Защитно-адгезионный подслой для бронирования вкладных зарядов из твердого топлива
Изобретение относится к области ракетной техники, в частности, к разработке защитно-адгезионного подслоя для скрепления бронепокрытия с поверхностью заряда при бронировании вкладных зарядов твердого ракетного топлива двухосновного (баллиститного) типа. Предложен подслой, содержащий 4,4',4"-трифенилметантриизоцианат, дихлорэтан, монометакриловый эфир этиленгликоля в качестве адгезионной добавки и дибутилоловодилаурат в качестве катализатора отверждения. Изобретение направлено на создание подслоя, позволяющего увеличить прочность скрепления бронепокрытия с поверхностью топливного заряда, содержащего в своем составе компоненты на основе производных полиформальдегидов, исключить использование дополнительного подслоя на основе ацетата целлюлозы, обладающего высокой защитной способностью от миграционных процессов в системе «топливо-бронепокрытие» и обеспечивающего стабильность баллистических характеристик зарядов с бронепокрытием в процессе хранения. 1 табл.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники, а именно к вкладным зарядам баллиститного твердого топлива, в частности к области создания защитно-адгезионных подслоев для скрепления бронепокрытия с поверхностью заряда и может быть использовано при отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива (ТРТ).
Конструкции вкладных зарядов из баллиститных твердых топлив, бронированных по определенным поверхностям, широко используются в ракетной технике, особенно для двигателей активно-реактивных систем (АРС), противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС) и др. Создание высокоточных управляемых реактивных снарядов, в том числе с наиболее современными методами наведения на цель (по лазерному и радиолучу) осложняется низкой надежностью передачи команд на борт снаряда при наличии существенной задымленности трассы полета.
Основные источники дыма при работе управляемых реактивных снарядов - продукты сгорания твердого топлива и терморазложения бронепокрытия.
В настоящее время широко используются бронепокрытия на основе ацетата целлюлозы, обладающие низкой мощностью дымообразования. Однако в процессе длительного хранения зарядов снижается термостойкость ацетилцеллюлозного бронепокрытия, увеличивается мощность дымообразования из-за миграции пластификатора топлива - нитроглицерина в бронепокрытие. Все это приводит к изменению химического состава как топлива, так и бронепокрытия.
Для уменьшения миграции нитроглицерина из топлива в бронепокрытие на топливо наносится защитно-адгезионный подслой.
Известен защитно-адгезионный подслой (патент RU 2217460) для бронирования зарядов ТРТ, состоящий из 20% раствора 4,4',4"-трифенилметантриизоцианата в дихлорэтане, а в качестве адгезионной добавки в него вводится аллиловый спирт в количестве 0,5-2%. Подслой отверждается на поверхности топливной шашки при температуре 15-35°С под действием оловоорганического катализатора в течение 0,75-6,0 ч. Данный состав адгезионного подслоя по патенту RU 2217460 выбран авторами в качестве прототипа предлагаемого изобретения. Однако в процессе изготовления зарядов с использованием защитно-адгезионного подслоя по указанному патенту выявлены следующие недостатки:
- в силу ряда объективных причин производство аллилового спирта ограничено;
- при бронировании зарядов из топлив, содержащих компоненты на основе производных полиформальдегидов, необходимо нанесение дополнительного подслоя на основе ацетата целлюлозы, так как производные полиформальдегидов существенно снижают адгезию ацетилцеллюлозного бронепокрытия к топливу через известный защитно-адгезионный подслой.
- Аллиловый спирт гигроскопичен и требует при использовании его в составе защитно-адгезионного подслоя дополнительной операции удаления влаги с 2% до 0,05%.
Технической задачей предлагаемого изобретения является создание адгезионного подслоя, свободного от упомянутых недостатков, обладающего высокой защитной способностью от миграционных процессов в системе «топливо-бронепокрытие» и обеспечивающего необходимые характеристики, как бронепокрытия, так и топлива и способствующего снижению дымообразования в процессе работы РДТТ после длительного хранения.
Технический результат достигается за счет того, что защитно-адгезионный подслой (для бронирования зарядов ТРТ) на основе 4,4',4" -трифенилметантриизоцианата с дихлорэтаном, в качестве адгезионной добавки вместо аллилового спирта содержит монометакриловый эфир этиленгликоля в количестве 0,5-1,5 мас.% и катализатор отверждения в количестве от 0,05 до 0,5 мас.% в зависимости от температурно-влажностных условий сушки.
Предлагаемый подслой имеет ряд преимуществ в сравнении с прототипом, содержащим аллиловий спирт, в частности:
- позволяет увеличить прочность скрепления бронепокрытия с поверхностью топливного заряда, содержащего в своем составе компоненты на основе производных полиформальдегидов и тем самым исключает использование дополнительного подслоя на основе ацетата целлюлозы («АЦ»);
- монометакриловый эфир этиленгликоля, продукт практически не гигроскопичный и не требует дополнительной операции (удаление влаги) перед использованием;
- монометакриловый эфир этнленгликоля является малотоксичным продуктом по сравнению с аллиловым спиртом.
Технология приготовления предлагаемого подслоя и нанесение его на топливную шашку близка к имеющемуся подслою и не требует технологического и аппаратурного изменения процесса бронирования зарядов методом литья под давлением.
Ниже (см. таблицу) приводятся примеры рецептур предлагаемого подслоя, его миграционные и адгезионные свойства.
Таблица | |||||||
Наименование показателей | Ед. изм. | Подслой по прототипу | Предлагаемые составы, примеры № | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Состав подслоя:- 4,4',4"-трифенилметантриизоцианат | % | 19,55-19,85 | 19,60 | 19,65 | 19,70 | 19,85 | 19,90 |
- дихлорэтан | % | 78,4-80,0 | 79,85 | 79,25 | 78,65 | 78,95 | 79,10 |
- спирт аллиловый | % | 0,5-2,0 | - | - | - | - | - |
- монометакриловый эфир этиленгликоля | % | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 0,5 | |
- дибутилоловодилаурат | % | 0,05-0,2 | 0,05 | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,5 |
Прочность адгезии бронепокрытия к баллиститному топливу | |||||||
- высокоэнергетическому | Кгс/см2 | 63,1-68,4 | 65,7 | 68,4 | 69,1 | 63,6 | 62,8 |
- с низкой скоростью горения | Кгс/см2 | 64,0-66,5* | 65,1 | 65,6 | 64,3 | 65,4 | 63,1 |
Содержание нитроэфиров в бронепокрытии после хранения в течение 30 суток для зарядов из высокоэнергетического топлива | |||||||
при 20°С | % | 0,54-0,7 | 0,49 | 0,51 | 0,44 | 0,59 | 0,63 |
при 60°С | % | 2,38-2,96 | 2,04 | 2,45 | 2,01 | 2,5 | 2,85 |
Продолжение таблицы | |||||||
Наименование показателей | Ед. изм. | Подслой по прототипу | Предлагаемые составы, примеры № | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Содержание нитроэфиров в бронепокрытии после хранения в течение 22 суток для зарядов из топлива с низкой скоростью горения | |||||||
при 20°С | % | 0,4-0,6 | 0,39 | 0,41 | 0,24 | 0,51 | 0,35 |
при 60°С | % | 5,9-7,4 | 4,81 | 5,25 | 4,62 | 5,86 | 5,07 |
Мощность дымообразования после форсированного старения зарядов при температуре испытания 50°С | |||||||
- высокоэнергетического топлива | м2/с | 0,8-1,8 | 1,0-1,4 | 0,9-1,2 | 0,8-1,1 | 1,2-1,4 | 0,8-1,0 |
- топливо с низкой скоростью горения | м2/с | 1,2-2,1 | 1,3-1,8 | 1,5-2,0 | 1,4-1,9 | 1,5-2,0 | 1,2-1,6 |
* изделия с дополнительным подслоем на основе «АЦ». |
Из данных таблицы видно, что прочность адгезии бронепокрытия к топливу, содержание нитроэфиров в бронепокрытии после хранения и мощность дымообразования после форсированного старения находятся на уровне подслоя, взятого в качестве прототипа. Однако следует отметить, что прочность адгезии к топливу с низкой скоростью горения и содержащему в своем составе компоненты на основе производных полиформальдегидов находится на уровне прототипа, но без нанесения дополнительного подслоя на основе «АЦ». Предлагаемый подслой проверен с положительными результатами путем изготовления натурных бронируемых изделий и проведением их стендовых испытаний.
Защитно-адгезионный подслой для бронирования вкладных зарядов из твердого топлива, включающий 4,4',4"-трифенилметантриизоционат, дихлорэтан и катализатор отверждения дибутилоловодилаурат, отличающийся тем, что в качестве адгезионной добавки содержит монометакриловый эфир этиленгликоля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
4,4',4"-Трифенилметантриизоционат | 19,60-19,90 |
Дихлорэтан | 78,65-79,85 |
Монометакриловый эфир этиленгликоля(МЭГ) | 0,5-1,5 |
Дибутилоловодилаурат | 0,05-0,50 |