Способ производства полос из хромомарганцеванадиевой стали
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано на непрерывных широкополосных станах. Задачей изобретения является формирование оптимальной микроструктуры горячекатаных полос. Способ включает разогрев слябов до температуры аустенитизации, последующую многопроходную прокатку полос с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждение водой и смотку в рулоны. В соответствии с изобретением, прокатку полос в последнем проходе ведут с относительным обжатием 8-17% при окружной скорости валков 5-10 м/с и температуре конца прокатки 820-880°С. Охлаждение водой осуществляют до температуры 510-570°С. Изобретение обеспечивает повышение прочностных свойств металла при сохранении высокой пластичности, стабилизацию его вязкостных свойств. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано на непрерывных широкополосных станах при горячей прокатке полос для изготовления деталей гидрогенераторов.
Для изготовления деталей гидрогенераторов используются горячекатаные листы толщиной 3-5 мм из хромомарганцеванадиевой стали, которые должны отвечать следующему комплексу механических свойств (табл.1):
Таблица 1Механические свойства листовой хромомарганцеванадиевой стали | ||||
σв, Н/мм2 | σт, Н/мм2 | δ5, % | KCV-60, Дж/см2 | Холодный загиб на 180° |
700-1000 | Не менее 650 | Не менее 14 | Не менее 30 | Выдержив. |
Известен способ производства листов из хромомарганцеванадиевой стали, включающий нагрев слябов до температуры аустенитизации 1250°С, многопроходную горячую прокатку с суммарным относительным обжатием не менее 75%. Горячекатаные листы подвергают закалке из аустенитной области и высокотемпературному отпуску [1].
Недостатки известного способа состоят в том, что стальные листы имеют недостаточные прочностные и вязкостные свойства. Кроме того, термическое улучшение листов усложняет и удорожает их производство.
Известен также способ производства высокопрочной стальной полосы из стали, содержащей хром, марганец и ванадий. Способ включает нагрев непрерывно литых слябов до температуры 1320-1360°С и многопроходную прокатку с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждение полос водой до температуры 500-680°С и смотку в рулоны [2].
Указанный способ также не обеспечивает получения требуемых механических свойств горячекатаной листовой стали, используемой для изготовления деталей гидрогенераторов.
Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ производства полос из стали марки 08Г2СФБ, содержащей до 0,30% хрома, 1,4-1,8% марганца, 0,05-0,10% ванадия. Способ включает нагрев и многопроходную прокатку слябов на непрерывном широкополосном стане с температурой конца прокатки 750-805°С, охлаждение прокатанных полос водой со скоростью 10°С/с до температуры 580-680°С и смотку в рулоны [3] - прототип.
Недостатки известного способа состоят в том, что горячекатаные полосы имеют низкие прочностные и нестабильные вязкостные свойства.
Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышении прочностных и стабильности вязкостных механических свойств горячекатаных полос.
Для решения поставленной технической задачи в известном способе производства полос из хромомарганцеванадиевой стали, включающем разогрев слябов до температуры аустенитизации, последующую многопроходную прокатку полос с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждение водой и смотку в рулоны, согласно изобретению, прокатку полос в последнем проходе ведут с относительным обжатием 8-17% при окружной скорости валков 5-10 м/с и температуре конца прокатки 820-880°С, а охлаждение водой осуществляют до температуры 510-570°С.
Сущность предложенного технического решения состоит в следующем.
Окончательно микроструктура и механические свойства полосы формируются в последнем проходе в процессе ее горячей прокати и при последующем ускоренном охлаждении водой. Для повышения прочностных и вязкостных свойств необходимо получить в горячекатаной полосе мелкозернистую изотропную микроструктуру. Изотропная микроструктура формируется при степени относительного обжатия в последнем проходе 8-10% в температурном интервале 820-880°С. Для того чтобы сохранить равномерную зеренную микроструктуру и избежать неконтролируемого роста аусенитных зерен в процессах динамической и статической рекристаллизации, окружная скорость валков должна быть в пределах 5-10 м/с. При последующем ускоренном охлаждении полос водой до температуры 510-570°С удается частично сохранить наклепанное состояние металла и получить в хромомарганцево-ванадиевой стали структуру зернистого перлита, для которой характерны высокие прочностные и вязкостные свойства.
Экспериментально установлено, что при увеличении относительного обжатия в последнем проходе более 17% после охлаждения полос водой сохраняется наследственная вытянутость зерен микроструктуры в направлении прокатки. Это приводит к анизотропии механических свойств и ухудшению ударной вязкости. При уменьшении относительного обжатия менее 8% не достигается требуемого измельчения зерна, поэтому прочностные свойства горячекатаных полос ниже допустимого уровня.
При окружной скорости валков последней клети стана менее 5 м/с не удается сохранить деформационную составляющую упрочнения, т.к. рекристаллизация полностью завершается. При увеличении окружной скорости более 10 м/с зеренная структура сохраняет анизотропность, что ухудшает ударную вязкость горячекатаных листов.
Увеличение температуры конца прокатки выше 880°С ведет к ускорению динамической рекристаллизации деформированных зерен, в результате чего снижаются прочностные свойства. Уменьшение этой температуры ниже 820°С приводит к снижению уровня и стабильности ударной вязкости.
При охлаждении полос водой до температуры выше 750°С, в результате постфазовых превращений в рулоне, идет разупрочнение стали, что недопустимо. Уменьшение температуры ниже 510°С не улучшает механических свойств, а лишь требует снижения темпа прокатки и увеличивает расход охлаждающей воды.
Примеры реализации способа
Непрерывно литые слябы толщиной 250 мм из хромомарганцево-ванадиевой стали, содержащей 0,75% Cr, 1,45% Mn и 0,11% V, нагревают в методической печи до температуры аустенитизации 1230°С и последовательно выдают на печной рольганг непрерывного широкополосного стана 2000. Нагретые слябы обжимают за 14 проходов в полосы с конечной толщиной 4 мм. Последний, 14-й проход, проводят при температуре конца прокатки Ткп=850°С с относительным обжатием ε=12% в рабочих валках, вращающихся с окружной скоростью V=7,5 м/с.
Выходящие из валков последней клети полосы охлаждают ламинарными струями воды до температуры Tсм=540°C, после чего сматывают в рулоны.
Благодаря такому режиму прокатки и охлаждения, полосы приобретают высокие прочностные свойства и стабильную ударную вязкость при заданной пластичности и способности выдерживать холодный загиб.
Варианты реализации предложенного способа и показатели их эффективности приведены в таблице 2.
Из данных, приведенных в табл.2, следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2-4) достигается повышение прочностных и стабильности вязкостных механических свойств горячекатаных полос. В случаях запредельных значений заявленных параметров (варианты №1 и №5) механические свойства горячекатаных полос не удовлетворяют требуемому уровню. При реализации способа-прототипа прочностные свойства горячекатаных полос недостаточны, показатель ударной вязкости нестабилен.
Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что прокатка полос в последнем проходе с относительным обжатием 8-17% при окружной скорости валков 5-10 м/с и температуре конца прокатки 820-880°С, а также последующим охлаждением полос водой до температуры смотки 510-570°С обеспечивает формирование оптимальной микроструктуры горячекатаных полос: прочностные свойства металла возрастают при сохранении высокой пластичности, повышается стабильность вязкостных свойств.
В качестве базового объекта при определении эффективности предложенного изобретения принят способ-прототип. Использования нового способа обеспечит повышение рентабельности производства полос из хромомарганцево-ванадиевой стали на 15-20%.
Таблица 2Режимы производства и механические свойства полос из хромомарганцеванадиевой стали | |||||||||
№ п/п | ε, % | Ткп, °С | V, м/с | Тсм, °С | σв, Н/мм2 | σт, Н/мм2 | δ5, % | KCV-60, Дж/см2 | Холодный загиб на 180° |
1. | 7 | 810 | 4 | 500 | 1010 | 850 | 11 | 20-27 | Не выдержив. |
2. | 8 | 820 | 5 | 510 | 1000 | 820 | 15 | 31-32 | Выдержив. |
3. | 12 | 850 | 7,5 | 540 | 850 | 710 | 22 | 33-34 | Выдержив. |
4. | 17 | 880 | 10 | 570 | 700 | 660 | 23 | 31-32 | Выдержив. |
5. | 18 | 890 | 11 | 580 | 530 | 460 | 13 | 21-28 | Не выдержив. |
6. | 20 | 800 | Не регл. | 620 | 600 | 510 | 22 | 13-29 | Не выдержив. |
Литературные источники, использованные при составлении описания изобретения
1. Заявка Японии №61-163210, МПК С 21 D 8/00, 1986 г.
2. Патент Японии №57-2251, МПК С 21 D 8/02, С 22 С 38/14, 1982 г.
3. Ю.И.Матросов и др. Сталь для магистральных газопроводов. М.: Металлургия, 1989 г., с.262-265 - прототип.
Способ производства полос из хромомарганцеванадиевой стали, включающий разогрев слябов до температуры аустенитизации, последующую многопроходную прокатку полос с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждение водой и смотку в рулоны, отличающийся тем, что прокатку полос в последнем проходе ведут с относительным обжатием 8-17% при окружной скорости валков 5-10 м/с и температуре конца прокатки 820-880°С, а охлаждение водой осуществляют до температуры 510-570°С.