Способ графического отображения объектов, движущихся в сценическом пространстве

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к технике обработки изображений движущихся объектов и может применяться, в частности, в театральном искусстве, шоу-бизнесе при необходимости регистрации/фиксации или повторного воспроизведения сценического действия. Технический результат заключается в пространственно-временном последовательном графическом отображении сценического действия для дальнейшей его идентификации и многократного воспроизведения. Способ заключается в том, что вводят систему нумерации каждого объекта и осуществляют проекцию пронумерованных объектов на плоскость, при этом проекцию отображают в виде графика с траекториями движения пронумерованных объектов к каждой мизансцене. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к технике обработки изображений движущихся объектов и может применяться, в частности, в театральном искусстве, шоу-бизнесе при необходимости регистрации/фиксации или повторного воспроизведения сценического действия.

Известен способ фиксации изображения объекта (1), в котором выделяют контур, ограничивающий связную плоскую область изображения объекта, используют в качестве стандартного контура изображения окружности выбранного радиуса R, центр которой совмещают с центром контура изображения объекта, отличающийся тем, что за центр контура изображения объекта принимают середину отрезка, соединяющего две наиболее разнесенные вершины выпуклой фигуры контура изображения объекта.

Описанный способ позволяет унифицировать представление контуров изображения объектов и уменьшение зависимости положения центра контура и погрешностей за счет представления контура окружностью с определением по предложенным правилам положения центра фиксации контура и погрешностей представления в зависимости от радиуса фиксирующей окружности и положения точек контура. Областью применения такого способа является автоматизация проектирования и анализ ландшафтных рисунков.

Известен способ и устройство формирования изображений (2), позволяющие проецировать на гипотетический двухмерный экран множество последовательностей точечных элементов, расположенных в трехмерном пространстве, и при осуществлении которого выполняют следующие операции: вычисление распределения последовательностей точечных элементов, в том случае если упомянутое множество последовательностей точных элементов произвольно расположено в сферической области трехмерного пространства; вычисление распределения последовательностей точечных элементов на упомянутом двухмерном экране на основе распределения множества последовательностей точечных элементов в трехмерном пространстве; формирование на двухмерном экране изображения, образованного точечными элементами, на основе вычисленного таким способом распределения последовательностей точечных элементов на двухмерном экране. При этом множество последовательностей точечных элементов, расположенных в трехмерном пространстве, представляют собой координаты вершин, служащие для визуализации объектов с помощью многоугольников. Таким образом, в носителе информации, которым может быть и программное обеспечение и технические расчеты, может быть множество последовательностей точечных элементов, расположенных в трехмерном пространстве, представляющих собой координаты, служащие для визуализации одного из движущихся объектов.

Данный способ применяется для формирования изображений для проецирования на гипотетический двухмерный экран множества последовательностей точечных элементов, расположенных в трехмерном пространстве, имеющий средство вычисления распределения последовательностей точечных элементов на двухмерном экране на основе их распределения в трехмерном пространстве, при условии что множества таких последовательностей точечных элементов произвольно расположены в области трехмерного пространства, в результате чего на двухмерном экране формируется изображение, образованное последовательностями точечных элементов, на основе вычисленного распределения последовательностей точечных элементов на двухмерном экране.

Известны так называемые «режиссерские рисунки» (3), которые представляют собой цепь графических пояснений режиссера-постановщика в тексте пьесы в виде дополнительных рисунков расположения и направления движений актеров по сцене. При этом другие элементы режиссерской композиции у Станиславского и других режиссеров не фиксируются и существуют виртуально, подвергаясь произвольной трактовке при повторной постановке этим же или другим режиссером.

Целью предлагаемого изобретения является пространственно-временное последовательное графическое отображение сценического действия в части режиссуры, используемое в качестве отдельного приложения к тексту пьесы/постановки, для дальнейшего его идентификации и многократного воспроизведения.

Поставленная задача решается способом графического отображения объектов, движущихся в сценическом пространстве, заключающемся в графической записи каждой мизансцены, отличающемся тем, что вводится система нумерации каждого объекта и осуществляется проекция пронумерованных объектов на плоскость, при этом проекция отображается в виде графика с траекториями движения пронумерованных объектов к каждой мизансцене.

Кроме того, реализация способа может осуществляться в режиме цифрового формата с использованием вычислительной техники при соответствующем формате с использованием вычислительной техники при соответствующем программном обеспечении, в трехмерном виртуальном виде, как F (x, y, z), где z - третья координата.

Конкретный пример реализации представлен на фиг. 1 и 2, где сценическое пространство представлено в двух плоскостях: планировка S1 (фиг.1) и планировка в разрезе S2 (фиг.2). При этом используются чертежи с элементами оформления, выполненные художником-сценографом в объеме авторского решения спектакля. Масштаб задается таким образом, чтобы плоскости S1 и S2 вписывались в удобный для пользования формат А4.

Затем плоскости S1 и S2 помещаются в системы осей координат х1, y1 и х2, y2, соответственно.

На плоскостях S1 и S2 "накладываются" координатные сетки с фиксированным шагом L1, L2. Например, шаг по осям координат выбирается одинаковым, традиционно равным 1 м, т.е. L1=L2=L=1 м. Подбор системы координат и расположение координатных осей являются произвольными и разрабатывается в зависимости от конкретной сценографии.

После этого выделяется множество динамичных объектов (артисты и подвижные объекты), участвующих в соответствующем сценическом представлении (спектакль, концерт, шоу и т.п.), каждый из которых, будучи достаточно малым по отношению к параметрам сцены, принимается за точку в плоскостях S1 и S2.

Система кодирования точек выделенного множества выбирается произвольно, например для артистов предлагается мнемоническое правило: код связан с именем персонажа. Например, герой Макбет из одноименной пьесы В.Шекспира, кодируется как МсВ, ведьмы - W1, W2, W3 и т.д.

Соответственно, каждый динамичный объект (точка), в каждый момент сценического действия, получает координаты (х1, у1, х2, у2).

Учитывая, что значительная часть перемещений объектов сценического представления, как правило, происходит исключительно в плоскости S1, необходимость отображения в эти временные интервалы в плоскости S2 отпадает.

Сценическое представление разбивается от начала до конца на фрагменты ("куски" по К.С.Станиславскому), акты, сцены и т.п., образуя так называемый "событийный ряд" (по Г.А.Товстоногову) с соответствующей нумерацией.

При необходимости путем аппроксимации строится траектория движения сценических объектов и вычерчиваются соответствующие динамические схемы для каждого фрагмента представления.

Каждая динамическая схема дополняется, при необходимости, приложением с описанием действий объектов в данном фрагменте представления. Например:

1. Мост 1 и Мост 3 подняты на высоту 6 м, Мост 2 - на высоте 2 м.

2. Ведьмы (W1, W2, W3) уходят с авансцены под Мост 2 и закрепляются в заданных точках.

3. Мост 2 вместе с ведьмами поднимается до высоты 6 м.

4. Справа, из глубины сцены, по заданной траектории движется Макбет (МсВ). В правой руке держит горящий факел.

5. Макбет доходит до авансцены, опускается на колени (точка [-3;-1]) и тушит факел.

6. Световая перемена.

Получившийся в результате произведенных действий комплект графиков и приложений к ним с текстовым пояснением или машиночитаемый носитель с этим комплектом является фиксацией "режиссерского рисунка" спектакля.

Применение предлагаемого способа позволяет идентифицировать работу отдельно взятого режиссера-постановщика, осуществлять постановку сценического действия во время его отсутствия, соблюдая его авторские права, осуществлять контроль за соблюдением требований постановщика, создать документальную базу с целью разрешения судебных споров, касающихся авторства режиссеров и гарантировать им выплату авторского вознаграждения.

Кроме того, автоматизация данного способа позволяет сократить сроки создания вариантов "режиссерского рисунка" и обеспечить "объемное видение" режиссером сценической площадки с различных углов зрения, что возможно также зафиксировать.

Литература

1. Патент РФ №2025777, 1994 г.

2. Заявка на патент РФ №2001133356, 2003 г.

3. Режиссерские экземпляры К.С.Станиславского 1898-1990. "Дядя Ваня" А.П.Чехова 1899, Изд-во "Феникс", Москва - С.-Петербург, 1994 г.

Способ графического отображения объектов, движущихся в сценическом пространстве, заключающийся в графической записи каждой мизансцены, отличающийся тем, что вводится система нумерации каждого объекта и осуществляется проекция пронумерованных объектов на плоскость, при этом проекция отображается в виде графика с траекториями движения пронумерованных объектов к каждой мизансцене.