Высокотемпературный топливный элемент с твердым электролитом
Изобретение относится к области электротехники, в частности к высокотемпературным топливным элементам с твердым электролитом. Техническим результатом изобретения является разработка топливного элемента с увеличенным сроком эксплуатации, повышение надежности топливного элемента за счет применения металлических, эффективно работающих межэлементных соединений. Согласно изобретению высокотемпературный топливный элемент с твердым электролитом содержит металлические межэлементные соединения, выполненные из сплава, содержащего железо и хром, в который согласно изобретению дополнительно введены кобальт и никель при следующем содержании компонентов, мас.%: хром - 5÷15, никель - 30÷45, кобальт - 20÷35, железо - остальное, при этом отношение суммарного содержания никеля и кобальта к содержанию хрома находится в интервале 4÷13. Сплав может содержать сопутствующие примеси, такие как углерод, азот, кремний, серу, фосфор, марганец и медь, которые при их суммарном содержании, не превышающем 1%, не ухудшают свойства сплава. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к области электротехники, к устройствам для непосредственного преобразования химической энергии в электрическую, в частности к высокотемпературным топливным элементам с твердым электролитом, в том числе с циркониевой керамикой.
Актуальность решаемой проблемы заключается в том, что на эффективность работы устройств такого типа, кроме других существенных факторов, оказывают влияние также и материалы, из которых выполнены отдельные элементы узлов и деталей, таких, например, как токоотводы, интерконнекторы, биполярные платы (пластины), сепараторные платы и другие.
В числе требований, предъявляемых к материалам для указанных выше металлических межэлементных соединений, наиболее важными являются следующие:
1. Низкий термический коэффициент линейного расширения (ТКЛР), близкий к ТКЛР циркониевой керамики (например, ZrO2+(8÷12)% Y2О3) в области температур 20÷1000°С, находящийся в диапазоне (7÷12,5)×10-6 К-1. Согласованность между ТКЛР этих двух материалов особенно важна в области пониженных (ниже 500°С) температур, при которых релаксационные процессы затруднены.
2. Стабильность свойств при термоциклировании в широком диапазоне температур 20÷1000°С.
3. Жаростойкость до 1000°С.
Известна электрохимическая батарея, токоотвод которой изготовлен из порошка (волокон) углерода или графита [Патент США №4960655, НКИ 429-192, опубл. 02.10.1990]. Такой токоотвод может быть использован как для отрицательного, так и для положительного электрода. Однако батарея с токоотводом из графита или углерода не рассчитана для работы в условиях повышенных (до 1000°С) температур, так как выше 750°С такой токоотвод сгорает. Кроме того, величина теплового расширения такого углеродного токоотвода (ТКЛР≈(3÷5)×10-6 К-1) значительно меньше ТКЛР твердого электролита. Это может приводить к большим внутренним напряжениям и разрушению конструкций при термоциклировании (20÷1000°С).
Известны высокотемпературные топливные элементы с твердым электролитом, в которых металлические межэлементные соединения выполнены из жаростойких сплавов на основе Ni-Cr и Co-Ni-Cr. В частности:
- Со (50-55%) - Ni (9-10%) - Cr (20%) - W (14-15%) с покрытием La2O3/SrCO3 [патент США 4950562, НКИ 429/32, опубл. 21.08.1990];
- инконель 600 (Ni-Cr (15,5%) - Fe (8%) или Ni-Cr (23%) с покрытием из лантан-марганцового оксида или лантан-марганцового оксида с добавками оксида стронция [патенты США 5049458, НКИ 429/32, опубл. 17.09.1991];
- Ni (80%) - Cr (14%) - Fe (6%) с La-Mn перовскитовым покрытием на кислородной стороне [патент США 5034288, НКИ 429/32, опубл. 23.07.1991];
- Композиционный материал, состоящий из металлического сплава Ni (50-80%) - Cr (50-20%) - Fe (0-15%) и 50-85% оксида (SiO2 или Al2О3 или смеси SiO2 - Al2О3) [патент США 5279906, НКИ 429/30, опубл. 18.01.1994];
- Ni-Cr (15%) - Ti (2,5%) - Al (0,7%) - Fe (7%) - Nb (1%) - Si (0,4%) - Mn (0,5%) - С (0,04%) [патент США 4997727, НКИ 429/33, опубл. 05.03.1991];
Вышеуказанные сплавы обладают достаточно хорошей жаростойкостью в кислородсодержащих средах, однако они имеют весьма высокие (≈(16÷20)×10-6 K-1) значения ТКЛР, существенно превышающей ТКЛР циркониевой керамики (≈(7÷12,5)×10-6 К-1). Столь большие различия в тепловом расширении сплавов и керамики могут приводить к высоким внутренним напряжениям при нагреве металлокерамических соединений и их разрушению.
Известны высокотемпературные топливные элементы с твердым электролитом, в которых металлические межэлементные соединения выполнены из сплавов на основе хрома с различными добавками:
- Cr+5%Fe+Y2О3 [ЕР 578855, МПК Н 01 М 8/02, опубл. 19.01.1994];
- Cr+(5-15)%Ni [DE 4009138, МПК Н 01 М 8/12, опубл. 26.09.1991];
- Cr+(3-10) ат.% Fe и/или (0,5-5) ат.% редкоземельных элементов или их оксидов [патент США 5407758, НКИ 429/33, опубл. 18.04.1995].
Сплавы на основе хрома обладают достаточно хорошей жаростойкостью, однако имеют серьезные недостатки.
- Технология выплавки и металлургического передела является весьма сложной и дорогостоящей. В частности, требуются специальные и дорогостоящие методы выплавки, в том числе электронно-лучевой и вакуумно-дуговой переплавы. Деформационно-термическая обработка при повышенных температурах должна проводиться в условиях высокого вакуума.
- Низкая пластичность, которая сильно затрудняет процессы механической обработки при изготовлении конечных изделий.
- Тепловое расширение существенно отличается от ТКЛР циркониевой керамики, что может приводить к высоким внутренним напряжениям в соединениях металл-керамика в процессе работы топливных элементов.
Перечисленные недостатки существенно ограничивают применение материалов на основе хрома для изготовления токопроводящих конструкций топливных элементов.
Известны топливные элементы, в которых коллекторы тока и биполярные платы выполнены из сплавов на основе железа, содержащих следующие компоненты, мас.%:
Хром | 8,25÷46,5 |
Молибден | 1,25÷14,0 |
Никель | 2.25÷40,5 |
Азот | 0,02÷1 |
Железо | Остальное |
Сплав может дополнительно содержать следующие компоненты, мас.%:
Углерод | 0÷0.03 |
Кремний | 0÷1.0 |
Медь | 0÷2,0 |
Марганец | 0÷6,5 |
Ниобий | 0÷0,25 |
Фосфор | 0÷0,045 |
Сера | 0÷0,03 |
[Патент США 6300001, НКИ 429/44, опубл. 09.10.2001].
Этот материал применяется в основном в топливных элементах мембранного типа. Его химический состав не позволяет получить ТКЛР, близкий к тепловому расширению циркониевой керамики.
Наиболее близким аналогом к заявленному изобретению по технической сущности и техническому результату является высокотемпературный топливный элемент с твердым электролитом, в котором токоотвод выполнен из металлического окалиностойкого сплава, содержащего, мас.%:
Хром | 25,0-30,0 |
Редкоземельные металлы | 0,1-2,0 |
Рений или один из других элементов платиновой группы | 2,0-4,0 |
Железо | Остальное |
[Патент РФ №2068603, МПК Н 01 М 8/10, опубл. БИ №30 от 27.10.1996].
В зависимости от состава эти сплавы в диапазоне температур 20÷1000°С имеют значение ТКЛР от 9,5×10-6 до 11×10-6 К-1, что достаточно близко к ТКЛР циркониевой керамики, содержащей 8% Y2О3. К недостаткам указанных сплавов можно отнести следующие:
- Несогласованность по ТКЛР с циркониевой керамикой, содержащей 10 и 12% Y2O3.
- Опасность возможного охрупчивания в интервале 450-600°С в результате расслоения твердого раствора («хрупкость 475»), что может приводить к разрушению изделий из этих сплавов при термоциклировании в интервале 20÷1000°С.
- Невысокая прочность и пониженная пластичность, что существенно ухудшает работоспособность соединений металл/керамика.
Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в разработке высокотемпературного топливного элемента с увеличенным сроком эксплуатации, повышении надежности топливного элемента за счет применения металлических, эффективно работающих межэлементных соединений: токоотводов, интерконнекторов, биполярных плат (пластин), сепараторных плат и других, из жаростойкого сплава с ТКЛР, близким к ТКЛР циркониевой керамики.
Новый технический результат изобретения состоит в повышении эффективности топливного элемента за счет использования в его составе жаростойкого, стабильного при термоциклировании материала с низким ТКЛР в диапазоне температур 20÷1000°С, а также с ТКЛР, близким к тепловому расширению циркониевой керамики, содержащей 8-12% Y2О3, в особенности в диапазоне 20÷600°С, в котором релаксационные процессы в соединениях металл-керамика затруднены.
Дополнительный технический результат заключается в обеспечении сохранения стабильности свойств сплава.
Указанные технические результаты достигаются тем, что в известном высокотемпературном топливном элементе с твердым электролитом металлические межэлементные соединения выполнены из сплава, содержащего железо и хром, в который согласно изобретению дополнительно введены кобальт и никель при следующем содержании компонентов, мас.%: хром - 5÷15, никель - 30÷45, кобальт - 20÷35, железо - остальное, при этом отношение суммарного содержания никеля и кобальта к содержанию хрома находится в интервале 4÷13.
Кроме того, сплав может дополнительно содержать сопутствующие примеси, такие как углерод, и/или азот, и/или кремний, и/или серу, и/или фосфор, и/или марганец, и/или медь, и/или кислород, которые при их суммарном содержании, не превышающем 1%, не ухудшают свойства сплава.
Введение никеля и кобальта необходимо для формирования в сплаве локальных атомных и магнитных конфигураций, в которых атомы железа имеют в ближайшем окружении от 3 до 6 атомов никеля и/или кобальта.
Максимальное содержание никеля, при котором обеспечивается требуемый набор локальных конфигураций, составляет 45%. При содержании никеля менее 30% твердый раствор становится нестабильным и при температурах ниже 200°С происходит γ⇒α превращение с образованием объемно-центрированной кубической (ОЦК) фазы, ТКЛР которой существенно превышает 12×10-6 К-1. Кроме того, образование ОЦК фазы ухудшает механические свойства, а также жаростойкость и коррозионную стойкость.
Кобальт также обеспечивает повышение температуры Кюри и, как следствие, повышение и расширение температурного диапазона, в котором реализуются требуемые значения ТКЛР. При содержании кобальта свыше 35% и менее 20% в сплавах не удается реализовать требуемый набор локальных атомных конфигураций (3÷6 атомов Со и/или Ni около атомов железа).
Хром в концентрации 5÷15% вводится для придания сплавам системы Fe-Ni-Co повышенного уровня жаростойкости. Минимальное содержание хрома, которое необходимо для увеличения жаростойкости, составляет 5%. При меньшей концентрации хрома сплавы не являются жаростойкими. Если содержание хрома превышает 15%, то ухудшаются технологические свойства, в частности значительно падает пластичность, а также существенно увеличивается ТКЛР.
Примеси в указанных концентрациях не оказывают заметного влияния на свойства предлагаемых сплавов.
Предлагаемый состав сплавов обеспечивает высокую стабильность свойств при термоциклировании 20↔1000°С. Это достигается благодаря формированию в предлагаемых сплавах гранецентрированной (гцк) структуры, которая обеспечивает более высокую фазовую стабильность по сравнению с ферритными сплавами на основе Fe-Cr. В Fe-Ni-Co-Cr сплавах с гцк кристаллической решеткой процессов расслоения не происходит.
Отношение суммарного содержания никеля и кобальта к концентрации хрома в диапазоне 4÷13 обеспечивает, с одной стороны, необходимый уровень жаростойкости, а с другой, требуемые величины ТКЛР и стабильность гцк структуры.
Таким образом, использование предлагаемого топливного элемента обеспечивает получение жаростойкого, стабильного при термоциклировании материала с низким ТКЛР в диапазоне температур 20÷1000°С, а также с ТКЛР, близким к тепловому расширению циркониевой керамики, содержащей 8-12% Y2О3, в особенности в диапазоне 20÷600°С, в котором релаксационные процессы в соединениях металл/керамика затруднены.
Предлагаемый жаростойкий инварный сплав может быть использован для изготовления токоотводов и металлических межэлементных соединений высокотемпературных топливных элементов с твердым электролитом. Токопроводящие компоненты, выполненные из заявленного сплава, обеспечивают низкий уровень внутренних напряжений в соединениях металл/керамика, особенно в диапазоне температур 100÷500°С, в котором релаксационные процессы в металле заторможены и, как следствие, затруднена длительная, устойчивая работа топливных элементов с твердым электролитом.
Предлагаемый жаростойкий инварный сплав может быть также использован для изготовления жаростойких конструкций, которые необходимо согласовывать по ТКЛР с керамикой или другими материалами, характеризующимися ТКЛР в диапазоне ≈(5÷11)×10-6 К-1 при температурах от 20 до 1000°С.
Возможность промышленного применения может быть подтверждена следующими примерами конкретного выполнения.
Пример 1.
Для изготовления металлических межэлементных соединений высокотемпературных топливных элементов с твердым (оксидным) электролитом выплавляли сплавы различного состава. Выплавку проводили в высокочастотной открытой или вакуумно-индукционной печи емкостью 1÷50 кг. Слитки проковывали при 1000÷1150°С. Измерения ТКЛР проводили в диапазоне 25÷900°С дилатометрическим методом с использованием дилатометра типа Linseis.
Химические составы и результаты измерения свойств исследуемых сплавов приведены в таблице 1. Представленные в таблице 1 данные по тепловому расширению относятся к трем температурным интервалам: 20÷100°С, 20÷500°С и 20÷800°С.
Из таблицы 1 видно, что по сравнению с прототипом тепловое расширение предлагаемых сплавов более близко к ТКЛР керамики ZrO2 (10-12)% Y2О3, особенно в интервале 100÷500°С, в котором релаксационные процессы в металле затруднены. Это приводит к меньшим напряжениям в соединениях металл/керамика при термоциклировании. Кроме того, предлагаемый сплав имеет более высокий уровень прочностных свойств и высокую стабильность свойств в процессе термоциклирования при сохранении значений ТКЛР, близких к циркониевой керамике.
Химический состав, мас.% | ТКЛР×10-6 К-1 в интервале температур (°С) | |||||||||||||
Ni | Со | Cr | Fe | С | N | Mn | Si | Cu | S | Р | 100 | 500 | 800 | |
34 | 30 | 14 | 22 | 4,6 | 10,0 | 13,0 | 14,6 | |||||||
30 | 30 | 10 | 30 | 6.0 | 10,0 | 12,2 | 13,5 | |||||||
34 | 30 | 6 | 30 | 10,7 | 10,3 | 11,3 | 13,6 | |||||||
32 | 20 | 6 | 42 | 8,7 | 8,1 | 9,6 | 12,8 | |||||||
34,1 | 29,8 | 6,2 | 29,28 | 0,1 | 0,01 | 0,25 | 0,16 | 0.05 | 0,02 | 0,03 | 10,3 | 10,2 | 11,4 | 13,8 |
29,8 | 30,1 | 9,9 | 29,51 | 0,1 | 0.34 | 0,02 | 0,02 | 6,1 | 10,2 | 12,3 | 13,4 | |||
Прототип | ||||||||||||||
0,4% Y, 2,0% Ru | 29 | 68,6 | 0 | 10-11 |
1. Высокотемпературный топливный элемент с твердым электролитом, в котором металлические межэлементные соединения выполнены из сплава, содержащего железа и хром, отличающийся тем, что сплав дополнительно содержит кобальт и никель при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Хром | 5÷15 |
Никель | 30÷45 |
Кобальт | 20÷35 |
Железо | Остальное |
при этом отношение суммарного содержания никеля и кобальта к содержанию хрома находится в интервале 4÷13.
2. Высокотемпературный топливный элемент с твердым электролитом по п.1, отличающийся тем, что сплав содержит сопутствующие примеси такие, как углерод, азот, кремний, серу, фосфор, марганец и медь, при этом их суммарное содержание не превышает 1%.