Способ изготовления художественной карты

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способу изготовления декоративных изделий из кожи, преимущественно натуральной, в виде карт - физических, политических, астрономических и других. В описываемом способе заготовку из натуральной кожи, служащую основой для карты, увлажняют и сушат в растянутом состоянии. Затем не нее накладывают тыльную сторону листа бумаги, поверхность которой предварительно затушевывают спрессованным сыпучим материалом. На лицевой стороне листа бумаги выполняют рисунок будущей карты, состоящей из носителей информации, контуры которых частями поэтапно переносят на основу и поэтапно выжигают и/или тиснят на ней соответствующие им линии. При этом вначале на основу карты наносят основные элементы, по которым ориентирован весь рисунок карты, и выжигают и/или тиснят их на основе. После чего на нее наносят более мелкие детали с последующим их выжиганием и/или тиснением. После выжигания и/или тиснения всего рисунка карты осуществляют поэтапное закрашивание соответствующих участков рисунка краской, вначале закрашивая основные детали, а затем второстепенные. После этого протирают высохшую краску и наносят на наружную поверхность полученной карты по меньшей мере один слой фиксирующего материала. Изобретение позволяет повысить долговечность нанесенного на карте изображения, а также получить особый художественный эффект, заключающийся в имитации под старинную карту. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к способу изготовления декоративных изделий из кожи, преимущественно натуральной, в виде карт: физических, политических, астрономических и других.

Широко известны различные виды карт, выполненные на бумаге. Для улучшения их эксплуатационных свойств наружную, а часто и обе поверхности карты ламинируют, однако все равно такие изделия не отличаются долговечностью (Популярный географический словарь, серия «Энциклопедические словари», издат. дом «Рипол классик», М., 2002, стр.296-297), также известно выполнение карт, в частности географических, из кожи (Энциклопедия для детей, т.3 «География», М., «Аванта+», 1994, стр.15).

Изготовление карт из кожи позволяет повысить долговечность получаемых карт по сравнению с картами, выполненными на бумаге.

Технический результат изобретения состоит в обеспечении большей долговечности нанесенного на нее изображения с одновременным получением особого художественного эффекта, заключающегося в имитации под старинную карту.

Указанный технический результат достигнут в предложении тем, что способ изготовления карты заключается в том, что заготовку из натуральной кожи, служащую основой для карты, увлажняют и сушат в растянутом состоянии. Затем не нее накладывают тыльную сторону листа бумаги, поверхность которой предварительно затушевывают спрессованным сыпучим материалом, а на лицевой стороне листа бумаги выполняют рисунок будущей карты, состоящей из носителей информации, контуры которых частями поэтапно переносят на основу и поэтапно выжигают и/или тиснят на ней соответствующие им линии. Вначале на основу карты наносят основные элементы, по которым ориентирован весь рисунок карты, и выжигают и/или тиснят их на основе, после чего на нее наносят более мелкие детали с последующим их выжиганием и/или тиснением. После выжигания и/или тиснения всего рисунка карты осуществляют поэтапное закрашивание соответствующих участков рисунка краской, вначале закрашивая основные детали, а затем второстепенные. После этого производят протирку высохшей краски и наносят на наружную поверхность полученной карты, по меньшей мере, один слой фиксирующего материала.

В процессе сушки увлажненную заготовку могут помещать под пресс.

В качестве сыпучего материала для тыльной стороны листа бумаги используют уголь, сангину или графит.

После каждого переноса контура части рисунка на основу его прочерчивают на ней карандашом.

Для закрашивания участков полученного на основе рисунка используют краски на акриловой основе с минеральными натуральными добавками.

В качестве фиксирующего материала используют воск, который после нанесения на подложку полируют. Кроме того, воск придает цвету насыщенность и глубину, делая изображение более отчетливым.

На последнем этапе, согласно одному из вариантов выполнения, полученную карту наклеивают на подложку, выполненную, например, из фанеры для повышения ее формоустойчивости, и окантовывают.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1, 2 изображены художественные карты с разными вариантами крепления на раме.

Края художественной карты 1, размером 86×46 см, изображенной на фиг.1, непосредственно закреплены в прямоугольной раме (багете) 2. Карта содержит основу 3, выполненную из обрезанного по периметру куска соответствующим образом обработанной (вырубленной) натуральной кожи (чепрака). На лицевую сторону нанесено графическое красочное изображение, соответствующее тематике карты, в данном случае имитирующей старинную географическую карту. Изображение включает рисунок суши (материка) 4, парусных кораблей 5, информационных обозначений в виде флажков 6, линий 7, включающих меридианы, надписей 8 и др., выполненных на основе методом тиснения и выжигания.

На фиг.2 изображена художественная карта 9, размером 105×84 см, по периметру неровного края которой образованы отверстия 10, через которые пропущен крепежный шнур 11, соединенный с рамой (багетом) 2. На основе 3 выполнены красочные изображения парусных кораблей фрегатов 5, розы ветров 12, флажков 6 и эмблем 13, а также линии, в том числе меридианы 7 и надписи 8.

Вышеназванные графические изображения и обозначения могут быть выполнены совокупными методами выжигания, тиснения и окрашивания акриловыми красками или предпочтение при оформлении будет отдано любым их сочетаниям.

Обе изображенных на фиг.1 и 2 карты имеют два фиксированных слоя воском.

Более подробно способ изготовления описанной конструкции художественных карт приведен ниже.

Кожа, выбранная для выжигания, пропитывается водой до состояния, когда ее можно растянуть. Затем кусок кожи растягивается на сухой гладкой поверхности и по краям закрепляется при помощи гвоздей. После того как кожа высыхает, гвозди вынимаются. Материал готов к работе.

Работа над кожаной картой начинается с перевода нужного рисунка на поверхность куска готовой кожи. Для этого рисунок на бумаге, доведенный до нужного размера, с тыльной стороны затушевывается углем, сангиной или простым карандашом. Для того чтобы слой угля был наиболее ровным, угольные штрихи затушевываются куском бумаги или материи.

После этого рисунок стороной, на которую нанесен уголь, накладывается на кожу и закрепляется на ней при помощи липкой ленты - «скотча». Этот процесс осуществляется поэтапно.

Сначала переводятся те элементы рисунка, которые наиболее ярко выражены на карте или те, по которым ориентирован весь дальнейший рисунок карты. Это меридианы, силуэт земного шара, декоративное окружение самой карты и т.д. После того как вышеназванные элементы переведены на кожу, лист бумаги с рисунком карты снимается. Чтобы в следующий раз лист ровно лег на поверхность кожи, необходимо простым карандашом наметить контуры мест, где карта заканчивается.

После того как лист бумаги снят, на коже остаются толстые угольные линии тех элементов, которые переводились. Чтобы сделать изображение на карте несколько тоньше и аккуратнее, ее следует немного протереть щеткой (с жесткими волосками) или широкой плоской кисточкой (щетиной). Теперь угольная пыль немного расходится, и линии можно обводить. Так как переведенные линии очень быстро стираются, их необходимо повторно обвести простым карандашом (желательно мягким, чтобы он не царапал кожаную поверхность). После того как все линии на коже повторно обведены, карту можно протереть еще раз, чтобы тщательнее стереть уголь. На поверхности должны остаться только тонкие линии, сделанные карандашом.

Теперь отрисованные части карты можно выжигать. Линии должны выжигаться толще, чем они будут выглядеть в конечном варианте. Все изображения на карте выжигаются линиями разной толщины. Так, изображения больших размеров и основные линии карты (рамка, крупные узоры, прямые линии и т.д.) должны быть толще линий незначительных деталей или ажурных изображений (материка, фигуры, мелкие предметы). Самыми тонкими являются линии, подчеркивающие и дополняющие изображения (тени, лица, детали узора, детали зданий, мелкие реки, детали кораблей и т.д.). Для достижения этих целей выжигательные аппараты должны использоваться под разным наклоном и их иглы должны быть разных размеров. Используются выжигательные аппараты с закругленной и с затупленной иглами. Для самых тонких линий игла затачивается как можно острее.

После того как выжжены первые основные линии карты (как правило, они самые толстые и глубокие и имеют черный цвет), на поверхность кожи снова накладывается лист бумаги с изображением карты. Теперь переводятся более мелкие детали, такие как: материки, пейзажи, розы ветров, фигуры, крупные названия и т.д. Затем лист снова снимается, контуры вторично обводятся карандашом, следы угля убираются. Затем выжигаются аппаратом либо с менее толстой иглой либо с менее сильным нажимом. Линии так же, как и основные, имеют черный цвет, но выглядят немного тоньше и менее глубокими.

После этого на кожу снова накладывается лист с изображением, и переводятся уже самые незначительные детали, такие как: названия мелких городов, мелкие детали узора, мелкие атрибуты кораблей, зданий и пейзажей, тени и т.д. Все названия должны быть вымерены и выполнены в одном заданном стиле шрифта. Детали выполняются самыми тонкими иглами, а такие детали как тени, лица, мелкие детали изображений животных и т.д. должны принять несколько коричневатый оттенок от несильного нажатия на кожу.

После того как изображение выполнено, ему необходимо придать цветовое решение. Для покраски кожаных карт используются краски на водной основе, такие как акрил. Ее можно наносить на кожу как густым, так и жидким слоем, добавляя больше воды. Чем более жидкий раствор краски наносится на кожу, тем темнее получается цвет и она будет выглядеть впоследствии ровнее. В первую очередь красятся, так же как и выжигаются, основные изображения: океаны, основной узор и т.п. Краску необходимо наносить так, чтобы между покрашенным участком и выжженной линией оставался участок изначальной кожи (примерно 1 мм). Краска не должна затекать на выжженные линии. Все они остаются в своем первоначальном виде. Затем красятся второстепенные детали, а затем самые мелкие и незначительные. Когда изображения покрашены, некоторые мелкие детали подчеркиваются тонким выжигательным аппаратом, но это можно сделать только в том случае, если слой краски не очень густой.

После этого отдельные фрагменты карты (т.е., где использовалась краска) легко протираются куском наждачной бумаги, чтобы сравнять слой краски и добиться прозрачности. В некоторых частях карты краска стирается до степени, когда проявляется первоначальный цвет кожи. Также краска протирается вокруг букв и названий. Между слоем краски и выжженной линией не должно быть видно четкой границы.

Когда изображение полностью завершено, карте придают блеск и более яркий цвет. Для этого ее натирают воском. Этот процесс состоит из трех этапов. Сначала карту натирают первым слоем воска при помощи щетки. Затем с поверхности снимаются очень толстые слои воска, и поверхность выравнивается. Для этого используется мастехин. Первый слой нанесенного воска должен быть очень тонким. Затем воск добавляется в те места карты, где его недостаточно, снова выравнивается мастехином и втирается воск в карту до того момента, пока слой воска не будет предельно ровным. Делается это несильно, т.к. кожа от этого несколько темнеет.

После этого готовая карта вырезается либо остается с неровными краями, в зависимости от оформления (закрепления на багете).

1. Способ изготовления карты, заключающийся в том, что заготовку из натуральной кожи, служащую основой для карты, увлажняют и сушат в растянутом состоянии, затем на нее накладывают тыльную сторону листа бумаги, поверхность которой предварительно затушевывают спрессованным сыпучим материалом, а на лицевой стороне листа бумаги выполняют рисунок будущей карты, состоящей из носителей информации, контуры которых частями поэтапно переносят на основу и поэтапно выжигают и/или тиснят на ней соответствующие им линии, при этом вначале на основу карты наносят основные элементы, по которым ориентирован весь рисунок карты, и выжигают и/или тиснят их на основе, после чего на нее наносят более мелкие детали с последующим их выжиганием и/или тиснением, причем после выжигания и/или тиснения всего рисунка карты осуществляют поэтапное закрашивание соответствующих участков рисунка краской, вначале закрашивая основные детали, а затем второстепенные, после чего протирают высохшую краску и наносят на наружную поверхность полученной карты по меньшей мере один слой фиксирующего материала.

2. Способ по п.1, в котором в процессе сушки увлажненную заготовку помещают под пресс.

3. Способ по п.1, в котором в качестве сыпучего материала для тыльной стороны листа бумаги используют уголь, или сангину, или графит.

4. Способ по п.1, в котором после каждого переноса контура части рисунка на основу его прочерчивают на ней карандашом.

5. Способ по п.1, в котором для закрашивания участков полученного на основе рисунка используют краски на акриловой основе с минеральными натуральными добавками.

6. Способ по п.1, в котором в качестве фиксирующего материала используют воск.

7. Способ по п.6, в котором воск после нанесения на основу полируют.

8. Способ по п.1, в котором полученную карту прикрепляют к подложке и окантовывают.