Заливочная композиция для бронирования заряда из баллиститного топлива
Изобретение относится к области ракетной техники. Предложена заливочная композиция для бронирования заряда из баллиститного топлива, включающая полибутилметакрилат, бутилметакрилат, метилметакрилат и в качестве инициатора и активатора отверждения перекись бензоила и диметиланилин, причем полибутилметакрилат растворен в смеси бутилметакрилата и метилметакрилата. Изобретение позволяет обеспечить изготовление качественных изделий с требуемым уровнем физико-механических и адгезионных характеристик, позволяет снизить дымность газов, а также снизить температуру отработанных газов с 2200 до 800°С. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области ракетной техники и касается разработки заливочной композиции с охлаждающим эффектом температуры газов и минимальным уровнем дымообразования в процессе работы двигателя для бронирования зарядов из баллиститного топлива диаметром до 300 мм, длиной до 700 мм.
Известно, что для создания рецептуры заливочной композиции в основном используются различные полимерные материалы и смолы, такие как эпоксидные смолы, тиоколы, нитрильные и полибутадиеновые каучуки, уретановые полимеры, а также производные метакриловой кислоты.
Многочисленные опыты отработки зарядов из баллиститного топлива показали, что для бронирования их наилучшие результаты дают бронесоставы, в которых в качестве исходных продуктов используются мономеры, такие как метилметакрилат (ММА) и бутилметакрилат (БМА). Заливочные композиции на основе других материалов мало пригодны из-за недостаточной адгезии к баллиститному топливу, высокой вязкости и отсутствия прозрачности.
Существует множество составов, включающих в себя ММА или БМА, полиэфирные смолы, слюду, отвержденные перекисью метилэтилкеона в сочетании с нафтенатом кобальта, перекисью бензоила с диметила-нилином и т.д. (патент 2215721 РФ, 2220937 РФ).
Несмотря на пригодность для бронирования и скрепления зарядов с камерой двигателя известными бронирующими составами, ни один из них не обладает свойством охлаждения температуры газов в процессе работы двигателя и прозрачностью, которая обеспечивает визуальный контроль при осмотре готовых зарядов.
В патентах Франции 2211491 кл. C 08 F 45/54, С 08 К 1/60 и США 3846372 кл. 260-45.75R (С 08 F 45/62), № 3825520 заявл. 12.72 г. приводятся сведения о снижении дымности поливинилхлоридных и полистирольных композиций с помощью добавок фталоцианитов переходных материалов кобальта, марганца, дициклопентандиенила железа, эфиров фосфорной кислоты и окиси ванадия. Например, полимерная композиция, не выделяющая дыма при горении, содержит полистирол, пламягаситель (октобромди-винил) и орталонианина в количестве 25,4%. Композицию перемешивают при температуре 130-150°С, затем прессуют под давлением 70-105 кг/см2, при этом количество дыма, выделяемого при горении, составляет 4,7%.
Однако описанные в патентах композиции не могут быть использованы в качестве бронепокрытий в связи с недостаточной адгезией их к твердым ракетным топливам, а технология нанесения их на поверхность изделий методом прессования на термопластавтоматах не применима для зарядов диаметром до 300 мм, длиной до 700 мм.
Известно, что эфиры метакриловой кислоты хорошо совмещаются с нитроцеллюлозой, поэтому обладают хорошей адгезией к порохам на основе нитроцеллюлозы.
Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является заливочная композиция для бронирования по патенту РФ № 2220937 от 10.01.04 г. на основе ненасыщенной полиэтиленгликольмалеинатной смолы в сочетании с раствором в бутилметакрилате механо-химической смеси (полибутилметакрилата и молотой слюды), а также содержащего в качестве катализатора отверждения - перекись бензоила в количестве от 0,6 до 1,4%.
Данная заливочная композиция обладает высокими физико-механическими и адгезионными характеристиками и позволяет снизить полимеризационную усадку бронесостава, но не обладает охлаждающим эффектом отработанных газов и низкой дымностью. Наличие в рецептуре состава полимерных смол дает повышенную задымленность, из-за чего не обеспечивается полный комплекс требований конструкторской документацией внутрибаллистических характеристик.
Технической задачей, решаемой в рамках настоящего изобретения, является создание такой заливочной композиции, которая обладает охлаждающим эффектом отработанных газов, малой дымностыо, низкой вязкостью, а также высокими физико-механическими и адгезионными характеристиками.
Технический результат достигается за счет того, заливочная композиция для бронирования заряда из баллиститного топлива, содержит полибутилметакрилат, бутилметакрилат и дополнительно метилметакрилат, причем полибутилметакрилат растворен в смеси бутилметакрилата и метилметакрилата, а в качестве инициатора и активатора отверждения содержит перекись бензоила и дополнительно диметиланилин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
бутилметакрилат | 39,0-41,0 |
метилметакрилат | 49,0-51,0 |
полибутилметакрилат | 9,0-11,0 |
перекись бензоила | 0,2-1,1 |
диметиланилин | 0,05-0,1 |
Ценным техническим свойством заливочной композиции на основе мономеров метилметакрилата и бутилметакрилата является прозрачность и бесцветность, что значительно упрощает контроль качества приклея бро-непокрытия к поверхности заряда, а за счет хорошей набухаемости поверхностного слоя топлива обеспечивается хорошая адгезионная прочность.
Приготовление заливочной композиции осуществляется в обычных мешателях, снабженных вакуумной линией. В смеси мономеров растворяют перекись бензоила при перемешивании, затем вводят полибутилметакрилат и перемешивают до получения однородной сиропообразной массы.
Диметиланилин вводят перед непосредственным использованием заливочной композиции и вакуумируют в течение 10-15 мин, при остаточном давлении не более 20 мм рт.ст. при температуре 15-20°С.
Бронирование зарядов производят методом заливки в зазор между зарядом и технологической оснасткой.
Полимеризацию заливочной композиции проводят при температуре 20 - 30°С в течение 10-24 часов или при температуре 60-65°С в течение 5-7 часов.
В таблице 1 приведена рецептура заливочной композиции в сравнении с прототипом. В таблице 2 приведены свойства и время отверждения прототипа и предлагаемой заливочной композиции.
Таблица 1Рецептура прототипа и предлагаемой заливочной композиций | |||||
Наименование компонентов | Содержание компонентов, % | ||||
Прототип | Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | Пример 4 | |
Ненасыщенная полиэтиленгликольмалеинатная смола | 29,0-31,0 | - | - | - | - |
Бутилметакрилат | 37,0-39,0 | 41,0 | 39,0 | 39,85 | 39,0 |
Полибутилметакрилат | 14,6-15,5 | 9,0 | 11,0 | 9,96 | 9.0 |
Молотая слюда | 16,4-17,5 | - | - | - | - |
Перекись бензоила | 0,6-1,4 | 0,95 | 0,2 | 0,3 | 1,1 |
Метилметакрилат | - | 49,0 | 49,73 | 49,81 | 50,8 |
Диметиланилин | - | 0,05 | 0,07 | 0,08 | 0,1 |
Из таблиц 1 и 2 видно, что предлагаемый состав обладает высокими прочностными характеристиками, одинаковым временем отверждения с прототипом, низкой вязкостью, обеспечивающей заливку изделий в форму с возможностью бронирования изделий с различной толщиной бронепокрытия и удовлетворительной прочностью адгезии к топливу. Основным достоинством предлагаемой заливочной композиции является малая дымность бронепокрытия, которая составляет всего 0,9-1,2 м2/сек, и охлаждающий эффект температуры газов с 2200 до 800°С.
Заявляемые пределы соотношения компонентов определялись экспериментальным путем и являются оптимальными для обеспечения требуемых характеристик, заданных конструкторской документацией. Данной заливочной композицией бронировались заряды диаметром до 300 мм, длиной до 700 мм. Толщина бронепокрытия колеблется от 2 до 5 мм в зависимости от требований конструкторской документации. Отверждение заливочной композиции (бронесостава) производили при температуре 20-30°С в течение 10-24 часов. После отверждения заливочной композиции заряды распрессовывали и осматривали по внешнему виду. Бронепокрытие на всех типах зарядов было качественное, монолитное без отслоений и усадочных явлений, хорошо просматривалась поверхность зарядов и дефектов. Качество бронепокрытия удовлетворяло требованиям конструкторской и технической документации.
С использованием предлагаемой заливочной композиции отработан технологический процесс бронирования зарядов из баллиститного ракетного топлива различного диаметра и различной длины и опробован на ФГУП «Пермский завод им. С.М.Кирова»
Изготовление зарядов с использованием данной заливочной композиции позволяет:
- упростить осмотр забронированных изделий;
- обеспечить надежную адгезионную прочность к баллиститному топливу;
- обеспечить безопасность технологического процесса;
- обеспечить охлаждение (снижение) температуры отработанных газов в камере сгорания с 2200 до 800°С;
- обеспечить низкую дымность.
Таким образом, заявляемая заливочная композиция на основе смеси мономеров бутилметакрилата и метилметакрилата, в которой растворен полибутилметакрилат, с инициатором и активатором отверждения в виде сочетания перекиси бензоила с диметиланилином обладает прозрачностью, низкой дымностью газов и охлаждающим эффектом температуры газов в камере сгорания с 2200 до 800°С. Данная заливочная композиция позволяет изготавливать качественные заряды, обеспечивать их работоспособность, обеспечить безопасность технологического процесса при бронировании зарядов, обеспечить прозрачность и охлаждение отработанных газов.
Заливочная композиция для бронирования заряда из баллиститного топлива, включающая полибутилметакрилат, бутилметакрилат и в качестве инициатора и активатора отверждения перекись бензоила, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит метилметакрилат, причем полибутилметакрилат растворен в смеси бутилметакрилата и метилметакрилата, а инициатор и активатор отверждения дополнительно содержит диметиланилин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Бутилметакрилат | 39,0-41,0 |
Метилметакрилат | 49,0-51,0 |
Полибутилметакрилат | 9,0-11,0 |
Перекись бензоила | 0,2-1,1 |
Диметиланилин | 0,05-0,1 |