Привод колеса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании вездеходов и другой транспортной техники для различных отраслей народного хозяйства, способной работать в сложных дорожных условиях. Привод колеса транспортного средства содержит приводной вал и колесный редуктор, снабженный механизмами блокировки водила с диском и блокировки водила с поперечной балкой. Новым в приводе колеса транспортного средства является подшипниковое соединение между диском колеса и водилом редуктора, расположенное непосредственно на консольной оси диска, а полость установки колесного редуктора, находящаяся в диске колеса, закрыта подвижной крышкой с сальником. Технический результат - снижение потерь мощности на трение в подшипниках привода, уменьшение веса движителя и конструктивное упрощение герметизации полости установки колесного редуктора. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании вездеходов и другой транспортной техники для различных отраслей народного хозяйства, способной работать в сложных дорожных условиях.

Известно транспортное средство (патент РФ №2042529, кл. В 60 В 15/00, В 60 К 17/32, 1995), привод колеса которого содержит приводной вал и колесный редуктор, снабженный механизмами блокировки водила с диском и блокировки водила с поперечной балкой.

Недостатком привода колеса транспортного средства являются повышенные потери мощности на трение в подшипниках, высокая металлоемкость движителя и сложность герметизации полости установки колесного редуктора.

Ожидаемым техническим результатом изобретения является снижение потерь мощности на трение в подшипниках привода, уменьшение веса движителя и конструктивное упрощение герметизации полости установки колесного редуктора.

Сущность изобретения состоит в том, что привод колеса транспортного средства, содержащий приводной вал и колесный редуктор, снабженный механизмами блокировки водила с диском и блокировки водила с поперечной балкой, имеет подшипниковое соединение между диском колеса и водилом редуктора, расположенное непосредственно на консольной оси диска, а полость установки колесного редуктора, находящаяся в диске колеса, закрыта подвижной крышкой с сальником. При этом значительно уменьшаются размеры и масса подшипников колесного редуктора и его металлоемкость за счет изменения формы водила, что приводит к снижению потерь на трение и упрощению конструктивных решений, направленных на герметизацию полости установки колесного редуктора.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый привод колеса транспортного средства отличается тем, что подшипниковое соединение осуществлено непосредственно между водилом редуктора и консольной осью диска, полость установки редуктора герметизирована подвижной крышкой с сальником, изменена форма водила.

На фиг.1 изображен продольный разрез колесного движителя; на фиг.2 - сечение А-А фиг.1.

Привод колеса транспортного средства содержит приводной вал 1, на конце которого в подшипниках 2 установлено водило 3 и колесный редуктор, снабженный механизмами блокировки водила 3 с диском 4 и блокировки водила 3 с поперечной балкой 5. В полости 6 водила 3 размещена ведущая шестерня 7 и механизм 8 блокировки водила 3 с диском 4. Ведущая шестерня 7 находится в зацеплении с ведомым зубчатым колесом 9, закрепленным на внутренней цилиндрической поверхности диска 4. На водиле 3 концентрично приводному валу 1 имеется несколько разнесенных элементов фиксации механизма 10 блокировки водила 3 с поперечной балкой 5 в заданных положениях с целью изменения клиренса транспортного средства. Подшипниковое соединение 11 между диском 4 колеса и водилом 3 редуктора расположено непосредственно на консольной оси 12 диска 4. Полость 13 установки колесного редуктора закрыта крышкой 14 с сальником 15.

Привод работает следующим образом.

При движении транспортного средства по твердому грунту пара зубчатых колес 7 и 9 разблокирована механизмом 8, а поперечная балка 5 и водило 3 колесного редуктора сблокированы между собой механизмом 10, обеспечивающим нужный клиренс транспортного средства. Крутящий момент передается от приводного вала 1 через зубчатую передачу на диск 4. В этом случае диск 4 вращается вокруг своей геометрической оси, а крышка 14 с сальником 15, обеспечивающая уплотнение полости установки редуктора, остается неподвижной.

Если будут разблокированы механизмы 8 и 10, то поперечная балка 5 опустится в положение, при котором шестерня 7 будет обкатываться по внутреннему зацеплению зубчатого колеса 9 в его нижней части, причем отклонение шестерни 7 от центра контакта колеса с опорной поверхностью обеспечивается пропорционально касательной силе тяги. Приведение транспортного средства в движение осуществляется за счет смещения составляющей веса, приходящегося на колесо, относительно центра контакта колеса с опорной поверхностью.

С целью перевода привода колеса транспортного средства для движения по грунтам с низкой несущей способностью блокируется зубчатая пара механизмом 8, а блокировка механизма 10 отключается. В этом случае вращение колеса осуществляется относительно приводного вала 1, при этом меняются условия воздействия колеса на грунт в зоне контакта, что выражается в увеличении сдвигаемых объемов грунта по глубине, вследствие чего возрастает тяговое усилие транспортного средства, В этом режиме диск 4 с водилом 3 и крышкой 14 вращаются вокруг оси приводного вала 1.

Постановка подшипникового соединения между диском колеса и водилом редуктора непосредственно на консольной оси диска уменьшает размеры подшипников и водила, что приводит к снижению потерь мощности на трение и веса механизма привода, обеспечивает простоту конструкции уплотнения полости установки редуктора и повышает эксплуатационную технологичность движителя.

Привод колеса транспортного средства, содержащий приводной вал и колесный редуктор, снабженный механизмами блокировки водила с диском и блокировки водила с поперечной балкой, отличающийся тем, что подшипниковое соединение между диском колеса и водилом редуктора расположено непосредственно на консольной оси диска, а полость установки колесного редуктора, находящаяся в диске колеса, закрыта подвижной крышкой с сальником.