Способ определения износостойкости покрытия
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к испытательной технике. Сущность: срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца. Сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего. Предварительно осуществляют нагрев образца в атмосфере аргона до температуры испытания, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла. В качестве контробразца используют индентор с нагрузкой 0,5-1,0 Н, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100-150° на рабочей части. Относительное скольжение контробразца и образца осуществляют со скоростью испытания, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с, на расстояние l=10 мм, где l - путь движения индентора, с образованием трека на рабочей поверхности образца, а показатель износостойкости определяют из соотношения. Технический результат: повышение достоверности испытаний. 6 ил., 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к испытаниям металлических покрытий на изнашивание при трении в условиях высоких температур, в частности к определению износостойкости горячего наплавленного в качестве покрытия металла.
Известен способ испытания материалов при высоких температурах (см. авт.св. №1428996, МПК G 01 N 3/56, опубл. 1988 г., Бюл. №37). В способе нагревают контртело и приводят его в соприкосновение с образцом, нагружают их сжимающей силой, после чего контртело приводят во вращение. В ходе истирания образца на его поверхности разрушается окисная пленка и таким образом обеспечивается получение абразивных частиц в зоне трения. Затем регистрируют износ образца.
Но этот способ предусматривает нагрев контртела, а не испытуемого металла, что не позволяет получить достоверной картины его износа при высоких температурах, т.к. образец металла не прогрет по всему объему. К тому же само контртело изнашивается в процессе проведения испытаний, что приводит к изменению условий трения в процессе проведения опытов.
Известен способ определения износостойкости (см. авт.св. №947706, МПК G 01 N 3/56, опубл. 1982 г., Бюл. №28). В этом способе по исследуемой поверхности синхронно возвратно-поступательно перемещают инденторы под нагрузкой. Перемещение индеторов производят многократно по одним и тем же параллельным траекториям. Испытания проводят до полного разрушения исследуемой зоны металла и измеряют число циклов возвратно-поступательного движения, по числу которых судят об износостойкости материала.
Но этот способ предусматривает исследования материалов при нормальной температуре и не дает представления об их износостойкости при высоких температурах. Так же инденторы изнашиваются в процессе трения, что ведет к изменению физико-химических условий в контакте образец-индентор, и вносит погрешность в эксперимент.
Наиболее близким к изобретению является способ определения износостойкости покрытия (см. авт.св. №862049, МПК G 01 N 3/56, опубл. 1981 г., Бюл. №33). По этому способу часть покрытия срезают под острым углом к рабочей поверхности образца, сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего.
Но этот способ, как и предыдущий, предусматривает исследования материалов при нормальной температуре и не дает достоверных данных об их износостойкости при высоких температурах. Так же индентор изнашивается в процессе трения, что ведет к изменению физико-химических условий в контакте образец-индентор, и вносит погрешность в эксперимент.
Задачей предлагаемого технического решения является создание такого способа определения износостойкости покрытия, который мог обеспечивать неизменность физико-химических условий в контакте образец-индентор, а также давал возможность определять износостойкость покрытия при высоких температурах.
Технический результат заключается в повышении достоверности способа за счет применения в качестве контртела индентора с алмазным конусом на рабочей части, что дает возможность получать постоянные физико-химические условия в контакте контртело-испытуемый материал в широком диапазоне температур, а также за счет рационального сочетания кинематических параметров испытания (давления в контакте, скорости скольжения).
Технический результат достигается тем, что в способе определения износостойкости покрытия, нанесенного на рабочую поверхность образца срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца, сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего, при этом предварительно осуществляют нагрев образца в атмосфере аргона до температуры испытания Тисп, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла, а в качестве контробразца используют индентор с нагрузкой 0,5-1,0 Н, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100°-150° на рабочей части, причем относительное скольжение контробразца и образца осуществляют со скоростью испытания Vисп, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с, на расстояние l=10 мм, где l - путь движения индентора, с образованием трека на рабочей поверхности образца, а показатель износостойкости определяют из соотношения
где - объем деформированного металла, b - ширина трека, а - глубина трека.
Нагрев образца осуществляется до температуры испытаний Тисп, которая находится в интервале температур, характерных для условий работы исследуемого материала покрытия. Это позволяет приблизить условия испытания металлического покрытия к реальным условиям его работы, что повышает достоверность способа определения износостойкости покрытия.
Нагрузка на индентор находится в диапазоне 0,5-1,0 Н, что позволяет получить удовлетворительное формирование трека. При нагрузке менее 0,5 Н трек формируется неудовлетворительно, а при нагрузке более 1,0 Н возможно хрупкое разрушение (скол) алмазного конуса индентора, что не позволяет получить достоверные данные об износостойкости покрытия.
Для получения трека используется индентор, выполненный в виде алмазного конуса с углом в диапазоне 120°-150° на его рабочей части. Такой диапазон угла конуса индентора позволяет получить удовлетворительное формирование трека. При угле менее 100° возможен скол алмазного конуса индентора, и неудовлетворительное формирование трека (фиг.6). При угле более 150° трек не образуется.
Материал индентора выбран исходя из условий постоянства параметров исследований, т.к. алмаз ввиду своих высоких твердости и температуры плавления, не испытывает никаких изменений при нагреве образца в инертной атмосфере до необходимой температуры испытаний, что обеспечивает постоянство физико-химических условий в контакте образец-индентор и повышает достоверность способа. Конусная форма индентора (фиг.4) обеспечивает получение пластической деформации металла покрытия без составляющей резания. В противном случае оценка результатов исследований затруднена.
Скорость относительного скольжения при проведении исследований находится в диапазоне 2-5,5 мм/с. Такой диапазон характерен для оптимальной скорости пластической деформации горячего наплавленного металлического покрытия различных систем легирования. Максимальная скорость движения индентора (5,5 мм/с) ограничена появлением в треке характерных волн, природа которых связана с накоплением и перемещением дислокации. Уменьшение скорости движения индентора менее 2 мм/с приводит к необоснованному увеличению времени испытаний.
Для получения достоверных результатов исследований объем деформированного металла рассчитывается на длине l=10 мм по центру образца. Это обусловлено тем, что в центральной части образца на этой длине испытуемый материал прогрет проходящим током равномерно (фиг.2). За пределами этого расстояния температура материала снижается, что приводит к изменениям условий эксперимента и получению недостоверных результатов.
Показатель износостойкости определяют как где - объем деформированного металла, мм3, b - ширина трека, мм, а - глубина трека, мм (фиг.3).
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена установка, изготовленная для реализации способа;
На фиг.2 изображено распределение температур по длине образца;
На фиг.3 изображена схема трека;
На фиг.4 изображен контробразец (индентор);
На фиг.5 приведена фотография трека (материал 35Х3В9ФС×400);
На фиг.6 приведена фотография неудовлетворительно сформированного трека.
Установка, изготовленная для реализации способа, состоит из основания 1, на котором укреплен мотор-редуктор 2 и направляющая 3, которая обеспечивает прямолинейное движение каретки 4 с зажимом 5. Также к основанию 1 крепится герметичная камера 6, в которой предусмотрены отверстия для подвода сварочных кабелей и поддува аргона. Муфта 7 соединяет мотор-редуктор 2 с передачей винт-гайка 8. На гайке 8 жестко закреплена каретка 4. В зажиме 5 закрепляется индентор 9 с алмазным конусом на рабочей части и сменные грузы 10.
Способ реализуется следующим образом.
Предварительно срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца 11 и закрепляют его на направляющей 3 (фиг.1). Включают источник питания 12, который нагревает образец 11 проходящим током до температуры испытания Тисп, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла, и одновременно осуществляют продувку аргоном герметичной камеры 6. При достижении необходимой температуры испытаний индентор 9, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100°-150° на рабочей части, сопрягают с образцом 11, с нагрузкой 10 на образец 0,5-1,0 Н и включают мотор-редуктор 2, который через муфту 7 и передачу винт - гайка 8 передает движение каретке 4, в которой закреплен зажим 5 индентора 9, осуществляя относительное скольжение индентора 9 и образца 11 со скоростью испытания Vисп, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с и на расстояние l=10 мм, где l - путь движения индентора, с образованием трека 13 (фиг.3) на рабочей поверхности образца 11. Перед испытанием проверяют перпендикулярность индентора 9 относительно поверхности образца 11. После завершения испытания выключают источник питания 12, а поддув аргона продолжают до полного остывания образца. После этого образец снимают с установки и на микроскопе измеряют ширину трека b 13, а глубину трека а рассчитывают как После чего рассчитывают объем деформированного металла 14 по которому рассчитывают показатель износостойкости
где b - ширина трека;
а - глубина трека;
Vд - объем пластически деформированного металла.
Критерием достоверности результатов испытаний служит постоянство физико-химических условий в контакте образец-индентор, обеспечиваемое неизменностью физических и химических характеристик материала индентора независимо от температуры в контакте.
Пример
Проводили испытания наплавленного металла следующего химического состава: 260Х24Н67М4Б2, полученного путем гелиедуговой наплавки порошковой проволоки ППНВ-7 на заготовку из стали 3.
Предварительно срезали часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца закрепляли его на направляющей. Включали источник питания, который нагревал образец проходящим током до температуры 950°С, и одновременно осуществляли продувку аргоном герметичной камеры. При достижении этой температуры испытаний индентор, выполненный в виде алмазного конуса с углом 120° на рабочей части, сопрягали с образцом, с нагрузкой на образец 0,5 Н и включали мотор-редуктор, который через муфту и передачу винт - гайка передавал движение каретке, в которой закреплен зажим индентора, осуществляя относительное скольжение индентора и образца со скоростью испытания Vисп=4 мм/с, и на расстояние l=10 мм, где l - путь движения индентора с образованием трека на рабочей поверхности образца. Перед испытанием проверяли перпендикулярность индентора относительно поверхности образца. После завершения испытания выключали источник питания, а поддув аргона продолжали до полного остывания образца. После этого образец снимали с установки и на микроскопе измеряли ширину трека. В данном эксперименте получили следующие результаты: b=0,02 мм, а=0,00577 мм, Vдеф=0,000577 мм3, I=1,73.
Результаты остальных испытаний приведены в таблице 1. Испытания проводили при оптимальных значениях параметров: скорость скольжения индентора V=4 мм/сек; нагрузка Р=0,5 Н; угол алмазного конуса 120°. Влияние параметров заявляемого способа на его достоверность представлено в таблице 2, из которой следует, что нахождение параметров в заявляемых диапазонах позволяет получить достоверные результаты.
Таблица 1 | ||||
Результаты испытаний различных металлических покрытий | ||||
Тип наплавленного металла | Температура испытаний, °С | Результаты испытаний | ||
Ширина трека, b, мм | Объем деформированного металла Vд, мм3×10-3 | Показатель износостойкости, I | ||
Конструкционные стали | ||||
Сталь 3 | 20 | 0,2 | 11,5 | 0.087 |
Сталь 40 | 0,1 | 1,45 | 0,67 | |
Углеродистые стали | ||||
У10 | 20 | 0,09 | 1,17 | 0,85 |
У12 | 0,08 | 0,92 | 1,09 | |
Низкоуглеродистые низколегированные стали | ||||
07ХГНМ | 20 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
20ХГ | 20 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
20Х4МГ2СФ | 500 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
Углеродистые низколегированные стали | ||||
70Х2 | 20 | 0,9 | 1,17 | 0,85 |
90Х2 | 20 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
80Х4С | 350 | 0,07 | 0,7 | 1,43 |
Марганцовистые аустенитные стали | ||||
110Г13 | 20 | 0,06 | 0,52 | 1,92 |
100Г19Х25 | 600 | 0,055 | 0,42 | 2,38 |
120Г17Х9Б3 | 500 | 0,06 | 0,52 | 1,92 |
Высоколегированные углеродистые хромистые сплавы | ||||
80Х20Р3Т | 20 | 0,07 | 0,7 | 1,43 |
480Х38В2 | 500 | 0,07 | 0,7 | 1,43 |
240Х29С2Р2 | 400 | 0,06 | 0,52 | 1,92 |
Хромистые стали | ||||
10Х13 | 20 | 0,1 | 1,45 | 0,67 |
200Х12ВФ | 500 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
180Х6Т6Г2СМ | 300 | 0,09 | 1,17 | 0,85 |
Хром-молибден и хром-молибден-вольфрамовые теплостойкие стали | ||||
35Х7М2Г1Т | 600 | 0,1 | 1,45 | 0,67 |
30Х3В3М3ФС | 700 | 0,1 | 1,45 | 0,67 |
80Х4В18К5Ф2 | 800 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
Хромоникелевые и хромоникельмарганцевые стали | ||||
06Х18Н10Т | 350 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
20Х20Н10Г6Т | 350 | 0,07 | 0,7 | 1,43 |
6Х15Н35М6Б1 | 600 | 0,08 | 0,92 | 1,09 |
Сплавы на основе никеля | ||||
90Х29Н62М6СР | 850 | 0,03 | 0,129 | 7,75 |
50Х13Н80В2С4Р | 700 | 0,03 | 0,129 | 7,75 |
260Х26Н64М6Н2 | 850 | 0,02 | 0,0577 | 17,3 |
Сплавы на основе кобальта | ||||
03Х29К55В16Н10Г | 1000 | 0,03 | 0,129 | 7,75 |
160Х28К60В8Н2СГ | 1200 | 0,03 | 0,129 | 7,75 |
30Х27К66М4ГС | 900 | 0,03 | 0,129 | 7,75 |
Экспериментальный сплав на основе алюминида никеля | ||||
80Х4Н74Ю10М3В3Ц2 | 1300 | 0,03 | 0,129 | 7,75 |
Таблица 2 | |||
Влияние условий испытаний на достоверность результатов способа определения износостойкости покрытия | |||
Параметр | Значения параметров | Результат | Постоянство физико-химических условий в контакте образец-индентор |
Скорость скольжения индентора V, мм/сек | 2,0 | Равномерная пластическая деформация покрытия | не претерпевают изменений |
5,5 | |||
3,0 | |||
1,0 | Необоснованное увеличение продолжительности опыта | ||
6,0 | Появление в треке характерных волн, природа которых связана с накоплением и перемещением дислокаций | изменяется | |
Нагрузка Р, Н | 0,5 | Удовлетворительное формирование трека | не претерпевают изменений |
1,0 | |||
0,7 | |||
0,3 | Неудовлетворительное формирование трека | ||
1,2 | Неудовлетворительное формирование трека | ||
Угол заточки алмазного конуса индентора | 100 | Удовлетворительное формирование трека | не претерпевают изменений |
150 | |||
120 | |||
90 | Возможен скол алмазного конуса индентора, неудовлетворительное формирование трека | ||
160 | Трек не образуется |
Использование предлагаемого способа определения износостойкости покрытия дает в сравнении с известными способами определения износостойкости следующий технический результат:
повышение достоверности способа за счет применения в качестве контртела индентора с алмазным конусом на рабочей части, что дает возможность получать постоянные физико-химические условия в контакте контртело-испытуемый материал в широком диапазоне температур (20-1400°С), а также за счет рационального сочетания кинематических параметров испытаний (давления в контакте, скорости скольжения).
Способ определения износостойкости покрытия, нанесенного на рабочую поверхность образца, заключающийся в том, что срезают часть покрытия под острым углом к рабочей поверхности образца, сопрягают контробразец и образец по их исследуемым поверхностям, нагружают их сжимающей силой, осуществляют относительное скольжение контробразца и образца и определяют интенсивность износа последнего, отличающийся тем, что предварительно осуществляют нагрев образца в атмосфере аргона до температуры испытания Тисп, находящейся в интервале рабочих температур, характерных для типа испытуемого металла, а в качестве контробразца используют индентор с нагрузкой 0,5-1,0 Н, выполненный в виде алмазного конуса с углом 100-150° на рабочей части, причем относительное скольжение контробразца и образца осуществляют со скоростью испытания Vисп, находящейся в пределах 2-5,5 мм/с, на расстояние l=10 мм, где l - путь движения индентора, с образованием трека на рабочей поверхности образца, а показатель износостойкости определяют из соотношения I=l/Vд·103, где Vд=l/2·b·а·l - объем деформированного металла, b - ширина трека, а - глубина трека.