Резинокордный компенсационный патрубок-задвижка

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к конструкции резинотехнических изделий и предназначено для перекрытия магистральных трубопроводов, а также трубопроводов, используемых в жилищно-коммунальной службе, нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и минералоперерабатывающей промышленности. Резинокордный патрубок-задвижка содержит патрубок и пережимающее устройство. Патрубок-задвижка выполнен в виде компенсирующего радиальные и осевые смещения трубопроводов эластичного цилиндра с бортами, закрепленными на фланцах трубопровода без жесткого металлического корпуса. Стенка цилиндра армирована слоями нитей корда, расположенными под углом 40-70° к оси цилиндра. В зоне пережима на длине 30-40 мм толщина покровного резинового слоя уменьшена и составляет 1,0-1,5 мм. Пережимающее устройство закреплено на одном из фланцев трубопровода двумя кронштейнами и содержит нижнюю и верхнюю траверсы, соединенные боковыми стойками, и винт с рукояткой. На конце винта установлена пережимная планка. Изобретение направлено на упрощение конструкции и изготовления, повышение долговечности и прочности, на обеспечение компенсирующей способности, что позволит гасить вибрации и шум, монтажные и тепловые смещения соединяемых трубопроводов. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к конструкции резинотехнических изделий, предназначенных для перекрытия трубопроводов: канализационных, водопроводных, нефтегазовых, для агрессивных жидкостей и газов, абразивных шламовых порошков, вызывающих коррозию и отложения на стенках трубопроводов в случае их засорения, аварии, разрыва, для последующего ремонта с целью предотвращения утечек и разлива и может быть использовано в жилищно-коммунальной службе, в нефтегазовой и нефтеперерабатывающей, бумажной и целлюлозной промышленности, минералоперерабатывающей промышленности, а также на магистральных трубопроводах.

Известна шланговая задвижка (см. информационный сборник № 77, май 2004 г. «Сделано в Петербурге» изготовитель 000 «Балтпромарматура»), содержащая металлический корпус с фланцами и винтом с рукояткой, в который вставлен шланговый патрубок.

Недостатком известной шланговой задвижки является быстрый износ шлангового патрубка, частая замена его затруднена и очень трудоемка, сложность и трудоемкость изготовления металлического корпуса.

Известен также пережимный затвор (см. а.с. SU № 1712269, А1, МКИ В 65 D, 90/56 опубл.15.02.92. Бюл.№6), содержащий эластичный патрубок и пережимное приспособление, снабженное валиками, на которых укреплены установленные параллельно им пережимные скалки, двусторонней зубчатой рейкой для взаимодействия с поршнем гидроцилиндра, зубчатыми секторами для взаимодействия с рейкой, смонтированными на валиках, и разъемным корпусом, в котором закреплен гидроцилиндр и установлены валики, при этом в поршне гидроцилиндра выполнено окно.

Недостатком известного пережимного затвора является сложность конструкции, значительные габаритные размеры, большое количество подвижных быстроизнашивающихся деталей и узлов, наличие сложного и трудоемкого в изготовлении корпуса.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату прототипом является шланговая задвижка (см. журнал «Трубопроводная арматура» N5 (14) 2004 г. стр. 52), содержащая эластичный шланг, закрепленный внутри цилиндрического корпуса, поршня, перемещающегося по внутренним стенка корпуса цилиндра сжимающей детали.

Недостатками известного прототипа являются сложность конструкции и эксплуатации, увеличенное гидравлическое сопротивление, из-за жесткого закрепления эластичного шланга в металлическом корпусе невозможно компенсировать монтажные и температурные смещения соединяемых трубопроводов, наличие сложного по конструкции металлического корпуса.

Техническим результатом заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков, упрощение конструкции и изготовления, повышение долговечности и прочности резинокордного компенсационного патрубка-задвижки, обеспечение компенсирующей способности, что позволит гасить вибрации и шум, монтажные и тепловые смещения соединяемых трубопроводов.

Для достижения этого технического результата резинокордный патрубок-задвижка выполнен в виде компенсирующего радиальные и осевые смещения трубопроводов эластичного цилиндра с бортами, стенка которого армирована слоями нитей корда, расположенными под углом 40-70° к оси цилиндра, при этом в зоне пережима на длине 30-40 мм толщина покровного резинового слоя уменьшена и составляет 1,0-1,5 мм, и снабжен пережимающим устройством, закрепленным на одном из фланцев трубопровода двумя кронштейнами и содержащим нижнюю и верхнюю траверсы, соединенные боковыми стойками, и винт с рукояткой, на конце которого установлена пережимная планка.

Пережимающее устройство является быстросъемным и может использоваться на нескольких таких патрубках-задвижках, не усложняя конструкцию и не мешая работе трубопроводов. Армированием слоями корда стенки эластичного цилиндра при оптимальном соотношении под углом 40-70° создается необходимая прочность патрубка при его пережимании при различных давлениях. Если армировать слоями корда под углом менее 40°, то патрубок будет существенно укорачиваться по длине при подаче давления. Если армировать слоями корда под углом более 70°, то появляются большие распорные нагрузки.

Уменьшение толщины покровного резинового слоя стенки эластичного цилиндра сокращает при пережиме величину деформации стенок.

Свободное соединение бортов патрубка с фланцами соединяемых трубопроводов при отсутствии жесткого корпуса обеспечивает компенсацию смещения трубопроводов при монтаже и тепловом расширении: радиальное - до 5 мм, осевое - до 4 мм.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

на фиг.1 - общий вид резинокордного компенсационного патрубка-задвижки;

фиг.2 - сечение Б-Б на фиг.1;

фиг.3 - сечение А-А на фиг.1.

Резинокордный компенсационный патрубок-задвижка выполнен в виде эластичного цилиндра 1 (фиг.1), содержащего покровный и герметизирующий резиновые слои 2 и армирующие под углом β=40-70° к оси цилиндра слои нитей корда 3, и двух бортов 4, соединяемых с фланцами 5 трубопроводов, и установленное на нем пережимающее устройство, закрепленное на одном из фланцев 5 кронштейнами 6 и содержащее нижнюю траверсу 7 (фиг.3) и верхнюю траверсу 8, соединенные боковыми стойками 9 и винт 10 с рукояткой 11, на конце которого установлена пережимная планка 12.

Борта 4 эластичного цилиндра 1 (фиг.2) с фланцами 5 трубопровода соединены при помощи фланцев 13 болтами 14. Эластичный цилиндр 1 имеет зону 15 пережима с уменьшенной толщиной покровного резинового слоя.

Работает резинокордный компенсационный патрубок-задвижка следующим образом. При отсутствии пережимающего устройства патрубок предназначается только для перекачки жидкости и компенсации смещения концов трубопровода.

При необходимости перекрытия подачи жидкости на фланец 5 трубопровода закрепляются болтами 14 кронштейны 6 пережимающего устройства, рукояткой 11 вращается винт 10, на конце которого установлена пережимная планка 12, которая, перемещаясь, пережимает резинокордный компенсационный патрубок-задвижку.

Резинокордный патрубок-задвижка, содержащий патрубок и пережимающее устройство, отличающийся тем, что патрубок-задвижка выполнен в виде компенсирующего радиальные и осевые смещения трубопроводов эластичного цилиндра с бортами, закрепленными на фланцах трубопровода без жесткого металлического корпуса, стенка которого армирована слоями нитей корда, расположенными под углом 40-70° к оси цилиндра, при этом в зоне пережима на длине 30-40 мм толщина покровного резинового слоя уменьшена и составляет 1,0-1,5 мм, а пережимающее устройство закреплено на одном из фланцев трубопровода двумя кронштейнами и содержит нижнюю и верхнюю траверсы, соединенные боковыми стойками, и винт с рукояткой, на конце которого установлена пережимная планка.