Устройство для изменения ориентации диаграммы направленности

Изобретение относится к устройствам для изменения ориентации диаграммы направленности антенны РЛС и может быть использовано в бортовых координаторах цели (головках самонаведения) управляемых ракет. Технический результат заключается в увеличении площади опоры подшипников в пределах до размеров апертуры антенны без уменьшения самой апертуры относительно калибра ракеты, что позволяет пропорционально поднять предельные стартовую и радиальную перегрузки ракеты, допустимые для данной конструкции подвеса антенны. Сущность изобретения состоит в том, что использован подвес с роликовым подшипником, размер которого увеличен до размеров апертуры антенны, при этом используется только половина подшипника, которая крепится непосредственно к обратной стороне антенны таким образом, что ролики ограничивают перемещение внутренней обоймы подшипника вперед, назад и в сторону. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройствам для изменения ориентации диаграммы направленности антенны РЛС и может найти применение в бортовых координаторах цели (головках самонаведения - ГСН) управляемых ракет.

Известны устройства изменения ориентации диаграммы направленности антенны РЛС, предназначенные для использования в бортовых координаторах цели (головках самонаведения) управляемых ракет. Например, в ГСН УР AIM-7E2 "Sparrow" (Виртуальный авиационный справочник "Уголок неба", http://www.airwar.ru; В.Сапков "Системы наведения управляемых ракет класса "воздух-воздух". Зарубежное военное обозрение. №10, 1987) применен классический карданный подвес с однорядными шарикоподшипниками в осях вращения. Недостатком известного технического решения является малая поверхность контакта шариков подшипника с обоймой, которая в свою очередь, умноженная на предельную прочность материала шарикоподшипника, определяет предельную нагрузку на оси вращения карданного подвеса, а значит, предельную стартовую и радиальную перегрузку, допустимую для данной конструкции подвеса антенны.

Частично учесть указанный недостаток возможно путем использования на осях карданного подвеса сферических двухрядных подшипников, что позволит, с одной стороны, в 2 раза поднять площадь контакта шариков с обоймой, с другой стороны - допустить изгиб конструкции подвеса под действием перегрузок, что позволит снизить вес самой конструкции (Перель Л.Я., Филатов А.А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор, Справочник, - 2-е изд., - М., Машиностроение, 1992 г.). Однако общий недостаток конструкции - малая поверхность контакта шариков подшипника с обоймой, определяющая предельную нагрузку на оси вращения карданного подвеса, остался.

Дополнительно снизить влияние указанного недостатка возможно путем использования на осях карданного подвеса роликовых подшипников, что позволило при том же диаметре подшипника в 10...15 раз поднять площадь поверхности контакта роликов подшипника с обоймой (Перель Л.Я., Филатов А.А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор, Справочник, - 2-е изд., - М., Машиностроение, 1992 г.). Однако и это решение имеет свои недостатки, связанные с тем, что дальнейшее повышение требований по стартовым и радиальным перегрузкам ракет приводит к значительному увеличению габаритов подшипников и подвеса в целом, что приводит к снижению апертуры антенны относительно калибра ракеты (на удвоенную толщину роликовых подшипников) и увеличению веса конструкции подвеса.

Сущность предлагаемого устройства для изменения ориентации диаграммы направленности антенны РЛС основана на отказе от классической схемы карданного подвеса с двумя рамами и увеличении размеров подшипника подвеса антенны до размеров апертуры антенны, при этом используется только половина подшипника, которая без специальной рамы карданного подвеса крепится непосредственно к обратной стороне антенны таким образом, что ролики ограничивают перемещение внутренней обоймы подшипника вперед, назад и в стороны.

Технический результат изобретения заключается в увеличении площади опоры роликов подшипника в пределах до размеров апертуры антенны без уменьшения самой апертуры относительно калибра ракеты, что позволяет пропорционально поднять предельные стартовую и радиальную перегрузки ракеты, допустимые для данной конструкции подвеса антенны.

Пример осуществления изобретения приведен на чертеже. Цифрами обозначены:

1 - антенная система РЛС;

2 - внутренняя обойма роликового подшипника;

3 - внешняя обойма роликового подшипника;

4 - ролики, ограничивающие перемещение внутренней обоймы подшипника вперед;

5 - ролики, ограничивающие перемещение внутренней обоймы подшипника назад;

6 - ролики, ограничивающие перемещение внутренней обоймы подшипника в стороны.

Устройство для изменения ориентации диаграммы направленности антенны РЛС для применения в бортовых координаторах цели управляемых ракет, основанное на использовании подвеса с роликовым подшипником, отличающееся тем, что размер роликового подшипника увеличен до размеров апертуры антенны, использована половина подшипника, которая крепится непосредственно к обратной стороне антенны таким образом, что ролики ограничивают перемещение внутренней обоймы подшипника вперед, назад и в стороны.