Моторно-редукторное масло для авиационной техники
Изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов. Сущность: масло в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%: антиокислитель 0,1-2,0, ариловый эфир фосфорной кислоты 1-7, бензотриазол 0,005-0,01, присадка VISCOPLEX 12-310 10-20, базовое масло до 100. Предпочтительно, масло содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь, и дополнительно может содержать полиметилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности и противоизносных свойств. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Реферат
Настоящее изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов.
По современным представлениям единые моторно-редукторные масла должны обладать следующими основными служебными свойствами.
Вязкостно-температурные характеристики - кинематическая вязкость 5-8 мм2/с при 100°С и не более 9000 мм2/с при минус 40°С, температура застывания - не выше минус 55°С.
Термоокислительная стабильность - 200°С.
Механическая стабильность (деструкция при озвучивании) - не более 5%.
Испаряемость при 175°С - не выше 5%.
Трибологические показатели на ЧШМ - критическая нагрузка - не менее 84 кгс и диаметр пятна износа при нагрузке 194 Н - не более 0,4 мм.
Известно использование для турбовинтовых двигателей авиационной техники масла МН-7,5 у на основе минерального масла, содержащего загущающую, антиокислительную, противоизносную, противозадирную и другие присадки.
(«Горюче-смазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).
Известно также масло для газотурбинных двигателей самолетов и других газотурбинных установок на основе минерального масла, содержащего, мас.%: 2,6-ди-трет-бутил-паракрезол 0,01-2; N-фенил-альфа-нафтиламин 0,05-2; трикрезилфосфат или дифенил-пара-трет-бутил-фенилфосфат 0.5-5; бензо-триазол 0,005-0,2; масляный раствор полиалкилметакрилата с мол. массой 2.000-8.000 0,01-2.
(Патент РФ №2086609, С 10 М 161/00, 1997 г.).
Однако масла на минеральной основе, естественно, не удовлетворяют приведенным требованиям.
Известно, например, синтетическое масло Б-3В на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С5-С9, которое содержит антиокислительную присадку - параоксидифениламин и противозадирную - 2-меркаптобензтриазол.
(«Горючесмазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).
Масло Б-3В имеет высокую смазывающую способность, однако оно не удовлетворяет современным требованиям к показателю термоокислительной стабильности при 200°С и уровню вязкости при температуре минус 40°С, а кроме того, оказывает заметное коррозионное воздействие на цветные металлы.
Известно масло для шарниров винтов вертолетов, содержащее, мас.%:
Фенил-альфа-нафтиламин | 0,01-0,5 |
4-Метил-2,6-ди-трет-бутилфенол | 0,001-1,0 |
Диоктилсебацинат | 5,0-40,0 |
Смесь моно- и диалкилпроизводных | |
дифениламина | 0,001-0,01 |
Серофосфоразотсодержащая присадка или | |
смесь присадок, содержащих серу и фосфор | 2,0-10,0 |
Сукцинимидная беззольная диспергирующая | |
присадка | 0.8-3.0 |
Полиизобутилен мол. мас. 600-13.000 | |
или стирол-диеновый загуститель | 0-15,0 |
Полиальфаолефиновое масло | До 100 |
(Патент РФ №2122569, С 10 М 141/10, 1999 г.).
Однако это масло имеет недостаточно высокие антикоррозионные и низкотемпературные свойства.
Наиболее близким к заявляемому по составу компонентов является масло для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, содержащее, мас.%:
Термостабильный диизооктилсебацинат | 10,0-15,0 |
2,6-ди-трет-бутил-паракрезол | 0,5-3,0 |
Алкилированный дифениламин | 0,2-0,5 |
Трикрезилфосфат или дифенил-пара-трет | |
-бутил-фенилфосфат | 1,0-3,0 |
Бензотриазол | 0,005-0,1 |
Базовое масло | До 100 |
Причем в качестве алкилированного дифениламина композиция содержит n,n1-ди-нонил-дифениламин или смесь бутил- и октил-дифениламинов, а в качестве базового масла - синтетическое полиальфаолефиновое масло.
(Патент РФ №2185423, С 10 М 129/72, 2002 г.).
Однако это масло не может быть использовано как единое моторно-редукторное масло, так как не обладает требуемыми низкотемпературными, термоокислительными и трибологическими показателями.
Задачей изобретения является разработка моторно-редукторного масла для работы в авиационных двигателях и редукторах, обладающего улучшенной термоокислительной стабильностью и противоизносными свойствами.
Для решения поставленной задачи предлагается моторно-редукторное масло на основе базового масла, содержащее антиокислитель, ариловый эфир фосфорной кислоты и бензотриазол, которое согласно изобретению в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Антиокислитель | 0,1-2,0 |
Ариловый эфир фосфорной кислоты | 1,0-7,0 |
Бензотриазол | 0,005-0,01 |
Присадка VISCOPLEX 12-310 | 10,0-20,0 |
Базовое масло | До 100 |
Причем моторно-редукторное масло содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь и дополнительно может содержать поли-метилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%.
Отличиями заявляемого технического решения являются использование в качестве базового масла диизооктилсебацината или его смеси с полиальфаолефиновым маслом, а также вовлечение в состав масла загущающей присадки на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, и соотношение компонентов.
Указанные отличия позволяют получить масло, соответствующее приведенным выше требованиям, предъявляемым к моторно-редукторным маслам для авиационной техники, при этом присадка VISCOPLEX 12-310, представляющая собой высокоочищенный, механически и термически стойкий загуститель, обеспечивает не только требуемую вязкость масла, но одновременно повышает эффективность содержащейся в композиции противоизносной присадки - арилового эфира фосфорной кислоты.
Предлагаемое масло готовят путем загущения базового масла и последующего введения функциональных присадок.
Все используемые в составе смазочной композиции компоненты являются продуктами промышленного производства.
В качестве антиокислителей используют алкилированные ароматические амины типа ДАТ по ТУ 38.101.1215-89 или n,n!-ди-нонилдифениламин; 4-метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 и фенил-альфа-нафтиламин (Неозон) по ТУ 6-14-202-74.
В качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76, дифенилпаратретбутилфенилфосфат по ТУ 6-05-1611-76, триксиле-нилфосфат по ТУ 6-05-161-78.
Бензотриазол - ТУ 6-09-1291-87.
Присадка VISCOPLEX 12-310 представляет собой масляный раствор полиметилметакрилата с мол. массой 1300-2000, имеет кинематическую вязкость при 100°С 850 мм2/с, температуру вспышки - более 120°С производства фирмы Rohmax Oil Additives.
Полиметилсилоксан - присадка ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79.
Базовое масло - термостабильный диизооктилсебацинат по ТУ 6-06-11-88 или его смесь с полиальфаолефиновым маслом - ПАО-4 или ПАО-6.
Для иллюстрации сущности предложенного технического решения было приготовлено 5 образцов предлагаемого масла, состав которых приведен в таблице 1.
Лабораторные испытания приготовленных образцов масла проводились принятыми для моторно-редукторных масел квалификационными методами. Результаты испытаний представлены в таблице 2.
Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают высокую эффективность предлагаемого масла. Предлагаемое масло представляет собой современное авиационное универсальное моторно-редукторное масло в вязкостном классе 5-8 мм2/с при 100°С, которое может заменить такие масла, как МН-7,5у, Б-3В и, не имея присущих этим маслам недостатков (являясь практически не деструктурирующим), полностью соответствует современным требованиям.
Таблица 1. | ||||||
Состав образцов предлагаемого моторно-редукторного масла. | ||||||
№№ пп | Наименование компонентов | Содержание компонентов в образцах, мас.% | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Присадка ДАТ | - | 0,2 | 0,5 | 1,0 | - |
2. | Агидол-1 | - | - | 1,0 | - | 0,5 |
3. | Неозон | 0,3 | - | - | 0,7 | 0,5 |
4. | Трикрезилфосфат | 4,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 7,0 |
5. | Бензотриазол | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,1 | 0,07 |
6. | VISCOPLEX 12-310 | 15,5 | 14,0 | - | 10,0 | 20,0 |
7. | Полиметилсилоксан | 0,0002 | - | 0,0005 | 0,0003 | 0,0004 |
8. | Диоктилсебацинат | До 100 | До 100 | 10,0 | До 100 | 10,0 |
9. | ПАО-4 | - | - | До 100 | - | До 100 |
Таблица 2 | |||||||
Результаты испытаний образцов предлагаемого моторно-редукторного масла. | |||||||
№№ пп | Наименование показателей | Образцы предлагаемого моторно-редукторного масла | Образец масла по прототипу | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Вязкость кинематическая, мм2/с при: | ||||||
- 100°С | 7,69 | 7,52 | 3,8 | 5,8 | 8,7 | 3,8 | |
- минус 40°С | 7500 | 7300 | 4800 | 6900 | 8800 | 3000 | |
2 | Температура застывания, °С | минус 57 | минус 59 | минус 60 | минус 59 | минус 58 | минус 60 |
3 | Температура вспышки в открытом тигле, °С | 220 | 220 | 204 | 220 | 204 | 190 |
4 | Трибологические характеристики, определяемые на четырехшариковой машине трения | ||||||
- критическая нагрузка (Рк) Н(кгс) | 84 | 89 | 80 | 89 | 89 | 71 | |
- показатель износа при осевой нагрузке 196Н (20 кгс), мм | 0,29 | 0,32 | 0,45 | 0,30 | 0,35 | 0,4 | |
5 | Термоокислительная стабильность при 200°С в течение 50 час при расходе воздуха (10+0,5) дм3/ч по ГОСТ 23797: Свойства после окисления: а) кинематическая вязкость, мм2/с при | ||||||
- 100°С | 9,13 | 7,97 | 5,2 | 6,7 | 10,5 | 4,55 | |
- минус 40°С | 8040 | 9050 | 6300 | 8100 | 11200 | 5400 | |
б) кислотное число, мг КОН/г масла | 1,43 | 1,27 | 1,12 | 1,14 | 1,12 | 3,1 |
1. Моторно-редукторное масло на основе базового масла, содержащее антиокислитель, ариловый эфир фосфорной кислоты и бензотриазол, отличающееся тем, что оно в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Антиокислитель | 0,1-2,0 |
Ариловый эфир фосфорной кислоты | 1,0-7,0 |
Бензотриазол | 0,005-0,01 |
Присадка VISCOPLEX 12-310 | 10,0-20,0 |
Базовое масло | До 100 |
2. Моторно-редукторное масло по п.1, отличающееся тем, что оно содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь.
3. Моторно-редукторное масло по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит полиметилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%.