Автоматическая система регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки тягового транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к технике приборостроения и может найти применение в системах автоматического регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки. Технический результат - повышение точности регулирования. Для достижения данного результата дополнительно введены: устройство выбора максимального значения выходного сигнала датчиков температуры силовых полупроводниковых приборов; устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры, содержащее математическую модель системы охлаждения тяговой полупроводниковой преобразовательной установки; первое, второе и третье сравнивающие устройства; первое, второе и третье задающие устройства. 4 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области тяжелого машиностроения, в частности тягового подвижного состава, на котором применяются тяговые полупроводниковые преобразовательные установки (тяговые выпрямительные установки, тяговые преобразователи частоты, тяговые инверторы и др.). Такие установки широко применяются, например, на электрическом тяговом подвижном составе (электровозы, электропоезда) переменного тока, на дизельном тяговом подвижном составе с электрическими передачами мощности переменно-постоянного и переменно-переменного тока и др.
Опыт эксплуатации силовых полупроводниковых приборов (диодов, тиристоров и др.) в тяговых полупроводниковых преобразовательных установках на тяговом подвижном составе и в энергоснабжении показывает, что основные повреждения силовых полупроводниковых приборов при импульсных тепловых нагрузках обусловлены процессами термомеханического старения припоев, расстройствами контактов между силовыми полупроводниковыми приборами и охладителями, вызываемыми значительными колебаниями температуры при нерегулируемом охлаждении [1, 2]. С температурой силовых полупроводниковых приборов и тяговых полупроводниковых преобразовательных установок и характером ее изменения непосредственно связаны показатели надежности силовых полупроводниковых приборов и тяговых полупроводниковых преобразовательных установок: интенсивность отказов и циклостойкость. Оценочные расчеты показывают, что при изменении температуры силовых полупроводниковых приборов на 10°С интенсивность отказов увеличивается в среднем на 25%. При увеличении амплитуды колебаний температуры силовых полупроводниковых приборов значительно снижается циклостойкость. Расчеты показывают, что один процент уменьшения амплитуды колебаний температуры силовых полупроводниковых приборов в 5 раз более эффективная мера повышения надежности силовых полупроводниковых приборов по сравнению с таким же снижением его средней температуры.
Цель изобретения состоит в повышении надежности тяговых полупроводниковых преобразовательных установок и ее системы охлаждения и уменьшении затрат энергии на ее охлаждение. Оно предназначено для использования в тяговом подвижном составе (электровозы, электропоезда, тепловозы, газотурбовозы, дизель-поезда и др.), в котором применяются тяговые полупроводниковые преобразовательные установки.
Известно устройство для охлаждения силового полупроводникового преобразователя [3], содержащее связанный с блоком управления регулятор расхода воздуха через вентилятор, термочувствительный мост, резистивный мост, выход которого подключен к блоку управления, датчик тока силовой цепи полупроводниковых преобразователей и измерительные элементы, например логометры, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства оно содержит источник эталонного напряжения, преобразователь мощности на датчике Холла, выход которого подключен параллельно одному из силовых вентилей полупроводникового преобразователя, обмотка электромагнита связана с датчиком тока силовой цепи, а выход подключен к первым неподвижным рамкам каждого логометра, вторые неподвижные рамки которых подключены соответственно к выходу термочувствительного моста и к источнику эталонного напряжения, подвижные рамки логометров связаны с подвижными контактами резисторов резистивного моста.
В этом устройстве используется дополнительный сигнал управления по току силовой цепи, что улучшает его работу. Однако в нем не используется второй очень важный дополнительный сигнал управления по температуре наружного охлаждающего воздуха, которая в эксплуатации изменяется в очень широком диапазоне (от -50 до +40°С). Это существенный недостаток этого устройства. Кроме того, устройство отличается большой сложностью и низкой надежностью. Например, подвижные трущиеся контакты резисторов резистивного моста в условиях тряски и вибрации на подвижном составе работают ненадежно, а сопротивление этих контактов меняется в процессе эксплуатации, что искажает характеристики устройства. Из-за наличия в устройстве релейного элемента, содержащего реверсивный двигатель, оно при определенных условиях может работать в релейном режиме, что приведет к колебаниям температуры со значительными амплитудами, а тем самым к уменьшению надежности силовых полупроводниковых приборов и к увеличению затрат мощности на его охлаждение [6, 7].
Известно устройство для регулирования температуры силового полупроводникового преобразователя [4], содержащее вертикально установленный воздуховод с расположенными в нем силовыми полупроводниковыми элементами с охладителями анодной и катодной сторон и магистраль, в которой установлены вентилятор и регулирующий орган, связанный через блок регулирования с датчиком температуры силового полупроводникового элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и экономичности устройства в воздуховоде установлены вертикальные перегородки, разделяющие охладители анодной и катодной сторон силовых полупроводниковых элементов и образующие каналы, причем вход и выход каналов, в которых расположены охладители анодных сторон силовых полупроводниковых элементов, соединены с окружающей средой и с магистралью соответственно, а вход и выход каналов, в которых расположены охладители катодных сторон силовых полупроводниковых элементов, соединены с окружающей средой.
Это устройство по принципу построения управляющей части ничем не отличается от предыдущего и ему присущи все недостатки этого устройства.
Известно устройство для регулирования температуры силового полупроводникового преобразователя [5], отличающееся от предыдущих тем, что, с целью повышения экономичности устройства оно содержит трехходовые клапаны, приводы которых соединены с блоком регулирования, причем вход каждого из трехходовых клапанов соединен с выходом соответствующего канала, образованного охладителем катодной стороны силового полупроводникового преобразователя, а выходы - с окружающей средой и входом канала, образованного охладителем анодных сторон силового полупроводникового преобразователя.
Устройства [4] и [5] отличаются от устройства по [3] только аэродинамикой систем охлаждения силовых полупроводниковых приборов.
Предлагаемая непрерывная автоматическая система регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки тягового транспортного средства не имеет недостатков, присущих известным автоматическим устройствам и системам регулирования температуры тяговых полупроводниковых преобразовательных установок.
Функциональная схема предлагаемой непрерывной автоматической системы регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки тягового транспортного средства представлена на фиг.1. Обозначения на схеме: ОР - объект регулирования (поз.1); ИУ1, ИУ2 - измерительные устройства - датчики регулируемой величины (температуры) (поз.2 и 3); ИУ3, ИУ4 - измерительные устройства - датчики основных возмущающих воздействий (поз.4 и 5); ИУ5 - измерительное устройство - датчик регулирующего воздействия (поз.6); СУ1, СУ2, СУ3 - сравнивающие устройства (поз.7, 8 и 9); ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 - задающие устройства - задатчики заданных значений величин (поз.10, 11 и 12); УВ - устройство выбора максимального значения выходного сигнала датчика регулируемой величины (поз.13); УК - устройство коррекции коэффициента передачи регулятора, содержащее математическую модель системы охлаждения тяговой полупроводниковой преобразовательной установки (поз.14); РО - регулирующий орган (поз.15); ИМ - исполнительный механизм (поз.16); исполнительный механизм ИМ и регулирующий орган РО образуют ИРУ - исполнительно-регулирующее устройство; ϕ11, ϕ12 - регулируемые величины; λ1, λ2 - основные возмущающие воздействия на объект регулирования ОР; μ - регулирующее воздействие на объект регулирования ОР; hим - выходной сигнал исполнительного механизма; Х∂i - выходные сигналы датчиков; Хзj - выходные сигналы задатчиков; ΔХсу - выходные сигналы сравнивающих устройств; ΔХк - выходной сигнал устройства коррекции коэффициента передачи регулятора; η1, η2, η3 - сигналы задания.
В предлагаемой автоматической системе регулирования функции объекта регулирования выполняет система охлаждения тяговой полупроводниковой преобразовательной установки СО (поз.17 на фиг.3), функции измерительных устройств ИУ1 и ИУ2 выполняют датчики температуры ДТ1 и ДТ2 (поз.18 и 19). Этих датчиков может быть несколько в зависимости от числа силовых полупроводниковых приборов, которые могут иметь наиболее высокие температуры. Функции измерительного устройства ИУ3 выполняет датчик тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки ДТН (поз.20), измерительного устройства ИУ4 - датчик температуры наружного охлаждающего воздуха ДТ3 (поз.21), а измерительного устройства ИУ5 - датчик подачи вентилятора охлаждения ДПВ (поз.22). Функции регулирующего органа РО выполняет вентилятор охлаждения ВО (поз.23), а функции исполнительного механизма ИМ - привод вентилятора ПВ (поз.24). Все функциональные элементы системы регулирования (кроме объекта регулирования ОР) образуют регуляторы температуры: по отклонению регулируемой температуры от заданного значения (ИУ1, ИУ2, ЗУ1, СУ1, ИУ5, УК, ИМ и РО) и регуляторы по основным возмущениям: по току нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки (ИУ3, ЗУ2, СУ2, ИМ и РО) и по температуре наружного охлаждающего воздуха (ИУ4, ЗУ3, СУ3, ИМ и РО). Регулятор по отклонению вместе с ОР образуют замкнутый контур в системе регулирования, а регуляторы по возмущениям - разомкнутые контуры.
В предлагаемой системе регулирования используется два дополнительных сигнала управления: по току нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки и по температуре наружного охлаждающего воздуха, поэтому эта система является автоматической комбинированной системой регулирования с сигнальной компенсацией действия основных возмущений: тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки и температуры наружного охлаждающего воздуха. Использование дополнительных сигналов управления позволяет значительно увеличить запасы устойчивости системы и показатели качества ее работы (относительное перерегулирование, время регулирования и др.), то есть уменьшить амплитуду колебаний температуры силовых полупроводниковых приборов и уменьшить затраты энергии на охлаждение силовых полупроводниковых приборов.
Устойчивость и качество работы системы регулирования зависят от значения ее такого статического параметра как коэффициент передачи системы регулирования kcp (в разомкнутом состоянии), который равен произведению коэффициента передачи объекта регулирования ОР kop и коэффициента передачи регулятора по отклонению kp, то есть при постоянном значении kp коэффициент kcp будет изменяться пропорционально коэффициенту kop. Известно [1, 6-8], что коэффициент kop систем охлаждения как тепловых объектов регулирования увеличивается при уменьшении тепловой нагрузки, что приводит к увеличению коэффициента kcp и к уменьшению устойчивости и качества работы, то есть к значительным колебаниям регулируемой величины ϕ. Для системы регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки это означает, что при уменьшении тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки Iн или температуры наружного охлаждающего воздуха Т2 будет увеличиваться kop, что приведет к увеличению коэффициента kcp и к уменьшению устойчивости и качества работы системы, то есть к значительным колебаниям регулируемой температуры силовых полупроводниковых приборов Т1.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение высокого качества работы системы при любых условиях и режимах работы тяговой полупроводниковой преобразовательной установки и, как следствие, повышение надежности тяговой полупроводниковой преобразовательной установки и системы ее охлаждения и снижение затрат мощности на охлаждение. Для его достижения в предлагаемой автоматической системе регулирования коэффициент передачи автоматического регулятора kp изменяется автоматически в зависимости от регулирующего воздействия μ (подачи Q вентилятора) с помощью измерительных устройств ИУ5 и УК таким образом, чтобы коэффициент передачи системы регулирования (по замкнутому контуру) kcp оставался постоянным при любых токах нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки Iн и при любых температурах наружного охлаждающего воздуха Т2 (см. фиг.2). Таким образом, применение измерительного устройства ИУ5 и устройства коррекции коэффициента передачи регулятора УК позволяет осуществить параметрическую компенсацию действия основных возмущений: тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки и температуры наружного охлаждающего воздуха.
На принципиальной блок-схеме предлагаемой автоматической системы регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки тягового транспортного средства, представленной на фиг.3, функции всех вычислительных устройств (СУ, УВ, УК) и ЗУ выполняет микропроцессорный контроллер МПК (поз.25). Известно, что применение микропроцессорной техники в автоматических системах регулирования температуры открывает широкие возможности их совершенствования [7].
Предлагаемая автоматическая система регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки тягового транспортного средства содержит следующие основные элементы (см. фиг.4): тяговую полупроводниковую преобразовательную установку 26, питаемую напряжением U1, установленную в воздуховоде 27, соединенном нагнетательным воздуховодом 28 с вентилятором охлаждения 23, датчики 18 и 19 температуры Т11 и Т12 силовых полупроводниковых приборов 29 и 30, сопротивления нагрузки (например, активно-индуктивного Rн-Lн сопротивления 31 и 32 тяговых электродвигателей), датчик 20 тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки, плавно управляемый привод 24 вентилятора охлаждения, питаемый напряжением U2, датчик 21 температуры Т2 наружного охлаждающего воздуха, датчик 22 подачи Q вентилятора охлаждения 23 и микропроцессорный контроллер 25.
Источники информации
1. Киселев И.Г., Буянов А.Б. Расчеты нагрева и охлаждения полупроводниковых преобразовательных установок железнодорожного транспорта. - С.-Пб., ПГУПС-ЛИИЖТ, 2001. - 80 с.
2. Хазен М.М. Исследование и разработка системы автоматического регулирования режимов принудительного воздушного охлаждения полупроводникового преобразователя при переменных нагрузках // Совершенствование процессов теплообмена и аэродинамики электроподвижного состава // Тр. ВНИИ ж.-д. трансп.(ВНИИЖТ). - М.: Транспорт, 1979. - № 617. - С.40-54.
3. А.с. SU 613306 (СССР). Устройство для охлаждения силового полупроводникового преобразователя. Кл. G 05 D 23/19 / М.М.Хазен, В.И.Иванов, 1978. БИ № 24.
4. А.с. SU 985770 (СССР). Устройство для регулирования температуры силового полупроводникового преобразователя. Кл. G 05 D 23/19 / М.М.Хазен, Н.П.Морозова, 1982, БИ № 48.
5. А.с. SU 1141384 (СССР). Устройство для регулирования температуры силового полупроводникового преобразователя. Кл. G 05 D 23/19 / М.М.Хазен, Н.П.Морозова, С.Д.Соколов и И.Г.Глухов, 1985.
6. Луков Н.М. Автоматическое регулирование температуры двигателей. - М.: Машиностроение, 1977. - 224 с.
7. Луков Н.М. Автоматическое регулирование температуры двигателей. - М.: Машиностроение, 1995. - 271 с.
8. Луков Н.М. Основы автоматики и автоматизации тепловозов. - М.: Транспорт, 1989. - 296 с.
9. Космодамианский А.С. Автоматические системы регулирования. - М.: РГОТУПС, 2004. - 40 с.
10. А.С.Космодамианский, Н.Н.Стрекалов, Е.Ю.Панин. Системы, обеспечивающие повышение надежности тяговых статических преобразователей локомотивов и экономичности их систем охлаждения. - М.: РГОТУПС, 2004.
Автоматическая система регулирования температуры тяговой полупроводниковой преобразовательной установки тягового транспортного средства, включающая в себя систему охлаждения тяговой полупроводниковой преобразовательной установки, установленной в воздуховоде, содержащей силовые полупроводниковые приборы с охладителями, и подключенной к источнику напряжения и нагрузке; вентилятор, установленный в нагнетательном воздуховоде, датчик температуры силового полупроводникового прибора, датчик тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки, отличающаяся тем, что она содержит датчик температуры наружного охлаждающего воздуха и датчик подачи вентилятора, установленные в нагнетательном воздуховоде системы охлаждения, несколько датчиков температуры силовых полупроводниковых приборов (по числу высоко нагревающихся приборов), микропроцессорный контроллер, в который входят устройство выбора максимального значения выходного сигнала датчиков температуры силовых полупроводниковых приборов; устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры по подаче вентилятора, содержащее математическую модель системы охлаждения тяговой полупроводниковой преобразовательной установки как объекта регулирования температуры в статике и предназначенное для автоматического изменения коэффициента передачи регулятора температуры таким образом, чтобы коэффициент передачи системы регулирования оставался бы постоянным в заданном диапазоне изменения тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки, температуры наружного охлаждающего воздуха и подачи вентилятора, первое, второе и третье сравнивающие устройства; первое, второе и третье задающие устройства; причем выходные сигналы датчиков температуры силовых полупроводниковых приборов подключены к входам устройства выбора максимального значения выходного сигнала датчиков температуры силовых полупроводниковых приборов, выход которого подключен к первому входу первого сравнивающего устройства, выход датчика тока нагрузки тяговой полупроводниковой преобразовательной установки подключен к первому входу второго сравнивающего устройства, выход датчика температуры наружного охлаждающего воздуха подключен к первому входу третьего сравнивающего устройства, ко вторым входам первого, второго и третьего сравнивающих устройств подключены выходы соответственно первого, второго и третьего задающих устройств, а выходы первого, второго и третьего сравнивающих устройств подключены соответственно к первому, второму и третьему входам устройства коррекции коэффициента передачи регулятора, к четвертому его входу подключен выход датчика подачи вентилятора, а выход устройства коррекции коэффициента передачи регулятора подключен к входу управляемого привода вентилятора.