Способ поражения воздушной цели с самолета-бомбардировщика

Изобретение относится к области авиации. Способ заключается в воздействии на атакующую воздушную цель взрывного заряда ударного действия, размещенного на борту самолета-бомбардировщика при полете на малой высоте. При приближении атакующей воздушной цели к задней полусфере самолета-бомбардировщика выполняют снижение до предельно малой высоты. Непрерывно вычисляют текущее время подлета цели к самолету-бомбардировщику на расстояние поражающего действия взрывного заряда, а также интервал времени от момента сброса заряда до момента его взрыва на поверхности земли для текущего значения высоты и скорости полета. Когда величина текущего времени подлета становится равной интервалу времени до подрыва, то заряд сбрасывают с бомбардировщика. В качестве взрывного заряда может быть использована осколочно-фугасная авиационная бомба. Технический результат - повышение эффективности поражения атакующей воздушной цели. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для поражения воздушной цели, в частности самолетов-истребителей и их ракет, атакующих самолет-бомбардировщик при полете на малых и предельно малых высотах.

Известен способ поражения цели с летательного аппарата, включающий воздействие на цель взрывного заряда, размещенного на борту летательного аппарата (RU 2130865 С1, 27.05.99).

Однако известный способ не может быть использован для уничтожения скоростной воздушной цели (истребителя или ракеты), атакующей самолет-бомбардировщик, несущий на борту осколочно-фугасные взрывные заряды (бомбы), поскольку предназначен в основном для уничтожения наземных и морских целей.

Известен также способ (прототип) поражения воздушной цели с летательного аппарата путем воздействия на цель взрывного заряда ударного действия, размещенного на борту летательного аппарата (RU 2143382 С1, 27.12.99).

Однако способ, известный из технического решения по RU 2143382, предназначен в основном для поражения наземных целей и не может быть эффективно применен для уничтожения истребителя или управляемого реактивного снаряда (УРС), атакующего самолет-бомбардировщик. Кроме того, при использовании известного способа применяют громоздкое, тяжелое и сложное взрывное устройство, которое требует дополнительного объема для размещения на самолете и значительного времени для его развертывания в боевое положение. Наряду с этим, например, время подлета УРС к атакуемому самолету составляет всего 8-12 секунд.

Задача предлагаемого изобретения состояла в разработке оптимального маневра и приема ведения воздушного боя для самолета-бомбардировщика, выполняющего полет на малой и предельно малой высоте, при атаке его воздушной целью - истребителем или ракетой. Таким образом, технический результат заключается в повышении эффективности поражения воздушной цели самолетом - бомбардировщиком для приведенных выше условий полета.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе поражения воздушной цели с самолета-бомбардировщика путем воздействия на цель взрывного заряда ударного действия, размещенного на борту самолета-бомбардировщика, по предложенному изобретению, на самолете-бомбардировщике выполняют полет на малой высоте согласно полетному заданию. Обнаруживают и классифицируют воздушную цель как атакующую воздушную цель, при приближении которой к задней полусфере самолета-бомбардировщика выполняют снижение до предельно малой высоты. Непрерывно вычисляют текущее время подлета воздушной цели к самолету-бомбардировщику на расстояние поражающего действия взрывного заряда и интервал времени от момента сброса заряда до момента его подрыва на поверхности земли для текущего значения высоты и скорости полета. Когда величина текущего времени подлета становится равной упомянутому интервалу времени до подрыва, то заряд сбрасывают с самолета-бомбардировщика.

Кроме того, в качестве упомянутого заряда используют осколочно-фугасную авиационную бомбу.

Рекомендуется, чтобы полет на малой высоте выполняли на расстоянии от поверхности земли, находящемся в пределах от 200 до 300 метров.

Предусмотрено, что перед снижением до предельно малой высоты полета производят огневое воздействие по упомянутой цели с применением бортового оружия самолета-бомбардировщика.

Целесообразно, чтобы полет на предельно малой высоте выполняли на расстоянии от поверхности земли меньшем, чем радиус зоны поражения упомянутого заряда.

Наряду с этим рекомендуется, чтобы выдерживали скорость полета, достаточной для выхода самолета-бомбардировщика из зоны поражающего действия упомянутого заряда после его взрыва на поверхности земли.

Предусмотрено также, что вычисляют интервал времени от момента сброса заряда до момента его подрыва на поверхности земли для текущего значения высоты и скорости полета с учетом времени замедления взрыва заряда, заданного на аэродроме базирования перед выполнением полета.

На чертеже показан профиль полета самолета-бомбардировщика при атаке его воздушной целью - истребителем или управляемым реактивным снарядом (ракетой), запущенным с истребителя.

Способ поражения воздушной цели с самолета-бомбардировщика путем воздействия на цель взрывного заряда ударного действия, размещенного на борту самолета-бомбардировщика, осуществляется следующим образом. На самолете-бомбардировщике (1) выполняют полет на малой высоте (2) согласно полетному заданию. Обнаруживают и классифицируют воздушную цель (3) как атакующую воздушную цель, при приближении которой к задней полусфере самолета-бомбардировщика (т.е. при входе цели в область возможных атак) выполняют снижение до предельно малой высоты (4). Например, атакующая воздушная цель - это ракета класса "воздух-воздух", запущенная с истребителя, или истребитель. Непрерывно вычисляют текущее время подлета воздушной цели (с учетом ее динамических характеристик) к самолету-бомбардировщику на расстояние поражающего действия взрывного заряда и интервал времени от момента сброса заряда до момента его подрыва на поверхности земли для текущего значения высоты и скорости полета. Когда величина текущего времени подлета становится равной упомянутому интервалу времени до подрыва, то заряд сбрасывают с самолета-бомбардировщика. В качестве взрывного заряда, размещенного на борту самолета-бомбардировщика, могут использовать осколочно-фугасную авиационную бомбу (ОФАБ) ударного действия. Рекомендуется, чтобы полет на малой высоте выполняли на расстоянии от поверхности земли, находящемся в пределах от 200 до 300 метров. Перед снижением до предельно малой высоты полета производят огневое воздействие по цели с применением бортового оружия самолета-бомбардировщика. Предельно малая высота полета может составлять 50-100 метров. С целью повышения вероятности поражения воздушной цели, полет на предельно малой высоте (4) выполняют на расстоянии от поверхности земли меньшем, чем радиус зоны поражения (5) взрывного заряда, например, осколочно-фугасной авиационной бомбы (ОФАБ). Так, например, для ОФАБ-250 максимальный радиус разлета осколков в горизонтальной плоскости составляет 1100 метров, а максимальная высота подъема осколков составляет 940 метров. Время нахождения в воздухе осколков (оседания осколков) после взрыва составляет примерно 25-30 секунд. Воздушная цель входит в зону поражения (5) и уничтожается. При этом для уменьшения вероятности поражения бомбардировщика взрывным зарядом, сбрасываемым с борта, необходимо, чтобы выдерживали скорость полета, достаточную для выхода самолета-бомбардировщика из зоны поражающего действия (взрывной волны и разлета осколков) упомянутого заряда после его взрыва на поверхности земли. Если заранее на аэродроме базирования устанавливают замедление взрыва заряда, то вычисляют интервал времени от момента сброса заряда до момента его подрыва на поверхности земли для текущего значения высоты и скорости полета с учетом времени замедления взрыва заряда, заданного на аэродроме базирования перед выполнением полета.

1. Способ поражения воздушной цели с самолета-бомбардировщика путем воздействия на цель взрывного заряда ударного действия, размещенного на борту самолета-бомбардировщика, отличающийся тем, что на самолете-бомбардировщике выполняют полет на малой высоте согласно полетному заданию, обнаруживают и классифицируют воздушную цель как атакующую воздушную цель, при приближении которой к задней полусфере самолета-бомбардировщика выполняют снижение до предельно малой высоты, непрерывно вычисляют текущее время подлета атакующей воздушной цели к самолету-бомбардировщику на расстояние поражающего действия взрывного заряда и интервал времени от момента сброса заряда до момента его подрыва на поверхности земли для текущего значения высоты и скорости полета, когда величина текущего времени подлета становится равной упомянутому интервалу времени до подрыва, то заряд сбрасывают с самолета-бомбардировщика.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве взрывного заряда используют осколочно-фугасную авиационную бомбу.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что полет на малой высоте выполняют на расстоянии от поверхности земли, находящемся в пределах от 200 до 300 м.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед снижением до предельно малой высоты полета производят огневое воздействие по упомянутой цели с применением бортового оружия самолета-бомбардировщика.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что полет на предельно малой высоте выполняют на расстоянии от поверхности земли, меньшем, чем радиус зоны поражения взрывного упомянутого заряда.

6. Способ по п.1 или 5, отличающийся тем, что выдерживают скорость полета достаточной для выхода самолета-бомбардировщика из зоны поражающего действия взрывного заряда после взрыва его на поверхности земли.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что вычисляют интервал времени от момента сброса заряда до момента его подрыва на поверхности земли для текущего значения высоты и скорости полета с учетом времени замедления взрыва заряда, заданного на аэродроме базирования перед выполнением полета.