Присадка к дизельному топливу, дизельное топливо

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу, содержащему эту присадку. Присадка к дизельному топливу содержит до 75% алкил (C3-C20) нитрата, 0,1-15% алкилсукцинимида, где алкил C1-C25, и до 100 сополимера этилена с альфа-олефинами с мол. массой 500-30.000. Описано также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,0005-1,0 мас.%. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо или дизельное топливо нефтяного происхождения. Присадка обладает высокой эффективностью. Использование ее в составе газоконденсатного дизельного топлива позволит существенно расширить область его применения. 2 з.п.ф-лы, 2 табл.

Реферат

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.

Известно, что для улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив в их состав вводят депрессорные присадки. В качестве депрессорных присадок используют полимерные присадки на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода. (Патент США № 4175926, С 10 L 1/18, 1979 г.)

Известно использование в качестве присадок, понижающих температуру помутнения, температуру застывания и температуру предельной фильтруемости дизельных топлив, продуктов с мол.массой 300-10.000, содержащих парафиновые углеводороды С1230 и полярные соединения типа имидов, амидов, вторичных и третичных аминов, солей аммония. (Заявка Франции № 2510598, С 10 L 1/22, 1983 г.)

Известны депрессорные присадки к дизельным топливам, представляющие собой алкилнафталины, сополимеры этилена с винилацетатом, хлорированный полимер этилена и полиамид янтарной кислоты, а также их смеси. (Патент США № 3910776, С 10 L 1/22, 1975 г.)

Однако все эти присадки недостаточно эффективны, и дизельные топлива, их содержащие, не могут быть использованы в условиях Крайнего Севера. Кроме того, эти присадки не обеспечивают требуемых пусковых свойств дизельных топлив в условиях низких температур.

Для улучшения пусковых свойств дизельных топлив в состав присадок вводят нитраты алифатических спиртов.

Известна, например, присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%.

Оксипропилированный жирный спирт C6-C16
с мол.массой 300-20005-15
Сульфонат щелочно-земельного металла5-15
Сополимер фракции алкилметакрилатов С824
с винилацетатом с мол.массой 1000-1000010-25
Нитрат алифатического спирта С3-C18До 100

(Патент РФ № 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.)

Однако дизельные топлива, содержащие эту присадку, не обладают требуемыми низкотемпературными характеристиками.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%:

2-этилгексилнитрат40-90
Сополимер на основе этиленненасыщенных
мономеровДо 40
Углеводородная фракция, выкипающая
в интервале 160-360°СДо 100

Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее присадку указанного выше состава в количестве 0,001-0,5 мас.%. (Патент № 2208039, С 10 L 1/18, 1/22, 2003 г.)

Недостатком этого решения является то, что дизельные топлива, содержащие присадку, обладают недостаточно хорошими низкотемпературными свойствами: значения температуры застывания и температуры предельной фильтруемости недостаточно низкие.

Задачей изобретения является разработка присадки к дизельному топливу, а также дизельного топлива, обладающего улучшенными низкотемпературными свойствами.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%:

Алкил (С320) нитратНе более 75
Алкилсукцинимид, где алкил С1250,1-15
Солимер этилена с альфа-олефинами с мол.массой
500-30000До 100

Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,0005-1,0 мас.%.

При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо или дизельное топливо нефтяного происхождения.

Отличия заявляемого технического решения состоят в использовании в составе присадки сополимера этилена с альфа-олефинами с мол. массой 500-30000, в дополнительном содержании алкилсукцинимида, а также в соотношении компонентов.

Указанные отличия позволяют улучшить низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе газоконденсатного и нефтяного дизельных топлив и тем самым расширить ассортимент дизельных топлив, которые могут быть использованы в условиях Крайнего Севера и в арктических условиях.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании.

Для приготовления образцов предлагаемой присадки использовали следующие компоненты.

Компонент А - Алкилнитрат с числом углеродных атомов в алкильной группе 3-20, могут быть использованы различные нитраты, такие как циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат и др. В образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.

Компонент Б - алкилсукцинимид, где алкил C1-C25, это может быть присадка С-5А или другие алкилсукцинимиды. В образцах предлагаемой присадки был использован алкил(С16-C18)сукцинимид.

Компонент В - сополимер этилена с альфа-олефинами с мол.массой 500-30000. В качестве альфа-олефинов могут быть использованы: пропилен, изо-бутилен, стирол, альфа-метилстирол и др. В образцах предлагаемой присадки использован сополимер этилена с пропиленом с мол. массой 15000 - промышленный продукт, получаемый в процессе производства синтетического каучука продукт по ТУ-0257-062-00333730-04. Вышеописанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой присадки. Состав образцов приведен в таблице 1. Присадка вводится в состав дизельных топлив в виде 30%-ного концентрата в дизельном топливе или органическом растворителе.

Для приготовления образцов предлагаемого дизельного топлива в качестве базового топлива были использованы: газоконденсатное дизельное топливо «ГШЗ» (ТУ 51-28-86), а также нефтяное дизельное топливо марки «З-35» (ГОСТ 305-82).

Результаты сравнительных испытаний образцов дизельного топлива без присадки и содержащих образцы предлагаемой присадки приведены в таблице 2. Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают высокую эффективность предлагаемой присадки. Другие сополимеры с молекулярной массой в соответствии с заявленным пределом (500-30000) показывают аналогичные результаты.

Использование предлагаемой присадки в составе газоконденсатного дизельного топлива позволит существенно расширить область его применения и на базе газоконденсатного дизельного топлива получить арктическое дизельное топливо.

Таблица 1.
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ.
№ пп.Содержание компонентов, мас.%
Компонент АКомпонент БКомпонент В
1.25570
2.501040
3.751510

Таблица 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА.
№ пп.Состав образцов предлагаемого дизельного топлива.Показатели
Тз, °CТф, °СЦетановое число
1.Газоконденсатное топливо без присадки-45-3540
2.Газоконденсатное топливо + образец присадки №1-62-4046
3.Газоконденсатное топливо + образец присадки №2-62-4847
4.Газоконденсатное топливо + образец присадки №3-63,5-4548
5.Нефтяное дизельное топливо без присадки-40-2645
6.Нефтяное дизельное топливо + образец присадки №1-55-3647
7.Нефтяное дизельное топливо + образец присадки №2-60-3751
8.Нефтяное дизельное топливо + образец присадки №3-60-4052

1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкилнитрат и сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров, отличающаяся тем, что в качестве сополимера она содержит сополимер этилена с альфа-олефинами с мол.массой 500-30000 и дополнительно содержит алкилсукцинимид, где алкил С125 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алкил (С320) нитратНе более 75
Алкилсукцинимид, где алкил С1250,1-15
Сополимер этилена с альфа-олефинами с мол.
массой 500-30000До 100

2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что содержит присадку по п.1 в количестве 0,0005-1,0 мас.%.

3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное дизельное топливо или дизельное топливо нефтяного происхождения.