Противоугонное устройство для транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Противоугонное устройство содержит штангу 1, рычаг 2, плоские полузахваты 3 с выемками 4 и механизм фиксации 5 с замком 13. Штанга 1 и рычаг 2 выполнены полыми в форме полуцилиндров. Механизм фиксации 5 выполнен в виде вставленных один в другой стаканов 6, 7 в форме полуцилиндров. Плоские боковые поверхности штанги 1, рычага 2 и стаканов 6, 7 ориентированы внутрь противоугонного устройства. Внешний стакан 6 жестко соединен с рычагом 2, в его стенке выполнен продольный паз 8, а внутри него размещена поджатая в положении блокирования устройства пружина 9. Внутренний стакан 7 жестко соединен с внутренней поверхностью стенки штанги 1 через отверстие 11. Пружина 9 размещена между рычагом 2 и опорной крышкой 10. В продольный паз 8 входит направляющий штифт 12. Замок 13 размещен внутри штанги 1 и снабжен фиксирующим стержнем 14, установленным с возможностью вхождения в фиксирующие отверстия 15 (режим блокирования). В стенке штанги 1 выполнено отверстие 16 под ключ замка 13. Противоугонное устройство устанавливают так, чтобы плоские полузахваты 3 своими выемками 4 вошли в место соединения рулевого колеса с рулевой колонкой, при этом одна часть устройства оказывается сверху рулевого колеса, а другая - под ним. В положении блокирования штанга 1 упирается своим свободным концом в какой-либо конструктивный элемент салона транспортного средства. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности противоугонного устройства. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может использоваться в противоугонных устройствах транспортных средств для блокирования рулевой системы управления.

Известно противоугонное устройство для транспортного средства, закрепляемое на рулевом колесе, содержащее штангу с вилкой на одном из ее концов и фасками на другом, рычаг со сквозным продольным отверстием под штангу, снабженный крюком, и механизм фиксации штанги в сквозном продольном отверстии рычага, включающее установленный в корпусе фиксатор положения в виде подпружиненного шарика и запирающий механизм с замком барабанного типа, при этом шарик расположен в отверстии, ось которого перпендикулярна продольной оси рычага, на выходе этого отверстия в сквозное продольное отверстие рычага выполнен сужающий буртик, на выходе из отверстия в пазу корпуса механизма фиксации под шариком установлена плоская пружина, под которой размещен снабженный проточкой барабан замка, а в корпусе механизма фиксации выполнены пазы под сухарики замка (RU 2047514 С1, 1995). Для запирания устройства штангу вставляют в сквозное продольное отверстие рычага, в котором она передвигается телескопически до упора, затем вводят устройство внутрь рулевого колеса и раздвигают рычаг и штангу до тех пор, пока крюк рычага не зацепится за рулевое колесо изнутри, а вилка штанги зацепится за внутреннюю часть рулевого колеса. После этого при повороте ключа замка штанга оказывается зафиксированной в рычаге. Длинный конец рычага при этом упирается в какие-либо конструктивные элементы в салоне транспортного средства, не позволяя повернуть рулевое колесо.

Такое противоугонное устройство однако имеет неудовлетворительную эксплуатационную надежность, поскольку замковый механизм не защищен от криминального доступа (взлома), а целостность штанги легко нарушить, например, перепилить ее, поскольку она представляет собой стержневой элемент, к тому же "удобно" расположенный для потенциального взломщика. Кроме того, надежность конструкции устройства снижает наличие в составе механизма фиксации износонеустойчивой шариковой пары.

Из известных устройств наиболее близким к предложенному является противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее штангу и рычаг, снабженные жестко закрепленными на них плоскими полузахватами с выемками по форме верхней части рулевой колонки транспортного средства, размещенные с возможностью перемещения одной относительно другого и их взаимной фиксации в положении блокирования противоугонного устройства посредством связанного с замком механизма фиксации (RU 2169087 С1, 2001). Штанга имеет удлиненную часть, параллельную плоскости рулевого колеса и предназначенную для упора своим концом в конструктивный элемент салона транспортного средства, и перпендикулярную ей другую часть, на конце которой закреплен один из плоских полузахватов. Рычаг размещен перпендикулярно удлиненной части штанги, при этом второй плоский полузахват закреплен на одном из концов рычага, а механизм фиксации закреплен на другом его конце, в котором выполнено сквозное поперечное отверстие, соосное с продольной осью удлиненной части штанги, в их совмещенном положении. Механизм фиксации содержит шарик, расположенный в отверстии корпуса механизма фиксации, при этом ось этого отверстия перпендикулярна оси поперечного отверстия в рычаге, продольная ось взаимодействующего с шариком барабана замка, установленного в корпусе механизма фиксации, параллельна оси отверстия, в котором расположен шарик, на барабане перпендикулярно его продольной оси жестко закреплена расположенная в щели пластина, а в штанге выполнено соосное с отверстием, где расположен шарик, углубление, в крайнем положении блокировки устройства. Для запирания устройства штангу вставляют в поперечное отверстие рычага и постепенно сдвигают их, вводя плоские полузахваты своими вырезами в поднутрение рулевой колонки. При этом отверстие под шарик совмещается с углублением в штанге, а поворотом барабана замка пластина механизма фиксации вытесняет шарик в углубление. Устройство блокируется.

Однако это противоугонное устройство также не обладает высокой эксплуатационной надежностью, поскольку замковый механизм в нем также не защищен от взлома, а целостность рычага и штанги легко нарушить. Снижает надежность устройства и наличие в механизме фиксации шариковой пары.

Задача, решаемая изобретением, заключается в создании противоугонного устройства, лишенного недостатков прототипа. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении эксплуатационной надежности противоугонного устройства для транспортного средства.

Это достигается тем, что в противоугонном устройстве для транспортного средства, содержащем штангу и рычаг, снабженные жестко закрепленными на них плоскими полузахватами с выемками по форме верхней части рулевой колонки транспортного средства, размещенные с возможностью перемещения одной относительно другого и их взаимной фиксации в положении блокирования противоугонного устройства посредством связанного с замком механизма фиксации, штанга и рычаг выполнены полыми в форме полуцилиндров, механизм фиксации выполнен в виде вставленных один в другой стаканов в форме полуцилиндров каждый, с возможностью их перемещения соосно один относительно другого, при этом внешний стакан жестко соединен с рычагом, в его стенке выполнен продольный паз, внутри него размещена поджатая в положении блокирования противоугонного устройства пружина, расположенная между рычагом и опорной крышкой, закрепленной на торце внутреннего стакана, жестко соединенного с внутренней поверхностью стенки штанги через выполненное в противоположной ее стенке отверстие и снабженного закрепленным в нем и входящим в продольный паз внешнего стакана направляющим штифтом, замок размещен внутри штанги и снабжен фиксирующим стержнем, установленным параллельно продольной оси штанги с возможностью вхождения в фиксирующие отверстия, выполненные в стенках внешнего и внутреннего стаканов соосно в положении блокирования противоугонного устройства, в стенке штанги выполнено отверстие под ключ замка, а плоские боковые поверхности штанги, рычага и внешнего и внутреннего стаканов механизма фиксации ориентированы внутрь противоугонного устройства одна по направлению к другой. Штанга и рычаг на своих торцах могут быть снабжены заглушками. На торцах штанги и рычага могут быть установлены декоративные накладки. Внутри штанги у края отверстия под ключ может быть установлена защитная вставка.

Указанный выше технический результат обеспечивается всей совокупностью существенных признаков.

На чертеже показан предпочтительный вариант конструкции противоугонного устройства в разрезе.

Оно содержит полые штангу 1 и рычаг 2 в форме полуцилиндров, с жестко закрепленными на них плоскими полузахватами 3, которые имеют выемку 4 по форме верхней части рулевой колонки, например, ее поднутрения под рулевым колесом. Штанга 1, рычаг 2 и плоские полузахваты 3 выполнены преимущественно из стали. Штанга 1 и рычаг 2 установлены параллельно с возможностью перемещения одна относительно другого в направлении, перпендикулярном их продольным осям посредством механизма фиксации 5. Механизм фиксации 5 выполнен в виде вставленных один в другой внешнего 6 и внутреннего 7 стаканов в форме полуцилиндров, выполненных преимущественно из стали. При этом плоские части штанги 1, рычага 2 и стаканов 6, 7 ориентированы внутрь устройства одна по направлению к другой. Внешний стакан 6 жестко соединен с рычагом 2, преимущественно с его концевой частью. В его стенке выполнен продольный паз 8. Внутри внешнего стакана 6 размещена пружина 9, опертая одним из концов на рычаг 2 (а в частном случае соединенная с ним), а другим - на опорную крышку 10, закрепленную на торце внутреннего стакана 7 (а в частном случае соединенная с ней). В общем случае пружина 9 установлена во внешний стакан 6 в поджатом состоянии, соответствующем положению заблокирования устройства. Внутренний стакан 7 жестко соединен с внутренней поверхностью стенки штанги 1, преимущественно ее концевой части, через выполненное в ее противоположной стенке отверстие 11. Внутренний стакан 7 снабжен направляющим штифтом 12, входящим в продольный паз 8. Замок 13 размещен внутри штанги 1 и снабжен выдвигающимся в зависимости от поворота ключа (на чертеже не показан) фиксирующим стержнем 14, установленным с возможностью вхождения в фиксирующие отверстия 15, выполненные соосно в стенках стаканов 6, 7, в их совмещенном положении (режим блокирования). В стенке штанги 1 выполнено отверстие 16 под ключ замка 13. Штанга 1 и рычаг 2 на своих торцах преимущественно снабжены заглушками 17, поверх которых могут быть установлены декоративные накладки 18, например, из резины. Внутри штанги 1 у края отверстия 16 (со стороны ее свободной концевой части) может быть установлена защитная вставка 19, например из стали.

Основные элементы противоугонного устройства преимущественно могут иметь следующие величины: Диаметр штанги 1 - 12-20 см, длина - 40-45 см. Диаметр рычага 2 - 22-27 см, длина 22-27 см. Высота стаканов 6, 7 - 12-14 см, внутренний диаметр стакана 7, например, 4,5 см.

Для возможности блокирования вала рулевого управления замковый механизм должен быть в таком состоянии, когда фиксирующий стержень 14 выдвинут из фиксирующих отверстий 15. При этом штанга 1 и рычаг 2 раздвинуты одна относительно другого под действием пружины 9. Затем устанавливают противоугонное устройство на рулевую колонку так, чтобы плоские полузахваты 3 своими выемками 4 охватили ее верхнюю часть под рулевым колесом. Если это необходимо, перед установкой дополнительно раздвигают штангу 1 и рычаг 2 вручную. Сдвигают штангу 1 и рычаг 2 до полного охвата плоскими полузахватами 3 этой части рулевой колонки, штанга 1 при этом упирается своей свободной концевой частью в конструктивный элемент салона транспортного средства, а фиксирующие отверстия 15 стаканов 6, 7 оказываются совмещенными. Поворотом ключа замка 13 или нажатием на торец замка 13 (в зависимости от конструкции замкового механизма) обеспечивается вхождение фиксирующего стержня 14 в фиксирующие отверстия 15 и устройство переходит в режим заблокирования. При разблокировании противоугонного устройства поворотом ключа замка 13 обеспечивается выхождение фиксирующего стержня 14 из фиксирующих отверстий 15, плоские полузахваты 3 отходят от рулевой колонки и устройство может быть снято. Если этого хода для снятия устройства недостаточно, штанга 1 и рычаг 2 дополнительно раздвигаются вручную.

Такая конструкция противоугонного устройства полностью исключает возможность криминального доступа к замку 13, поскольку его расположение не позволяет высверлить личинку или как-то иначе нарушить целостность замка 13. Выполнение штанги 1 и рычага 2 трубчатыми, а основных элементов механизма фиксации 5 - в виде стаканов 6, 7, в форме полуцилиндров, повышает устойчивость устройства к взлому, в том числе затрудняя криминальное свертывание этих элементов. Наличие внутри штанги 1 защитной вставки 19 дополнительно затрудняет криминальный доступ к замку 13. Простота конструкции устройства, особенно его механизма фиксации 5, дополнительно обеспечивает повышение его надежности. Постановка устройства на охрану осуществляется за 2-3 с, а снятие с охраны - за время около 10 с, что облегчает его эксплуатацию.

Противоугонное устройство для транспортного средства, выполненное в соответствии с изобретением, обладает более высокой эксплуатационной надежностью по сравнению с другими известными аналогичными устройствами.

1. Противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее штангу и рычаг, снабженные жестко закрепленными на них плоскими полузахватами с выемками по форме верхней части рулевой колонки транспортного средства, размещенные с возможностью перемещения одной относительно другого и их взаимной фиксации в положении блокирования противоугонного устройства посредством связанного с замком механизма фиксации, отличающееся тем, что штанга и рычаг выполнены полыми в форме полуцилиндров, механизм фиксации выполнен в виде вставленных один в другой стаканов в форме полуцилиндров каждый с возможностью их перемещения соосно один относительно другого, при этом внешний стакан жестко соединен с рычагом, в его стенке выполнен продольный паз, внутри него размещена поджатая в положении блокирования противоугонного устройства пружина, расположенная между рычагом и опорной крышкой, закрепленной на торце внутреннего стакана, жестко соединенного с внутренней поверхностью стенки штанги через выполненное в противоположной ее стенке отверстие и снабженного закрепленным в нем и входящим в продольный паз внешнего стакана направляющим штифтом, замок размещен внутри штанги и снабжен фиксирующим стержнем, установленным параллельно продольной оси штанги с возможностью вхождения в фиксирующие отверстия, выполненные в стенках внешнего и внутреннего стаканов соосно в положении блокирования противоугонного устройства, в стенке штанги выполнено отверстие под ключ замка, а плоские боковые поверхности штанги, рычага и внешнего и внутреннего стаканов механизма фиксации ориентированы внутрь противоугонного устройства одна по направлению к другой.

2. Противоугонное устройство для транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что штанга и рычаг на своих торцах снабжены заглушками.

3. Противоугонное устройство для транспортного средства по п.1 или 2, отличающееся тем, что на торцах штанги и рычага установлены декоративные накладки.

4. Противоугонное устройство для транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что внутри штанги у края отверстия под ключ замка установлена защитная вставка.