует отметить отсутствие учета воды, содержащейся первоначально в исходном образце масла, значительную продолжительность испытания, а также низкую чувствительность метода в количественной оценке поглощенной воды от изменения температурного диапазона.
Из зарубежных методов оценки гигроскопичности масел наиболее широко используется федеральный метод США FTMS 3457 [Method FTMS 3457. Hydrolytic stability. Federal Test Method Standard №791B. Lubricants, Liquid Fuels and Related Products; Method of Testing, January, 1969].
Сущность метода заключается в количественной оценке изменения качества масла в присутствии воды после выдерживания в термостате в течение 48 ч при температуре 93°С и постоянном перемешивании в присутствии медной пластины.
В качестве недостатка следует отметить длительность испытания, недостаточную объективность воспроизводимых результатов в условиях каталитического влияния медной пластинки, отсутствие учета растворенной воды в исходной навеске масла.
Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является метод оценки гигроскопичности масел по количеству растворенной воды [Ечин А.И., Новосартов Г.Т., Попова Е.А. Гигроскопичность синтетических масел. - Химия и технология топлив и масел, 1981, №4, с.26-28]. Сущность метода заключается в гравиметрическом определении количества влаги, поглощенной маслом в среде дистиллированной воды и хлористого кальция.
В прототипе предварительно пробу масла выдерживают при температуре 20±3°С не менее 1 часа. После чего отбирают шесть навесок масла по 40 мл каждую и выдерживают в течение 72 часов при атмосферном давлении, относительной влажности 100% и температуре 20°С в эксикаторах. При этом три навески масла выдерживают в эксикаторе с дистиллированной водой до насыщения влагой и три подвергают осушке в эксикаторе с хлористым кальцием, предварительно прокаленным не менее 3-х часов при температуре 250-300°С, с целью исключения влияния влаги, содержащейся в исходном масле, на его гигроскопичность. До внесения навесок в эксикаторы последние выдерживают с закрытой крышкой не менее 12 ч при температуре 20±3°С.
Гигроскопичность испытуемого масла оценивают по сумме изменения массы образцов осушенных и насыщенных влагой навесок и рассчитывают по формуле:
где Г - гигроскопичность испытуемого масла, %;
m, m' - масса испытуемого масла, выдерживаемого в эксикаторе с водой и хлористым кальцием, соответственно, г;
m1, - масса с бюксом до испытания в эксикаторе с водой и с хлористым кальцием, соответственно, г;
m2, - масса с бюксом после испытания в эксикаторе с водой и с хлористым кальцием, соответственно, г.
За результат испытания принимают среднее арифметическое из двух повторных испытаний, каждое из которых принимается равным среднему арифметическому из трех определений.
В качестве недостатков прототипа отметим:
длительность проведения испытания;
выдерживание навески масла в среде прокаленного хлористого кальция;
полученные результаты зависят от условий использования максимально осушенной навески масла;
высокие требования к обезвоживанию используемого испытательного оборудования, что в условиях изменения давления и температуры снижает объективность воспроизводимых результатов;
для повышения чувствительности испытания с учетом обеспечения воспроизводимости полученных результатов используют значительное количество навесок масла (12 навесок).
Технический результат изобретения - сокращение времени определения, снижение трудоемкости испытания, повышение чувствительности метода в оценке склонности к обводнению авиационных синтетических масел в условиях применения без снижения требований к точности и достоверности метода.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе оценки гигроскопичности авиационных синтетических масел по количеству поглощенной воды, включающий взятие навески масла, ее выдерживание при заданной относительной влажности и температуре в присутствии дистиллированной воды и последующий расчет количества поглощенной воды по зависимости, согласно изобретения, дополнительно определяют содержание воды в исходной навеске масла, задают время выдерживания навески при заданной относительной влажности и температуре, а количество поглощенной воды рассчитывают по следующей зависимости:
Сt=Сmax-[(Сmax-С0)ехр(кat)],
где Ct - количество поглощенной воды в навеске масла, %;
С0 - содержание воды в исходной навеске масла, %;
Сmax - экспериментальная максимальная постоянная растворимости воды в конкретном масле, %:
Сmax=0,1030 (для ВНИИ НП 50-1-4ф),
Сmax=0,0983 (для ВНИИ НП 50-1-4у),
Сmax=0,3670 (для Б-3В),
Сmax=0,4850 (для 36/1 КУ-А),
t - заданное время выдерживания навески масла при заданной относительной влажности и температуре, ч;
кa - экспериментальный постоянный коэффициент для конкретных масел:
кa=-0,163 (для ВНИИ НП 50-1-4ф),
ка=-0,133 (для ВНИИ НП 50-1-4у),
ка=-0,159 (для Б-3В),
ка=-0,11 (для 36/1 КУ-А).
На чертеже представлена зависимость изменения концентрации воды в конкретных марках авиационных синтетических маслах от времени выдерживания. Кривая 1 характерна - для 36/1 КУ-А, кривая 2 для Б-3В, кривая 3 - для ВНИИ НП 50-1-4ф, кривая 4 - для ВНИИ НП 50-1-4у.
При проведении экспериментальных исследований по оценке обводненности конкретных марок авиационных синтетических масел были получены расчетные значения максимальной постоянной (Сmax) растворимости воды в авиационных синтетических маслах и постоянного коэффициента (ка) для конкретных марок, что создало возможность определить количество поглощенной воды в авиационных синтетических маслах за заданный интервал времени при атмосферном давлении, заданных относительной влажности и температуре. Заявленный способ за счет учета содержания воды в исходной навеске (С0) масла исключает длительный процесс осушки исходной навески масла и испытательного оборудования, снижает время определения.
Способ осуществляется следующим образом. Отбирают навеску масла 50 г и определяют исходное содержание воды в навеске (С0) кулонометрическим титрованием по методу Фишера [ГОСТ 14870. Продукты химические. Методы определения воды], который является чувствительным в определении гигроскопичной, кристаллизационной, сорбированной и окклюдированной воды.
Затем навеску масла, налитую в емкость, помещают в замкнутую герметичную нагреваемую камеру с водой при атмосферном давлении. Создают в камере относительную влажность 100% и задают температуру 20°С.
Выдерживают навеску масла в течение заданного времени (t) при заданной относительной влажности и температуре, по истечении которого, определяют содержание поглощенной воды в навеске масла (Сt) по расчетной зависимости:
Ct=Cmax-[(Cmax-C0)exp(каt)],
где Сt - количество поглощенной воды в навеске масла, %;
С0 - содержание воды в исходной навеске масла, %;
Cmax - экспериментальная максимальная постоянная растворимости воды в конкретном масле, %:
Сmax=0,1030 (для ВНИИ НП 50-1-4ф),
Сmax=0,0983 (для ВНИИ НП 50-1-4у),
Сmax=0,3670 (для Б-3В),
Сmax=0,4850 (для 36/1 КУ-А),
t - заданное время выдерживания навески масла при заданной относительной влажности и температуре, ч;
ка - экспериментальный постоянный коэффициент для конкретных масел:
ка=-0,163 (для ВНИИ НП 50-1-4ф), ка=-0,133 (для ВНИИ НП 50-1-4у),
ка=-0,159 (для Б-3В), ка=-0,11 (для 36/1 КУ-А).
Температурный режим в замкнутой герметичной нагреваемой камере обеспечивают блоком нагрева и контролируют блоком автоматики. Давление в герметичной полости контролируют манометром давления.
Заявляемым способом были исследованы авиационные синтетические масла ВНИИ НП 50-1-4у, ВНИИ НП 50-1-4Ф, Б-3В, 36/1-КУА.
Результаты испытаний, представленные в таблице 1, авиационных синтетических масел заявленным способом показали:
что максимальный предел растворимости воды в углеводородных соединениях эфирного основания составляет 30 ч (см. чертеж, кривая 3, кривая 4) для диэфиров (ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у) и 48 ч (см. чертеж, кривая 1, кривая 2) для пентаэритритовых (Б-3В) и смешанных сложных эфиров (36/1 КУ-А);
при дальнейшем выдерживании массы навески по времени в условиях испытания склонность поглощать влагу из воздуха не изменяется и остается постоянной;
предельная концентрация растворенной воды в авиационных синтетических маслах при 20°С составляет соответственно: для ВНИИ НП 50-1-4у - 0,0983%, ВНИИ НП-50-1-4ф - 0,1030%, Б-3В - 0,3670%, 36/1КУ-А - 0,4850%;
масла на основе пентаэритритовых и смешанных сложных эфиров при прочих равных условиях (атмосферном давлении, относительной влажности 100%, температуре 20°С) обладают низкой гидролитической стабильностью (см. чертеж, кривая 1, кривая 2);
по склонности поглощать влагу масла из воздуха располагаются в ряду ВНИИ НП 50-1-4у, ВНИИ НП-50-1-4ф, Б-3В, 36/1 КУ-А.
Таблица 1Склонность к изменению гигроскопичности по количеству поглощенной влаги авиационных синтетических масел за определенный отрезок выдерживания | ||||||
Марка масла | Исходное* содержание воды, С0, % | Время эксперимента, ч | ||||
28 | 30 | 48 | 50 | 60 | ||
Б-3В | 0,0094 | 0,2790 | 0,3100 | 0,3670 | 0,3670 | 0,3670 |
36/1 КУ-А | 0,0034 | 0,3190 | 0,3700 | 0,4850 | 0,4850 | 0,4850 |
ВНИИ НП 50-1-4ф | 0,0019 | 0,1031 | 0,1034 | 0,1034 | 0,1034 | 0,1034 |
ВНИИ НП 50-1-4у | 0,0021 | 0,0981 | 0,0983 | 0,0983 | 0,0983 | 0,0983 |
Примечание - *при атмосферном давлении, относительной влажности 100% и температуре 20°С |
Для определения чувствительности заявленного способа в отображении объективности полученных результатов определения количества поглощенной воды синтетическими авиационными маслами за определенный отрезок времени по расчетной зависимости в образцах навесок масла дополнительно определялось количество поглощенной воды кулонометрическим титрованием по методу Фишера.
Результаты испытаний по оценке гигроскопичности авиационных синтетических масел заявленного способа и прототипа представлены в таблицах 2, 3.
Таблица 2Результаты испытаний по оценке гигроскопичности авиационных синтетических масел заявленного способа и прототипа | |||||||
Наименование образца масла | Содержание воды в исходном масле, С0, % | Задаваемые параметры* | Расчетное количество воды, % масс. | Количество воды, % масс. | |||
Сmax, % | кa | t, ч | заявленный способ | прототип | |||
Б-3В | 0,0094 | 0,3670 | -0,159 | 0,18 | 0,0463 | 0,0418 | 0,0500 |
36/1 КУ-А | 0,0034 | 0,4850 | -0,11 | 0,18 | 0,0531 | 0,0519 | 0,0560 |
ВНИИ НП 50-1-4у | 0,0019 | 0,1030 | -0,133 | 0,18 | 0,0061 | 0,0048 | 0,0063 |
ВНИИ НП 50-1-4ф | 0,0021 | 0,0983 | -0,163 | 0,18 | 0,0029 | 0,0027 | 0,0039 |
Таблица 3Оценка гигроскопичности авиационных синтетических масел по количеству поглощенной воды | ||
Показатели | Заявляемый способ | Прототип |
Показатель оценки | Содержание воды, % | Содержание воды, % |
Условия проведения испытания: | ||
продолжительность определения, ч | 0,18 | 176* |
масса навески, г | 50 | 480* |
количество навесок, шт. | 1 | 12* |
относительная влажность, % | 100 | 100 |
температура при испытании,°С | 20 | 20 |
Чувствительность метода: | ||
Предварительная подготовка навески масла | не требуется | Выдерживание при температуре 20±3°С не менее 1 ч |
Требования к обводненности испытательного оборудования | не требуется | Выдерживание эксикаторов не менее 12 ч при температуре 20±3°С |
Выдерживание навески масла в среде хлористого кальция | не требуется | 72 ч для одного определения |
Определение содержания воды в исходной навеске масла | + | не определяется |
Возможность изменения параметров процесса обводнения | Температура, время, масса навески, относительная влажность, давление | условия постоянные |
Варьируемые факторы | Температура, время, масса навески, относительная влажность, давление | условия постоянные |
Примечание - *с учетом параллельных определений |
Таким образом, заявленный способ позволит повысить чувствительность метода в оценке склонности к обводнению авиационных синтетических масел без снижения требований к точности и достоверности метода, сократить время определения, снизить трудоемкость испытания.
Способ оценки гигроскопичности авиационных синтетических масел по количеству поглощенной воды, включающий взятие навески масла, ее выдерживание при 100%-ной относительной влажности и заданной температуре в присутствии дистиллированной воды и последующий расчет количества поглощенной воды по зависимости, отличающийся тем, что дополнительно определяют содержание воды в исходной навеске масла, задают время выдерживания навески при заданной 100%-ной относительной влажности и температуре, а количество поглощенной воды рассчитывают по следующей зависимости:
Ct=Cmax-[(Cmax-C0)exp(kat)],
где Сt - количество поглощенной воды в навеске масла, %;
С0 - содержание воды в исходной навеске масла, %;
Cmax - экспериментальная максимальная постоянная растворимости воды в конкретном масле, %:
Сmax=0,1030 для ВНИИ НП 50-1-4ф на основе диэфиров,
Сmax=0,0983 для ВНИИ НП 50-1-4у на основе диэфиров,
Cmax=0,3670 для Б-3В на основе пентаэритритовых эфиров,
Сmax=0,4850 для 36/1 КУ-А на основе смешанных сложных эфиров;
t - заданное время выдерживания навески масла при заданной относительной влажности и температуре, ч;
ka - экспериментальный постоянный коэффициент для конкретных масел:
ka=-0,163 для ВНИИ НП 50-1-4ф, ka=-0,133 для ВНИИ НП 50-1-4у,
ka=-0,159 для Б-3В, ka=-0,11 для 36/1 КУ-А.