Способ эксплуатации валков дрессировочного стана
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к технологии производства холоднокатаной полосовой стали. Задача изобретения - продление рабочей кампании валков дрессировочного стана. Способ включает обновление поверхности валков после дрессировки определенного количества стальных полос. В соответствии с изобретением рабочие валки с хромированной поверхностью, прокатавшие Q т металла, содержавшего не более 2/3 Q минимальных по ширине полос, устанавливают «в забой», то есть без зазора между ними, пропуская между валками при их вращении веретенное масло, нагретое до 50...80°С, после чего вновь приступают к дрессировке в последовательности от широких полос к узким. Изобретение обеспечивает качественную очистку поверхности валков без нарушения их хромированной поверхности.
Реферат
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано прй производстве холоднокатаной листовой стали.
Заключительной операцией процесса производства холоднокатаной полосовой стали является ее дрессировка после отжига, которая является прокаткой с весьма малыми обжатиями (их относительная величина - в пределах 0,5...3,0%) и служит для придания металлу свойств, необходимых при последующей холодной штамповке изделий, и с целью окончательной отделки поверхности листов. Некоторые особенности дрессировки полосовой стали описаны, наприпер, в книге С.П.Ефименко и В.П.Следнева «Вальцовщик листопрокатных станов», М., «Металлургия», 1980, с.243-244.
В последнее время на дрессировочных станах все чаще находят применение рабочие валки с хромированной поверхностью, обладающие высокой износоустойчивостью.
Известен способ эксплуатации листопрокатных валков, в котором при подготовке их к работе упрочняют поверхностный слой валков путем приложения сжимающих усилий с одновременным принудительным изгибом валков, регламентируя скорость этого изгиба при их обкатке в сжатом состоянии (см. а.с. СССР № 1574302, кл. B 21 B 28/02, опубл. 30.06.90 г.). Недостатком такого способа является невозможность его использования для обновления (очистки) поверхности хромированных валков.
Наиболее близким аналогом к заявляемому объекту является технология эксплуатации валков листопрокатных станов, описанная в книге Ю.В.Коновалова и др. «Справочник прокатчика», М., «Металлургия», 1977, с.201.
Эта технология включает обновление поверхности валков путем переточки, с предварительной вывалкой и последующей завалкой их в клеть, и характеризуется тем, что перед установкой в стан новых валков их выдерживают в течение 5-6 месяцев, или заменяют такую выдержку отпуском, а при завалке в клеть валки разогревают.
Недостатком такой технологии также является невозможность ее использования для обновления поверхности хромированных валков.
Технической задачей предлагаемого изобретения является продление рабочей кампании валков дрессировочного стана.
Для решения этой задачи в способе эксплуатации указанных валков, включающем обновление их поверхности после дрессировки определенного количества стальных полос, рабочие валки с хромированной поверхностью, прокатавшие Q т металла, содержавшего не более 2/3 Q минимальных по ширине полос, устанавливают «в забой», пропуская между валками при их вращении веретенное масло, нагретое до 50...80°С, после чего вновь приступают к дрессировке в последовательности от широких полос к узким.
Сущность заявляемого технического решения заключается в очистке загрязненной поверхности валков, состояние которой не позволяет производить дальнейшую дрессировку металла.
Особенностью валков с хромированной рабочей поверхностью является их весьма малый износ (при условии отсутствия кромочных дефектов на боковых кромках дрессируемых полос), поэтому для продолжения эксплуатации указанных валков после прокатки определенного количества металла их, по сути, промывают маслом при установке «в забой» (т.е. без межвалкового зазора). Следует учесть, что количество самых узких полос в общем объеме продрессированного металла не должно превышать определенной, установленной экспериментально, величины. В противном случае загрязнение среднего (по длине бочки валка) участка будет столь интенсивным, что промывка поверхности валков не даст желаемого результата.
Дрессировку на валках с обновленной поверхностью следует начинать с наиболее широких полос в сортаменте и последовательно переходить к более узкому металлу, что предупреждает появление такого дефекта, как волнистость кромок готовых полос.
Опытную проверку заявляемого способа осуществляли на дрессировочных станах кварто 1700 и 2500 ОАО «Магнитогорский меткомбинат», оснащенных рабочими валками с хромированной поверхностью.
С этой целью валки, непригодные для дальнейшей работы из-за загрязнения их поверхности, промывали веретенным маслом марки И-20, которое пропускали через вращающиеся валки, установленные «в забой».
Наилучшие результаты (увеличение длительности рабочей кампании валков в 1,9...2,1 раза) получены при использовании заявляемой технологии. Отклонения от этой технологии сокращали длительность работы валков.
Так, при наличии в сортаменте дрессируемых полос более двух третей (от общего объема) металла минимальной для данного стана ширины, обновление поверхности рабочих валков продлевало их кампанию в 1,2...1,8 раза. Ухудшало очистку валков и применение веретенного масла с температурой ниже 50°С (использование масла, нагретого выше 80°С, практически не улучшало степень очистки валков), а также пропуск его через валки, установленные с некоторым зазором; результатом этого являлось уменьшение длительности рабочей кампании валков после их очистки.
Известная технология, выбранная в качестве ближайшего аналога (см. выше), в этих опытах не проверялась, так как переточка валков с хромированной поверхностью приводит к ее ликвидации и требует нанесения нового покрытия. Таким образом, опытная проверка подтвердила приемлемость найденного технического решения для выполнения поставленной задачи.
По данным Центральной лаборатории контроля ОАО «ММК» использование заявляемого способа при эксплуатации дрессировочных валков с хромированной поверхностью позволяет увеличить длительность их работы между перевалками по износу, в среднем, в два раза, что уменьшит расход валков примерно на 70% с соответствующим уменьшением производственных затрат и ростом прибыли от реализации листового проката.
Пример конкретного выполнения
На стане дрессируются холоднокатаные полосы с шириной 1030...1700 мм. После дрессировки 1200 т металла, из которого около 800 т имело ширину 1030 мм, рабочие валки установили «в забой» и при их вращении пропускали в течение 5 мин веретенное масло марки И-20, нагретое до 65°С (степень очистки валков определяли визуально).
На обновленных валках было продрессировано около 1200 т полос в последовательности от широких к узким.
Способ эксплуатации рабочих валков дрессировочного стана, включающий обновление их поверхности после дрессировки определенного количества стальных полос, отличающийся тем, что рабочие валки с хромированной поверхностью, прокатавшие Q т металла, содержавшего не более 2/3 Q узких полос, устанавливают без межвалкового зазора, пропуская между валками при их вращении веретенное масло, нагретое до 50...80°С, после чего вновь приступают к дрессировке в последовательности от широких полос к узким.