Способ контроля работоспособности гальваноударного спускового механизма артиллерийского орудия
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к военной технике. Технический результат - повышение оперативности контроля. В заявляемом способе для повышения эксплуатационных и точностных характеристик орудий введен встроенный контроль состояния электрической цепи гальваноспуска с помощью установленного в бойке шунтирующего резистора. Контроль положения деталей ударного спускового механизма осуществлен с помощью датчика, кинематически связанного со стопором взвода ударника и выдающего электрический сигнал «ударник взведен-спущен». 2 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к военной технике и может быть использовано при разработке новых или при модернизации существующих артиллерийских орудий.
Артиллерийские орудия, устанавливаемые в башнях танков для производства выстрела, снабжены гальванозапалом (гальваноспуск) и дублирующим его электромагнитным ударным спуском (электроспуск), причем сигнал на гальваноударную втулку (ГУВ) и электромагнит спуска подается одновременно. (Министерство Обороны СССР, «125-мм танковые пушки 2А46М и 2А46М-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 2А46М ТО». Москва, Военное издательство, 1984 г.).
При осмотре пушки и проверке работы спускового механизма спуск ударника с помощью электромагнитного спуска проверяется по характерному металлическому звуку при спуске ударника; работоспособность гальваноспуска проверяется путем установки на заднюю часть бойка патрона с контрольной лампочкой из ЗИПа танка, сигнализирующей о поступлении напряжения на боек при нажатии на кнопку спуска. Недостатком указанного способа является необходимость проведения вспомогательных операций по определению работоспособности спускового механизма и отсутствие информации о состоянии каждого из механизмов спуска и их работоспособности в процессе стрельбы, т.е. отсутствие встроенного контроля спусковых цепей.
Наличие встроенного контроля спусковых цепей особенно актуально для компоновки с вынесенной танковой пушкой при размещении экипажа танка вне башни.
В предлагаемом способе встроенный контроль состояния электрической цепи гальваноспуска и положения деталей ударного спуска проводится как до заряжания пушки, так и после него. Элементы встроенного контроля показаны на фиг.1.
В центральном отверстии клина 1 размещен боек 2 с установленным в нем шунтирующим резистором 3 (см. фиг.2): один вывод резистора соединен с токоведущей частью бойка, второй - с наружной гайкой бойка и соответственно с клином и корпусом орудия.
До заряжания боек 2 поджат до упора наружной гайкой 4 к стенке гнезда в клине. Проверка общего электрического сопротивления гальваноцепи позволяет получать следующую информацию:
1) Сопротивление гальваноцепи (3-10) кОм - гальваноцепь до бойка в норме.
2) Сопротивление (1-3) Ом - короткое замыкание в гальваноцепи.
3) Сопротивление в цепи 1 мОм и выше - обрыв в цепи гальваноспуска.
В боевом положении (орудие заряжено, затвор закрыт, боек поджат к гальваноударной втулке 14) сопротивление гальваноцепи будет определяться сопротивлением мостика накаливания гальваноударной втулки. При подаче перед выстрелом электрически безопасного сигнала на втулку 14 сопротивление резистора (3-10) кОм шунтируется сопротивлением мостика накаливания втулки (1-3) Ом, что свидетельствует о готовности гальваноспуска к выстрелу. В случае неготовности гальваноспуска общее сопротивление гальваноцепи составит (3-10) кОм; выстрел будет производиться ударным спуском, время срабатывания которого больше, чем для гальваноспуска (ориентировочно время срабатывания электроспуска составляет 75-90 мс, гальваноспуска - 8-12 мс).
Встроенный контроль работоспособности ударного спускового механизма осуществляется с помощью датчика положения «ударник взведен-спущен».
При взведенном ударнике 7 боевая пружина 8 сжата, взвод ударника 6 повернут в крайнее правое положение и застопорен подпружиненным стопором взвода 10, при этом установленный на люльке 9 толкатель 11 под действием пружины 12 освобождает шток датчика 13, выдавая при этом электрический сигнал «ударник взведен».
При производстве выстрела электромагнитный привод поворачивает стопор взвода 10 против часовой стрелки, освобождая взвод ударника 6 и боевую пружину 8; происходит выстрел. Стопор взвода 10, воздействуя на толкатель 11, нажимает на шток датчика 13, при этом датчик выдает сигнал «ударник спущен».
Предлагаемый способ контроля работоспособности гальваноударного спускового механизма позволяет гарантированно получать оперативную информацию о состоянии гальвано- и ударного спуска как при техническом осмотре орудия, так и в процессе стрельбы, повышая при этом эксплуатационные характеристики орудия.
Способ контроля работоспособности гальваноударного спускового механизма артиллерийского орудия, включающий проверку состояния электрических цепей гальваноспуска и положения деталей механизма ударного спуска, отличающийся тем, что проверку состояния электрических цепей гальваноспуска осуществляют с помощью устанавливаемого в бойке шунтирующего резистора, а проверку положения деталей механизма ударного спуска осуществляют посредством датчика, кинематически связанного со взводом ударника, и формируют им электрические сигналы при взведенном положении ударника и при спущенном положении ударника.