Летучий ингибитор коррозии
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ингибиторам коррозии и может быть использовано для защиты от коррозии деталей машин и механизмов, работающих в контакте с коррозионными средами в машиностроении, а также для защиты нефтедобывающего оборудования, тары, цистерн и резервуаров. Ингибитор содержит, мас.%: алкилимидозолины 0,5-4, паранитрофенол 3,0-3,1, триэтиламин 0,5-5, изопропиловый спирт - остальное. Технический результат: повышение долговечности конструкций за счет повышения защитных свойств ингибитора и увеличения стабильности защитной пленки, образующейся на металле при адсорбции паров ингибитора поверхностью металла. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к ингибиторам коррозии и может быть использовано в нефтяной, нефтехимической и химической промышленности для защиты от коррозии деталей машин и механизмов, работающих в контакте с коррозионными средами, а также для защиты нефтегазодобывающего оборудования, тары, цистерн и резервуаров.
Известен ингибитор коррозии (Патент РФ №2023753, кл. С 23 Р 11/00 от 28.05.91), содержащий аддукт взаимодействия смеси ортонитрофенола, бензотриазола и циклогексиламина, стеарат натрия, диметилформамид и воду при следующем соотношении компонентов, % мас.:
аддукт взаимодействия смеси ортонитрофенола, | |
бензотриазола и циклогексиламина | 5...6,5 |
стеарат натрия | 0,24...0,25 |
диметилформамид | 13,6...19,3 |
вода | остальное |
Однако известный ингибитор коррозии применяется для изготовления ингибированной бумаги и обладает недостаточной стабильностью защитного действия при длительном хранении металлических изделий.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является ингибитор коррозии (Патент РФ №2169209, кл. С1), включающий аддукт взаимодействия смеси орто- и паранитрофенола в соотношении 1:1, бензотриазол, триэтиламин или циклогексиламин и изопропиловый спирт при следующем соотношении компонентов, мас.%:
аддукт взаимодействия смеси орто- и | |
паранитрофенола в соотношении 1:1 | 3,1...3,2 |
бензотриазол | 0,7...0,8 |
триэтиламин или циклогексиламин | 5,1...5,3 |
изопропиловый спирт | 88...87,5 |
Недостатком прототипа являются недостаточно высокие защитные свойства при длительном воздействии смесей паров воды, нефтепродуктов и сернистых соединений. Предлагаемое изобретение решает техническую задачу повышения защитных свойств ингибитора коррозии за счет введения компонента, улучшающего стабильность защитной пленки, образующейся на металле при адсорбции паров ингибитора поверхностью металла.
Указанная задача решается тем, что летучий ингибитор коррозии, включающий в состав паранитрофенол, триэтиламин и изопропиловый спирт, согласно изобретению дополнительно содержит алкиламидозолины при следующем соотношении компонентов, мас.%:
алкиламидозолины | 0,5...4 |
паранитрофенол | 3,0...3,1 |
триэтиламин | 0,5...5 |
изопропиловый спирт | остальное |
Алкиламидозолины как компонент представляют собой смесь алкилимидозолинов изостроения. Структурная формула активной основы
Выпускается в качестве активной основы ингибитора коррозии ВИКОР-1 по ТУ 39-1313-88.
Ингибитор коррозии изготавливают на основе алкиламидозолина в виде готовых компаундов с другими добавками при точном дозировании и перемешивании. Защитную способность ингибитора определяли на образцах из стали 20, по результатам гравиметрических измерений и визуальной оценки.
Пример 1.
В смесь алкилимидозолинов в количестве 0,5 мас.% при точном дозированиии и перемешивании в обычных условиях добавляли 3 мас.% паранитрофенола, 0,5 мас.% триэтиламина, остальное - изопропиловый спирт. Бюксы с ингибиторами коррозии помещали в стеклянные ячейки, там же в подвешенном состоянии закрепляли предварительно взвешенные на аналитических весах стальные образцы. Ячейки с разными образцами и ингибиторами устанавливали в климатическую камеру. Температура испытаний составляла 40°С, относительная влажность 100%. Режим - солевой туман.
Продолжительность испытания составляла 2160 ч. Затем образцы осматривали и взвешивали. Взвешивание проводили на аналитических весах с точностью до 0,0001 г. По данным взвешивания рассчитывали защитную способность. Результаты испытаний приведены в таблице.
Остальные примеры и результаты сведены в таблицу.
Из таблицы видно, что предлагаемый ингибитор коррозии обладает более высокими защитными свойствами по сравнению с прототипом и найдет применение для защиты деталей машин, механизмов, тары, цистерн, резервуаров в химической, нефтехимической, нефтедобывающей отраслях промышленности.
Летучий ингибитор коррозии деталей машин и механизмов, включающий паранитрофенол, триэтиламин и изопропиловый спирт, отличающийся тем, что он дополнительно содержит алкилимидозолины при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Алкилимидозолины 0,5-4,0
Паранитрофенол 3,0-3,1
Триэтиламин 0,5-5
Изопропиловый спирт Остальное