Порошковый антифрикционный материал на основе железа

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к производству антифрикционных материалов, применяемых для изготовления узлов трения, работающих в тяжелонагруженных условиях, в частности в нефтедобывающей промышленности. Предложен порошковый материал на основе железа, содержащий графит, никель, молибден, медь, в качестве твердой смазки - сульфид марганца, при следующем соотношении компонентов, мас.%: графит до 1,5; никель 0,5-15; медь 10-20; молибден 0,5-2,5; сульфид марганца 2,5-7,0; железо остальное. Технический результат - снижение коэффициента трения и повышение износостойкости материалов в водной среде. 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к производству антифрикционных износостойких материалов, применяемых для изготовления узлов трения, работающих в тяжелонагруженных условиях, в частности в нефтедобывающей промышленности.

Известен порошковый антифрикционный материал ПА-ЖГрДК6, содержащий 2,7-3,5% Cu, 0,6-1,5% С, 1,6-6,0% S, ост. Fe (ГОСТ 26802-86. Материалы антифрикционные порошковые на основе железа).

Недостатком этого материала является низкая коррозионная стойкость.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является порошковый износо- коррозионностойкий материал, содержащий 0-1,5% углерода, 0,5-15,0% никеля, 0-2,5% молибдена и 10-20% меди, введенной методом пропитки (Патент РФ №2193115, 20.11.02 г.). Этот материал используется для изготовления рабочих органов погружных центробежных и центробежно-вихревых насосов.

Недостатком данного материала являются низкие антифрикционные свойства и высокая скорость износа в водной среде.

Предлагаемое изобретение решает задачу снижения коэффициента трения и повышения износостойкости материалов в водной среде.

Указанный технический результат достигается тем, что порошковый материал на основе железа, содержащий графит, никель, медь и молибден, дополнительно в качестве твердой смазки содержит сульфид марганца при следующем соотношении компонентов, мас.%:

ГрафитДо 1,5
Никель0,5-15
Медь10-20
Молибден0,5-2,5
Сульфид марганца2,5-7,0
ЖелезоОстальное

Предлагаемое техническое решение может быть реализовано на примере изготовления радиальной опоры ступени электроцентробежного насоса, представляющей собой пару трения: втулка защитная вала (ВЗВ) - ступица направляющего аппарата (СНА).

Исходные порошки графита, никеля, молибдена и сульфида марганца, взятые в заявляемом процентном соотношении, смешивают в любом типе смесителя для порошковой металлургии. Полученную смесь прессуют при давлении 600-800 МПа и спекают в защитной атмосфере при температуре 1150±30°С. Во время спекания проводят инфильтрацию материала медью.

Опоры, изготовленные из материала с различным содержанием сульфида марганца, испытывали на стенде ускоренных испытаний в условиях односторонней нагрузки на вал. Одностороннюю нагрузку на радиальную пару, работающую в режиме водной смазки (5-7 л/ч), задавали в интервале от 10 до 200 Н с помощью сменных грузиков различной массы, скорость вращения двигателя составляла 2910 об/мин. Время испытаний при каждой нагрузке - 60 мин. Скорость износа определяли путем замера изменения массы ВЗВ. В процессе испытаний фиксировали изменение момента на валу двигателя, исходя из полученных значений рассчитывали коэффициент трения в разные периоды времени. За максимальную нагрузку принималось значение, при котором наблюдается катастрофический износ пары.

Результаты триботехнических испытаний, приведенные в таблице, показали, что введение сульфида марганца, причем в оба элемента пары, существенно снижает коэффициент трения, повышает нагрузку на пару и уменьшает скорость изнашивания. Максимальную нагрузку до катастрофического износа выдерживает пара, в которую введено 3% MnS. По сравнению с прототипом пара трения с добавкой 3% MnS имеет в два раза выше максимальную нагрузку при снижении коэффициента трения в 12 раз. Кроме того, как показали коррозионные испытания, скорость коррозии заявляемого материала значительно ниже.

Таким образом, введение сульфида марганца в заявляемых пределах существенно улучшает антифрикционные свойства материала.

Таблица.Коэффициент трения и скорость износа пар трения
Пара тренияНагрузка, НСкорость износа, мг/чКоэффициент трения
СНАВЗВ
ЖГр1Н4М1Д15 + 2% MnSЖН4М1Д15 + 2% MnS509,40,15
100(мах)501,60,4
ЖГр1Н4М1Д15 + 2,5% MnSЖН4М1Д15 + 2,5% MnS503,00,18
10022,90,12
130(max)1338,30,48
ЖГр1Н4М1Д15 + 3% MnSЖН4М1Д15 + 3% MnS505,60,09
10024,80,15
200(мах)205,00,05
ЖГр1Н4М1Д15 + 5% MnSЖН4М1Д15 + 5% MnS502,50,09
1006,80,08
160(мах)139,60,03
ЖГр1Н4М1Д15ЖН4М1Д15 + 3% MnS5016,40,18
10049,00,07
160(мах)583,40,49
ЖГр1Н4М1Д15 + 3% MnSЖН4М1Д155058,20,22
100108,50,29
160(мах)208,80,20
ЖГр1Н4М1Д15ЖН4М1Д15 + 7% MnS8013,90,18
10012,60,19
160(мах)35,80,26
ЖГр1Н4М1Д15 (прототип)ЖН4М1Д15 (прототип)50179,60,55
100(max)302,20,60

Порошковый антифрикционный материал на основе железа, содержащий графит, никель, медь и молибден, отличающийся тем, что он дополнительно содержит в качестве твердой смазки сульфид марганца при следующем соотношении компонентов, мас.%:

ГрафитДо 1,5
Никель0,5-15
Медь10-20
Молибден0,5-2,5
Сульфид марганца2,5-7,0
ЖелезоОстальное